История социологической мысли запада

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 11:21, контрольная работа

Описание работы

Впервые слово "социология", обозначающее область научного знания было введено в научный оборот французским мыслителем Огюстом Контом в его работе "Курс позитивной философии" (1842). Как и многие другие философы того времени, Огюст Конт находился под воздействием крупных успехов в области естественных наук. Поэтому он, рассматривая проблемы общества и социального поведения, во-первых, поднял на щит девиз

Содержание

История социологической мысли запада 3
1. О.Конт – основоположник социологии 3
2. Французская школа 4
4. Немецкая школа 6
6. Социология марксизма 7
7. Английская школа 9
8. Формирование социологии в США 9
9. Чикагская школа 10
Заключение 12
Список использованной литературы 13

Работа содержит 1 файл

соцология.doc

— 66.00 Кб (Скачать)

Формирование  социологии в США 

     Следующий этап развития социологии начинается в 20-е годы XX века в США и продолжается по сей день.

     Центром мировой социологии становится США, где эта наука сразу же получила помощь государства и поддержку  университетов. Первый в мире социологический факультет, присваивающий докторские степени, возник в 1982 году Чикагском Университете. 

 

Чикагская школа 

     Как уже говорилось, в Чикагском университете в 1892 г. возник первый в мире социологический  университет, возглавляемого А. Смоллом, с которого началась институциализация университетской социологии. Сам университет был основан семейством Рокфеллеров. Чикагская социологическая школа (Chicago School of Sociology) - явление в социологической науке действительно уникальное, не только вызывающее интерес у исследователей, но и имеющее безусловную значимость для развития социологии и ее утверждения как академической дисциплины. Ее основателем считается Р. Парк.

     Чикагская школа социологии одна из первых школ в социальных науках занимала доминирующее положение в американской социологии в 1915-1935 гг. и оказала значительное влияние на развитие социологии. Подготовительный период в развитии этой школы (1892-1915) связан с деятельностью так называемой большой четверки - А. Смолла, Дж. Винсента, Ч. Хендерсона, Отличительные черты творчества представителей Чикагской школы - органичное соединение эмпирических исследований с теоретическими обобщениями, соединение различных подходов и методов, выдвижение гипотез в рамках единой организованной и направленной на конкретные практические цели программы.

     С точки зрения социологии труда в  деятельности Чикагской школы можно  выделить характерные особенности:

     1) развитие так называемой социальной  деятельности (social work) - практические  решения социальных проблем, порожденных урбанизацией и индустриализацией: безработицы, нищеты, преступности.

     2) появление в 1918 г. совместной  работы У. Томаса и Ф. Знанецкого "Польский крестьянин в Европе  и Америке", обозначившей новый  рубеж в развитии современной  социологии;

     3) разработка социально-экологической теории Р. Парка и Э. Берджеса, основными элементами которой являлись "социальная мобильность", "социо-экономический статус", "маргинальная личность".

     Для Чикагской школы характерно такое  соединение эмпирических исследований с теоретическими обобщениями, которые в тот период не представляли собой "высокой теории" в духе структурного функционализма, т. е. высокоабстрактного, жестко кодифицированного теоретического построения, претендующего на универсальное объяснение социальной реальности. Среди методических новшеств, числящихся за Чикагской школой, историки называют особый жанр написания социологических работ. Наравне с социологическими работами, основной частью содержания которых были абстрактные теоретические рассуждения, стали появляться работы, основанные на детально изученных реальных жизненных ситуациях, имеющие множество иллюстрирующих теоретические размышления цитат из интервью, дневников, и других личных документов исследуемых субъектов, что делало эти работы более живыми и близкими к изучаемому объекту.

     Первой  заявкой на лидерство Чикагской  школы в социологии была работа У. Томаса и Ф. Знанецкого "Польский крестьянин в Европе и Америке". Среди центральных тем исследования значилась социология города, разрабатывавшаяся  Р. Парком и Э. Берджесом в рамках социально-экологической теории. Городские исследования, проводившиеся в духе социального реформизма, были нацелены на установление "социального контроля" и "консенсуса". Соединение исследовательских программ с учебным процессом в университете способствовало появлению принципиально нового характера университетского обучения, его связи с решением конкретных эмпирических задач.

 

Заключение 

      То, что социология имеет глубокие  корни за рубежом ясно из  того, что первые теории общества (учения об общественной жизни) возникли уже в рамках античной философии IV века до нашей эры в трудах таких философов, как Платон, Аристотель и др. Их идеи стали использовать мыслители уже в эпоху нового времени. Зарубежная социология имеет очень большую, насыщенную, интересную и охватывающую огромные временные рамки, историю.

     Содержание современных направлений  социологии во многом определено  социологическими взглядами вдающихся  мыслителей ХIХ – начала ХХ вв. О. Конта, Г.Спенсера, Э. Дюркгейма, М. Вебера, Л.Ф. Уорда, а также современных ученых Т. Парсонса, Р. Мертона, П. Лазарсфельда и др.

    Современная же социология вобрала  в себя всю историю и на  этой основе продолжает своё  развитие. 

 

       Список  использованной литературы 

1. Социология.  Учебник для вузов./под ред. проф. Лавриненко В.П

2. Бачинин В.А. История западной социологии: Учебник / В.А. Бачинин, Ю.А. Сандулов. СПб.: Лань, 2002.

3. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. Минск.: Книжный дом, 2003.

4. Социология: Хрестоматия для студентов всех специальностей / Сост. О.И. Шестак, О.Н. Кошевая. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2004.


Информация о работе История социологической мысли запада