История социологической мысли запада

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 11:21, контрольная работа

Описание работы

Впервые слово "социология", обозначающее область научного знания было введено в научный оборот французским мыслителем Огюстом Контом в его работе "Курс позитивной философии" (1842). Как и многие другие философы того времени, Огюст Конт находился под воздействием крупных успехов в области естественных наук. Поэтому он, рассматривая проблемы общества и социального поведения, во-первых, поднял на щит девиз

Содержание

История социологической мысли запада 3
1. О.Конт – основоположник социологии 3
2. Французская школа 4
4. Немецкая школа 6
6. Социология марксизма 7
7. Английская школа 9
8. Формирование социологии в США 9
9. Чикагская школа 10
Заключение 12
Список использованной литературы 13

Работа содержит 1 файл

соцология.doc

— 66.00 Кб (Скачать)

Содержание 

История социологической мысли запада                                                         3

1. О.Конт – основоположник социологии                                                        3

2. Французская школа                                                                                        4

4. Немецкая школа                                                                                              6

6. Социология марксизма                                                                                   7

7. Английская школа                                                                                           9

8. Формирование социологии в США                                                               9

9. Чикагская школа                                                                                             10

Заключение                                                                                                          12

Список использованной литературы                                                                13 

 

     

История социологической  мысли запада 

О. Конт – основоположник социологии

     Впервые слово "социология", обозначающее область научного знания было введено  в научный оборот французским  мыслителем Огюстом Контом в его работе "Курс позитивной философии" (1842). Как и многие другие философы того времени, Огюст Конт находился под воздействием крупных успехов в области естественных наук. Поэтому он, рассматривая проблемы общества и социального поведения, во-первых, поднял на щит девиз "Порядок и прогресс", где порядок понимался по аналогии с физикой как симметричность и уравновешенность структурных элементов общества (индивидов и групп), а прогресс - как использование знаний об обществе прежде всего для решения конкретных проблем, направленных на достижение оптимизации человеческих отношений, где, по его мнению, наблюдалось отставание от других наук.

     Во-вторых, О. Конт считал, что социология должна рассматривать общество как некий  обладающий собственной структурой организм, каждый элемент которого должен исследоваться с точки зрения полезности для общественного блага. Этот организм, по его мнению, действовал в соответствии с жестокими законами, подобно закону всемирного тяготения в физике. В связи с этим всю социологию О. Конт разделял на социальную статику и социальную динамику и допускал применение законов механики к изучению общества и его основных элементов.

     Кроме того, говоря о получении знаний об обществе и законах его функционирования и развития, О. Конт предполагал прежде всего необходимость изучения отдельных социальных фактов, их сопоставления и проверки, практически полностью отрицая роль общей теории в социологии. Вместо теоретических обобщений эмпирических данных и сведения их в нечто целое французский мыслитель предполагал лишь первичное обобщение и строил картину общества в основном в виде мозаики отдельных взаимосвязанных фактов. Такой подход к получению и использованию научного знания принято квалифицировать как эмпиризм в социологии.

     Историческая  и научная роль Огюста Конта состоит прежде всего в том, что проблему изучения общества и взаимосвязей внутри него он поставил в рамках отдельной наукой, которую назвал социологией. К сожалению, О. Конт не смог определить достаточно четко предмет новой науки и найти научный метод, позволяющий всесторонне изучать закономерности общественного развития. Проведение им полной аналогии социальных явлений с явлениями, наблюдаемыми в физике, химии и медицине, ставилось под сомнение и критиковалось уже при его жизни. Даже первоначальное изучение общества показало, что социальная жизнь в значительной степени отличается от тех закономерностей, с которыми имеют дело естественные науки.

     В конце XIX века появилось первое поколение социологов. Тогда центром мировой социологии являлись европейские страны. Каждая из которых, образовала свою школу и направление. 

Французская школа

Эмиль Дюркгейм

     Ближе всего к идеалу подошла концепция  социологического знания Эмиля Дюркгейма (1858 – 1917), который в работе "Правила  социологического метода" сформулировал принципы социологи, ставшие хрестоматийными и широко используемыми в современной западной социологии.

     В его понимании социологии прослеживаются две тенденции : натурализм и социологический  реализм. Первая уходит корнями в  понимание общества как части природного мира. Вторая же тенденция представляет собой попытку установления специфики социального объекта, его несводимости к предметностям природного плана.

     В первой тенденции Дюркгейм, как и  многие его предшественники, апеллирует к общенаучным понятиям факта и закона; во второй тенденции он стремится придать этим понятиям специфически социологический смысл и на этой основе определить понятие социальности как особого объекта социологического познания, что и определило общий дух его концепции социологизма.

     Дюркгейм  формулирует правила, которые должны определить специфику социального  факта.

     Первое  правило состоит в том, чтобы  рассматривать социальные факты  как вещи. Это означает, что:

     а) социальные факты внешних для индивидов;

     б) социальные факты могут быть объектами в том смысле, что они материальны, т.е. строго наблюдаемы и безличны;

     в) факты связаны между собой  отношением причинности, установление последней помогает сформулировать законы функционирования общества.

     Второе  правило состоит в требовании, что при изучении социолог должен освободиться от личных пристрастий, которые так или иначе приводят к искажению социальных фактов.

     Третье  правило состоит в признании  первичности целостной системы  перед составляющими ее частями. Из чего следует, что:

     а) источник социальных фактов находится  в обществе, а не в мышлении и  поведении индивидов;

     б) общество есть автономная система со своими собственными законами функционирования.

     Таким образом, Дюркгейм выступил против чрезмерной индивидуализации истории и общественной жизни.

 

Немецкая  школа

Социология Макса Вебера

     Выдающуюся  роль в развитии социологии в конце 19 – начале 20в. Сыграл немецкий мыслитель  Макс Вебер (1864 – 1920). В настоящее  время социология Макса Вебера переживает настоящее возрождение. Вновь осмысливаются и переосмысливаются многие стороны его философско-социологических взглядов.

     Социальные  действия составляют, по Веберу, систему  их сознательного осмысленного взаимодействия. В таком качестве они образуют предмет внимания так называемой понимающей социологии, заключающейся в том, что если действия человека осмыслены и внутренне ориентированы на что-то, то социолог должен разобраться не только в содержании этих действий и в их возможных последствиях для других людей, но прежде всего в субъективных мотивах этой деятельности, в смысле тех духовных ценностей, которыми руководствуется действующий субъект. Другими словами, надо осмыслить, понять содержание духовного мира субъекта социального действия. В такой роли социология выступает как понимающая (социология понимания).

     Макс  Вебер создал и развил концепцию  понимающей социологии, задачи которой, заключаются в том, чтобы понять и объяснить:

     1). Посредством каких осмысленных  действий люди пытаются осуществить  свои стремления, в какой степени  и по каким причинам им это удавалось или не удавалось;

     2). Какие понятные социологу последствия  имели их стремления для "осмысленно-соотнесённого  поведения других людей".

     Вебер исходит из того, что понимание  социальных действий и внутреннего  мира их субъектов может быть как логическим, так и чисто эмоциональным. В этом случае оно достигается посредством "вчувствования", "вживания" социолога во внутренний мир субъекта социального действия. Вебер называет этот процесс сопереживанием. Тот и другой уровни понимания социальных действи, играют свою роль. Однако более важно, по Веберу, логическое понимание социальных процессов, их осмысление на уровне науки.

     Научность и объективность у Вебера не расходятся между собой. Ему присущ трезвый  и уважительный подход ко взглядам и теориям своих оппонентов. Это выдающийся мыслитель и современное возрождение учения Вебера вполне оправдано. Многие высказанные им идеи получают своё дальнейшее развитие не только в странах запада. 

Социология  марксизма 

     Социология  марксизма — это теория социального развития общества, созданная К. Марксом (1818— 1883) и Ф. Энгельсом (1820—1895) в середине — второй половине XIX в. Ее место и роль в истории социологической мысли определяются тем, что функционирование общества, сознание и поведение живущих в нем людей анализируются, прежде всего, через призму материальных условий их жизни, через противоречия и конфликты в реально существующем способе производства.

     Следует прежде всего отметить два принципиальных соображения. Первое. Их идеи рассматриваются в контексте того времени, когда они жили. Поэтому неправомерно отождествлять их воззрения с ленинизмом, сталинизмом, троцкизмом, маоизмом и т.д., где используются авторитет и отдельно взятые идеи марксизма. Словом, есть социология марксизма и множество постмарксистских течений, школ, которые называются марксистскими. Второе. Маркс и Энгельс одними из первых стали использовать эмпирические социологические исследования в своих теоретических работах — "Анкета для рабочих" , "Положение рабочего класса в Англии" и другие.

     Маркс выдвинул и обосновал, что решающую роль играет, способ материального производства. При этом он отстаивал положение о первичности бытия по отношению к общественному сознанию. Отправным пунктом анализа всех обществ для Маркса являлось выяснение состояния производительных сил, научного и технического знания, материальных отношений между людьми.

     Маркс объясняет возникновение определенных социальных структур и отношений, политических и культурных институтов всецело из тенденции экономического развития, хотя в жизни сплошь и рядом можно наблюдать обратные связи. Поэтому у него было много оппонентов. Очевидно, что резкое акцентирование роли способа производства материальной жизни вольно или невольно умаляет значимость культурных, духовных, религиозных ценностей в развитии общества. Следует заметить, что многие последователи марксизма столь абсолютизировали эту мысль, что вовсе игнорировали важную роль культурных ценностей. Вместе с тем в высказываниях самого Маркса, никак не просматривается стремление свести действие всех факторов общественной жизни лишь к одному — экономическому, не отрицается их взаимодействие.

     Маркс был первым социологом, который рассматривал общество как объективную саморазвивающуюся реальность. Источником этого саморазвития являются противоречия и конфликты. Изменяются противоречия и конфликты — соответственно изменяются формы мышления людей, происходит переоценка ценностей. Если постоянно не учитываются материальные интересы масс, если противоречия нарастают и углубляются, то возникает революционное сознание, приводящее массы в движение, и через социальную революцию происходит радикальное изменение, качественное обновление общественных отношений.

     Такой взгляд на общество вошел в историю  общественной мысли как диалектический материализм. Он был применен Марксом  к конкретному анализу капитализма  его времени.

 

 Английская школа 

     В Англии наибольший вклад в мировую  социологию внес Герберт Спенсер(1820-1903гг.) Он был основателем структурного функционализма, который относят к ведущим доктринам.

     С точки зрения функционализма, общество представляет собой сложную систему  социальных элементов (групп, институтов, индивидов), находящихся в состоянии  активного взаимодействия, направляемого системами ценностей, имеющих априорное происхождение.

     Отношения структурных единиц строится на основе функций, обеспечивающих выживание  общества как целого. Спенсер выделил 4 вида таких функций: адаптация (проблема рациональной организации и распределения ресурсов), целеориентация (проблема определения целей), интеграция (проблема сохранения внутреннего единства системы - обязательных норм, правил и т.д.), поддержание образца (проблема мотивации и согласования личных мотивов с целями и ценностями общества). Каждой функции соответствует своя подсистема (экономика, политика, институты социального контроля, социализация) и социальные институты (заводы, банки, - партии, государство, -семья, школа, религия) 

Информация о работе История социологической мысли запада