Исторические типы социальной жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:02, контрольная работа

Описание работы

Аристотель называл человека политическим животным, признавая в нем
сочетание двух начал: биологического (животного) и политического
(социального). Первая проблема заключается в том, какое из этих начал
является доминирующим, определяющим в формировании способностей, чувств, поведения, действий человека и каким образом осуществляется взаимосвязь биологического и социального в человеке.

Содержание

Введение.
1. Соотношение природного и социального в человеке.
2. Роль природных факторов в формировании социальной жизни.
3. Исторические типы социальной жизни
Заключение.
Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

Социология Лиля.docx

— 54.27 Кб (Скачать)

Содержание.

Введение.

1. Соотношение природного и социального в человеке.

2. Роль природных факторов в формировании социальной жизни.

3. Исторические типы социальной жизни

Заключение.

Список  используемой литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

       Человек  –  существо  социальное.  Но  в  то  же   время   и   высшее

млекопитающее, то есть существо биологическое.

       Как  и  всякий  биологический   вид,  Homo   sapiens   характеризуется

определенной  совокупностью видовых признаков. Каждый из  этих  признаков  у разных представителей может изменяться, причем даже в больших пределах.  На проявление многих биологических параметров вида могут повлиять и социальные процессы. Так, например,  нормальная  продолжительность  жизни  человека  в настоящее время составляет 80-90 лет, с учетом того,  что  он  не  страдает наследственными заболеваниями и не будет подвергаться  пагубному внешнему воздействию,  такому  как  инфекционные  заболевания,  дорожно-транспортные происшествия и т.п. Такова биологическая константа вида,  которая,  однако, изменяется под воздействием социальных закономерностей.

       Подобно  другим  биологическим   видам,   человек   имеет   устойчивые

разновидности, которые обозначаются, когда речь идет о  человеке,  понятием

«расы». Расовая дифференциация людей  связана  адаптацией  различных  групп людей, населяющих различные регионы планеты, и  выражается  в  формировании специфических биологических, анатомических и физиологических признаков. Но, несмотря на различие в определенных биологических параметрах, представитель любой расы  относится к единому виду Homo sapiens и обладает  свойственными всем людям биологическими параметрами.

       Каждый человек по своей природе   индивидуален  и  неповторим,  каждый

имеет  свой  собственный  набор  генов,  наследуемых   им   от   родителей.

Уникальность  человека усиливается  и  в  результате  влияния  социальных  и

биологических факторов в процессе развития,  ибо  каждый  индивид  обладает

уникальным  жизненным опытом.  Следовательно,  род  человеческий  бесконечно многообразен, бесконечно многообразны человеческие способности и дарования.

      Индивидуализация  – общебиологическая  закономерность.  Индивидуально - природные  различия  у   человека   дополняются   различиями   социальными, обусловленными общественным разделением труда и дифференциацией  социальных функций,  а  на  определенном  этапе  общественного  развития  –  также   и различиями индивидуально личностными.

       Человек включен сразу в два  мира: мир природы  и  мир   общества,  что

порождает ряд проблем. Рассмотрим две из них.

       Аристотель называл человека  политическим животным,  признавая   в  нем

сочетание  двух   начал:   биологического   (животного)   и   политического

(социального). Первая проблема заключается   в  том,  какое  из  этих  начал

является  доминирующим, определяющим в  формировании  способностей,  чувств, поведения, действий человека и  каким  образом  осуществляется  взаимосвязь биологического и социального в человеке.

       Суть другой проблемы заключается  в следующем: признавая,  что   каждый

человек уникален, своеобразен и неповторим, мы,  тем  не  менее,  постоянно

группируем  людей по  различным  признакам,  одни  из  которых  определяются

биологически,  другие  –   социально,   а   некоторые   –   взаимодействием

биологического  и социального. Возникает  вопрос,  какое  значение  в  жизни

общества  имеют биологически обусловленные различия между людьми и группами людей.

       В  ходе  дискуссий  вокруг  этих  проблем  выдвигаются,  подвергаются

критике и переосмысливаются теоретические  концепции,  вырабатываются  новые линии    практического    действия,    способствующие     совершенствованию взаимоотношений между людьми.

       К.Маркс   писал:   «Человек    является   непосредственно   природным

существом. В качестве природного существа о наделен  природными  силами,

жизненными  силами,  являясь  деятельным  природным  существом;  эти   силы

существуют  в нем в виде задатков и способностей, в виде влечений…» Такой

подход  нашел обоснование и развитие  в  трудах  Энгельса,  который  понимал

биологическую природу человека как нечто исходное, хотя и недостаточное для

объяснения  истории и самого человека.

       Марксистско-ленинская  философия   показывает   значение   социальных

факторов  наряду с биологическими – те, и другие играют  качественно разные

роли  в  определении  человеческой  сущности  и  природы.  Она   раскрывает

доминирующее  значение  социального,  не  игнорируя  биологическую  природу человека.

       Пренебрежительное отношение   к  биологии  человека  недопустимо.  Тем

более что  биологическая  организация  человеческого  существа  есть  нечто

самоценное, и никакие социальные цели не могут оправдать ни  насилия над

ней, ни евгенических проектов ее переделки.

      Среди великого разнообразия  мира живых существ, обитающих  на планете

Земля, лишь один человек обладает высоко развитым разумом, во многом

благодаря которому он, собственно говоря, и смог выжить, сохраниться как

биологический вид.

      Ещё доисторическим людям на  степени их мифологического мировоззрения

было  известно, что причиной всего этого  является что-то, которое находится

в самом человеке. Это "что-то" они  назвали душой.  Платон сделал величайшее

научное открытие. Он установил, что душа человека состоит из трёх частей:

разума, чувств и воли. Весь духовный мир  человека рождается именно его

разумом, его чувствами и его волей. Не смотря на неисчислимое разнообразие

духовного мира, его неисчерпаемость, в нём, в самом деле, нет ничего

другого, кроме проявлений интеллектуальных, эмоциональных и волевых

элементов. 
 
 

   

1. Соотношение природного и социального в человеке. 

      Биологическую  природу  человек   наследовал  от  животного   мира.   А

биологическая природа  от  каждого  животного  существа  неуклонно  требует,

чтобы оно, родившись, удовлетворяло  свои  биологические  потребности:  ело,

пило, росло, мужало, созревало  и  -  воспроизводило  себе  подобное,  чтобы

воссоздать  свой  род.  Воссоздать  свой  род,  -  вот  для  чего  рождается, приходит в мир, индивид животного. А для того, чтобы  воссоздать  свой  род,

родившееся  животное должно есть, пить, возрастать, мужать, созревать,  чтобы

быть   способным   заниматься   воспроизводством.   Осуществив    заложенное

биологической природой, животное существо  должно  обеспечить  плодоносность своего потомства и умереть. Умереть, чтобы продолжал существовать  род.

      Животное рождается, живёт и умирает ради продолжения своего рода.  И  больше никакого смысла жизнь  животного  не  имеет.  Этот  же  смысл  жизни  вложен биологической природой  и  в  жизнь  человека.  Человек,  родившись,  должен получить от своих предков всё необходимое для своего  существования,  роста, возмужания, а возмужав, -  воспроизвести  себе  подобного,  родить  ребёнка.

      Счастье родителей - в их детях. Смыл их жизни - родить  детей.  А  если  они детей иметь не будут,  их  счастье  в  этом  плане  будет  ущербно.  Они  не

испытают  естественного  счастья  от  оплодотворения,  рождения,  воспитания,

общения с детьми, не испытают счастья от счастья детей. Воспитав и пустив  в

свет  детей, родители со временем должны освободить  место  для  других. Должны  умереть.  И  никакой   биологической   трагедии   здесь   нет.   Это естественный  конец  биологического  существования   любого   биологического индивида. В животном мире множество  примеров  того,  что  после  завершения биологического  цикла  развития  и  обеспечения  воспроизводства   потомков, родители умирают. Бабочка-однодневка выходить из куколки  только  для  того, чтобы оплодотворившись и отложив яички - сразу же умереть. У  неё,  бабочки-однодневки,  нет  даже  органов  питания.   Самка   паука-крестовика   после оплодотворения   съедает   своего   мужа, чтобы   белками   тела   "своего возлюбленного"  дать  жизнь оплодотворенному  семени.  Однолетние  растения после выращивания семян своего потомства спокойно помирают на корню. И у человека биологически заложена его смерть. Смерть для человека  биологически трагическая   только   в   том   случае,   когда   его   жизнь   прерывается преждевременно, до завершения биологического цикла. Не лишне  заметить,  что биологически жизнь человека  запрограммирована  в  среднем  на  150  лет.  А поэтому смерть в  70-90  лет  тоже  может  считаться  преждевременной.  Если человек исчерпывает генетически определённое ему время жизни,  смерть  ему становиться так же желанной, как и сон после трудового  дня.  С  этой  точки зрения,  "цель  человеческого  существования   заключается   в   прохождении

нормального цикла жизни, приводящего  к  потере  жизненного  инстинкта  и  к

безболезненной  старости,  примиряющейся   со   смертью".   Таким   образом,

биологическая природа навязывает человеку  смысл  его  жизни  в  поддержании своего   существования   для   воспроизводства   рода   человеческого    для воспроизводства Homo Sapiens.

      Социальная природа также навязывает  человеку критерии для  определения

смысла  его жизни.

      Из-за причин зоологического несовершенства  отдельный человек в  отрыве

от  коллектива себе подобных не может  ни поддерживать свое существования,  ни тем более завершить  биологический  цикл  своего  развития  и  воспроизвести потомство. А человеческий  коллектив  -  это общество  со  всеми присущими только ему параметрами. Только общество обеспечивает существование  человека и как индивида, личности, и как биологического вида. Люди и живут  обществом прежде всего для того, чтобы биологически выжить  каждому  в  отдельности  и всему человеческому роду вообще. Общество, а не отдельный индивид,  является единственным гарантом существования человека как биологического  вида  Homo Sapiens.  Только  общество  накопляет,  сохраняет   и   передаёт   следующим поколениям опыт борьбы человека за выживания, опыт борьбы за  существования. Отсюда, для сохранения и вида и отдельного  индивида необходимо сохранять общество этого индивида.  Следовательно,  для  каждого отдельного человека с  точки  зрения  его  природы  общество  имеет  большее значение, нежели он сам,  отдельный  человек.  Вот почему  даже  на  уровне биологических интересов  смысл  жизни  человека  заключается  в  том,  чтобы беречь общество больше, чем свою собственную, отдельную, жизнь. Даже  в том случае,  если  во  имя  сохранения  данного, своего,  общества   необходимо пожертвовать своей личной жизнью.

Информация о работе Исторические типы социальной жизни