Исторические этапы становления и направления развития социологической мысли

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 22:44, лекция

Описание работы

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки
Социологический проект О.Конта
Классические социологические теории

Работа содержит 1 файл

Исторические этапы развития соц.docx

— 34.66 Кб (Скачать)
  1. Классические социологические теории

     К. Маркс. Концептуальной основой марксистской социологии, традиционно определяемой как исторический материализм, стала идея материалистического понимания истории. Материалистическое понимание истории исходит из действительных предпосылок, которые не произвольны и не являются догмами, от которых можно отвлечься только в воображении - это действительные индивиды, их деятельность и условия их жизни, как те которые они находят уже готовыми, так и те которые созданы их собственной деятельностью:

     Социологическая концепция марксизма привела  к появлению множества различных  объяснительных версий исторического  процесса, к формированию значительной совокупности достаточно плодотворных исследовательских программ. Многие из них демонстрируют всевозрастающие  возможности в понимании социальных феноменов. В своем материалистическом объяснении законов социальной жизни марксизм не имеет равных себе и в конце XX столетия. В истории социальных учений данное направление вошло как самостоятельная школа, которая названа марксизмом, а также некоторые современные социологи относят учение марксизма к теории социальных конфликтов.

     Творчество Г.Спенсера с наибольшей полнотой воплотило основные идеи эволюционизма, оказало большое влияние на интеллектуальную атмосферу эпохи. Спенсер отличался необыкновенной эрудицией и работоспособностью. Оставленное им наследие огромно. Теоретические взгляды Г.Спенсера формировались главным образом под влиянием достижений естественных наук, все чаще обращавшихся к идее эволюции. Так, в частности, Спенсер высоко оценил “происхождение видов” Ч. Дарвина. Он рассматривал борьбу за существование, естественный отбор и выживание наиболее приспособленных видов в качестве не только биологических, но и социальных факторов. Это противоречие было источником всех его теоретических трудностей и компромиссов. Спенсер склонялся к признанию общества как особого бытия, указывал на то, что основные его свойства воспроизводятся во времени и пространстве, несмотря на смену поколений. Он потратил много усилий, определяя специфические черты “социального организма” и выявляя общие системные принципы, делающие его похожим на биологические системы, а также отличающие его от них:

     а) общие черты социального организма  и биологических систем:

     общество, как и биологический организм, наращивает свою массу (численность  населения, материальные ресурсы и  т.д.);

     как и в случае биологической эволюции, рост массы приводит к усложнению структуры;

     усложнение  структуры сопровождается дифференциацией  функций, выполняемых отдельными частями;

     в обоих случаях имеет место  постепенное усиление взаимозависимости  и взаимодействия частей;

     как и в биологических организмах, целое всегда более устойчиво, чем  отдельные части, стабильность обеспечивается сохранением функций и структур;

     в) отличительные черты социального  организма:

     в отличие от биологического организма, образующего “тело”, имеющего конкретную форму, элементы общества рассеяны в  пространстве и обладают значительно  большей автономией;

     эта пространственная рассеянность элементов  делает необходимой символическую  коммуникацию;

     в обществе нет единого органа, концентрирующего способность чувствовать и мыслить;

     общество  отличает пространственная мобильность  элементов структуры;

     но  главное в том, что в биологическом  организме части служат для целого, в то время как в обществе целое  существует ради частей. Общество по Спенсеру существует для блага своих членов, а не члены его существуют для  блага общества.

     Социальные  институты - это механизмы самоорганизации  совместной жизни людей. Они обеспечивают превращение асоциального по природе человека в социальное существо, способное к совместным коллективным действиям. Институты возникают в ходе эволюции помимо сознательных намерений или “общественного договора” как ответ на рост численности популяции согласно общему закону - прирост массы приводит к усложнению структуры и дифференциации функций. Социальные институты - органы самоорганизации и управления, а так как основное свойство любого организма - взаимодействие его частей, то главная задача социологии состоит в изучении синхронного взаимодействия социальных институтов.

     Спенсер был сторонником ограничения  роли государства в современном  ему обществе, поскольку сильное  государство неизбежно ведет  к ограничению индивидуальной свободы. Еще в своей ранней работе “Социальная  статика он сформулировал закон “равной свободы”, согласно которому каждый человек свободен делать все, что он хочет, если он не нарушает равной свободы другого человека. Свобода по Спенсеру ограничивается не государственным принуждением, а свободой другого человека.

     Э. Дюркгейм. Теоретиком движения за всеобщую солидарность, классовый мир и согласие, за исключительно эволюционный путь развития общества выступил французский социолог Э.Дюркгейм. Теоретическое наследие включает также многочисленные курсы лекций, посвященных проблемам морали, педагогики, истории социалистических учений и др. В сотрудничестве со своими учениками и последователями с 1898 по 1913 г. издает “Социологический ежегодник”, оказавший большое влияние на развитие обществоведческой мысли во Франции и в Европе.

     Теоретико-методологической концепцией, на базе  которой развивалась вся система взглядов Дюркгейма, был социологизм, в основе которого лежало следующее утверждение: социальная жизнь возникла в процессе общения и ассоциации индивидов из фактов взаимодействия и коммуникации, общество при этом обладает чертами физического и морального превосходства над индивидами.  Особая социальная реальность есть то общее, универсальное, что превращает отдельных индивидов в часть социального целого, безраздельно господствует в обществе и диктует свои установления отдельному человеку в виде общественных “ожиданий”, требований, принципов морали. Индивидуальное выступает как подчиненный, вторичный феномен, находящийся в зависимости от первичных объективных социальных фактов, то есть явлений социальной среды.

     Методология социологического исследования, разработанная  Дюркгеймом, роднит его с идеями позитивизма. Социология вооружает, по его мнению, все другие общественные науки методом и теорией, на базе которых должны вестись исследования в различных областях общественной жизни.

     Социальным  фактом является всякий образ действия, четко определенный или нет, но способный  оказывать на индивида внешнее давление и имеющий в то же время свое собственное существование, не зависимое  от него. При рождении индивид находит  готовыми законы и обычаи, правила  поведения, религиозные верования  и обряды, язык, денежную систему, функционирующие  независимо от него. Эти образы мыслей, действий и чувствований существуют самостоятельно, объективно и, как следствие  этого, оказывают на индивидов давление, принуждая их к определенному  действию. Социальные факты по Дюркгейму должны  рассматриваются как “вещи”, объективно, на основе объективных данных, например статистики.

     Социологизм давал возможность Э. Дюркгейму  выступить теоретиком движения за всеобщую солидарность, классовый мир и  согласие. Главной силой, созидающей общество как целое и способствующей его сохранению, является общественное разделение труда, именно оно создает общественную связь в современном, утратившем силу религиозного сознания обществе.

     Развивая  заложенные Г.Спенсером основы функционализма, Дюркгейм рассуждал так: если общество образовано из множества различных сфер и каждая из них оказывает влияние на функционирование всей системы, то общественные явления можно объяснить, анализируя их функции в общественной системе. Его теория объясняет все общественные явления, в том числе и отклонения от норм, хотя на первый взгляд кажется, что оно не выполняет какой-либо общественной функции. Дюркгейм считал, что отклонение от социально одобряемых целей и ценностей общества имеет определенное позитивное значение. Например, убийство дает людям возможность вновь подтвердить правила, запрещающие преступление, и, наказав убийцу, они выражают свое согласие с этими правилами.

     Главной идеей, вдохновлявшей Дюркгейма, была идея социальной солидарности, стремление найти ответ на вопрос о том, какие связи объединяют людей в общество. Согласно Дюркгейму, силой, создающей общественное целое и способствующей его сохранению, является разделение труда. Главный его тезис состоял в том, что разделение труда, под которым он понимал профессиональную специализацию, все более и более выполняет ту интегрирующую роль, которую некогда выполняло общее сознание.

     М. Вебер. Основные взгляды Вебера изложены в работах: “Политика как профессия” (1919 г.), “наука как профессия” (1920 г.), “Хозяйство и общество” (1921 г.).

     Проблема  общей значимости наук о культуре стала центральной в исследованиях  Вебера. В одном вопросе он был  убежден, что, изучая человеческую деятельность, нельзя исходить из тех же методологических принципов, из которых исходит астроном, изучающий движение небесных тел. Но руководствоваться при изучении социальной жизни методом непосредственного  вживания, интуиции Вебер решительно отказывался, поскольку результат  подобного способа исследования не является общезначимым.

     Учение  о понятиях как средствах преодоления  интенсивного и экстенсивного многообразия эмпирической действительности своеобразно  преломилось у Вебера в категории  идеального типа. Идеальный тип – это “интерес эпохи”, выраженный в виде теоретической конструкции. Вебер рассматривает его главным образом как средство исторического познания, как исторический идеальный тип. Именно поэтому он подчеркивает, что идеальный тип есть лишь средство, а не цель познания.

     Необходимость понимания предмета своего исследования, согласно Веберу, отличает социологию от естественных наук. То обстоятельство, что человеческое поведение поддается  осмысленному толкованию, предполагает специфическое отличие науки  о человеческом поведении (социологии) от естественных наук. Социология, по Веберу, должна быть “понимающей” постольку, поскольку действие индивида осмысленно. Но это понимание не является “психологическим”, поскольку смысл не принадлежит  к сфере психологического и не является предметом психологии.

     С принципом “понимания” связана  одна из центральных методологических категорий веберовской социологии – категория социального действия. Вводя понятие социального действия, Вебер по существу дает свою трактовку социального факта, полемически направленную против той, которая была предложена Дюркгеймом. В противоположность Дюркгейму Вебер считает, что ни общество в целом, ни те или иные формы коллективности не должны рассматриваться в качестве субъектов действия: таковыми могут быть только отдельные индивиды. Коллективы, согласно Веберу, социология может рассматривать как производные от составляющих их индивидов; они представляют собой не самостоятельные реальности, как у Дюркгейма, а, скорее, способы организации действий отдельных индивидов.

     Основой определения социальной структуры  общества, его стратификации (расслоения) Вебер считал неравенство по следующим  признакам:

     власть,

     престиж,

     богатство.

     Принадлежность  индивида к той или иной страте (классу) определяется по экономическому критерию - отношение собственности и уровень доходов;

     по  отношению к власти как принадлежность к определенным политическим кругам (партиям);

     по  престижу - как обретение индивидом  от рождения или благодаря личным качествам такого социального статуса, который позволяет ему занять определенное место в социальной иерархии.

     Влияние Вебера на социологию было огромно, но не однозначно. Например, Вебер использовался  как знамя антинатуралистической ориентации в социологии.М.Вебер вошел в историю социологии как основатель понимающей социологии.

Информация о работе Исторические этапы становления и направления развития социологической мысли