Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 15:46, реферат
Происхождение и формирование казачества
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………….2
Происхождение и формирование казачества……………….3
Донское казачество……………………………………………..13
Заключение………………………………………………………15
Список используемой литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Список
используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня в условиях обретения политической свободы, демократизации жизни России идет сложный, противоречивый процесс возрождения казачества.
Новочеркасск, бывшая столица донского казачества, становится центром общественной жизни казаков: создано атаманское правление, город разделен на станицы, выбраны станичные атаманы, действует казачий Круг, работает инициативная группа по наведению порядка в городе, создано первое учебное заведение в городе - Донской Императора Александра III кадетский корпус и т.д.
Возрождение
казачества повлекло за собой повышенный
интерес к его истории. Наиболее спорным
и интересным был и остается вопрос о его
происхождении, о начальном моменте возникновения
и становлении.
Происхождение и формирование казачества
До настоящего времени ведутся споры об этимологии и семантике самого термина «казак», о различных корнях его происхождения.
Общественная
организация, быт, культура, идеология,
этнопсихический уклад, поведенческие
стереотипы, фольклор Донского казачества
всегда заметно отличались от порядков,
заведенных в других областях России.
Казачество зародилось в XIV веке на степных
незаселенных просторах между Московской
Русью, Литвой, Польшей и татарскими ханствами.
Его формирование, начавшееся после распада
Золотой Орды, проходило в постоянной
борьбе с многочисленными врагами вдали
от развитых культурных центров. О первых
страницах казачьей истории не сохранилось
достоверных письменных источников.
Истоки
происхождения казачества многие исследователи
пытались обнаружить в национальных
корнях предков казаков среди самых разных
народов (скифов, половцев, хазар, алан,
киргизов, татар, горских черкесов, касогов,
бродников, черных клобуков, торков и др.)
или рассматривали оригинальную казачью
воинскую общность как результат генетических
связей нескольких племен с пришедшими
в Причерноморье славянами, причем отсчет
этого процесса велся с начала новой эры.
Другие историки, напротив, доказывали
русскость казачества, делая упор на постоянность
нахождения славян в областях, ставших
колыбелью казачества. Оригинальная концепция
была выдвинута историком-эмигрантом
А.А. Гордеевым, считавшим, что предками
казаков является русское население в
составе Золотой Орды, поселенное татаро-монголами
на будущих казачьих территориях.
Долгое время доминировавшая официальная точка зрения, что казачьи общины появились в результате бегства русских крестьян от крепостной зависимости (а также взгляд на казачество как на особое сословие), были подвергнуты в XX веке аргументированной критике. Но и теория автохтонного (местного) происхождения имеет слабую доказательную базу и не подтверждается серьезными источниками. Вопрос о происхождении казачества по-прежнему остается открытым.
Нет
единодушия среди ученых и в вопросе
о происхождении слова «казак»
(«козак» по-украински). Делались попытки
производить это слово от названия народов,
некогда живших вблизи Днепра и Дона (касоги,
х(к)азары), от самоназвания современных
киргизов — кайсаки. Существовали и другие
этимологические версии: от турецкого
«каз» (т. е. гусь), от монгольского «ко»
(броня, защита) и «зах» (рубеж). Большинство
специалистов сходятся в том, что слово
«казачество» пришло с востока и имеет
тюркские корни. В русском языке это слово,
впервые упомянутое в русских летописях
1444 года, первоначально означало бездомных
и вольных воинов, поступавших на службу
с выполнением военных обязательств.
В формировании казачества участвовали
представители самых разных народностей,
но преобладали славяне. С этнографической
точки зрения первые казаки разделялись
по месту возникновения на украинских
и на русских. Среди и тех и других можно
выделить вольных и служилых казаков.
На Украине вольное казачество было представлено
Запорожской Сечью (просуществовало до
1775), а служилое — «реестровыми» казаками,
получавшими жалованье за службу в Польско-Литовском
государстве.
Русские служилые казаки (городовые, полковые
и сторожевые) использовались для защиты
засечных черт и городов, получая за это
жалование и земли в пожизненное владение.
Хотя они приравнивались «к служилым людям
по прибору» (стрельцы, пушкари), но в отличие
от них имели станичную организацию и
выборную систему военного управления.
В таком виде они просуществовали до начала
XVIII века.
Первая община русских вольных казаков
возникла на Дону, а затем на реках Яик,
Терек и Волга. В отличие от служилого
казачества центрами возникновения вольного
казачества стали побережья крупных рек
(Днепра, Дона, Яика, Терека) и степные просторы,
что накладывало заметный отпечаток на
казачество и определяло их жизненный
уклад.
Каждая крупная территориальная общность
как форма военно-политического объединения
независимых казачьих поселений называлось
Войском. Основным хозяйственным занятием
вольных казаков являлись охота, рыболовство,
животноводство. Например, в Донском Войске
до начала XVIII века хлебопашество было
запрещено под страхом смертной казни.
Как считали сами казаки, жили они «с травы
и воды».
Огромное значение в жизни казачьих общин
играла война: они находились в условиях
постоянного военного противостояния
с враждебными и воинственными кочевыми
соседями, поэтому одним из важнейших
источников существования для них являлась
военная добыча (в результате походов
«за зипунами и ясырем» в Крым, Турцию,
Персию, на Кавказ).
Совершались речные и морские походы
на стругах, а также конные набеги. Часто
несколько казачьих единиц объединялись
и совершали совместные сухопутные и морские
операции, все захваченное становилось
общей собственностью — дуваном.
Главной
особенностью общественной казачьей жизни
являлись военная организация с выборной
системой управления и демократические
порядки. Основные решения (вопросы войны
и мира, выборы должностных лиц, суд провинившихся)
принимались на общеказачьих собраниях,
станичных и войсковых кругах, или Радах,
являвшихся высшими органами управления.
Главная исполнительная власть принадлежала
ежегодно сменяемому войсковому (кошевому
в Запорожье) атаману. На время военных
действий избирался походный атаман, подчинение
которому было беспрекословным.
Дипломатические отношения с русским
государством поддерживались отправкой
в Москву зимовых и легких станиц (посольств)
с назначенным атаманом. С момента выхода
казачества на историческую арену его
взаимоотношения с Россией отличались
двойственностью. Первоначально они строились
по принципу независимых государств, имевших
одного противника. Москва и Казачьи Войска
являлись союзниками. Русское государство
выступало в качестве главного партнера
и играло ведущую роль как наиболее сильная
сторона. Кроме того, Казачьи Войска были
заинтересованы в получении от русского
царя денежной и военной помощи.
Казачьи территории выполняли важную
роль буфера на южных и восточных границах
русского государства, прикрывали его
от набегов степных орд. Казаки принимали
также участие во многих войнах на стороне
России против сопредельных государств.
Для успешного выполнения этих важных
функций в практику московских царей вошли
ежегодные посылки отдельным Войскам
подарков, денежного жалования, оружия
и боевых припасов, а также хлеба, поскольку
казаки его не производили.
Все сношения между казаками и царем велись
через Посольский приказ, т.е. как с иностранным
государством. Часто русским властям было
выгодно представлять вольные казачьи
общины как абсолютно независимые от Москвы.
С другой стороны, московское государство
было недовольно казачьими сообществами,
постоянно нападавшими на турецкие владения,
что часто шло вразрез с русскими внешнеполитическими
интересами.
Нередко между союзниками наступали периоды
охлаждения, и Россия прекращала всякую
помощь казакам. Недовольство Москвы вызывал
и постоянный уход подданных в казачьи
области. Демократические порядки (все
равны, ни властей, ни налогов) стали магнитом,
притягивавшим к себе все новых предприимчивых
и смелых людей из русских земель.
Опасения России оказались отнюдь не
беспочвенны — на протяжении XVII-XVIII веков
казачество шло в авангарде мощных антиправительственных
выступлений, из его рядов вышли предводители
казацко-крестьянских восстаний — Степан
Разин, Кондратий Булавин, Емельян Пугачев.
Велика была роль казаков во время событий
Смутного времени в начале XVII века. Поддержав
Лжедмитрия I, они составили существенную
часть его военных отрядов.
Позднее
вольное русское и украинское
казачество, а также русские служилые
казаки принимали активное участие в стане
самых разных сил: в 1611 они участвовали
в первом ополчении, во втором ополчении
уже преобладали дворяне, но на соборе
1613 именно слово казачьих атаманов оказалось
решающим при избрании царя Михаила Федоровича
Романова. Неоднозначная роль, которую
играли казаки в Смутное время, заставило
правительство в XVII веке проводить политику
резкого сокращения отрядов служилых
казаков на основной территории государства.
Но в целом российский трон, учитывая
важнейшие функции казачества как военной
силы в пограничных районах, проявляло
долготерпение и стремилось подчинить
его своей власти. Чтобы закрепить верность
российскому престолу, цари, используя
все рычаги, сумели добиться к концу XVII
века принятия присяги всеми Войсками
(последнее Войско Донское — в 1671).
Из
добровольных союзников казаки превратились
в российских подданных. С включением
юго-восточных территорий в состав
России казачество осталось лишь особой
частью российского населения, постепенно
потеряв многие свои демократические
права и завоевания.
С XVIII века государство постоянно регламентировало
жизнь казачьих областей, модернизировало
в нужном для себя русле традиционные
казачьи структуры управления, превратив
их в составную часть административной
системы российской империи.
С 1721 казачьи части находились в ведении казачьей экспедиции Военной коллегии. В том же году Петр I упразднил выборность войсковых атаманов и ввел институт наказных атаманов, назначаемых верховной властью.
Последних
остатков независимости казаки лишились
после поражения Пугачевского бунта в
1775, когда Екатерина II ликвидировала Запорожскую
Сечь. В 1798 по указу Павла I все казачьи
офицерские чины были приравнены к общеармейским,
а их обладатели получили права на дворянство.
В 1802 было разработано первое Положение
для казачьих войск. С 1827 августейшим атаманом
всех казачьих войск стал назначаться
наследник престола. В 1838 был утвержден
первый строевой устав для казачьих частей,
а в 1857 казачество перешло в ведение Управления
(с 1867 Главное Управление) иррегулярных
(с 1879 — казачьих) войск Военного министерства,
с 1910 — в подчинение Главного штаба.
Казачество
на протяжении веков являлось универсальным
родом вооруженных сил. Про казаков
говорили, что они рождались в
седле. Во все времена они считались
великолепными наездниками, не знавшими
себе равных в искусстве джигитовки. Военные
специалисты оценивали казачью конницу
как лучшую в мире легкую кавалерию. Воинская
слава казачества укрепилась на полях
сражений в Северную и Семилетнюю войны,
во время Итальянского и Швейцарского
походов А. В. Суворова 1799.
Особенно отличились казачьи полки в наполеоновскую
эпоху. Возглавляемые легендарным атаманом
М.И. Платовым иррегулярное воинство стало
одним из главных виновников гибели наполеоновской
армии в России в кампании 1812, а после заграничных
походов русской армии, по словам генерала
А.П. Ермолова, «казаки стали удивлением
Европы». Без казачьих сабель не обошлась
ни одна русско-турецкая война XVII-XVIII веков,
они участвовали в покорении Кавказа,
завоевании Средней Азии, освоении Сибири
и Дальнего Востока.
Успехи казачьей конницы объяснялись умелым применением в боях нерегламентированных никакими уставами дедовских тактических приемов: лава (охват противника в рассыпном строю), оригинальная система разведочной и сторожевой службы и др. Эти унаследованные от степняков казачьи «обороты» оказывались особенно эффективны и неожиданны при столкновениях с армиями европейских государств.
«Для того казак родится, чтоб царю на службе пригодиться» — гласит старинная казачья поговорка. Его служба по закону 1875 продолжалась 20 лет, начиная с 18-летнего возраста: 3 года в подготовительном разряде, 4 на действительной службе, 8 лет на льготе и 5 в запасе. На службу каждый являлся со своим обмундированием, снаряжением, холодным оружием и верховой лошадью.
За подготовку и несение воинской службы отвечала казачья община (станица). Собственно служба, особый вид самоуправления и система землепользования, как материальная основа, были тесно взаимосвязаны и в конечном итоге обеспечивали стабильное существование казачества в качестве грозной боевой силы.
Главным
собственником земли выступало
государство, которое от имени императора
отводило казачьему войску завоеванную
кровью их предков землю на правах
коллективной (общинной) собственности.
Полученную землю войско, оставив часть
на войсковой запас, делило между станицами.
Станичная община от имени войска периодически
занималась переделом земельных паев
(колебался от 10 до 50 десятин). За пользование
наделом и освобождение от налогов казак
и обязан был нести военную службу.
Войско также выделяло земельные наделы
и казакам-дворянам (пай зависел от офицерского
чина) в потомственную собственность,
но эти участки не могли продаваться лицам
невойскового происхождения.
В XIX веке основным хозяйственным занятием
казачества стало земледелие, хотя в разных
войсках имелись свои особенности и предпочтения,
например, интенсивное развитие рыболовства
как основной отрасли в Уральском, а также
в Донском и Уссурийском Войсках, охота
в Сибирском, виноделие и садоводство
на Кавказе, Дону и т. д.
В конце XIX века в недрах царской администрации
обсуждались проекты ликвидации казачества.
Накануне Первой мировой войны в России
насчитывалось 11 казачьих Войск: Донское
(1,6 млн.), Кубанское (1,3 млн.), Терское (260
тысяч), Астраханское (40 тыс.), Уральское
(174 тыс.), Оренбургское (533 тыс.), Сибирское
(172 тыс.), Семиреченское (45 тыс.), Забайкальское
(264 тыс.), Амурское (50 тыс.), Уссурийское
(35 тыс.) и два отдельных казачьих полка.
Информация о работе История возникновения и формирования казачества