История гештальтподхода к групповой работ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:55, реферат

Описание работы

Гештальт-группа это модель групповой работы разработанной Ф.Перлзом и активно используюмую им в 60е гг. в Эсалене. При этой модели работы в фокусе внимания группы находится участник, который вышел на «горячий стул» и с помощью терапевта работает со своими личностными проблемами, сновидениями, фантазиями или другим психологическим материалом.

Содержание

Введение
1.
2.Групповая ретрофлексия
3. Работа с проективной группой
4 Конфлюэнтная группа
5. История гештальтподхода к групповой работ.
Вывод
Литература

Работа содержит 1 файл

Горбань1готов.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

       Хотя Перлз (Perls, 1969) отрицал теорию, а любое теоретизирование, в особенности философско-психологического рода, называл "слоновьим дерьмом", его терапевтический подход основывался на пяти ключевых теоретических понятиях:

  • отношение фигуры и фона;
  • осознавание и сосредоточенность на настоящем;
  • противоположности;
  • функции защиты;
  • зрелость и ответственность.

      Основные процедуры: задача ГТ – стимулировать протекание организмических процессов. Долговременная цель группы – достижение зрелости посредством отказа от непродуктивных форм поведения и перехода к новым. Каждый прием должен направлять участников к достижению состояния полного функционирования и аутентичности. Для участников становятся возможными идентификация незаконченных ситуаций и эффективное разрешение связанных с ними проблем.

           Для начала руководитель может предложить серию упражнений, к-е фокусируют внимание на осознании текущего момента. После выполнения добровольцу предлагают занять место на горячем стуле. Он должен придерживаться здесь и теперь, и давать подробный отчет о том, что ему при этом удается сознавать. Р-ль никак не интерпретирует сказанное и не задает никаких вопросов. Чтобы добиться успеха, сам р-ль должен придерживаться здесь и теперь (ЗИТ).

         Группа может служить средством поддержки участников. В группе необходимы как «трудяги», так и наблюдатели «зеваки». Некоторые р-ли ждут , когда атмосфера сочувствия и сплоченности сложится в группе сама, другие целенаправленно формируют ее, применяя специальные упражнения. Группа может создавать условия для осознания участниками переживаемого или ЗИТ опыта. Группа может служить основой для получения участниками опыта в рамках принципа ЗИТ, как стимул к переживанию участниками ситуации ЗИТ. Группа может выступать как активный соучастник индивидуальной работы каждого члена группы, вносящий нее элемент драматизации. : член группы может принимать участие в работе любого другого, играя роли. Задача таких помощников – сделать более насыщенным текущее переживание. Участники могут проецировать на исполняемые роли свои проблемы. Группа и происходящие в ней взаимодействия как динамичный и неизменно актуальный процесс: обычно ГГ создает фон, необходимый для индивидуальной работы. Бывает, что члены группы фокусируют внимание на групповом аспекте получаемого опыта, и тогда групповые проблемы выходят для них на первый план.

       Характерные для ГГ процедуры можно, в соответствии с их функциями, разделить на 6 категорий: они применяются для:

    1. развития способности осознания.
    2. интеграции полярностей.
    3. облегчения доступа к чувствам.
    4. работы с фантазиями
    5. развития чувства ответственности

преодоления сопротивления. Процедуры ГТ действенны, они позволяют в кратчайшие сроки выявить особенности своего Я. Руководителю ГГ необходимо соблюдать баланс м\у конфронтацией, фрустрацией и поддержкой.  
 
 

Вывод

        В последние десятилетия растет понимание того, что гештальт-терапия вполне совместима с изучением группового процесса и групповой динамики. В тех гештальт-группах, которые признают важность групповых процессов, ярко проявляется социальная взаимодействующая природа индивидуально-личностной работы (Zinker, 1977). Если какой-то член группы просит о помощи, то наверняка найдутся и члены группы, которые негативно отнесутся к его просьбе, и члены группы, которые окажут помощь и поддержку. Если один член группы злится на другого участника той же группы, руководитель может начать работать с его чувством злости по отношению к людям со схожими особенностями в целом или исследовать его взрыв ярости как отражение групповых проблем (как, например, это происходит в тэвистокских группах). В такой модели все межличностные действия и попытки общения индивидуумов признаются необходимыми и поощряются.

         В настоящее время на переднем крае изучения внутриличностных, межличностных и групповых уровней деятельности находятся группы Гештальт Института в Кливленде (Kepner, 1980). Хотя гештальттерапия формировалась как метод индивидуальной психотерапии, групповая ее форма стала наиболее распространенной. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература 

          • Перлз Фредерик. Практика гештальттерапии. — Институт общегуманитарных исследований, 2001.
          • Перлз Фредерик. Гештальтсеминары. — Институт общегуманитарных исследований, 1998.
          • Перлз Фредерик. Внутри и вне помойного ведра. / Практикум по гештальттерапии. — Петербург — XXI век, 1995.
          • Перлз Фредерик. Теория гештальттерапии. — Институт общегуманитарных исследований 2001.
          • Перлз Фредерик, Пол Гудман, Ральф Хефферлин. Практикум по гештальттерапии. — М.: 2005.
          • Перлз Фредерик. Эго, голод и агрессия. — Смысл, 2000.
          • Клаудио Наранхо. Гештальттерапия. — Модек, 1995.
          • Михаил Папуш. Психотехника экзистенциального выбора. — Институт общегуманитарных исследований, 2001.
          • Келл Рудестам. Групповая психотерапия. — Универс, 1995.
          • Джозеф Зингер. В поисках хорошей формы. Гештальттерапия с супружескими парами и семьями. — Класс, 2000.
          • Гештальттерапия. Теория и практика. — Апрель пресс; Эксмо-пресс, 2002.
          • Харин С. С. Искусство психотренинга. Заверши свой гештальт. — Лучи Софии, 1997.
          • Малкина-Пых И. Г. Техники гештальта и когнитивной терапии. — М.: Экмо, 2004.
          • Ирвен Полстер, Мириам Полстер. Интегрированная гештальттерапия. — Класс, 1997.
          • Ирвен Полстер. Обитаемый человек. — Класс, 1999.
          • Серж Гингер. Гештальттерапия контакта. — Специальная литература, 1999.
          • Серж Гингер. Гештальт: искусство контакта. — PerSe, 2002.
          • Уолтер Кемплер. Основы семейной гештальттерапии. — Издательство Пиражкова, 2001.
          • Гертруда Шоттенлоэр. Рисунок и образ в гештальттерапии. — Издательство Пиражкова, 2001.
          • Гордон Уиллер. Гештальттерапия постмодерна. За пределами индивидуализма. — М.: Смысл, 2005.
          • Новодержкин Б. А., Романенко О. К. Гештальттерапия. — М.: Фолиум, 1997.
          • Гонзаг Масколье. Гештальт-терапия: вчера, сегодня, завтра. Быть собой. — М.: Боргес, 2010.
          • Наталья Лебедева, Елена Иванова. Путешествие в Гештальт: теория и практика — СПб.: Речь, 2004.
          • И. Д. Булюбаш. Основы супервизии в гештальттерапии. — М.: Институт психотерапии, 2003.
          • И. Д. Булюбаш. Руководство по гештальттерапии. — М.: Институт психотерапии, 2004.
          • Дж. Даунинг, Р. Марморштейн. Сны и кошмары. Истории из практики гештальттерапии. — М.: Алтер пресс, 2003.
          • Мартель Бриджит. Сексуальность, любовь и гештальт. — СПб.: Речь, 2005.
          • Харм Сименс. Практическое руководство для гештальттерапевтов. — Издательство Пиражкова, 2008.
          • Эдвин Невис. Организационное консультирование. — Издательство Пиражкова, 2002.

Информация о работе История гештальтподхода к групповой работ