Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 20:39, реферат
В современных условиях, когда перспективная модель развития России находится в стадии формирования, большое значение приобретает участие молодежи в политической жизни общества. Молодые люди могут реально повлиять на развитие общества посредством своей деятельности как в партийных организациях, определяющих политику государства в целом, так и в неполитических, общественных – профсоюзных, студенческих, волонтерских, культурно-просветительских и других – молодежных объединениях, формирующих гражданскую позицию юношей и девушек.
Исследование политических интересов и предпочтений молодежи
В современных условиях, когда перспективная модель развития России находится в стадии формирования, большое значение приобретает участие молодежи в политической жизни общества. Молодые люди могут реально повлиять на развитие общества посредством своей деятельности как в партийных организациях, определяющих политику государства в целом, так и в неполитических, общественных – профсоюзных, студенческих, волонтерских, культурно-просветительских и других – молодежных объединениях, формирующих гражданскую позицию юношей и девушек. Между тем включение молодежи в политическую систему в качестве активного участника довольно проблематично и представляет собой одну из первоочередных задач российской политики. Заинтересованность «большой политики» в молодежном электорате реализуется различными средствами, одним из которых можно назвать создание молодежных отделений ведущими партиями страны.
Тематика исследований, посвященных анализу процессов, происходящих в сфере политики, и активности субъектов политической жизни, разнообразна. Особый интерес представляют исследования, выявляющие перспективный потенциал современного российского общества – ресурс молодежного активизма, – который может быть использован в целях преодоления кризисных явлений, охвативших различные сферы общественной жизни (экономику, образование, культуру). В ряду исследовательских работ такого плана следует выделить проводившееся в 2007 году Институтом социологии РАН исследование, результаты которого был представлены в аналитическом докладе «Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты».
Представляемая статья посвящена проблеме молодежного фактора в политическом процессе и содержит анализ эмпирических данных, полученных анкетно-опросным методом. Исследование проводилось в сентябре 2011 года.
Объект исследования включал группу молодежи в возрасте от 17 до 21 года. В исследовании принимали участие студенты 1-5 курсов Уральского государственного лесотехнического университета (г. Екатеринбург) факультета экономики и управления, лесоинженерного и лесомеханического факультетов. Всего было опрошено 400 человек.
Предмет исследования – интересы и предпочтения молодежи в сфере политики.
Цель работы состояла в
выявлении степени
Гипотеза, которую мы намеревались проверить в ходе исследования, имела следующую формулировку: интерес к политике обусловливает все остальные выборы в политической сфере.
Респондентам было предложено ответить на ряд вопросов, которые условно можно объединить в несколько блоков:
- вопросы для уточнения
социально-демографического
- вопросы, касающиеся
субъективной оценки
- вопросы, выявляющие самопозиционирование, включенность/не включенность в различные формы политической жизни.
Полученные в ходе исследования данные представлены ниже.
Распределение респондентов по половому признаку получилось пропорциональным: 48,8 % (жен.) и 51,3 % (муж.).
Удовлетворенность жизнью у
респондентов достаточно высока (74,8 %),
несмотря на то, что уровень материального
благосостояния по большей части
оценивается как
Отсюда вытекает и сравнительно небольшой интерес к политике. Как видно из рис.1, большинство студентов интересуется политикой ситуативно – 66,8 %. 13,3 % стараются быть постоянно в курсе политической ситуации в стране и лишь 2% опрошенных заявили, что принимали личное участие в политической деятельности.
Рис. 1
Следующий этап исследования был направлен на выявление степени политической активности и содержал вопрос о формах участия в политической жизни.
Формы участия допустимо ранжировать по степени сознательной вовлеченности в политическую жизнь: от более активных (участие в митингах; подписание обращений; участие в деятельности партий) до менее активных (участие в выборах, в проведении избирательных кампаний), зачастую не связанных с осознанным выбором и содержащих манипулятивный компонент. Активность предполагает четкую формулировку гражданской позиции, осознание возможных негативных последствий, т.е. ответственность за свои действия; формы активного участия так или иначе связаны с нарушением зоны комфортности. Результаты опроса представлены в табл. 1, рис. 2.
Таблица № 1. Формы участия в политической жизни
Варианты ответа |
Число ответивших |
% от числа опрошенных |
участие в митингах, демонстрациях, пикетах по поводу событий в жизни страны, региона, населенного пункта |
69 |
17,3 |
подписание обращения, петиции по поводу событий жизни страны, региона, населенного пункта |
13 |
3,3 |
участие в проведении избирательных кампаний |
40 |
10,0 |
участие в деятельности политической партии, политического движения |
10 |
2,5 |
участие в выборах в органы власти различного уровня |
102 |
25,5 |
нет, ни в чем подобном участвовать не приходилось |
178 |
44,5 |
затрудняюсь ответить |
58 |
14,5 |
Итого |
400 |
100,0 |
Рис. 2
Несмотря на превалирующую политическую индифферентность молодежи, процент студентов, принимавших участие в политической жизни в той или иной форме, составляет 58,5 %, что сопоставимо с долей тех, кто не принимал никакого участия – 44,5 %. Активное участие невелико, но оно присутствует. Таким образом, вопреки расхожему мнению, недостаточно оснований утверждать, что аполитичность молодежи носит тотальный характер.
Интересным представляется соотнесение пола респондентов и форм участия (табл. 2).
Таблица № 2. Соотнесение пола респондентов и предпочитаемых форм участия в политической жизни
Формы участия в политической жизни |
Пол | |||||
мужской |
женский |
В целом: | ||||
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% | |
участие в митингах, демонстрациях, пикетах по поводу событий в жизни страны, региона, населенного пункта |
27 |
13,1 |
42 |
21,6 |
69 |
17,2 |
подписание обращения, петиции по поводу событий жизни страны, региона, населенного пункта |
8 |
3,9 |
5 |
2,6 |
13 |
3,3 |
участие в проведении избирательных кампаний |
15 |
7,3 |
25 |
12,9 |
40 |
10,0 |
участие в деятельности политической партии, политического движения |
7 |
3,4 |
3 |
1,5 |
10 |
2,5 |
участие в выборах в органы власти различного уровня |
45 |
21,8 |
57 |
29,4 |
102 |
25,5 |
нет, ни в чем подобном участвовать не приходилось |
99 |
48,1 |
79 |
40,7 |
178 |
44,5 |
затрудняюсь ответить |
34 |
16,5 |
24 |
12,4 |
58 |
14,5 |
Итого: |
206 |
100 |
194 |
100 |
400 |
100 |
Среди девушек наблюдается больший процент активного участия, т.е. участия в митингах, демонстрациях, пикетах – 21,6 %, тогда как среди респондентов мужского пола процент активного участия составляет 13,1 %.
Основной формой политического участия является голосование на выборах – 25,5 %. Наименее популярны среди молодежи такие формы, как подписание обращений и петиций (3,3 %) и участие в деятельности политической партии (2,5 %).
Следующий этап исследования
представлял собой анализ форм возможной
реакции студенческой молодежи на ухудшение
социально-экономических
Таблица № 3. Формы возможной реакции на ухудшение социально-экономических условий жизни
Варианты ответа |
Число ответивших |
% от числа опрошенных |
вступлю в политическую партию |
17 |
4,3 |
приму участие в акциях протеста |
84 |
21,0 |
никак не буду реагировать, буду терпеть дальше |
4 |
1,0 |
приму решение о выезде из России в другую страну |
45 |
11,3 |
буду изыскивать способы дополнительного заработка |
161 |
40,3 |
поступлю так, как поступят мои родители |
26 |
6,5 |
как-то еще |
0 |
0,0 |
затрудняюсь ответить |
82 |
20,5 |
Итого ответивших: |
400 |
100,0 |
Итого |
400 |
100,0 |
Как видно из табл. 3, в
случае ухудшения социально-
Для объяснения доминирования
Ухудшение социально-экономических условий, таким образом, может носить системный характер и являться следствием кризиса политической системы. Если человек не обнаруживает данной причинно-следственной связи и полагает, что ухудшение связано с факторами не политического характера, то, заметим, попытка исправить ситуацию путем реализации собственных трудовых ресурсов (в дополнение к основной занятости) представляет собой вполне естественную, закономерную реакцию, не зависящую от принадлежности к той или иной социально-демографической группе. Проблема, таким образом, будет решаться на уровне следствий, а не причин. Очень важно, мы полагаем, именно осознание причин, которое создает мотивацию политического действия, т.е. поиска и применения доступных политических механизмов.
Формы возможной
реакции на ухудшение социально-
Рис. 3
Протестные настроения продемонстрировал
каждый пятый респондент (всего 21 %).
Причем более явственно протестные
намерения декларируются
Вариант эмиграции рассматривают 11,3 % опрошенных. Среди них преобладают юноши – 16 %.
Мы полагаем, что протестные намерения носят по преимуществу декларативный характер. Для реализации намерений, сопряженных, как мы упоминали выше, с нарушением зоны комфортности, недостаточно ситуативного интереса к политике – необходимо систематическое отслеживание политической информации и ее минимальный анализ, что позволит выявить реальную причинно-следственную связь.
Немаловажным нам
В ответах на этот вопрос респонденты продемонстрировали высокий уровень законопослушания (15,3 % и 46,5 %), что является отражением фундаментального общественного запроса на равенство всех граждан перед законом. Следует заметить, что подобный запрос фиксируется различными социологическими службами на протяжении целого ряда лет.
Рис. 4
Интерес представляет тот факт, что 30,5 % респондентов посчитали справедливость более значимым критерием, чем закон. В противопоставлении закона справедливости мы усматриваем проявление особенности национального правосознания, для которого всегда существовал примат нравственного, христианского сознания над правовым. (В дореволюционной России это проявлялось в сосуществовании двух линий судопроизводства – «по закону» или «по совести». Право в России рассматривалось как нечто исходящее от государства, а не как нормы, выработанные самим обществом для разумного и добровольного ограничения произвола. Это дополнялось убеждением, что власть в любом случае не будет соблюдать закон.)
Информация о работе Исследование политических интересов и предпочтений молодежи