Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 11:21, контрольная работа
Впервые слово "социология", обозначающее область научного знания было введено в научный оборот французским мыслителем Огюстом Контом в его работе "Курс позитивной философии" (1842). Как и многие другие философы того времени, Огюст Конт находился под воздействием крупных успехов в области естественных наук. Поэтому он, рассматривая проблемы общества и социального поведения, во-первых, поднял на щит девиз
История социологической мысли запада 3
1. О.Конт – основоположник социологии 3
2. Французская школа 4
4. Немецкая школа 6
6. Социология марксизма 7
7. Английская школа 9
8. Формирование социологии в США 9
9. Чикагская школа 10
Заключение 12
Список использованной литературы 13
Содержание
История
социологической мысли запада
1. О.Конт – основоположник
социологии
2. Французская школа
4. Немецкая школа
6. Социология марксизма
7. Английская школа
8. Формирование
социологии в США
9. Чикагская школа
Заключение
Список использованной
литературы
История
социологической
мысли запада
О. Конт – основоположник социологии
Впервые слово "социология", обозначающее область научного знания было введено в научный оборот французским мыслителем Огюстом Контом в его работе "Курс позитивной философии" (1842). Как и многие другие философы того времени, Огюст Конт находился под воздействием крупных успехов в области естественных наук. Поэтому он, рассматривая проблемы общества и социального поведения, во-первых, поднял на щит девиз "Порядок и прогресс", где порядок понимался по аналогии с физикой как симметричность и уравновешенность структурных элементов общества (индивидов и групп), а прогресс - как использование знаний об обществе прежде всего для решения конкретных проблем, направленных на достижение оптимизации человеческих отношений, где, по его мнению, наблюдалось отставание от других наук.
Во-вторых, О. Конт считал, что социология должна рассматривать общество как некий обладающий собственной структурой организм, каждый элемент которого должен исследоваться с точки зрения полезности для общественного блага. Этот организм, по его мнению, действовал в соответствии с жестокими законами, подобно закону всемирного тяготения в физике. В связи с этим всю социологию О. Конт разделял на социальную статику и социальную динамику и допускал применение законов механики к изучению общества и его основных элементов.
Кроме того, говоря о получении знаний об обществе и законах его функционирования и развития, О. Конт предполагал прежде всего необходимость изучения отдельных социальных фактов, их сопоставления и проверки, практически полностью отрицая роль общей теории в социологии. Вместо теоретических обобщений эмпирических данных и сведения их в нечто целое французский мыслитель предполагал лишь первичное обобщение и строил картину общества в основном в виде мозаики отдельных взаимосвязанных фактов. Такой подход к получению и использованию научного знания принято квалифицировать как эмпиризм в социологии.
Историческая и научная роль Огюста Конта состоит прежде всего в том, что проблему изучения общества и взаимосвязей внутри него он поставил в рамках отдельной наукой, которую назвал социологией. К сожалению, О. Конт не смог определить достаточно четко предмет новой науки и найти научный метод, позволяющий всесторонне изучать закономерности общественного развития. Проведение им полной аналогии социальных явлений с явлениями, наблюдаемыми в физике, химии и медицине, ставилось под сомнение и критиковалось уже при его жизни. Даже первоначальное изучение общества показало, что социальная жизнь в значительной степени отличается от тех закономерностей, с которыми имеют дело естественные науки.
В
конце XIX века появилось первое поколение
социологов. Тогда центром мировой социологии
являлись европейские страны. Каждая из
которых, образовала свою школу и направление.
Французская школа
Эмиль Дюркгейм
Ближе всего к идеалу подошла концепция социологического знания Эмиля Дюркгейма (1858 – 1917), который в работе "Правила социологического метода" сформулировал принципы социологи, ставшие хрестоматийными и широко используемыми в современной западной социологии.
В его понимании социологии прослеживаются две тенденции : натурализм и социологический реализм. Первая уходит корнями в понимание общества как части природного мира. Вторая же тенденция представляет собой попытку установления специфики социального объекта, его несводимости к предметностям природного плана.
В первой тенденции Дюркгейм, как и многие его предшественники, апеллирует к общенаучным понятиям факта и закона; во второй тенденции он стремится придать этим понятиям специфически социологический смысл и на этой основе определить понятие социальности как особого объекта социологического познания, что и определило общий дух его концепции социологизма.
Дюркгейм формулирует правила, которые должны определить специфику социального факта.
Первое правило состоит в том, чтобы рассматривать социальные факты как вещи. Это означает, что:
а) социальные факты внешних для индивидов;
б) социальные факты могут быть объектами в том смысле, что они материальны, т.е. строго наблюдаемы и безличны;
в) факты связаны между собой отношением причинности, установление последней помогает сформулировать законы функционирования общества.
Второе правило состоит в требовании, что при изучении социолог должен освободиться от личных пристрастий, которые так или иначе приводят к искажению социальных фактов.
Третье правило состоит в признании первичности целостной системы перед составляющими ее частями. Из чего следует, что:
а) источник социальных фактов находится в обществе, а не в мышлении и поведении индивидов;
б) общество есть автономная система со своими собственными законами функционирования.
Таким образом, Дюркгейм выступил против чрезмерной индивидуализации истории и общественной жизни.
Немецкая школа
Социология Макса Вебера
Выдающуюся роль в развитии социологии в конце 19 – начале 20в. Сыграл немецкий мыслитель Макс Вебер (1864 – 1920). В настоящее время социология Макса Вебера переживает настоящее возрождение. Вновь осмысливаются и переосмысливаются многие стороны его философско-социологических взглядов.
Социальные действия составляют, по Веберу, систему их сознательного осмысленного взаимодействия. В таком качестве они образуют предмет внимания так называемой понимающей социологии, заключающейся в том, что если действия человека осмыслены и внутренне ориентированы на что-то, то социолог должен разобраться не только в содержании этих действий и в их возможных последствиях для других людей, но прежде всего в субъективных мотивах этой деятельности, в смысле тех духовных ценностей, которыми руководствуется действующий субъект. Другими словами, надо осмыслить, понять содержание духовного мира субъекта социального действия. В такой роли социология выступает как понимающая (социология понимания).
Макс Вебер создал и развил концепцию понимающей социологии, задачи которой, заключаются в том, чтобы понять и объяснить:
1).
Посредством каких осмысленных
действий люди пытаются
2).
Какие понятные социологу
Вебер исходит из того, что понимание социальных действий и внутреннего мира их субъектов может быть как логическим, так и чисто эмоциональным. В этом случае оно достигается посредством "вчувствования", "вживания" социолога во внутренний мир субъекта социального действия. Вебер называет этот процесс сопереживанием. Тот и другой уровни понимания социальных действи, играют свою роль. Однако более важно, по Веберу, логическое понимание социальных процессов, их осмысление на уровне науки.
Научность
и объективность у Вебера не расходятся
между собой. Ему присущ трезвый
и уважительный подход ко взглядам
и теориям своих оппонентов. Это выдающийся
мыслитель и современное возрождение
учения Вебера вполне оправдано. Многие
высказанные им идеи получают своё дальнейшее
развитие не только в странах запада.
Социология
марксизма
Социология марксизма — это теория социального развития общества, созданная К. Марксом (1818— 1883) и Ф. Энгельсом (1820—1895) в середине — второй половине XIX в. Ее место и роль в истории социологической мысли определяются тем, что функционирование общества, сознание и поведение живущих в нем людей анализируются, прежде всего, через призму материальных условий их жизни, через противоречия и конфликты в реально существующем способе производства.
Следует прежде всего отметить два принципиальных соображения. Первое. Их идеи рассматриваются в контексте того времени, когда они жили. Поэтому неправомерно отождествлять их воззрения с ленинизмом, сталинизмом, троцкизмом, маоизмом и т.д., где используются авторитет и отдельно взятые идеи марксизма. Словом, есть социология марксизма и множество постмарксистских течений, школ, которые называются марксистскими. Второе. Маркс и Энгельс одними из первых стали использовать эмпирические социологические исследования в своих теоретических работах — "Анкета для рабочих" , "Положение рабочего класса в Англии" и другие.
Маркс выдвинул и обосновал, что решающую роль играет, способ материального производства. При этом он отстаивал положение о первичности бытия по отношению к общественному сознанию. Отправным пунктом анализа всех обществ для Маркса являлось выяснение состояния производительных сил, научного и технического знания, материальных отношений между людьми.
Маркс
объясняет возникновение
Маркс был первым социологом, который рассматривал общество как объективную саморазвивающуюся реальность. Источником этого саморазвития являются противоречия и конфликты. Изменяются противоречия и конфликты — соответственно изменяются формы мышления людей, происходит переоценка ценностей. Если постоянно не учитываются материальные интересы масс, если противоречия нарастают и углубляются, то возникает революционное сознание, приводящее массы в движение, и через социальную революцию происходит радикальное изменение, качественное обновление общественных отношений.
Такой
взгляд на общество вошел в историю
общественной мысли как диалектический
материализм. Он был применен Марксом
к конкретному анализу
Английская школа
В Англии наибольший вклад в мировую социологию внес Герберт Спенсер(1820-1903гг.) Он был основателем структурного функционализма, который относят к ведущим доктринам.
С точки зрения функционализма, общество представляет собой сложную систему социальных элементов (групп, институтов, индивидов), находящихся в состоянии активного взаимодействия, направляемого системами ценностей, имеющих априорное происхождение.
Отношения
структурных единиц строится на основе
функций, обеспечивающих выживание
общества как целого. Спенсер выделил
4 вида таких функций: адаптация (проблема
рациональной организации и распределения
ресурсов), целеориентация (проблема определения
целей), интеграция (проблема сохранения
внутреннего единства системы - обязательных
норм, правил и т.д.), поддержание образца
(проблема мотивации и согласования личных
мотивов с целями и ценностями общества).
Каждой функции соответствует своя подсистема
(экономика, политика, институты социального
контроля, социализация) и социальные
институты (заводы, банки, - партии, государство,
-семья, школа, религия)