Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 01:36, курсовая работа
Цель работы :
Исследование соотношения ксенофобии и толерантности в общественном сознании российского мегаполиса.
Глава 1. Этноконтактная ситуация в Москве..................................................................4
Глава 2. Уровень ксенофобии и этносоциальная конфликтность в мегаполисе......6
Глава 3.Толерантность вРоссии.Природа толерантности..............................................9
Глава 4. Россияне и «инородцы»: толерантность или ксенофобия?............................12
Список использованной литературы и источников........................................................19
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
ФАКУЛЬТЕТ КУЛЬТУРНОЙ АТРОПОЛОГИИ И СОЦИОЛОГИИ
Курсовая работа по теме:
Исследование толерантности и ксенофобии в социокультурной ситуации современного российского мегаполиса
Работу выполнил:
Студент 3-го курса,
Гр. 328
Кроткевич А.В.
Работу проверил:
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2005 г.
Глава
3.Толерантность вРоссии.Природа толерантности.................
Глава
4. Россияне и «инородцы»: толерантность
или ксенофобия?...................
Список
использованной литературы и источников....................
Введение.
Цель работы :
Исследование соотношения ксенофобии и толерантности в общественном сознании российского мегаполиса.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи :
Говоря о ксенофобии нельзя не отметь актуальности данной проблемы. К сожалению, в нынешней России для распространения ксенофобии сложились весьма благоприятные условия. Что влечет за собой не менее актуальную необходимость в исследовании данного социокультурного явления, вместе с явлением противоположного толка - толерантности.
Принемая во внимание повсеместное проявление рассовой нетерпимости в нашей стране, значительного количества прецедентов этнической вражды - приходит осознанное понимание необходимости говорить о том, что могло бы противостоять дальнейшему развитию идеологии ксенофобии.
Понятие «толерантность» по смысловой насыщенности значительно шире, нежели просто «терпимое отношение».Это своеобразная этическая норма современности, без которой вряд ли возможно «здоровое» и полноценное формирование общества.
Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма - важнейшие задачи России как на уровне государственном, так и на персональном. По- этому, я считаю, столь уместно задуматься над этой проблемой уже сегодня, тем самым сделав решительный шаг на пути ломки стереотипов общественного этноцентризма, и предупредив возможное развитие этносоциальной напряженности в стране.
Глава 1. Этноконтактная ситуация в Москве
Этносоциальная, этнокультурная и этнодемографическая ситуация в Москве претерпевает радикальные изменения. Административно контролируемый рост населения города в значительной степени уступил место стихийному заселению столицы мигрантами. Положение Москвы как крупнейшего мегаполиса в пространстве СНГ, средоточия финансовых и информационных потоков делает этот процесс принципиально необратимым. «В городе и прилегающем столичном регионе складывается сложная и потенциально напряженная этноконтакная ситуация. Из целостного социокультурного организма с доминирующим и стабильным этнокультурным большинством Москва постепенно превращается в конгломерат этнокультурных сообществ коренного и пришлого населения, мультикультурное общество с растущими различиями между «нами» и «ними»
Ситуацию осложняют изменение этнодемографического баланса Москвы в результате естественного сокращения численности коренных москвичей, значительная социальная дифференциация и маргинализация не только вновь прибывших мигрантов, но и больших групп из среды русского большинства вследствие характерных именно для Москвы высоких темпов социально-экономических преобразований, складывания инновационной экономики постиндустриального типа»12.
Даже при отсутствии в Москве открытых межэтнических и межконфессиональных конфликтов, отношения между русским большинством и иноэтничными меньшинствами нестабильны в этносоциальном и социально-психологическом плане.
Многие москвичи воспринимают беженцев и мигрантов - представителей нерусских и неславянских групп как конкурентов в социальной сфере, особенно на рынке жилья и труда, обвиняя их в ухудшении своего материального положения. Фактором социальной напряженности является рост так называемых «торговых меньшинств» - групп мигрантов, которые приспосабливаются к принимающему обществу путем специализации в области торговли и использования полукриминальных способов ведения розничного торгового бизнеса.
Еще менее благоприятен социально-психологический фон межэтнических отношений. Его характеризует тенденция к росту этнических фобий, особенно «кавказофобии». Последняя все более выходит за рамки околорыночных трений и по эмоциональному накалу, и по уровню огульных ксенофобских обобщений. Именно в сфере массовых настроений состояние межэтнических отношений в московском мегаполисе особенно далеко от стабильного. «Показатели психологической устойчивости в Москве отличаются в худшую сторону от аналогичных показателей по значительно более проблемным в социальном отношении регионам (Юг, Сибирь, Урал). Тревожное (фобическое) мировосприятие присуще не только взрослым, но и значительной части столичной молодежи. У многих подростков и молодых людей обнаруживаются стойкий пессимизм, иррационализм, недоверие к окружающим, в первую очередь - к «гостям Москвы», особенно если их поведение, язык, внешность и т.д. значительно отличаются от поведения, языка, внешности коренных москвичей. Вполне доброжелательное отношение к отдельным конкретным представителям неславянских этнических групп в массовом настроении может меняться на негативное, если чужаки воспринимаются как сплоченное, потенциально опасное целое»23.
Глава 2. Уровень ксенофобии и этносоциальная конфликтность в мегаполисе.
«Сегодня основные и непосредственные угрозы миру и стабильности в сфере межэтнических отношений в столичном мегаполисе связаны с ксенофобией - установками, настроениями, идеологией ненависти к чужому. В основе ксенофобии лежит социально-психологический механизм создания воображаемого образа врага на фоне чувств страха и беспомощности перед чужим - всем, что непривычно, непонятно, невидимо»34. Страх играет ключевую роль в механизме развития ксенофобии, освобождая всех, кто ей подвержен от какой-либо личной и социальной ответственности не только за образ мыслей, но и за образ действий.
«Социопсихологи считают, что в основе ксенофобии лежит триада -- гнев, отвращение, презрение. Эти эмоции образуют несложный поведенческий комплекс, обусловленный, вообще говоря, личностным и коллективным уровнем тревожности и агрессии. Этот уровень подвергается измерению лабораторно (посредством направленного тестирования и опросов) или аналитически (путем анализа публикаций СМИ и данных социологических опросов). Чем более высока тревожность, тем более подсознание пытается вылезти из ловушки за счет вытеснения причины беспокойства. На коллективном уровне тревога выливается в «поиск виноватых»»45. Взяв такой психологический аспект, надо понимать ксенофобию именно как фобию, то есть страх, растормаживающий подсознательные реакции, страх иррациональный и оттого не имеющий обоснования и направления.
Ксенофобские настроения всегда персонифицированы. Их объект предстает в виде личности или группы лиц, которые наделяются совершенно конкретными и исключительно негативными (часто фантастическими) чертами.
Для такой персонификации больше подходят и чаще всего используются этнические отличия. «Бытовое недоброжелательство, неуверенность в завтрашнем дне,недовольство социальными трудностями, благодаря механизму ксенофобии, могут легко трансформироваться в агрессивно-националистические формы поведения, создавая условия для межэтнических конфликтов даже при сравнительно благоприятном социально-экономическом положении и наличии доминирующего этнического большинства».56
«Собственно зона социальной конфликтности между представителями большинства и этнических меньшинств в Москве пока не выходит за рамки отдельных доходных ниш и сфер теневого бизнеса, конкуренция за которые может, действительно, приобретать этническую окраску. И по своему содержанию и по направленности этносоциальная конкуренция неотделима от борьбы криминально-теневых сообществ за доходные объекты. Эта борьба сама по себе не сталкивает тотально представителей большинства и членов того или иного меньшинства. Определения в адрес этнических меньшинств типа «мошенники», «спекулянты» и т.п. продиктованы скорее негативным восприятием экономического поведения «чужаков», а не чисто рациональными экономическими интересами, попытками свести счеты с конкурентами. Собственно ксенофобские мотивы - «гость» грабит «хозяина» - отодвигают на второй план в массовом сознании полукриминальную основу деятельности «торговых меньшинств»».67
Проявления ксенофобии в Москве
пока удерживается на бытовом уровне,
ограничиваются предложениями убрать
из Москвы «всех не наших», «всех кавказцев»,
«лиц другой национальности без регистрации»,
«всех беженцев и бомжей» и т.п. Такие высказывания
носят обычно эмоционально-ситуативный
характер и не имеют под собой серьезных
культурно-концептуальных и идейно-политических
обоснований.Однако,
Переход от ксенофобских высказываний к поддержке агрессивных действий или к массовой агрессии в отношении конкретных этнических меньшинств может происходить спонтанно, под влиянием внезапно возникающих стрессовых ситуаций массового страха и массовой истерии. В таких ситуациях, если они имеют хоть какое-то отношение к общему неблагоприятному фону межэтнических отношений, достаточно нейтральные психологические категории «мы» - «они» могут легко трансформироваться в эмоциональные оценки «мы» - жертвы, «они» - агрессоры, убийцы, бандиты и т.д. Особенно опасны в этом смысле шоковые реакции на акты массового террора. Шок от террористических актов, когда он приобретает широкий общественный резонанс, сам по себе разрушает социально-психологическую устойчивость общества и провоцирует массовые этнические фобии. Характерно, что сдвиг в отношении москвичей к возможности высылки из города всех чеченцев произошел в сентябре 1999 года после взрывов жилых домов в Печатниках и на Каширском шоссе, т.е. имел во многом ситуативный характер.
Для того, чтобы установки ксенофобии обрели устойчивый общественный резонанс, превратились в осознанное чувство ненависти по отношению к конкретным инокультурным группам, негативные характеристики этих групп должны стать социально значимой и психологически достоверной информацией. «Они должны быть артикулированы, получить концептуальное объяснение и мотивационное основание, стать частью повседневной картины мира значительной доли населения. Для этого ксенофобия из явления межличностного общения должна превратиться в явление информационное, формируемое и распространяемое в системе массовых коммуникаций - в эфире, через периодику, книжную продукцию и т.д.»78 По глубине и длительности воздействия на массовое сознание частное слово не идет ни в какое сравнение с публичным словом, образом, мнением, транслируемыми через СМИ. Именно публичное слово становится первостепенным по важности объектом правового регулирования в сфере межэтнических отношений, приложения законодательства, карающего за разжигание социальной, национальной, религиозной и расовой ненависти, пропаганду социального, национального, расового и языкового превосходств.
Глава 3.Толерантность вРоссии.Природа толерантности.
В соответствии с Декларацией принципов толерантности (Юнеско,1995 г.), толерантность определяется как «ценность и социальная норма гражданского общества,проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными,обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями , политическими , этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям». В Декларации принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО, подчёркивается, что конструктивное взаимодействие социальных групп, имеющих различные ценностные, религиозные и политические ориентиры, может быть достигнуто на основе выработки норм толерантного поведения и навыков межкультурного взаимодействия.
«Толерантность - центральное понятие всей проблематики культуры мира и проводимых в её рамках международных и национальных акций,осуществляемых технологий. Толерантность выступает здесь как обобщённый показатель эффективности мирокультурного строительства.»89
Для устойчивого развития необходимо формировать устойчивое общественное поведение граждан, которое во многом зависит от уровня их толерантности. «Структура данного понятия может включать толерантность индивида, коллективную толерантность на производстве и в коммерции, семейную толерантность, групповую толерантнотсь в спорте. Она может носить «отраслевой» характер(толерантность как антидедовщина в армии, толерантность в правоохранительных органах), возрастные параметры (толерантность среди детей, подростков, молодёжи, пожилых людей)».910