История развития социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 19:09, реферат

Описание работы

В середине первого тысячелетия до н. э. осознание неизбежности социального неравенства вылилось в концептуальное обоснование его необходимости. На Востоке критическое переосмысление социальных установок, заложенных в мифологическом сознании, было осуществлено в учениях Будды, Конфуция, Заратустры, ставших рациональным оправданием, а затем и религиозно-этической опорой, поддерживающей социальную стабильность в преодолевшем первобытную неструктурированность обществе.

Содержание

1. Античный период……………………………………………………………………………..3
2. Средневековье и Новое время (XV-XVIII вв.)………………………………………………3
3. Становление и развитие классической западноевропейской социологии………………...4
4. Развитие социалистической мысли в России…………………………………………….….6
5. Список литературы…………………………………………………………………………....9

Работа содержит 1 файл

Социо.doc

— 65.50 Кб (Скачать)

Содержание 

1. Античный период……………………………………………………………………………..3 

2. Средневековье и Новое время (XV-XVIII вв.)………………………………………………3 

3. Становление и развитие классической западноевропейской социологии………………...4 

4. Развитие социалистической мысли в России…………………………………………….….6 

5. Список литературы…………………………………………………………………………....9 
 
 
 

       Античный  период 

       В  середине  первого  тысячелетия  до  н.  э.  осознание   неизбежности социального  неравенства   вылилось   в   концептуальное   обоснование   его необходимости. На Востоке критическое переосмысление  социальных  установок, заложенных в мифологическом сознании, было  осуществлено  в  учениях  Будды, Конфуция,  Заратустры,  ставших  рациональным   оправданием,   а   затем   и религиозно-этической  опорой,  поддерживающей  социальную   стабильность   в преодолевшем первобытную неструктурированность обществе.

       На  Западе социальная мысль достигла своего апогея в Афинах V—IV вв.  до н. э.  в  творчестве  Сократа,  Платона  и  Аристотеля,  в  учениях  которых оформились два важнейших вправления, взаимодействовавших на протяжении  всей истории социальной мысли. Первое — выдвигает и обосновывает идею  приоритета общего  (при  разном  масштабе  общности),   общественного   интереса.   Оно представлено прежде  всего  учением  Платона,  рассматривающим эту идею  в знаменитом труде «Государство». У Платона общество  уподобляется  «огромному человеку».  Трём  началам  человеческой   души   (разумному,   яростному   и вожделеющему)  в  идеальном   государстве   аналогичны   тоже   три   начала (совещательное, защитное и деловое), которым в свою  очередь соответствуют три   сословия   —   правители,   воины   и   производители   (ремесленники, земледельцы). Справедливость,  по  Платону,  состоит  в  том,  чтобы  каждое сословие  занималось  своим делом.    Государство,  полагал Платон, должно не потакать амбициям отдельных, пусть сильных,  личностей,  а подчинять всех членов общества служению делу  его  сохранения.  Целостность государства у  него  основана  на тотальной ответственности неравных друг  другу  членов  общества  за  судьбу этого государства.

       Второе  направление  отстаивает  идею  приоритета  интереса   личности, индивида.  Оно  развивалось  Эпикуром,  киниками,  Аристотелем.   Последний критикует  «Государство»  Платона,   отстаивая   приоритет   индивидуальных интересов и защищая право личности на  индивидуальность.  «Дело  в  том,  — писал Аристотель, — что должно требовать относительного, а  не  абсолютного единства как семьи, так и, государства», ибо «каждый человек сам себе более всего друг и должен любить более всего самого себя». Чрезмерное  стремление к обобществлению, например предлагаемая Платоном общность имущества, жен  и детей,  по  мнению  Аристотеля,  ведет  к  стиранию   индивидуальности,   к бесхозяйственности и лени, усугубляет социальную  путаницу,  подготавливает политический кризис. 
 

Средневековье и Новое время (XV-XVIII вв.) 

       В период Средневековья  развитие  социальных  отношений  осуществляется преимущественно под контролем системы нравственных, религиозных  норм,  что оказало влияние и на развитие социальной мысли.

       Наиболее  видной  фигурой  теологической  социально-политической  мысли этого  периода  является  Фома  Аквинский,   осуществивший   «модернизацию» раннесредневекового христианства на основе комментариев Аристотеля.  Учение Фомы (томизм) стало важным шагом в укреплении духовной  власти  католицизма над развитием социальной  жизни  (в  1879  г.  это  учение  было  объявлено «единственно истинной философией католицизма»), но не остановило Реформацию католицизма.

       Никколо Макиавелли (1469-1527), отталкиваясь от идей Платона и Аристотеля, пытался  создать собственную теорию общества и государства, делая при этом акцент не на их структуру, функции  и закономерности, а на поведение  политического лидера и его роль в судьбе страны. Этот вопрос остаётся весьма актуальным и до нашего времени. В своём главном произведении "Государь" Макиавелли утверждал, что только при сильном правителе можно создать независимое государство, свободное от чужеземного ига. При этом для упрочения государства допустимы любые средства (впоследствии политику, пренебрегающую законами морали, стали обозначать термином "макиавеллизм").

       Томас Гоббс (1588-1679) - английский философ-материалист, оставивший после себя теорию общественного договора, положил начало учению о гражданском обществе, как высшем этапе социальности. Согласно этому учению общество должно покоиться не на стремлении к личной выгоде, понимаемом каждым по-своему, а на законах, признаваемых всеми. В гражданском обществе, по Гоббсу, возможны три формы правления: демократия, аристократия и монархия. В результате общественного договора там должна прекратиться "война всех против всех" и граждане, взамен добровольного ограничения своей свободы, получают от государства необходимую поддержку, защиту и безопасность.

       Взгляды Гоббса легли в основу представлений  об общественном устройстве таких деятелей эпохи Просвещения, как Руссо, Вольтер, Дидро, Монтескье и др.

       Особый  интерес в предыстории социологии вызывают исследования так называемых "утопистов". Термины "утопия" и "социальная утопия" появились после написания английским гуманистом Томасом Мором (1478-1535) фантастического литературного произведения о несуществующей стране Утопии. В нём Мор описал социалистический строй, основанный на коллективной собственности на средства производства, и подвергнул критике институт частной собственности.

       Идеи  Т.Мора развили в дальнейшем итальянский  поэт-философ Томмазо Кампанелла в произведении "Город Солнца" и английский социалист-утопист Джерард Уинстенли в книге "Новый закон справедливости". Так, Мор в поисках Золотого века погружается в историю, тем самым открывая новый исследовательский метод исторического анализа в социологии - историзм. Кампанелла, наоборот, больше склоняется к поискам Золотого века в будущем и открывает метод умозрения, научно-художественного и теоретического конструирования, развиваемый в дальнейшем Сен-Симоном, Оуэном, Фурье и, в конечном счёте, в марксизме (где соединяется с историзмом).

       Реформация  оказала серьезное влияние на развитие социально-критического мышления,   теорий   самосознания,   раннебуржуазного   идеала   «правового государства».   Она   способствовала    разрушению    феодально-религиозных представлений и утверждению новых,  предпринимательских   ориентации   в хозяйственной практике. М. Вебер раскрыл воздействие на процесс становления европейского капитализма протестантского  религиозно-этического  комплекса, обеспечившего воспитание таких черт личности, как трудолюбие, бережливость, честность, расчетливость. В социальной мысли на новом  уровне  возрождается противостояние идей «индивидуализма»  и  «коллективизма».  Идея  приоритета индивидуального интереса над  общественным  утверждается  в  качестве  ядра идеологии формирующегося класса предпринимателей, буржуазии. 

       Становление и развитие классической западноевропейской социологии 

       Социология  как наука вычленилась из философии, а сам термин "социология" (от лат. societas - общество и греч. logos - учение) был введён в 1842 году французским мыслителем Огюстом Контом (1798-1857) в работе "Курс позитивной философии", что и считается официальным фактом появления этой науки. Поскольку в XV-XVI вв. в обществе начали интенсивно формироваться капиталистические отношения, а вместе с ними и сопутствующие им социальные противоречия, то практически все мыслители XVII-XVIII вв. критиковали нарождающийся строй и делали попытки постижения истины и отыскания средств движения к справедливости. Одни стали предлагать умозрительные проекты преобразования общества, основанные на социальном идеале; другие же, в том числе и Конт, сделали ставку на научные исследования тех общественных реалий, которые уже существовали, пытаясь выявить факторы их развития, найти причины существующих противоречий и пути их решения.

       На  структуру новой нарождавшейся  науки сильное влияние оказали  бурно развивающиеся естественные науки: физика, биология, химия. О.Конт стремился создать доказательную, общепризнанную, "позитивную" (научную, объясняющую) социальную теорию общества, основанную на научных методах. В те времена не существовало иных научных методов, кроме естественнонаучных, таких, как наблюдение, изучение косвенных свидетельств, эксперимент, сравнение. Поэтому, по аналогии с разделами физики, О.Конт разделил социологию на "социальную статику" и "социальную динамику". Первая была ориентирована на изучение частей общества (семьи, государства, религии и т.д.); вторая - на осмысление проблем социального развития и изменения общества.

       Несмотря  на то, что Конт вошёл в историю  как создатель кроме собственно социологии ещё и позитивистской социологии, он, к сожалению, не смог достаточно чётко определить предмет новой науки и найти научный метод, позволяющий всесторонне изучать закономерности общественного развития. О.Конт фактически всё развитие общества относил к ведущей роли человеческого разума. Второстепенную роль он отводил преобразованиям в науке, экономике, политике и т.д., детерминируя соответствие политических действий и решений характером эпохи. Конт отстаивал необходимость частной собственности и считал, что неважно, в чьих она руках, - лишь бы её использование шло на благо общества. Идеальным в общественном устройстве он считал гармонию и солидарность между всеми классами, достигаемые путём согласования мирского и духовного порядка, когда каждый стремится быть первым не в иерархии власти, а в иерархии добродетелей.

       Большое влияние в XIX в. на социологическую  мысль оказала эволюционная теория Ч.Дарвина, породив эволюционизм - направление  общественной мысли на основе представления о единстве законов истории, природы и человека. Эту теорию, наряду с натурализмом (органицизмом), иногда ещё называют "теорией одного фактора". Сюда относятся концепции ("школы одного фактора"), которые выдвигают на первый план природные факторы или образцы определённой естественной науки в качестве движущих сил социального развития, по аналогии с природным и историческим развитием.

       Виднейшим представителем натурализма в социологии был английский учёный Герберт Спенсер (1820-1903), который в созданной им системе синтетической философии пытался объединить все теоретические науки того времени. Его взгляды основывались на аналогии между биологическим и социальным организмами. Эволюция, по Спенсеру, - это интеграция материи, когда из бессвязной однородности возникает социальное целое (общество), но при этом целое не может и не должно поглощать отдельную личность. Спенсер выступал не только против идей социальной революции, но и против каких бы то ни было социальных реформ, и даже против любого вмешательства государства в общественную жизнь. Он полагал, что забота о сиротах, больных, нищих и обездоленных противоречит теории естественного отбора, согласно которой выживать должен сильнейший, а слабый уступает ему жизненное пространство.

       Если  сторонники рационализма признавали естественные права человека и право народа на собственное разумное установление своего общественного устройства, то приверженцы историзма, напротив, подчёркивали важность традиционных основ человеческого общежития. Попытку соединить эти методы произвёл немецкий социолог Фердинанд Теннис (1885-1936).

       Одним из крупнейших социологов XIX в. является Карл Маркс (1818-1883), который вместе с  Фридрихом Энгельсом (1812-1895) разработал концепцию общественно-истрической формации, обусловленной материалистическим пониманием истории (исторический материализм), а также провёл детальный научный анализ современного ему капиталистического общества. Именно К.Маркс впервые представил общество как продукт исторического развития, как динамично развивающуюся структуру. Он обосновал возникновение социального неравенства и проанализировал социальные конфликты как явление, необходимое для общественного развития и прогресса цивилизации.

       Макс  Вебер (1864-1920) - немецкий экономист и выдающийся социолог, глубоко проник в предмет исследования с целью поиска исходных, базовых элементов, с помощью которых можно было бы прийти к пониманию закономерностей общественного развития. Социология, по его мнению, должна быть "понимающей", поскольку действия индивида - "субъекта" социальных отношений, являются осмысленными. А осмысленные (предполагаемые) действия и отношения способствуют пониманию (предвидению) их последствий. Средством обобщения всего многообразия эмпирической действительности выступает у Вебера понятие "идеальный тип", которое и служит главным инструментом познания. Идеальные типы - это предельные понятия, используемые в познании в качестве масштаба для соотнесения и сравнения с ними социальной исторической реальности. Социология, по его мнению, должна основываться на бесстрастных научных суждениях максимально свободных, как от разного рода личных пристрастий учёного, так и от политических, экономических, идеологических ценностей, влияющих на исследование.

       Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - основатель французской социологической школы, практически первым попытался теоретически обосновать и выделить такой специфический предмет научного изучения социологии, как "социальная сфера". Им разработаны методология и методы социологических исследований, которые позволили подвести под социологическую науку базу эмпирических исследований и акцентировать внимание на её прикладном характере. Э.Дюркгейм много внимания уделял изучению форм и видов поведения людей в моменты общественной дезорганизации. Состояние общества, которое характеризуется отсутствием социальной сплочённости или её резким ослаблением, он обозначил термином "аномия" (безнормативность). Аномия свидетельствует, что общество перестало быть регулирующей силой по отношению к своим членам, а люди перестали верить в ценности общества и тем самым оказались дезориентированными, не способными понять, что есть "хорошо", а что есть "плохо". Проведённые им исследования позволяют дать объяснение причин девиантного (отклоняющегося от нормы) поведения, дефектов социальных норм и подробно классифицировать типы такого поведения. 
 

Информация о работе История развития социологии