Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:55, реферат
Гештальт-группа это модель групповой работы разработанной Ф.Перлзом и активно используюмую им в 60е гг. в Эсалене. При этой модели работы в фокусе внимания группы находится участник, который вышел на «горячий стул» и с помощью терапевта работает со своими личностными проблемами, сновидениями, фантазиями или другим психологическим материалом.
Введение
1.
2.Групповая ретрофлексия
3. Работа с проективной группой
4 Конфлюэнтная группа
5. История гештальтподхода к групповой работ.
Вывод
Литература
Введение
1.
2.Групповая ретрофлексия
3. Работа с проективной группой
4 Конфлюэнтная группа
5. История гештальтподхода к групповой работ.
Вывод
Литература
Гештальт-группа это модель групповой
работы разработанной Ф.Перлзом и активно
используюмую им в 60е гг. в Эсалене. При
этой модели работы в фокусе внимания
группы находится участник, который вышел
на «горячий стул» и с помощью терапевта
работает со своими личностными проблемами,
сновидениями, фантазиями или другим психологическим
материалом. Несмотря на свои ограничения,
эта модель актуальна и поныне, особенно
в группах имеющих дидактические цели,
и в группах ориентированных на личностный
рост. Очевидно, что при таком стиле работы
ведущий должен свободно владеть практикой
проведения индивидуальных сессий. Однако,
чтобы групповая работа была успешной
для него не менее важно быть чувствительным
к групповым процессам, уметь их регулировать
и использовать в терапевтических целях.
Иначе, даже при самом благоприятном
развитии событий, группа превратится
лишь в демонстрацию работы терапевта,
театр одного актера, и будет утрачен ее
собственный терапевтический потенциал.
Именно этим умениям ведущего посвящена
данная статья. Изложенные в статье
выводы основываются на нашем опыте прохождения
образовательных программ по гештальт-терапии
под руководством Н.Б. Долгополова с участием
других тренеров, в том числе Г. Платонова,
а также на личном опыте проведения групп
личностного роста и гештальт-групп в
рамках первой ступени гештальт-терапии
совместно с Т.П. Пушкиной.
1.Феномены
жизни группы могут проявляться в любой
последовательности, хотя, как нам известно
из социальной психологиии, их появление
чаще имеет определенную фазность. Решимся
перефразировать гештальт-языком известную
классификацию фаз динамики малых
групп, включающую стадии ориентации
и зависимости, конфликтов и протеста,
развития связей и сотрудничества и стадию
целенаправленной деятельности. Исходя
из нее, можно сказать, что в самом начале
группы, фазе ориентации и зависимости,
преобладает интроективный способ регуляции
границ контакта («Скажите, что нам делать?»)
и проективно-ретрофлексивный механизм
(«Безопасно ли здесь проявлять себя? Что
у него (у них) на уме? Можно ли доверять
руководителю и участникам?»). При этом
за механизмами защиты стоят потребности
в безопасности и принятии. При дальнейшем
развитии группы на первый план выходит
проективный способ регуляции границ,
потребности в проявлении и утверждении
себя (фаза конфликтов и протеста).
На третьей стадии (стадия сотрудничества)
на первый план выходит конфлюентный механизм
- формируется чувство Мы. Участники стремятся
избегать проявления негативных чувств,
избегать конфликтов. Однако если конфлюэнция
становится чрезмерной, это приводит к
трудностям выделения участниками себя
из группы («Мы все вместе», “Мы все хорошие”).
Высокая конфлюэнтность приводит к затруднению
индивидуального самовыражения. Далее
способы регуляции границ используемые
участниками приобретают сбалансированный
характер (стадия целенаправленной деятельности),
в группе допускается выражение как теплых,
так и агрессивных чувств, конфликты не
замалчиваются, аобсуждаются.
При чрезмерной выраженности защитных
механизмов на первых двух стадиях терапевтическая
работа в группе оказывается заблокированной
- нет желающих выходить на “горячий стул”,
а если кто и вышел, терапевтические сессии
оказываются вялыми и не вызывают эмоционального
отклика у группы. Ретрофлексия делает
невозможным спонтанное выражение чувств
как со стороны работающего на “горячем
стуле” клиента, так и со стороны группы.
Проективные механизмы напротив приводят
к большому количеству неадекватных обратных
связей - либо в виде прямой агрессии (проистекающей
прежде всего из непроявленных внутригрупповых
отношений), либо в виде наставлений как
нужно жить. И первая, и вторая ситуация
ятрогенны для клиента, и хотя он вышел
на “горячее место”, после него врядли
кто-нибудь решится повторить этот ” подвиг”
и “бросится на амбразуру”. Другими словами,
для этого клиента группа не выполнила
своей терапевтической роли, а стала дополнительным
психотравмирующим агентом.
Высокая конфлюэнтность во второй
фазе приводит к затруднению выражения
негативных чувств друг другу. С другой
стороны, агрессия наиболее вероятно будет
направляться на того, кто пытается отстоять
свою автономию в группе - несогласный
с групповыми нормами рискует стать “козлом
отпущения”. Т.о. чрезмерная выраженность
защитных механизмов и неумение с ними
справиться ведущего придает группе антитерапевтический
характер.
Следует сказать об особенностях динамики
классической гештальт-группы. Поскольку
она не фокусируется непосредственно
на развитии внутригрупповых отношений,
групповые потребности выражаются опосредованно
в процессе индивидуальных сессий через
идентификацию участников с работающим
на “горячем стуле” и в процессе предоставления
группой обратной связи. Индивидуальная
терапевтическая динамика участников
достигается не только благодаря
личной работе на “горячем стуле”, но
и в связи с процессом идентификации, и
в связи с приобретением опыта выражения
чувств в промежутках между индивидуальными
сессиями. Показателем хорошей динамики
группы следует считать возрастание открытости
участников, как тех, кто предъявляет свои
проблемы, так и тех, кто дает обратную
связь. Повышение открытости проявляется
в предъявлении более интимных проблем,
выражении более широкого спектра чувств
и с большей интенсивностью их проявления.
Преодоление неадекватных способов
регуляции границ мобилизует собственный
терапевтический потенциал группы. На
наш взгляд, терапевтическая роль участников
классической гештальт-группы заключается
в эмоциональном принятии предложившего
свою проблему и в предоставлении ему
адекватной (точной и не наносящей неоправданных
ран) обратной связи. Т.о. в задачи ведущего
входит работа с защитными механизмами,
препятствующими терапевтическому процессу
и мобилизация терапевтического
потенциала группы. На наш взгляд ведущему
стоит задавать себе следующие методологические
вопросы: Какие защитные механизмы действуют
в группе? Каков общий эмоциональный фон
в группе? Каковы доминирующие групповые
потребности? Какие действия можно предпринять
для преодоления чрезмерных сопротивлений?
2. Групповая ретрофлексия
Ретрофлексивная позиция группы является
обычным и нормальным феноменом в начале
занятий вновь сформированной группы
или при появлении незнакомого ведущего
в уже сформированной, например учебной
группе, даже если для ее участников в
целом не характерно ретрофлексивное
поведение. Ретрофлексивные феномены
могут сохраняться в группе длительное
время в случаях, если ведущий не провел
работы по созданию атмосферы безопасности
или проигнорировал непроявленные отношения
между участниками. Такую ретрофлексию
можно назвать ситуационно обусловленной.
Ретрофлексивный способ регуляции границ
группой может сохраняться долго, если
ретрофлексивное поведение является характерологической
особенностью большого количества
членов группы. Суммируясь из индивидуальных
векторов, оно создает ретрофлексивный
характер всей группы.
Ситуативная ретрофлексия в
Ретрофлексия и работа в режиме индивидуальных сессий
При
работе в режиме индивидуальных сессий
действие ретрофлексии оказывается двусторонним.
Ретрофлексия работающего участника приводит
к недостаточному проявлению чувств, что
может вызывать у участников группы реакцию
скуки и стоящего за ней раздражения. Ретрофлексивная
позиция группы препятствует получению,
работавшим со своей проблемой участником,
достаточной обратной связи, что может
переживаться им как эмоциональное отвержение.
Действия ведущего в этом случае заключаются
в том, что он подает пример эмоциональной
экспрессии, активно обращается к участникам
с просьбой дать обратную связь (в том
числе возможна структурированная процедура,
когда участникам предлагается высказаться
по кругу), с помощью вопросов фокусирует
внимание членов группы на эмоциональных
переживаниях. Ведущий может поддерживать
задавание группой вопросов, работающему
участнику («Вы поняли какая у него проблема?
Кто-нибудь хочет уточнить?»). Если задаваемые
вопросы уводят от сути дела (например,
обращены исключительно к интеллекту
и прерывают эмоциональные переживания),
то терапевт может комментировать это
и предлагать их переформулировать (например,
заменить «почему» на «что»). С целью активизации
ретрофлексивного участника ведущий может
запросить обратную связь группы еще во
время индивидуальной сессии или привлечь
его внимание к поведению группы («Замечаешь,
что происходит с группой? Кажется,
все скоро уснут»). Для активизации ретрофлексивной
группы, ведущий может вовлекать ее в действие,
например, поощряя работающего участника
опробовать новые способы поведения во
взаимодействии с группой (техника круга),
привлекая участников группы к исполнению
ролей. Не только отдельные участники,
но и вся группа может играть какую-либо
часть клиента (например, его внутренний
обвиняющий голос).
В целом, при ситуативной ретрофлексии
действия ведущего направлены, прежде
всего, на осознание и изменение вызвавшей
ее ситуации. При работе с характерологической
ретрофлексией отдельного участника или
группы ведущий использует тактику перемежающейся
поддержки и провокации, вызывающей эмоциональные
реакции.
3. Работа с проективной группой
Ситуация в проективной группе противоположна ситуации в ретрофлексивной. Если в ретрофлексивной группе ведущему необходимо «растопить лед», чтобы группа ожила, то в проективной группе ему нужно уметь справляться с активностью, которая приобретает ятрогенный характер для ее членов.
Индивидуальная работа в проективной группе
Основной
задачей ведущего становится обеспечение
безопасности клиента, вызвавшегося работать
на «горячем месте». Источником ятрогенного
воздействия могут стать спонтанные реакции
участников во время индивидуальной сессии
и некорректные обратные связи после ее
окончания. Если при феномене групповой
ретрофлексии ведущий старается поддерживать
любую активность группы, включая ее в
терапевтический контекст, то в проективной
группе ему зачастую нужно сдерживать
излишнюю спонтанность. Для обеспечения
безопасности ведущий может вводить правила
поведения во время индивидуальных сессий,
которые позволяют контролировать активность
группы (например, «Во время, когда кто-то
из вас работает на «горячем стуле», остальные
участники играют роль свидетелей. После
окончания сессии вы сможете высказаться
о своих переживаниях», «Если во время
сессии у вас возникнет желание что-то
сказать работающему участнику, обратитесь
ко мне»). Ведущему также следует определять
правила обратной связи («Во время обратной
связи я прошу вас поделиться чувствами,
которые возникали у вас во время сессии»).
Но, несмотря на введение правил, наверняка
найдутся участники, которые будут давать
советы или высказывать суждения по поводу
работавшего клиента и его жизни. Ведущий
может пресекать подобные проективные
феномены, напоминая о правилах. Однако,
исходя из нашего опыта, эффективным оказывается
обращение проекций («Можешь сказать то
же самое о самом себе?») и усиление фокусировки
на чувствах («Ты сказал о своих мыслях,
но ничего не сказал о чувствах», «Ты говоришь
о нем. Скажи о своих переживаниях»). Эти
же приемы могут использоваться, если
участники делают опасные для клиента
высказывания во время сессии.
Может иметь место ситуация, когда большое
количество негативных проекций в группе
делает невозможной работу с личностными
проблемами участников. В этом случае
необходима работа по ассимиляции проекций,
в связи с этим мы вновь отсылаем читателя
к нашей статье «Дидактическая модель
работы с групповым процессом».
Тактика ведущего в отношении интроективной группы
Интроективная
позиция группы является нормальной
в начале цикла групповых занятий.
Ведущий использует интроективный
механизм для введения терапевтических
норм в групповую работу. Преждевременная
фрустрация интроективного механизма
может спровоцировать чрезмерную тревогу
и агрессию, поэтому на первых этапах ведущий
активно направляет работу группы, предоставляя
информацию, предлагая упражнения и формы
работы. Однако, если он слишком долго
выполняет эту роль, то это негативно сказывается
на развитии группы - у участников не формируется
чувство ответственности за свою жизнь
в группе. Если интроективный механизм
проявляет себя через высказывание участниками
иррациональных убеждений («Вы должны
руководить нами», «Никому нельзя довериться
полностью»), ведущий может вступать в
конфронтацию с этими убеждениями лично
или привлекать к дискуссии группу.
4. Конфлюэнтная группа
В
задачи ведущего входит поддержание
акцента на автономии участников,
а также защита участников, которые
прерывают конфлюэнцию от агрессии
группы. Конфлюэнция может появляться
уже на самых ранних стадиях развития
группы и является полезным феноменом,
т.к. обеспечивает силы сплочения («У нас
общие проблемы. Мы похожи»). Однако, если
она чрезмерна, то это блокирует выделение
участниками своих индивидуальных проблем
и работу с ними, проявление аутентичных
чувств. За конфлюэнцией стоит тревога
и чувство небезопасности, которое наиболее
остро в начале группы. Поэтому ведущему
следует осторожно обращаться с этим феноменом,
чтобы не превысить переносимый для группы
порог тревоги и соответственно не
вызвать усиление центробежных сил. На
более позднем этапе, когда формируется
устойчивое чувство Мы, попытка кого-либо
из участников выйти из привычного слияния
(например, не согласие с нормой говорить
на принятом в группе языке, или желание
уйти из группы), приводит к активизации
направленной на него групповой агрессии.
В этом случае ведущему следует поддержать
его право на автономию, если только его
поведение не грозит нарушением групповой
работы. В то же время полезно помочь участнику
осознать реакцию группы на нарушение
конвенциальных норм. Феномен конфлюэнции
также затрудняет осознание личностных
проблем участниками, приводит к неспособности
сформулировать доминирующую проблему.
В этом случае могут быть полезны упражнения
активизирующие контакт с чувствами, будь
то разыгрывание ситуаций или медитативные
упражнения, помогающие участникам осознать
свои проблемные зоны.
5. История гештальтподхода к групповой работе во многом связана с биографией его основателя Фрица (Фредерика С.) Перлза. Окончив Берлинский университет по специальности нейропсихиатрия, Перлз вместе с Карен Хорни в 1926 г. обратился к психоанализу и открыл свою собственную практику в соответствии с принципами фрейдизма. В 1933 г., когда к власти пришел Гитлер, Перлз эмигрировал в Южную Африку. В дальнейшем на него оказали заметное влияние философия экзистенциализма, гештальтпсихология и теория Вильгельма Райха о физиологических проявлениях психологических проблем
Гештальттерапия формировалась как метод
индивидуальной психотерапии, групповая
ее форма стала наиболее распространенной.
В середине 60-х гг. Перлз объявил о своем
намерении оставить индивидуальные занятия
и перейти к групповым формам работы (Perls,
1967). Однако обычная гештальт-группа сильно
отличается от групп других видов. Если
Т-группы и инкаунтер-группы вовлекают
в работу всех членов группы и поощряют
взаимодействие между ними, гештальттерапия,
как ее описывал Перлз и как ее практиковали
многие его ученики (Simkin, 1968), представляет
собой договорное общение группового
лидера и отдельного участника, который
добровольно решается стать пациентом,
сев на так называемое эмоционально "горячее
место", то есть на стул рядом со стулом
терапевта. Остальные члены группы без
комментариев наблюдают за терапевтическим
процессом, взаимодействием терапевта
и клиента. Хотя в некоторых упражнениях
гештальттерапии могут участвовать все
члены группы, чаще всего им отводится
роль молчаливых зрителей и выразителей
групповой поддержки. Ценность групповой
работы Перлз (Stevens, 1977) видел в том, что
члены группы, наблюдая за поведением
работающего пациента, начинают лучше
понимать себя и собственные проблемы.
Члены группы могут отождествиться с пациентом,
находящимся на "горячем месте". Кроме
того, по принципу цепной реакции при возникновении
сильного эмоционального переживания
у одного члена группы аналогичные переживания
могут возникнуть и у остальных. Таким
образом, предполагается, что наблюдение
само по себе способствует изменению.
Некоторые гештальттерапевты
используют групповое взаимодействие
и поддержку в большей степени. В частности,
в центрах личностного роста на Востоке
терапевтическая работа не ограничивается
общением руководителя группы с одним
членом группы, в терапевтический процесс
вовлекаются другие члены группы. "Горячее
место" превращается в "блуждающее
горячее место", на котором оказывается
то один, то другой член группы (Polster &
Polster, 1973). И хотя в течение определенного
времени в работе задействован один член
группы, другие, если захотят, могут спонтанно
вмешаться в разговор. Возрастает понимание
того, что все происходящее в группе в
любой момент имеет какое-то отношение
ко всем членам группы и обсуждаемым проблемам.
Таким образом, члены группы непосредственно
вовлекаются в групповой процесс и попадают
под воздействие индивидуальной терапии.
В последнее время
растет понимание того, что гештальттерапия
вполне совместима с изучением группового
процесса и групповой динамики. В тех гештальт-группах,
которые признают важность групповых
процессов, ярко проявляется социальная
взаимодействующая природа индивидуально-личностной
работы (Zinker, 1977). Если какой-то член группы
просит о помощи, то наверняка найдутся
и члены группы, которые негативно отнесутся
к его просьбе, и члены группы, которые
окажут помощь и поддержку. В такой модели
все межличностные действия и попытки
общения индивидуумов признаются необходимыми
и поощряются. В настоящее время на переднем
крае изучения внутриличностных, межличностных
и групповых уровней деятельности находятся
группы Гештальтинститута в Кливленде
(Kepner, 1980). Если женщина злится на мужчину
– члена той же группы, – руководитель
может начать работать с ее чувством злости
по отношению к мужчинам в целом или исследовать
ее взрыв ярости как отражение групповых
проблем (как, например, это происходит
в тэвистокских группах).
Гештальт-метод
предполагает, что группу ведет сильный,
активный руководитель, который поощряет
проявление независимости у участника.
Начиная с 60-х годов, когда гештальт-группы
стали достаточно популярными, они вошли
в число основных видов консультирования
и терапии.
Информация о работе История гештальтподхода к групповой работ