Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 23:05, доклад
Огюст Конт (1798 - 1857), французский философ и социолог, – остался в истории науки как основатель позитивизма и позитивной социологии. При жизни Конта его философские и общественно-политические были не очень влиятельны. Однако, начиная с 60-х годов XIX в. интерес к позитивизму как философской доктрине возрос.
Теория стилей управления Д. МакГрегора описывает черты трех основных стилей управления: 1) авторитарный стиль/для которого характерен жесткий контроль, принуждение к труду, негативные санкции, акцент на материальное стимулирование; 2) демократический стиль, делающий упор на использование творческих способностей подчиненного, гибкий контроль, отсутствие принуждения, самоконтроль, участие в управлении, акцент на моральных стимулах к труду; 3) Смешанный тип, чередующий элементы авторитарного и демократического стиля управления.
Д. Мак Грегор не считает необходимым рекомендовать как более предпочтительный тот или иной стиль управления. По его мнению, прежде чем выбрать ту или иную модель на предприятии, следует провести диагностическое исследование и выяснить ряд вопросов: каковы уровень доверительности в отношениях управляющих и подчиненных, состояние трудовой дисциплины, уровень сплоченности и другие элементы социально-психологического климата в коллективе. На основе этих исследований в США сформировались два общественных течения - внедрение новых форм организации труда и программа улучшения качества жизни.
Проведение эмпирических социологических исследований и создание различных прикладных теорий базировались на определенных методологических установках. Долгое время в США в методологии социологических исследований господствовал бихевиоризм. Бихевиоризм (от англ. ЬеЬауюиг - поведение) утверждает, что социология - это поведенческая наука, или наука о человеческом поведении. Основоположниками бихевиоризма были Э. Торндайк, Д. Б. Уотсон, Б. Скиннер. Согласно учению бихевиористов, все поведение человека сводится к стимулам и реакциям. Меняя стимулы, вы задаете определенные реакции. Следовательно, поведение человека в значительной мере управляемо. Бихевиористы рассматривали задачу социологии как создание науки об управлении людьми.
Вопрос 8
Развитие социологической
Социологическая мысль в России развивается как часть общемировой социологической науки. Испытывая влияние со стороны различных течений западной социологии, она вместе с тем выдвигает оригинальные теории, в которых отражается своеобразие развития российского общества. В развитии социологической мысли в России иследователи выделяют три основных этапа. Первый этап - с середины XIX века до 1918 года XX века, второй - с начала 20-х годов до конца 50-х годов, третий - с начала 60-х до наших дней. Кратко охарактеризуем каждый из этих этапов.
Первый этап, прежде всего связан с творчеством таких крупных социальных мыслителей, как П. Л. Лавров (1829 - 1900) и Н. К. Михайловский (1822 -1904). Развиваемое ими направление социальной мысли получило название субъективной социологии. Основополагающие идеи этого направления были впервые сформулированы в знаменитых «Исторических письмах» П. Л. Лаврова (1870). Как и у других классиков теоретической социологии - О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, в центре внимания субъективной социологии стояли разработка учения об обществе в целом, выявление закономерностей и направленности его развития. Значительное внимание представители субъективной социологии уделяли разработке теории общественного прогресса. Сущность общественного развития, по Лаврову, состоит в переработке культуры, именно в переработке традиционных, склонных к застою общественных форм в цивилизацию, характеризующуюся гибкими, динамичными структурами и отношениями.
Цивилизация истолковывается субъективными социологами как сознательное историческое движение. Это движение осуществляется, прежде всего, критической мыслью. Но поскольку мысль реально осуществляется только через действия личности, постольку, рассуж-1ют они, главной движущей силой общественного развития выступа-т критически мыслящие личности, передовая интеллигенция.
Личность в концепции субъективных социологов выступает только главной движущей силой общества, но и мерилом общественного прогресса. Идеалом общественного развития является сознание таких отношений, при которых бы были созданы предпосылки для всестороннего развития ("разнородности») личности. Однако, по мнению субъективных социологов, история до сих пор шла по линия развития «разнородности» общества, его социальной дифференциации и разделения труда, что приводило к односторонности ЛИЧНОСТИ. Полноценное развитие личности, по мысли субъективных [синологов, возможно только в рамках социализма, где будут реализованы идеалы свободы, равенства и справедливости. Однако следует отметить, что концепция социализма в субъективной социологии довольно существенно отличалась от марксистской концепции социализма и, тем более, от так называемого «реального социализма», который был воплощен в СССР и других странах социалистического содружества. Н. К. Михайловский определял социализм как «творчество личного начала при посредстве начала общинного». В связи с этим в субъективной социологии значительное внимание уделяется разработке вопроса об особом пути России к социализму, при котором должны быть учтены особенности российского опыта. В связи с этим, субъективные социологи развивали учение о некапиталистическом пути развития России, в основе которого лежала идея о переходе к социализму через использование и преобразование коллективистских традиций докапиталистических форм устройства труда и быта - общины («мира»), артели и др.
Наряду с субъективной социологией, заметное место в социальной науке того периода занимают работы М. М. Ковалевского (1951- 1916). Ведущую роль в своей социологической теории М. М. Ковалевский отводит учению о социальном прогрессе, сущность которого он видел в развитии солидарности между социальными группами, классами и народом. Одной из основных задач социологии М. М. Ковалевский считал выявление сущности солидарности, описание и разъяснение многообразных ее форм. В своих многочисленных работах М. М. Ковалевский активно использовал и развивал сравнительно-исторический метод, с помощью которого стремился выявить общее и особенное в социальных явлениях, осуществить познание различных исторических ступеней развития одного и того же явления и двух разных осуществляющих явлений. М. М. Ковалевский верил, что с помощью сравнительно-исторического метода через «параллельное изучение фактов и явлений общественной эволюции народов можно выявить общую форму поступательного движения общественной жизни».
Параллельно с субъективной социологией и позитивизмом М. Ковалевского, в борьбе с ними в России развивалась социология марксизма, представленная два основными теориями. Ортодоксальный марксизм в тот период представляли две ведущие фигуры - Плеханов и Ленин, так называемый «легальный марксизм» П. Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, Н. А. Бердяев и др. основные принципы марксистской методологии были изложены в предыдущем разделе, и представители ортодоксального марксизма России в целом их разделяют.
Однако при
решении конкретных проблем общественного
устройства между Г. В. Плехановым и
В. И. Лениным существовали серьезные
различия, которые в преддверии Октябрьской
революции перешли в стадию непримиримой
борьбы. Так называемый «легальный
марксизм» как течение
Следует также
отметить, что в этот период в
социологии накапливается большой
фактический материал, шла отработка
методов конкретно-
В 30-х годах
марксизм окончательно утвердился в
качестве юридической основы общества,
социология была объявлена философской
наукой. Было провозглашено, что «исторический
материализм - это и есть социология
марксизма», и, следовательно, эмпирические
конкретно-социологические
В 60-х годах
социология вновь восстанавливает
статус социального института. В
середине 1960 года было создано первое
социологическое учреждение - отдел
социологических исследований в
институте философии АН СССР и
лаборатория социологических
В первой половине 80-х годов складывается социологическая теория Николая Ивановича Кареева (1850-1931).
Общество, по его мнению,
это сложная система
Одно из центральных мест в социологической концепции Кареева занимает проблема взаимоотношений личности и общества. Кареев выделяет два аспекта влияния личности на общество: один - личность в "прагматической истории", то есть в непрерывной цепи поступков людей; и второй - личность в культурной истории.
Всех граждан, по его мнению, можно проранжировать в соответствии с их ролью в истории. "На верхней ступени лестницы мы поставили бы людей, самостоятельно задумывающих совокупное действие и выполняющих его лишь при помощи посторонних сил, на нижней же ступени - людей настолько чуждых самому замыслу и настолько лишенных самостоятельности, что без обиняков мы могли бы говорить о них, как об орудиях чужой воли".
Социальный прогресс, по Карееву, как общее понятие включает пять более частных:
- умственный прогресс - воспитание способностей к духовным интересам;
- нравственный прогресс;
- политический прогресс - развитие свободы и улучшение государства;
- юридический прогресс - развитие равенства;
- экономический прогресс - развитие солидарности и кооперации.
Главная цель социального прогресса - формирование развитой и развивающейся личности. Формула такого прогресс складывается из трех составных элементов: общественного идеала (им является развитая личность при наличии индивидуальной свободы и общественной солидарности); способа достижения идеала; и, наконец, выражения закона самого прогресса. Способ заключается в преобразовании с помощью критической мысли культуры, быта, социальной организации - то есть "той над органической среды, которая развивается неразумно, противореча часто и природе, и потребностям человека". Закон же прогресса состоит в самоосвобождении личности, в процессе которого личность подчиняет себе надорганическую среду.
Творчество Петражицкого связы
Социологию он характеризует как научную
теорию социально-психических процессов.
Ее предназначение - изучать участие человека
в процессах социальной жизни. При этом
под таким участием ученый понимает психическую
деятельность индивидуального характера.
Она проявляется в словах, сообщениях,
действиях, поступках человека.
Главным методом социологии Петражицкий
считал психологическую дедукцию, основой
которой является наблюдение социальных
фактов. Наблюдение может быть внешним
(по отношению к физическим явлениям и
процессам оно осуществляется благодаря
органам чувств) и внутренним. В последнем
случае оно превращается в самонаблюдение,
становится, как говорит Петражицкий,
интроспекцией, психологическим методом
внутреннего наблюдения. Такое наблюдение
есть, по существу, переживание социального
факта, социального явления. Это переживание
и становится объектом познания и предметом
интерпретации.
Отсюда существенное значение приобретает
способность человека воспринимать и
трактовать социальные явления и процессы.
Таким путем можно определить процесс
конструирования узнаваемого нами социального
мира, который (это следует из приведенных
рассуждений) оказывается зависимым от
того, как мы его интерпретируем. Подобный
подход к познанию социального мира стали
особенно активно применять в 1920-е гг.
представители феноменологической социологии.
Центральными понятиями социологии, согласно
концепции Петражицкого, должны стать социальное поведение
и его мотивы. Традиционно основная категория
социологии - общество - не привлекала
особого внимания ученого. Оно выступало
для него как некая надындивидуальная
действительность, не имеющая особого
статуса и не существующая реально в психике
того, кто изучает то или иное конкретное
социальное явление. Социология изучает лишь то, что существует
в психике и интерпретируется индивидом.
Общество не вызывало интереса у Петражицкого и в силу его оторванности от
нормативных и мотивационных характеристик
поведения, которые он называл "нормативными
переживаниями" и "импульсиями"
[Петражицкий. 1997. С. 281]. Для получения этих
характеристик требуется обращение к
психологии, которая должна создать для
гуманитарных наук, в том числе и для социологии,
прочный фундамент. Так, Петражицкий считает,
что социологическое понятие "мотив"
(хотя на самом деле оно скорее психологическое)
имеет в качестве психологического аналога
(синонима) понятие "эмоция". Не случайно
он разрабатывает детальную классификацию
эмоций, создавая "эмоциональную теорию
эстетических в этических явлений".
Индивидуальные эмоции, в соответствии
с этой теорией, выступают причинами социального
поведения, они выражаются как в слове,
так и в действии, а их понимание становится
задачей социологии. Однако такой подход,
базировавшийся на индивидуальных эмоциях,
оказался недостаточным для построения
научной социологии, поскольку не содержал
выхода в систему социальных отношений.
Поэтому Петражицкий обращается к понятию
"народная психика", связывая его
с конкретным поведением через социальные
нормы, обусловливающие определенные
типы поведения.
Разработка теории социальных норм - одно
из его серьезных научных достиженийПетражицкого.
При этом он рассматривал их в тесной связи
с обязанностями - как моральными (нравственными),
так и правовыми (юридическими). Нравственные
нормы у ученого - переживание долга и
его выполнение, юридические - это понимание
долга как обязанности по отношению к
другому. Любые нормы выполняют две функции
- мотивационные (импульсивные) и педагогические.
Первые стимулируют одни действия и сдерживают
другие, вторые способствуют развитию
определенных психических склонностей,
предрасположенностей людей.
Общественный прогресс Петражицкий связывал
с достижением идеала совершенного социального
характера. Этот идеал достигается постепенно,
по мере перехода от одной социальной
системы к другой, более действенной и
соответствующей состоянию народной психики,
что в свою очередь обеспечивает более
высокую степень социально-разумного
повеления граждан.