Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 22:44, лекция
Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки
Социологический проект О.Конта
Классические социологические теории
Тема:
Исторические этапы
становления и
направления развития
социологической
мысли (конспект)
План:
Вся история развития человеческого познания проявляла пристальное внимание ответу на вопрос: что такое общество, какова его природа, организация, структура, сущность?
В философии Платона общество (отождествляемое им с государством) и человек рассматриваются как две симметричные и взаимодополняемые системы. Как в человеке выделяются три его главные части (тело, душа, ум), так и общество подразделяется на работников, воинов (стражей) и правителей (философов). Государство, по Платону, возникает как результат естественного разделения функций, выполняемых различными группами людей: одни заняты производством товаров и их обменом, другие - охраной государства, а третьи - всецело управлением.
Лучшей формой государства Платон считал аристократию (“тимократию”). Рассогласование же частей целого, нарушение социальной гармонии ведет, по его мнению, к появлению извращенных форм государственного устройства, среди которых выделяются такие, как олигархия, демократия и тирания.
В ходе построения собственной социальной теории Аристотель стремился выявить естественные причины возникновения социальных институтов, истинную природу человека и общества. Гражданское общество как категория политики было внесено в науку Аристотелем: государство есть не что иное, как совокупность граждан, гражданское общество.
Говоря о государстве, он подчеркивает, что “всякое государство – продукт естественного возникновения”. В этой связи выдвигается идея о трех хороших и трех плохих видах государственного устройства. К первым “законную монархию”, аристократию (власть лучшей части зажиточных слоев общества) и политию (разумную власть большинства); противоположными же типами являются: тирания, олигархия и демократия.
В условиях средневековья интеллектуальная активность людей стала перемещаться из сферы политики с ее реальными земными проблемами в сферу религиозных абстракций. Постепенно складывался теологический тип культуры и социальной философии со своими идеалами личности и государственного устройства.
Любовь к Богу – основная идея философско-теологической системы Августина. Этот мыслитель полагает, что только подобная любовь делает человека подлинным человеком, возвышает над остальным миром. Всякое насилие, как официальное (со стороны государства), так и неофициальное (со стороны разгневанных масс), определяется им как проявление пороков. Духовная власть, олицетворением которой становится церковь, провозглашается высшей властью на земле, которой должны подчиняться и простые люди, и государи. Политика и общественный прогресс приобретают у Августина сугубо теологический смысл и характер.
Уступая новым веяниям, связанным с укреплением феодальной государственной машины, доказывал, что не только церковь, но и государство представляет собой Божественное установление, хотя все еще и подчеркивалась зависимость государственной власти от церковной. Фома Аквинский выделяет пять форм государственного устройства. Власть большинства определяется как демократия. Но эта форма правления не жалуется автором и олицетворяется скорее с неправильной формой власти, так как большинство, навязывая свою волю меньшинству, уподобляются тирании – одной из наиболее неприемлемых форм управления. Самой правильной формой государственного правления признается монархия, что, кстати, вполне соответствовало феодальному типу государства. Причем сама монархия была настолько правомерной, насколько разумной и справедливой была деятельность монарха. В характеристику разумности монарха, безусловно, входило и признание им церковного приоритета. Если это правило оспаривалось монархом, то признавалось право подданных на свержение главы государства и замену его новым.
Идейным стержнем Возрождения (Ренессанса) становится гуманизм – система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу и счастье.
Одним из первых идеологов новой концепции государства стал Н.Макиавелли. В своих политических трактатах “Рассуждения о первой декаде Тита Ливия”, “Государь”, “История Флоренции” он развивает идею активного использования человеком предназначенной фортуны. Особенно велика роль свободной воли человека именно в политической деятельности. Однако интересы централизованного государства ставились выше интересов отдельного человека или отдельных групп населения.
Если Аристотель и его последователи из семьи пытались вывести образование государства, сохраняя в нем имущественные интересы семьи, т. е. частную собственность, то Томас Мор в своем произведении “Книжка поистине золотая и равно полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и острове Утопия”, давшем название самому направлению теоретической мысли, попытался свести государство к большой семье, в котором не может быть имущественного расслоения, ибо в рамках семьи частная собственность утрачивает свой смысл, при чем необходимо, полагал он, чтобы люди осознали эту утрату, ибо все беды общества связаны с господством частной собственности. На своем острове Утопия он устраивает совершенное государство с совместным производством и справедливым государственным распределением полученных продуктов. По-своему решает вопрос об установлении общественной собственности, царства разума и свободы в “Городе Солнца” Т.Кампанеллы. Он не отбрасывает, в частности, идею политического господства церкви, но зато сама структура власти основывается не столько на церковных догматах, сколько на разумных основаниях, поэтому предполагается развитие науки, народного образования и культуры.
В
работе “Левиафан, или Материя, форма
и власть государства церковного
и гражданского” этот мыслитель
изложил собственное
Джон Локк в своих работах “Исследование о естественном законе”, “Два трактата об управлении государством” отстаивал идею английского либерализма, как своеобразного компромисса между буржуазией и дворянством. Идеалом политического устройства считал конституционную монархию парламентского типа. При этом главной целью правительства, единственно оправдывающей его существование, является, по Локку, защита естественных прав человека – правда на свободу и права на собственность.
Родоначальником немецкой классической философии является И.Кант. Для того чтобы преодолеть человеческие пороки, а вместе с тем и негативные последствия этих пороков, необходимы ограничение воли отдельных людей, подчинение их дисциплине гражданского общества, законам государства, которые признаны защищать благополучие людей и самого государства. Правовое гражданское общество мыслится как особая социальная система, в которой на основе разума формируются законы и имеются соответствующие механизмы их реализации. Поэтому в обществе, с одной стороны, должны существовать законы и соответствующие властные органы, обеспечивающие выполнение принятых законов, с другой стороны, предполагается, что и сам властелин должен подчинятся законам, иначе он рискует впасть в произвол и стать тираном.
В
своем одном из основных произведений
“Философия права” реализация свободы
Гегелем трактуется в широком философском
контексте как выражение сути человеческого
бытия. Оно включает в себя и право быть,
и право существовать, и право владеть
собственностью, и право вступать в определенные
социальные связи, и право быть носителем
нравственных качеств, и право политической
организации общества, высшей формой которой
является государство. Соединение моральности
(единичной воли) и абстрактного права
(понятие воли) приводит к возникновению
нравственности. Этапами опредмечивания
нравственности являются семья, гражданское
общество и государство. Последнее есть
такое бытие, в котором “происходит необычное
объединение самостоятельности индивидуальности
и всеобщей субстанциальности. Поэтому
право государства выше других ступеней:
это свобода в ее сомом конкретном образе,
подчиняемая лишь высшей абсолютной истине
мирового духа”. Его трактовка гражданского
общества заключается в идее общества
равных индивидов, в качестве собственников,
взаимодействующих на рынке в соответствии
с общим для всех законом, который не только
предполагает, что эти индивиды морально
признают друг друга свободными и равными,
но и предполагает также существование
политических и юридических институтов,
защищающих права этих индивидов. Гражданское
общество по Гегелю это сфера реализации
особенных, частных целей и интересов.
Творчество О.Конта совпало с периодом глубоких социальных перемен, которые воспринимались им как всеобщий, нравственный, интеллектуальный и социальный кризис. Причины этого кризиса он видел в разрушении традиционных институтов и духовных основ общества, в отсутствии системы верований и взглядов, которые бы отвечали новым общественным потребностям, могли стать идейной основой будущих социальных преобразований
Главными трудами О.Конта были шеститомный “Курс позитивной философии” (1830-1842 гг.) и четырехтомный труд “Система позитивной политики, или Трактат, устанавливающий религию человечества” (1851-1854 гг.).
Позитивизм - это доктрина в области философии науки, характеризуемая требованием того, чтобы наука имела дело только с наблюдаемыми нами объектами, непосредственно знакомыми нам из опыта.
В основу построения социологии как самостоятельной науки Конт положил идею “социальной системы”, т. е. признание факта существования общества как своего рода организма, определенной целостности, элементы которой выполняют специфические функции и служат требованиям этой системы.В концепции Конта индивид является абстракцией, т.е. не существует самостоятельно, изолированно от целого, в то время как общество выступает первичной реальностью и развивается по своим внутренним естественным законам. Причем из всех существующих систем общество отличается наибольшей сложностью, поскольку подвергается постоянным изменениям. Биологические организмы в этом отношении значительно более стабильны. Социальные явления по своей природе историчны.
Программу изучения социологии О.Конт разделил на две части: социальную статику и социальную динамику.
Объект первой - общество в состоянии покоя. Объект второй - общество в состоянии движения. О.Конт считал, что динамику и статику можно отделять друг от друга в целях анализа и это не должно предполагать существования двух классов фактов, они являются двумя аспектами единого подхода к изучаемым социальным явлениям.
Основные идеи исторической концепции О.Конта были заимствованы из трудов французских мыслителей XYIII века Тюрго, Сен-Симона и других исследователей. Социальная динамика призвана раскрывать универсальные законы развития человечества, действие которых распространятся на все сферы общественной жизни. О.Конт подчеркивал взаимосвязь всех элементов социального организма, однако решающую роль отводил духовной сфере. Развитие общества предстает как переход от одной стадии развития сознания к другой, как проявление “закона трех стадий”:
теологическая стадия в развитии человеческого сознания, а, следовательно, и общества продолжалась по Конту до 1300 года. На этой стадии все существующие в мире явления объяснялись как результат прямого и постоянного действия многочисленных сверхъестественных сил;
метафизическая стадия охватывает период с 1300 по 1800 год. На второй стадии действие сверхъестественных сил заменяются отвлеченными силами различного рода абстракций, воплощенных в разных сущностях мира;
позитивная стадия начинается с 1800 года. На третьей стадии человеческий ум, признав невозможность достигнуть абсолютных знаний, отказывается от решения вопроса о происхождении и назначении Вселенной, равно как и от познания внутренних причин явлений.
Конт приходит к убеждению в необходимости сохранения религии и новой церкви, предметом поклонения которых станет человечество как целое, а священным писанием – “позитивная философия”. Такая религия объединит разум и чувства.
Творчество О.Конта вошло в классику мировой социологии. Его не без основания называют создателем социологии как самостоятельной науки.Основная задача Конта состояла в синтезе наиболее плодотворных идей своего времени в целостную программу создания новой науки об обществе. С одной стороны, он не верил в спасительное действие неограниченной конкуренции, оценивал складывающиеся раннекапиталистические отношения как проявление глубокого кризиса, не соглашался с консервативной романтизацией феодальных порядков, с другой стороны, с социалистами его разделяло отрицательное отношение к революционному преобразованию общества. Общественный прогресс, считал О.Конт, должен опираться на духовные, реформационные преобразования.
Информация о работе Исторические этапы становления и направления развития социологической мысли