История развития социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 19:09, реферат

Описание работы

В середине первого тысячелетия до н. э. осознание неизбежности социального неравенства вылилось в концептуальное обоснование его необходимости. На Востоке критическое переосмысление социальных установок, заложенных в мифологическом сознании, было осуществлено в учениях Будды, Конфуция, Заратустры, ставших рациональным оправданием, а затем и религиозно-этической опорой, поддерживающей социальную стабильность в преодолевшем первобытную неструктурированность обществе.

Содержание

1. Античный период……………………………………………………………………………..3
2. Средневековье и Новое время (XV-XVIII вв.)………………………………………………3
3. Становление и развитие классической западноевропейской социологии………………...4
4. Развитие социалистической мысли в России…………………………………………….….6
5. Список литературы…………………………………………………………………………....9

Работа содержит 1 файл

Социо.doc

— 65.50 Кб (Скачать)

Развитие социологической мысли в России 

       Общественная  жизнь, а также мировоззренческие  теории её представителей в России отличались определённым своеобразием по сравнению с социальными теориями Запада. Этому имелся ряд причин.

       Во-первых, в течение длительного времени  проблемы обществоведения освещались в России преимущественно с помощью  художественных средств.

       Во-вторых, возникновению социологии в России предшествовал подготовительный этап, совпавший с развитием двух мировоззренческих ориентаций: западнической и славянофильской.

       В-третьих, самой главной особенностью начального этапа развития социологии в России было почти одновременное зарождение в середине XIX в. двух широких течений, складывающихся на основе идей Запада, - позитивизма и марксизма.

       Развитие  социологической мысли в России принято обычно разделять на три  основных этапа: с середины XIX в. до1918 г.; с начала 20-х гг. до конца 50-х  гг. XX в.; с начала 60-х гг. XX в. до наших дней.

       Первый  этап - институционализация, несколько  отставал от аналогичного процесса на Западе. Первая российская кафедра  социологии была открыта в Петербурге при Психоневрологическом институте  в 1908 году. В 1912 году утверждается социологическая секция при Историческом обществе Петербургского университета, а в 1916 году создаётся Русское социологическое общество имени М.Ковалевского. В начале этого этапа российская социология характеризуется явно выраженным критико-методологическим направлением с преобладанием редукционизма (сведения к простому, упрощения) и натурализма различных оттенков. Яркими представителями этого периода являются такие крупные русские мыслители, как П.Л.Лавров (1829-1900) и Н.Н.Михайловский (1822-1904). Они развивали этико-субъективное направление в социологии, в центре которого было выявление закономерностей и направленностей развития общества с акцентом на теории общественного прогресса. А роль разделения труда в общественной жизни они начали изучать ещё до Э.Дюркгейма.

       Согласно их концепции мерилом и главной движущей силой общественного прогресса является критически мыслящая, творческая личность - "инновационный субъект". Эта инновационная личность достигает наивысших и передовых результатов своей деятельности, сообразуя её с политическими устремлениями и нравственными идеалами тех общественных сил, которые объективно выражают интересы исторического прогресса. Поэтому можно сказать, что П.Лавров и Н.Н.Михайловский были родоначальниками инновационной социологии или теории личности.

       Также заметное место в первом периоде  занимают работы Максима Максимовича  Ковалевского (1851-1916), который ведущую  роль отводил учению о социальном прогрессе. Социальный прогресс, по его  мнению, выражался в развитии солидарности между социальными группами (классами, народами). В своих работах он активно использовал сравнительно-исторический метод и впервые сформулировал идею об общественно-историческом прогрессе как основном вопросе социологии. Ковалевский был активным продолжателем такого западного классического направления, как позитивизм.

       Помимо  академической социологии в России большое развитие получили идеологическая и политическая социологии. Идеями религиозной социальной философии (христианским гуманизмом) занимались такие русские мыслители, как И.Киреевский, А.Хомяков, К.Леонтьев, Вл.Соловьёв, Н.Бердяев и др. Они критиковали научную социологию, считая, что необходимо создать новую форму религиозного сознания.

       Параллельно с этим в России развивалась социология марксизма в виде двух основных теорий: "ортодоксального марксизма" (Г.В.Плеханов, В.И.Ленин) и "легального марксизма" (П.Б.Струве, М.Туган-Барановский, Н.Бердяев и др.). Главный смысл марксистской теории - это выяснение сущности собственности и раскрытие экономико-исторической закономерности её перехода от частной к общественной.

       Экономическое направление представлял Пётр Бергардович  Струве (1870-1944), чьи работы и по сей  день входят в обязательный курс изучения социологии даже в Оксфорде.

       Виднейшим представителем исторического направления был Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885). Его основной заслугой является обоснование и развитие теории культурно-исторических типов (цивилизаций). В соответствии с этой теорией каждое общество (культура, цивилизация) в процессе своего развития закономерно проходит обязательные стадии (примерно как живой организм): зарождение, становление и развитие, дряхление и гибель. Каждую культуру движет исторический этнос.

       Второй  этап развития социологии в России характеризуется нарастанием процесса институционализации и приобретением социологической наукой статуса социального института.

       В 1918-1919 гг. в Петроградском и Ярославском  университетах были созданы кафедры  социологии и введена учёная степень  по социологии. Социологическое отделение  в Петроградском университете возглавил Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - крупнейший русский учёный и общественный деятель, внёсший весьма существенный вклад в социологию, чей вклад в науку до сих пор не оценён в должной мере.

       В СССР в 30-х годах марксизм (в сталинской редакции) был окончательно утверждён в качестве официальной идеологической основы общества. Социология была объявлена буржуазной философской наукой, после чего произошёл её разгром и полный упадок в нашей стране.

       Третий  этап развития отечественной социологии начинается как её возрождение на волне "хрущёвской оттепели". В 60-х гг. социология вновь восстанавливает статус социального института. В 1962 г. создана Советская социологическая ассоциация, а в 1969 году начал работу Институт конкретно-социологических исследований АН СССР. Создаются факультеты и кафедры при вузах, а с 1974 г. выходит специализированный журнал "Социологические исследования". 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

 

1. Курганов С.И., Кравченко А.И. Социология для  юристов: Учебное пособие для  вузов. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2000. 

2. А.А.Радугин,  К.А. Радугин. Социология: курс лекций. - Москва: Центр, 1996. 

3. Кондауров В.И., Страданченков А.С. Социология: курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2001. 

4.Нерсесянц В.С.  Философия права. Учебник для  вузов. - ИНФРА-М - НОРМА, 1997. 

5. Философия:  Учебник. Под ред. проф. В.Н.Лавриненко. - 2-е издание. - М.: Юристъ,1998.  

6. Кравченко  Н. И. Введение в социологию. Учебное пособие. Москва 1995 год.

Информация о работе История развития социологии