Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 16:54, реферат
Давид Эмиль Дюркгейм — французский социолог и философ, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа, один из создателей социологии как самостоятельной науки.
В 1898—1913 годах Дюркгейм руководил изданием «Социологического ежегодника» — первого в мире специализированного научного журнала по социологии. Сотрудники этого журнала образовали научное сообщество «Французская социологическая школа», центральную проблематику которой составлял научный вопрос о социальной солидарности.
Таким образом, все изложенное выше, по отношению к социальным группам можно охарактеризовать одним определением – аномией, т.е. общим состоянием дезорганизации общества.
Уже подчеркивалось,
что центральной идеей, вокруг которой
концентрируется
Во-вторых, само явление
можно более или менее
В-третьих, существовала солидная официальная статистика (Адольфа Кетле), которая имела уже определенную теоретико-методологическую и эмпирическую подготовку и позволяла оперировать объективными данными.
Анализируя понятие
самоубийства, Дюркгейм дает следующее
определение: «Самоубийством называется
каждый смертный случай, который непосредственно
или опосредованно является результатом
положительного или отрицательного
поступка, совершенного самим пострадавшим,
если этот последний знал об ожидавших
его результатах». На основании статистических
данных он делает вывод, что кривая
самоубийств не является случайностью,
а подчинена известной
Свою типологию
самоубийств Дюркгейм выводил не
из индивидуальных мотивов, поскольку
считал, что они настолько многообразны
и зачастую неизвестны, что не имеют
социологического значения. Поэтому
он исходил из специфических состояний
общественного сознания, объясняющих
характер взаимоотношений индивида
и социальной группы.
Он выделял три типа самоубийств Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. - М.: Центр, эгоистическое,
альтруистическое,
аномическое.
В чем характерные черты каждого из типов самоубийства, и каким социальным процессам и состояниям общества они сопутствуют?
Первый тип самоубийств,
по Дюркгейму, коренится в разрыве
социальных связей между индивидом
и группой. Как считает Дюркгейм,
когда люди объединены и связаны
любовью с той группой, к которой
они принадлежат, то они легко
жертвуют своими интересами ради общей
цели и с большим упорством
борются за свое существование. Кроме
того, сознание цели, стоящей перед
ними, заставляет их забыть о личных
страданиях. В коллективе, как отмечает
он, можно наблюдать постоянный обмен
идей и чувств между всеми и
каждым, и поэтому индивид не предоставлен
своим единичным силам, а является
участником коллективной энергии и
находит в ней поддержку в
минуты слабости и упадка.
В этом плане, чем сильнее ослабевают внутренние связи с той группой, к которой принадлежит индивид, тем меньше он от нее зависит, и тем больше он будет руководствоваться соображениями своего личного интереса. И как следствие Дюркгейм дает определение эгоистическому самоубийству: «Если условиться, - пишет Дюркгейм, - называть эгоизмом такое состояние индивида, когда индивидуальное „Я" резко противополагает себя социальному „Я" и в ущерб этому последнему, то мы можем назвать эгоистичным тот частный вид самоубийства, который вызывается чрезмерной индивидуализацией». Продолжая свою мысль, он подчеркивает, что крайний индивидуализм не только благоприятствует деятельности причин, вызывающих самоубийства, но может сам считаться одной из причин такого рода. Он (индивидуализм) не только устраняет препятствия, сдерживающие стремление людей убивать себя, но сам возбуждает это стремление и дает место специальному виду самоубийств, которые носят на себе его отпечаток. Этим, по Дюркгейму, и «оправдывается название „эгоистическое самоубийство", которое мы ему дали».
Подчеркивая роль общества в стабилизации жизни людей, он прямо пишет, что отдельные индивиды настолько связаны с жизнью целого общества, что последнее не может стать больным, не заразив их. Страдания общества, по Дюркгейму, неизбежно передаются и его членам. Более того, общество, подчеркивается им, есть цель, которой мы отдали лучшие силы нашего существования, и поэтому, отрываясь от него, мы утрачиваем смысл нашей деятельности Владимиров С.А. Социология Э. Дюркгейма: взгляд из XXI века // Социологические исследования. - 2005. - № 3. - С. 64. . Таким образом, все разочарования индивида выражают собой состояние разложения, в котором находится общество.
Подводя итог своим рассуждениям относительно самоубийств данного типа, Дюркгейм считает, что эгоизм является не вспомогательным фактором, а производящей причиной. Если разрываются узы, соединяющие человека с жизнью, то это происходит потому, что ослабла его связь с обществом. Что же касается фактов частной жизни, кажущихся непосредственной и решающей причиной самоубийства, то они, по Дюркгейму, могут быть признаны только случайными. Такова логика его мышления по данной проблеме.
Альтруистическое
самоубийство выступает у Дюркгейма
своеобразной обратной стороной эгоистического.
Как он подчеркивает в этой связи,
если крайний индивидуализм приводит
человека к самоубийству, то недостаточно
развитая индивидуальность должна приводить
к тем же результатам. Или, говоря
другими словами, когда человек
отделился от общества, то в нем
легко зарождается мысль
Как поясняет Дюркгейм, во всех этих случаях человек лишает себя жизни не потому, что он сам хотел этого, а в силу того, что он должен был сделать так. Если он уклоняется от исполнения долга, то его ожидает бесчестье и чаще всего религиозная кара.
Поскольку для данного
типа самоубийства характерным является
то обстоятельство, что оно совершается
во имя долга, то мы должны отразить
это и терминологически и назовем
его обязательным альтруистическим
типом самоубийства. В целом же,
как считает Дюркгейм, в той
среде, где властвует альтруистическое
самоубийство, человек всегда готов
пожертвовать своею жизнью, но зато
он так же мало дорожит и жизнью
других людей.
Наконец, самоубийства вызываются аномией, социальной дезорганизацией, в итоге которой люди теряют привычный образ жизни и не могут приспособиться (адаптироваться) к новым социальным условиям. Это особенно относится к периодам кризисов и социальных потрясений, когда рушится сложившаяся иерархия ценностей: одни люди внезапно возвышаются, а другие теряют свое социальное положение, что порождает неустойчивость общества в целом и рост числа самоубийств.
Как отмечал Дюркгейм, в момент общественной дезорганизации - будет ли она происходить в силу болезненного кризиса или, наоборот, в период благоприятных, но слишком внезапных социальных преобразований - общество оказывается временно неспособным проявлять нужное воздействие на человека, и в этом мы находим объяснение тех резких повышений кривой самоубийств. Причем аномия, по Дюркгейму, является в наших современных обществах регулярным и специфическим фактором самоубийств, отличным от всех других типов самоубийств.
Эгоистическое самоубийство проистекает от того, что люди не видят смысла в жизни, альтруистическое - вызывается тем, что индивид видит смысл жизни вне ее самой, третий (аномический) вид определяется беспорядочной, неурегулированной человеческой деятельностью и сопутствующими ей страданиями. При эгоистическом виде самоубийства дефект находится в собственно коллективной деятельности, которая лишается смысла и значения.
При аномичном самоубийстве решающую роль играют исключительно индивидуальные страсти, которые не встречают на своем пути никакого сдерживающего фактора. Поэтому можно сказать, что эти два типа самоубийства, несмотря на то, что они имеют целый ряд общих точек соприкосновения, остаются независимыми друг от друга. Причем эгоистическое и аномическое самоубийства, по Дюркгейму, большую часть своих жертв вербуют в разнородных слоях общества. Первое распространено по преимуществу среди интеллигенции, в сфере умственного труда, а второе наблюдается главным образом в мире торговли и промышленности.
Исследование Дюркгейма
о самоубийстве имело большое
научное и практическое значение.
Эта проблема стала одной из важнейших
в общей системе