Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:02, контрольная работа
Аристотель называл человека политическим животным, признавая в нем
сочетание двух начал: биологического (животного) и политического
(социального). Первая проблема заключается в том, какое из этих начал
является доминирующим, определяющим в формировании способностей, чувств, поведения, действий человека и каким образом осуществляется взаимосвязь биологического и социального в человеке.
Введение.
1. Соотношение природного и социального в человеке.
2. Роль природных факторов в формировании социальной жизни.
3. Исторические типы социальной жизни
Заключение.
Список используемой литературы.
Кроме гарантий сохранения
2.
Роль природных факторов в формировании
социальной жизни
Изучение человеческих обществ начинается с изучения основных условий,
которые определяют их функционирование, их "жизнь". Понятие "социальная жизнь" употребляется для обозначения комплекса явлений, которые возникают в ходе взаимодействия человека и социальных общностей, а также совместного использования природных ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей. Различаются биологические, географические, демографические и экономические основы общественной жизни.
При анализе основ
особенности биологии человека как социального субъекта, создающих
биологические возможности человеческого труда, общения, овладения
социальным опытом, накопленным предыдущими поколениями. К ним можно отнести такую анатомическую особенность человека, как прямая походка.
Она позволяет лучше охватить взглядом окружающую обстановку и
использовать руки в процессе труда.
Важную роль в социальной
рука с противопоставленным большим пальцем. Человеческие руки могут
выполнять сложные операции и функции и сам человек может участвовать в
разнообразных видах трудовой деятельности. Сюда же следует отнести и
взгляд, направленный вперед, а не в стороны, позволяющий видеть в трех
направлениях, сложный механизм голосовых связок, гортани и губ, способствующий развитию речи. Человеческий мозг и сложная нервная
система дают возможность высокого развития психики и интеллекта индивида. Мозг служит биологической предпосылкой для отражения всего богатства духовной и материальной культуры и ее дальнейшего развития. Мозг по взрослому состоянию человека увеличивается в 5-6 раз сравнительно с мозгом новорожденного (с 300 г до 1,6 кг). Нижнетеменная, височная и лобная области коры головного мозга связаны с речевой и трудовой деятельностью человека, с абстрактным мышлением, обеспечивающим специфически человеческую деятельность.
К специфическим биологическим свойствам человека относится длительная зависимость детей от родителей, медленный этап роста и полового созревания. Социальный опыт, интеллектуальные достижения не закрепляются в генном аппарате. Это требует внегенетической передачи нравственных ценностей, идеалов, знаний и навыков, накопленных предыдущими поколениями людей.
Огромное значение в этом процессе приобретает непосредственное
социальное взаимодействие людей, "живой опыт". Оно не потеряло своего
значения и в наше время, несмотря на колоссальные достижения в области
"материализации памяти человечества, прежде всего в письменности, а в
последнее время и в "машинной памяти". По этому поводу французский психолог А. Пьерон заметил, что если бы нашу планету постигла катастрофа, в результате которой погибло бы все взрослое население и остались в живых только маленькие дети, то, хотя человеческий род не прекратил бы своего существования, культурная история человечества оказалась бы отброшенной к своим истокам. Некому было бы привести в движение культуру, приобщить к ней новые поколения людей, раскрыть им секреты ее воспроизводства.
При утверждении огромного
человека не следует абсолютизировать некоторые устойчивые различия в
особенностях организмов, являющиеся основой деления человечества на расы, и якобы предопределяющие социальные роли и статусы индивидов. Представители антропологических школ, исходя из расовых различий, пытались обосновать деление людей на высшие, руководящие расы, и низшие, призванные служить первым. Они утверждали, что общественное положение людей соответствует их биологическим качествам и что оно есть результат естественного отбора среди биологически неравноценных людей. Эти взгляды были опровергнуты эмпирическими исследованиями. У людей разных рас, воспитанных в одинаковых культурных условиях, развиваются одинаковые взгляды, стремления, способы мышления и деятельности. Важно отметить, что одно лишь воспитание также не может произвольно сформировать воспитуемого. Врожденная одаренность (например, музыкальная) оказывает важное влияние на социальную жизнь.
Проанализируем различные аспекты влияния географической среды на
жизнедеятельность человека как субъекта социальной жизни. Следует отметить, что есть определенный минимум природно-географических условий, который необходим для успешного развития человека. За рамками этого минимума социальная жизнь не возможна или носит определенный характер, как бы замерев на некотором этапе своего развития.
Характер занятий, тип
труда, продукты питания и др. - все это существенно зависит от обитания
человека в той или иной зоне (в полярной зоне, в степи или в субтропиках).
Исследователи отмечают
Жаркий климат сокращает время активной деятельности. Холодный климат требует от людей больших усилий для поддержания жизни.
Умеренный климат в наибольшей степени способствует активности. Такие
факторы как атмосферное давление, влажность воздуха, ветры являются важными факторами, которые влияют на состояние здоровья человека, что выступает важным фактором социальной жизни.
Большую роль в
Не меньшее значение в
На этапе первоначального развития того или иного народа, географическая среда наложила свой специфический отпечаток на его культуру, как в ее хозяйственно-экономических, политических, так и в духовноэстетических аспектах. Это косвенно выражается в отдельных
специфических привычках, обычаях, обрядах, в которых проявляются черты быта народа, связанные с условиями его проживания. Народам тропиков, например, незнакомы многие обычаи и обряды, характерные для народов умеренного пояса и связанные с сезонными циклами работ. На Руси же издавно жил цикл обрядовых праздников: весенних, летних, осенних, зимних.
Находит отражение
представления о "родной земле". Некоторые ее элементы либо в виде зрительных образов (береза у русских, тополь у украинцев, дуб у англичан,
лавр у испанцев, сакура у японцев и т.п.), либо в сочетании с топонимикой
(реки Волга у русских, Днепр у украинцев, гора Фурзи у японцев и т.п.) становятся своего рода символами национальной принадлежности. О влиянии географической среды на самосознание народов свидетельствуют и
названия
самих народов.Например,
народа -"леинкум",т.е. "таежные люди".
Таким образом, географические
факторы сыграли
формировании культуры на первоначальных этапах развития того или иного
народа. Впоследствии, отражаясь в культуре, они могут воспроизводиться
народом уже независимо от первоначальной среды обитания (например,
возведение деревянных изб русскими переселенцами в безлесных степях
Казахстана).
Исходя из вышеизложенного,
географической
среды недопустим "географический
нигилизм", полное отрицание воздействия
ее на функционирование общества.
С другой стороны, нельзя разделить
точку зрения представителей
"географического детерминизма",
которые усматривают однозначную
и однонаправленную зависимость
между геграфической средой
и процессами социальной
жизни,когда развитие общества
полностью определяется географическими
факторами. Учет творческих возможностей
личности, развитие на
этой основе науки и
техники, культурный обмен
между народами создают
определенную независимость человека
от географической среды. Однако социальная
деятельность человека должна
гармонично вписываться в природно-географическую
среду. Она не должна нарушать
ее основных экосвязей.
3.
Исторические типы социальной жизни
В социологии сложилось два основных подхода к анализу общества как
особой категории.
Сторонники первого подхода полагают, что общество - это совокупность отдельных индивидов и взаимодействие между ними.
Г. Зиммель полагал, что "взаимодействие частей" - это то, что мы
называем обществом. П.Сорокин пришел к выводу, что "общество или
коллективное единство как совокупность взаимодействующих индивидов,
существует.
Представители другого