История возникновения и формирования казачества

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 15:46, реферат

Описание работы

Происхождение и формирование казачества

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………….2
Происхождение и формирование казачества……………….3
Донское казачество……………………………………………..13
Заключение………………………………………………………15
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

регионоведение.doc

— 83.50 Кб (Скачать)

    Они занимали 65 млн. десятин земли с  населением 4,4 млн. чел. (2,4 % населения  России), в том числе 480 тыс. служилого  состава. Среди казаков в национальном отношении преобладали русские (78%), на втором месте были украинцы (17%), на третьем буряты (2%).  Большинство казаков исповедовало православие, имелся большой процент старообрядцев (особенно в Уральском, Терском, Донском Войсках), а национальные меньшинства исповедовали буддизм и мусульманство.  
     На полях сражений Первой мировой войны принимало участие более 300 тыс. казаков (164 конных полка, 30 пеших батальонов, 78 батарей, 175 отдельных сотен, 78 полусотен, не считая вспомогательных и запасных частей). Война показала неэффективность использования больших конных масс (казаки составляли 2/3 численности русской кавалерии) в условиях сплошного фронта, высокой плотности огневой мощи пехоты и возросших технических средств обороны.

    Исключения  составили сформированные из добровольцев-казаков  мелкие партизанские отряды, успешно  действовавшие в тылу противника при выполнении диверсионных и разведывательных заданий. Казаки как значительная военная и социальная сила участвовали в Гражданской войне. Боевой опыт и профессиональная воинская подготовка казаков вновь была использована при решении острых внутренних социальных конфликтов. 
Декретом ВЦИК и СНК от 17 ноября 1917 формально казачество как сословие и казачьи формирования были упразднены. В Гражданскую войну казачьи территории стали основными базами Белого движения (особенно Дон, Кубань, Терек, Урал) и именно там велись самые ожесточенные бои.   
     Казачьи части являлись в численном отношении главной военной силой Добровольческой армии в борьбе с большевизмом. К этому казачество подтолкнула проводимая красными политика расказачивания (массовые расстрелы, взятие заложников, сожжение станиц, натравливание иногородних против казаков). В Красной Армии также имелись казачьи подразделения, но они представляли малую часть казачества (менее 10 %). По окончании Гражданской войны большое количество казаков оказалось в эмиграции (около 100 тыс. человек).

    В советское время официальная  политика расказачивания фактически продолжалась, хотя в 1925 пленум ЦК РКП(б) признал недопустимым «игнорирование особенностей казачьего  быта и применение насильственных мер  в борьбе с остатками казачьих традиций».

    Тем не менее казаки продолжали считаться  «непролетарскими элементами» и  подвергались ограничению в правах, в частности, запрет служить в  рядах Красной Армии был снят лишь в 1936, когда создали несколько  казачьих кавалерийских дивизий (а затем и корпусов), отлично проявивших себя во время Великой Отечественной войны. Гитлеровское командование с 1942 также формировало части из русских казаков (15 корпус вермахта, командир генерал Г. фон Панвиц) численностью более 20 тыс. человек.

    Во  время боевых действий они главным  образом использовались для охраны коммуникаций и борьбы против партизан в Италии, Югославии, Франции. После  поражения Германии в 1945 англичане  передали разоруженных казаков и  членов их семей (около 30 тыс. человек) советской стороне. Большинство из них было расстреляно, остальные попали в сталинские лагеря.

    Весьма  осторожное отношение властей к  казачеству (результатом чего стало  забвение его истории и культуры) породило современное казачье движение. Первоначально (в 1988-1989 годах) оно возникло как историко-культурное движение за возрождение казачества (по некоторым оценкам, около 5 млн. человек). К 1990 движение, выйдя за культурно-этнографические рамки, стало политизироваться. Началось интенсивное создание казачьих организаций и союзов, как на местах бывшего компактного проживания, так и в крупных городах, где за советский период осело большое количество потомков, спасавшихся от политических репрессий. Массовость движения, а также участие военизированных казачьих отрядов в конфликтах в Югославии, Приднестровье, Осетии, Абхазии, Чечне заставили правительственные структуры и местные власти обратить внимание на проблемы казачества.

    Дальнейшему росту казачьего движения способствовали постановление Верховного Совета РФ «О реабилитации казачества» от 16 июня 1992 и ряд законов. При Президенте России было создано Главное управление казачьих войск, ряд мероприятий по созданию регулярных казачьих частей предприняли силовые министерства (МВД, Погранвойска, Минобороны).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Донское казачество

    Изучение  истории непосредственно Донского казачества позволяет сделать вывод, что первоначальным ядром казаков являются раннесредневековые народы Кавказа, лежащие в основе этногенеза донского казачества. Вероятно, начальным периодом зарождения казачества на Дону следует считать конец X – начало XIII века, и донские казаки имеют полное право с гордостью заявить, что они «от Черкес и Горских народов взялися».

    Если  донские казаки происходят от черкесов «напрямую», т.е. в рамках единого этнокультурного региона Дон-Кавказ, с безусловным наличием на Дону их предков с античного времени, то днепровские (запорожские) казаки берут свое начало от тех же черкесов (адыгов) несколько позднее и иными путями.

      Уникальность созданной адыгами социально-политической системы заключается в том, что они смогли создать открытое, равноправное общество свободных граждан, базирующееся на свободолюбии, чести и личном достоинстве. В основе его лежат высоконравственные морально-этические нормы, позволяющие и поощряющие всю полноту самореализации личности. Доминирующие качества личности - честь и достоинство, не позволяют возникать и развиваться негативным социальным явлениям, приводящим к феодализации общества, т.е. эксплуатации человека человеком. Следует подчеркнуть, что это не стагнация развития общества вообще на одной из примитивных ступеней развития, а самопроизвольно возникший и интуитивно добровольно поддерживаемый тип общества. Это подлинно демократическое  общество вполне самодостаточно, выдержало многовековую проверку и является образцом для подражания. Доказательством могут служить «демократические племена» шапсугов, натухаевцев и абадзехов, у которых подобная форма общества просуществовала до 60-х годов XIX века. Подобное социально-политическое обустройство мы видим и у донских казаков допетровского времени.

    Существование данной системы у казаков как  части российского населения, ставит их в уникальное положение в отличие  от остальных регионов феодального  государства. И именно это являлось сущностью казачества, а не воинская доблесть и умение. И только в таком контексте термин «казак», т.е. принадлежащий к подобному обществу, будет означать «вольный, свободный». На период средневековья это была лучшая модель гармоничного соотношения Общества и Человека.

    Несомненно, что все представители различных  народов несли с собой  свою традиционную культуру и свой менталитет. Но, вероятно, первоначальное численное преобладание носителей адыгского/касожского образа жизни и его более явная приспособленность к существующим условиям, привели к поглощению инокультур, от которых сохранились только отдельные элементы. В результате сравнения мы видим у казаков доминирующую роль культуры северокавказских народов.

    Огромной заслугой славян и представителей иных народов является то, что они смогли глубоко воспринять, реализовать и сохранить те лучшие черты в принципе инородной культуры, которые были переданы им северокавказскими народами.

    Таким образом, возникновение такого яркого этнокультурного и социального  явления как казачество, непосредственно связано с народами Северного Кавказа, представители которых – адыги (черкесы) и аланы (осетины) являются прямыми «прародителями» этого явления.

    Как видим, роль кавказских народов в этногенезе населения юга России, несомненно, значительнее, чем это принято считать.  
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В настоящий момент идет бурный процесс  возрождения казачества. Созданы  региональные, общероссийские и даже всемирное казачьи объединения, действуют историко-культурные и  военно-патриотические казачьи общества, издаются районные и областные казачьи газеты и т. д. Поднимается вопрос о воссоздании казачьих областей как административных единиц. Этот процесс имеет особое значение для Северного Кавказа, где сосредоточены три важнейших казачьих войска: Донское, Кубанское, Терское. Возрождение казачества оказывает серьезное влияние на состояние межнациональных отношений в регионе.

    Закономерное  и прогрессивное духовное, культурное, этносоциальное возрождение казачества представляет собой один из ярких  и сложнейших феноменов отечественной и мировой истории. Оно протекает в условиях недостатка достоверной и объективной информации об исторических корнях, культурных традициях казачества, его роли в истории русского и других народов. К тому же на этот процесс накладывает отпечаток многолетнее замалчивание некоторых страниц трагической истории казачества в XX в., а также нынешнее кризисное положение России, обострение межнациональных отношений и политической борьбы, что придает возрождению казачества неоднозначный характер.  
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

    1. Гордеев А.А. История казаков. Ч.Ч.1-4. – М.: Мысль, 1991.
    2. Казачий круг. Альманах. Спец. выпуск № 1-2 . – М.: МГП. “Русское слово”, 1991.
    3. Казачество: Мысль современников о прошлом, настоящем и будущем казачества// Дон. – 1992. - ЧЧ. 1-2. Стр. 216 - 338.
    4. Козлов А.И. На историческом повороте. – Ростов н/Дону: Изд-во Рост. ун-та, 1997.
    5. Королев В.Н. К вопросу о славяно-русском населении на Дону в XIII-XVI веках// Северное Причерноморье и Поволжье во взаимоотношениях Востока и Запада в XII-XVI вв.- Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1989.- 152 с.
    6. Королев В.Н. Неизвестные страницы истории казачества.// Очерки истории Азова, вып. 5. – Азов, Азовский краеведческий музей, 2000 г. -272 с.: илл.

Информация о работе История возникновения и формирования казачества