Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 20:36, реферат
Социальная психология является относительно молодой гуманитарной наукой, динамично развивающейся в последнее время. Социально-психологические знания имеют богатейшую и интереснейшую историю и широкое прикладное значение в самых различных областях жизни современного общества. Социальная психология - наука, изучающая механизмы и закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включенностью в социальные группы и общности, а также психологические особенности этих групп и общностей.
Введение 3
2.1. Место социальной психологии в системе научного знания 5
2.2. История формирования социально-психологических идей 14
2.3. Методологические проблемы социально-психологического исследования 19
Заключение 24
Список литературы 26
Содержание
Социальная психология является относительно молодой гуманитарной наукой, динамично развивающейся в последнее время. Социально-психологические знания имеют богатейшую и интереснейшую историю и широкое прикладное значение в самых различных областях жизни современного общества. Социальная психология - наука, изучающая механизмы и закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включенностью в социальные группы и общности, а также психологические особенности этих групп и общностей.
Психология
обычно понимается как наука о
человеческом поведении, а социальная
психология – как раздел этой науки,
имеющий дело с человеческим взаимодействием.
Первостепенной задачей науки полагается
установление общих законов путем систематического
наблюдения. Социальными психологами
такие общие законы разрабатываются для
описания и объяснения человеческого
взаимодействия. Это традиционное видение
научного закона повторяется в том или
ином виде во всех фундаментальных трактовках
целей и задач психологической науки.
DiRenzo (1966) пишет, что “полное объяснение”
в поведенческих науках - это такое объяснение,
которое наделено статусом неизменного
закона» (p.11). Krech, Crutchfild и Ballachey (1962) подчеркивают,
что «вне зависимости от того, интересует
нас социальная психология как фундаментальная
или прикладная наука, она основывается
на определенном наборе научных принципов»
(p. 3). Jones и Gerard (1967) вторят этой точке зрения:
«Наука стремится понять факторы, которые
определяют стабильные связи между явлениями»
(p. 42). По выражению Миллса (Mills, 1969), «социальные
психологи хотят раскрыть причинные связи
с тем, чтобы установить основные принципы,
который объяснят социально-психологические
феномены»
Само сочетание слов «социальная психология» указывает на специфическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания. Возникнув на стыке наук — психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус, который приводит к тому, что каждая из «родительских» дисциплин довольно охотно включает ее в себя в качестве составной части. Такая неоднозначность положения научной дисциплины имеет много различных причин. Главной из них является объективное существование такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психологии и социологии. С одной стороны, любое общественное явление имеет свой «психологический» аспект, поскольку общественные закономерности проявляются не иначе как через деятельность людей, а люди действуют, будучи наделенными сознанием и волей. С другой стороны, в ситуациях совместной деятельности людей возникают совершенно особые типы связей между ними, связей общения и взаимодействия, и анализ их невозможен вне системы психологического знания.
Теоретические и практические задачи социальной психологии:
1. Продолжение углубленных исследований проблем, относящихся к предмету социальной психологии во взаимодействии с другими науками;
2. Содержательный пересмотр социально-психологических проблем в связи с изменившимися социальными условиями в нашей стране;
3. Исследование новых социально-психологических явлений (этнических, экономических, классовых, политических, идеологических и др.); 4.Социально-психологические исследования изменений в массовом сознании, общественных настроениях и общественном мнении;
5.Анализ возрастания роли социальной психологии в условиях реформирования общества;
6.Взаимодействие социальной психологии с прикладной и практической психологией;
7. Обеспечение взаимосвязи отечественной социальной психологии с различными направлениями зарубежной социальной психологии.
Структурирование современной социальной психологии невозможно понять, не рассмотрев интеграционных процессов, в которые она включена. Это относится прежде всего к интеграции социальной психологии с многочисленными психологическими отраслями, на «стыке» которых возникла большая совокупность социально-психологических направлений исследования, постепенно оформившихся в относительно самостоятельные подотрасли -части социальной психологии. Этот «контур» (или уровень) интеграции можно обозначить как внешний социально-психологический. Социальная психология личности, например, сформировалась как результат интеграции социальной психологии с психологией личности, социопсихо-лингвистика — социальной психологии с психолингвистикой, социально-педагогическая психология — социальной и отрасли образовались социальные психологии: труда, управления, спорта, педагогической психологии и т. д. Как смежные психологические искусства, социально-историческая и социально-политическая психология, психология межнациональных отношений. Этот интеграционный процесс продолжается — в настоящее время идет интенсивное формирование социально-экономической и социально-экологической психологии.
Таким образом, описанные ранее части социальной психологии, которые разделились и влились в различные сферы общественной жизни и виды жизнедеятельности человека, дифференцировались именно в «зонах» интеграции социальной психологии с другими психологическими отраслями. В этом смысле процессы дифференциации и интеграции социальной психологии, несмотря на их полярность, тесно взаимосвязаны.
Интеграционные процессы характерны и для самой социальной психологии — это внутренний социально-психологический «контур» интеграции. Проявляется он в объединении теоретического, эмпирического и практического методов анализа социально-психологических данных, в одновременном изучении различных социально-психологических объектов (например, личности в группе, личности и малых групп в организации, малых групп в контексте больших социальных групп и т. п.). Наиболее очевидным направлением внутренней интеграции социальной психологии является объединение ее частей, дифференцировавшихся по сферам общественной жизни и видам жизнедеятельности людей; В результате возникло и продолжает появляться множество интегрированных научных направлений, например: психология руководства педагогическим коллективом (на стыке социальной психологии управления и социальной психологии образования ведутся исследования под руководством Р.Х. Шакурова), психология руководства научным коллективом (М.Г. Ярошевский), социальная психология творчества инженеров (Э.С. Чугунова), психология познания в процессах общения (Ю.К. Корнилов) и т. д.
Посмотрим как интерпретируется определение социальной психологии в учебнике Андреевой Г.М. "Социальная психология - отрасль психологической науки, которая изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включенностью их в социальные группы, а также психологические особенности самих этих групп".(1) Листая учебник Андреевой Г.М. "Социальная психология" мы невольно сталкиваемся с очень конкретными названиями абзацев, такими как: "дискуссия о предмете социальной психологии", "задачи социальной психологии и проблемы общества", находим такие громкие фразы типа "сфера собственных интересов социальной психологии" просматривается довольно четко, что
и позволяет отграничить ее как от проблем социологии, так и от проблем общей психологии.
В истории советской социальной психологии можно выделить два этапа этой дискуссии: 20-е гг. и конец 50-х — начало 60-х гг. Оба эти этапа имеют не только исторический интерес, но и помогают более глубоко понять место социальной психологии в системе научного знания и способствуют выработке более точного определения ее предмета.
В 20-е гг., т.е. в первые годы Советской власти, дискуссия о предмете социальной психологии была стимулирована двумя обстоятельствами. С одной стороны, сама жизнь в условиях послереволюционного общества выдвинула задачу разработки социально-психологической проблематики. С другой стороны, идейная борьба тех лет неизбежно захватила и область социально-психологического знания. Как известно, эта идейная борьба развернулась в те годы между материалистической и идеалистической психологией, когда вся психология как наука переживала период острой ломки своих философских, методологических оснований. Для судьбы социальной психологии особое значение имела точка зрения Г.И. Челпанова, который, защищая позиции идеалистической психологии, предложил разделить психологию на две части: социальную и собственно психологию. Социальная психология, по его мнению, должна разрабатываться в рамках марксизма, а собственно психология должна остаться эмпирической наукой, не зависимой от мировоззрения вообще и от марксизма в частности (Челпанов, 1924). Такая точка зрения формально была за признание права социальной психологии на существование, однако ценой отлучения от марксистских философских основ другой части психологии (см.: Будилова, 1971).
Позиция
Г.И. Челпанова оказалась
Особенно радикальными оказались те предложения, которые были высказаны относительно перестройки социальной психологии в связи с дискуссией, развернувшейся в те годы по поводу понимания идеологии. М.А. Рейснер, например, предлагал построить марксистскую социальную психологию путем прямого соотнесения с историческим материализмом ряда психологических и физиологических теорий. Но, поскольку сама психология должна строиться на учении об условных рефлексах, в социально-психологической сфере допускалось прямое отождествление условных рефлексов, например, с надстройкой, а безусловных — с системой производственных отношений. В конечном счете социальная психология объявлялась наукой о социальных раздражителях разных видов и типов (Рейснер, 1925).
Социальная психология, или «психология народов», как ее понимал Вундт, рассматривала в качестве своего предмета язык, мифы, обычаи, искусство, религию, которые Выготский назвал «сгустками идеологии», «кристаллами» (Выготский, 1987. С. 16). По его мнению, задача психолога заключается не в том, чтобы изучать эти «кристаллы», а в том, чтобы изучить сам «раствор». Но «раствор» нельзя изучить так, как предлагает Бехтерев, т.е. вывести коллективную психику из индивидуальной. Выготский не соглашается с той точкой зрения, что дело социальной психологии — изучение психики собирательной личности. Психика отдельного лица тоже социальна, поэтому она и составляет предмет социальной психологии. В этом смысле социальная психология отличается от коллективной психологии: «предмет социальной психологии — психика отдельного человека, а коллективной — личная психология в условиях коллективного проявления (например, войска, церкви)» (Выготский, 1987. С. 20). На первый взгляд кажется, что эта позиция сильно отличается от современного взгляда на социальную психологию, как она была нами условно определена. Но в действительности отличие здесь чисто терминологическое: Выготский сравнивает не «общую» и «социальную» психологию (как это обычно делается теперь), а «социальную» и «коллективную». Нельзя сказать, что в период 30-х годов, то есть во время наибольшего бума экспериментальных исследований, теоретические работы вообще исчезли. Они были непопулярны, малочисленны, но продолжали существовать. В эти годы интерес к ним явно возрастает. В основном они концентрируются вокруг четырёх направлений: бихевиоризма, психоанализа, так называемых когнитивных теорий и интеракционизма. Из четырёх названных направлений три представляют собой социально-психологические варианты основных течений психологической мысли, а четвёртое направление – интеракционизм – представляет социологический источник.
Социальные учёные становятся бихевиористами, поскольку они подходят к изучению людей, фокусируя внимание, прежде всего не на продуктах их деятельности, а на поведении, понимаемом как совокупность двигательных и сводимых к ним словесных и эмоциональных реакций на воздействие внешней среды, на том, что они делают.
Родоначальником этого ведущего направления американской психологии I половины XX века стал Эдуард Торндайк, а программу и термин предложил Джон Бродес Уотсон в 1913 году.
Бихевиоризм – это наука о поведении, понимаемом как совокупность двигательных и сводимых к ним словесных и эмоциональных ответов на воздействие внешней среды.
Это направление в социальной психологии использует те варианты общепсихологического течения, которые связаны с необихевиоризмом, в котором выделяются два направления, связанные с именами Кларка Леонарда Халла (введение идеи промежуточных переменных) и Берреса Фредерика Скиннера (сохранение наиболее ортодоксальных форм классического бихевиоризма). В рамках подхода Халла в социальной психологии разработан ряд теорий, прежде всего теория фрустрации-агрессии; многочисленные модели диадического взаимодействия. Характерным для работ этого рода является использование представлений математической теории игр. Особняком стоят в социально-психологическом необихевиоризме идеи социального обмена.
Необихевиоризм претендует на создание стандарта подлинно научного исследования, с хорошо развитым лабораторным экспериментом, техникой измерения. Однако сама стратегия исследования несёт на себе черты принципиальной позиции бихевиоризма. В рамках этого течения меньше всего улавливается «социальный контекст», и социальная психология имеет наименее «социальный» вид.
Психоанализ - это метод психотерапии, ставящий в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации. Он не получил столь широкого распространения в социальной психологии, как бихевиоризм. Однако и здесь есть ряд попыток построения специальных социально-психологических теорий.
Обычно в этих случаях называют неофрейдизм и, в частности, работы Эриха Фромма и Харри Стэка Салливена. Вместе с тем существует и другой ряд теорий, более непосредственно включающих в орбиту социальной психологии идеи классического фрейдизма. Примерами таких теорий являются все теории групповых процессов: теории В. Байона, В. Бенниса и Г. Шепарда, В. Шутца. В отличие от бихевиоризма здесь предпринимается попытка уйти от только диадического взаимодействия двух индивидов и рассмотреть ряд процессов в более многочисленной группе. Именно в рамках этого течения зародилась практика создания так называемых