Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2011 в 14:46, контрольная работа
В своей работе я хотела бы рассмотреть, как проводились переписи в нашей стране, какие вопросы и задачи ставились при их проведении и каким образом они решались. В первую очередь интересна история переписи, как она возникла и почему именно она может решить вопросы в различных областях. Их результаты имеют важное политическое, хозяйственное и научное значение. В развитом демократическом обществе полная и точная информация о населении дает важные исходные данные для управления всеми сферами жизни общества.
Введение
Значение переписи населения……………………………………………..4-6
История переписи населения. Первая перепись России 1897 года…………………………………………………………………………7-11
Категории населения, учитываемые в переписи. Основные принципы переписи как научно организованной формы учета населения…………………………………………………………………12-15
Переписи Советской России, и их программы. Переписи России после советского периода………………………………………………………16-25
Причины и особенности микропереписи населения 1994 года………………………………………………………………………..25-26
Подготовка, проведение и некоторые качественные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года……………………………………………...26
6.1. Финансирование ВПН 2002 года……………………………………....26
6.2. Подготовка к переписи и утверждение вопросника ВПН 2002
года…………………………………………………………………...27-29
6.3. Методологические особенности переписи 2002 года……………..30-32
Заключение
Список использованной литературы
Последняя перепись в СССР была проведена в 1989 г. Её программа включала 24 вопроса. Семь из них были посвящены характеристике жилья, так же исключили вопрос об образовании, указав в подсказке на него обучение в профессионально – техническом училище. Для более подробного изучения миграции спрашивали не только, сколько времени человек проживает в данном населенном пункте, но и откуда прибыл. В дополнение к вопросу для женщин «сколько детей родила» выясняли так же, сколько из этих детей осталось в живых. Если в прошлых переписях спрашивалось об одном дополнительном источнике средств существования, то в переписи 1989 года выясняли 2 возможных дополнительных источника средств существования. Наконец, вместо первого вопроса о главе семьи один из членов семьи будет переписываться первым, остальные в соответствии с родственниками отношением к нему, т.е. члены семьи записывались по отношению к тому, кто записан первым.
Впервые
в переписи 1989 года со сведениями о
населении, были собранны сведения о
том, в каких условиях живут люди.
Это позволило получить информацию
о жилищных условиях различных социально
– демографических групп населения во
всех районах страны, о развитие жилищной
кооперации, о степени обеспеченности
людей жильём и его благоустройстве.
5.
Причины и особенности
микропереписи населения 1994
года.
Осуществление
в стране глубоких социально-экономических
реформ, необходимость разработки и
реализации новой государственной
политики в области населения
в условиях кризисного обострения демографических
процессов требуют
Полные и наиболее объективные сведения о населении дают всеобщие переписи, последняя из которых была проведена в 1989 г. однако резкие и динамичные перемены в экономической, социальной, политической сферах развития общества за 5 лет, прошедших после переписи, существенно повлияли на население, его структуру и размещение по территории.
Для
получения данных о современном
составе населения и
Особое
значение и ценность материалов микропереписи
заключаются в том, что они получены непосредственно
у населения путем опроса респондентов
по специальной программе, причем каких-либо
иных источников и способов сбора информации
по ряду важнейших показателей в настоящее
время не существует. Это, прежде всего,
относится к сведениям о национальном
составе, источников средств существования,
уровне образования, брачном состоянии
населения и составе домохозяйств, репродуктивном
поведении и репродуктивных планах женщин.
6.1.
Финансирование ВПН
2002 года
Непосредственное финансирование ВПН-2002 началось в 2001 году. Общие затраты бюджета на 2001-2003 гг. планировались, по разным сведениям, в объеме от 4,0 до 4,2 млрд. рублей: в 2001 году большая часть средств предназначалась на создание материальной базы переписи, в 2002 - на оплату труда переписчиков, а в 2003 году - на обработку данных. Таким образом, средние расходы на одного переписываемого закладывались в размере около 1 доллара на душу.
Позднее, государство немного "накинуло", так что общие затраты на перепись составили порядка 180 миллионов долларов, или, в пересчете на душу населения, - 1,3 доллара (ср. с 32 долларами в США).
Скромность
и ограниченность бюджета ВПН-2002 не
позволила совершить качественный переход
с метода непосредственного опроса населения
счетчиками на распространенные в развитых
странах методы саморегистрации и сбора
данных по почте или даже по Интернету;
отразилось это, конечно, и на программе
переписи. С самого начала было ясно, что
удовлетворить все возлагаемые на перепись
надежды и потребности, - особенно со стороны
науки, - и на этот раз
не удастся.
6.2.
Подготовка к переписи
и утверждение
вопросника ВПН
2002 года.
Постановление о проведении ВПН-2002 и о формировании соответствующей Госкомиссии за №1064 было подписано В.В.Путиным 22.09.1999 г.
На своем первом же заседании, состоявшемся 14.03.2000 г. и посвященном рассмотрению выдвинутого Госкомстатом Законопроекта о переписи, Комиссия пришла к выводу, что в условиях добровольности участия в переписи проводить ее бессмысленно, поскольку любая группа лиц в таком случае сможет легитимно ее проигнорировать и просто-напросто сорвать. Госкомстату был дан еще один месяц на доработку соответствующего Закона.
27.03. 2000 г. Госкомстат между тем утвердил первый вариант вопросника ВПН-2002. Всего в программу переписи вошло 22 основных позиции, 14 из них задавались всем постоянным жителям, а еще 8 - в каждом четвертом домохозяйстве. Для лиц, находящихся на территории России временно, была предусмотрена сокращенная программа - всего из 7 вопросов.
Наконец, 27 декабря 2001 года после многочисленных согласований Закон "О Всероссийской переписи населения" за № 8-Ф был принят Госдумой и 25.01.2002 г. подписан президентом В.Путиным. Так была создана первая законодательная база для проведения первой и всех последующих переписей в постсоветской России.
Однако принципиальные для появления законы моменты в окончательной его редакции были сформулированы весьма неутешительным образом: "ВПН проводится с соблюдением прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни и жилища…Участие в ВПН является общественной обязанностью человека и гражданина".
Тем самым свое главное назначение - практически разрешить конкретную дилемму всеобщности переписи и ее добровольности - Закон так и не выполнил. В словесном сочетании с ни к чему не обязывающей "общественной обязанностью человека и гражданина", принцип добровольности перекочевал и в Закон. Отсутствие же "правовой ответственности" в законе не прописано, и это, безусловно, сказалось на ходе проведении переписи.
Приготовления к переписи заметно активизировались весной 2002 года: 12.04.02г. Касьянов подписал 3 постановления о ВПН-2002: №231 - о ее проведении в октябре, №232 - о создании Комиссий по организации проведения переписи в федеральных округах, возглавляемых двумя сопредседателями - заместителем полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе и заместителем председателя Государственного комитета РФ по статистике, №233 - о порядке определения степени защиты переписных листов и иных документов переписи.
18 апреля, выступая перед Федеральным Собранием РФ, В.В. Путин счел уместным напомнить, что "…повсеместное и качественное проведение переписи крайне необходимо стране. Принятие обоснованных управленческих решений невозможно без реального понимания ситуации, информации о составе населения… Считаю организацию проведения переписи одной из первоочередных задач и прошу все уровни власти принять активное участие в ее подготовке, а граждан нашей страны отнестись к проведению переписи с пониманием государственной значимости этого мероприятия".
В то же время по целому ряду вопросов программы ВПН-2002 все еще не было единства, как не было и окончательной их редакции. И тогда чиновники из Правового управления Администрации президента сказали свое веское, но довольно некомпетентное слово. Еще 20 апреля в вопросник были внесены роковые коррективы, после чего в тот же день вопросник был утвержден распоряжением Правительства РФ №537-р за подписью М.М. Касьянова и даже разослан Госкомстатом в регионы.
Сделано это было без всякого согласования с Государственной комиссией по проведению Всероссийской переписи населения. Ее заседание состоялось 28 апреля. Выступая на ней, В.В. Путин подчеркнул: "Данные переписи населения нужны не для бюрократии, они нужны… для выверенных государственных шагов в здравоохранении и образовании, в поддержке материнства и детства. Мы сможем более четко проводить региональную и национальную политику государства, полнее учитывать особенности территорий, полнее учитывать их при составлении государственных программ. По итогам переписи мы получим важнейшую информацию для формирования современной экономической политики государства".
Но, говоря о переписи как о федеральном информационном ресурсе, президент, по справедливому замечанию В.А. Тишкова, явно не имел в виду среди ее "заказчиков" ни само переписываемое российское общество, ни независимую науку.
Кстати, на том же заседании Комиссии А.П. Починок заговорил об анонимности как о высшей форме обеспечения конфиденциальности, после чего ответственные за перепись правительственные чиновники - не встретив протеста со стороны Госкомстата - изъяли из вопросника указания имени и фамилии опрашиваемого.
После
заседания Комиссии уже ничто
не препятствовало тиражированию переписных
листов, и это заставило А.Г. Вишневского
и В.А. Тишкова 29 апреля обратиться к
В.В.Путину с совместным письмом. В
нем с тревогой и аргументировано
оспаривались те контрпродуктивные корректуры,
что были приняты Комиссией накануне:
вопросы о родном языке,
об анонимности переписного
листа, об устранении
термина "домохозяйство"
и о категории "разведен".
6.3.
Методологические
особенности переписи 2002
года
С методологической точки зрения ВПН-2002 заметно отличалась от предыдущих переписей целым рядом особенностей и новшеств.
Необычным и скорее неудачным был выбор октября в качестве срока проведения переписи. Ранее все переписи проводились зимой, т.к. большинство населения находится дома, в связи с новогодними праздниками. А осенью многие ещё уезжают или все ещё в отпусках, где нормальному человеку точно не до переписи.
Но, пожалуй, главным отличием явился отказ от учета наличного населения. Продиктованный скорее всего малым бюджетом (экономия на переписывании на транспорте, в гостиницах, больницах и т.д.), он был удобен и в ряде других отношений и для благовидности был освящен авторитетом Научно-методического совета Госкомстата России.
Учету в ВНП-2002 подлежало одно лишь постоянное население, причем критерием постоянности являлась продолжительность проживания на данном месте не менее чем в один год.
Другим
радикальным новшеством, впрочем, отвечающим
международным рекомендациям
Серьезнейшей новацией стала уже упоминавшаяся анонимность переписных листов.
Из
окончательной программы ВПН-
Не был задан россиянам и вопрос о вероисповедовании, не задававшийся им с 1897 года. Интересно, что исключение этого вопроса из программы произошло под нажимом… самих конфессий, а стало быть - Русской Православной Церкви, имевшей, какие-то основания опасаться результатов такого вневедомственного учета своей и чужой паствы, в особенности, чужой (да еще атеистов).
Предметом жарких дискуссий и даже интриг стал принцип "добровольно-выборной" этнической самоидентификации, вплоть до самоназваний, что открыло путь для весьма значительных корректив в итоговой этнической структуре России.
Иные, особенно молодежь, не утруждали себя "общественной обязанностью" и превращали перепись в своего рода хэппенинг, записываясь в графе национальность "нерусскими", скифами, как 30 человек в Ростове-на-Дону, или, как группа пермских подростков из числа поклонников произведений Д.Р. Толкиена, - хоббитами и эльфами.
Понятно, что все они воспользовались "свободой" самоидентификации, то есть правом самому определять свою национальность, причем в режиме открытого списка (назовешься половцем - половцем и запишут, назовешься марсианином - запишут марсианином). Впрочем, при статистической обработке данных эти данные будут все равно сличаться со сводным перечнем национальностей, подготовленным и на этот раз в ИЭА РАН и насчитывающим около 800 позиций.
И все же этот либеральный режим и, казалось бы, академический артефакт был чреват серьезными политическими последствиями в отдельных и без того проблемных регионах, что отчасти подтвердилось.
Так, например, теперь никак уже не избежать рождения в качестве отдельных народов поморов на севере России и казаков на юге. Что касается поморов, то многие в Архангельском области полагают, что официальное признание поморов малым коренным народом Севера даст толчок развитию малого и среднего бизнеса, в частности, за счет предоставления малым народам бесплатных квот на вылов рыбы. Кроме того, малые народы имеют право на специальные платежи за использование природных ресурсов их территории (а в Архангельской области нефть и алмазы).