Исследование политических интересов и предпочтений молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 20:39, реферат

Описание работы

В современных условиях, когда перспективная модель развития России находится в стадии формирования, большое значение приобретает участие молодежи в политической жизни общества. Молодые люди могут реально повлиять на развитие общества посредством своей деятельности как в партийных организациях, определяющих политику государства в целом, так и в неполитических, общественных – профсоюзных, студенческих, волонтерских, культурно-просветительских и других – молодежных объединениях, формирующих гражданскую позицию юношей и девушек.

Работа содержит 1 файл

Исследование политических интересов и предпочтений молодежи.docx

— 35.25 Кб (Скачать)

Исследование  политических интересов и предпочтений молодежи

В современных условиях, когда перспективная модель развития России находится в стадии формирования, большое значение приобретает участие  молодежи в политической жизни общества. Молодые люди могут реально повлиять на развитие общества посредством своей  деятельности как в партийных  организациях, определяющих политику государства в целом, так и  в неполитических, общественных –  профсоюзных, студенческих, волонтерских, культурно-просветительских и других – молодежных объединениях, формирующих  гражданскую позицию юношей и  девушек. Между тем включение  молодежи в политическую систему  в качестве активного участника  довольно проблематично и представляет собой одну из первоочередных задач  российской политики. Заинтересованность «большой политики» в молодежном электорате реализуется различными средствами, одним из которых можно  назвать создание молодежных отделений  ведущими партиями страны.

Тематика исследований, посвященных  анализу процессов, происходящих в  сфере политики, и активности субъектов  политической жизни, разнообразна. Особый интерес представляют исследования, выявляющие перспективный потенциал современного российского общества – ресурс молодежного активизма, – который может быть использован в целях преодоления кризисных явлений, охвативших различные сферы общественной жизни (экономику, образование, культуру). В ряду исследовательских работ такого плана следует выделить проводившееся в 2007 году Институтом социологии РАН исследование, результаты которого был представлены в аналитическом докладе «Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты».

Представляемая статья посвящена  проблеме молодежного фактора в  политическом процессе и содержит анализ эмпирических данных, полученных анкетно-опросным методом. Исследование проводилось в сентябре 2011 года.

Объект исследования включал  группу молодежи в возрасте от 17 до 21 года. В исследовании принимали  участие студенты 1-5 курсов Уральского государственного лесотехнического университета (г. Екатеринбург) факультета экономики и управления, лесоинженерного и лесомеханического факультетов. Всего было опрошено 400 человек.

Предмет исследования –  интересы и предпочтения молодежи в  сфере политики.

Цель работы состояла в  выявлении степени вовлеченности  молодежи в политическую сферу и  определении значимого фактора, влияющего на политический выбор.

Гипотеза, которую мы намеревались проверить в ходе исследования, имела  следующую формулировку: интерес  к политике обусловливает все  остальные выборы в политической сфере.

Респондентам было предложено ответить на ряд вопросов, которые  условно можно объединить в несколько  блоков:

- вопросы для уточнения  социально-демографического статуса  (возраст, пол, факультет, курс);

- вопросы, касающиеся  субъективной оценки удовлетворенности  респондента жизнью в целом  и материальной составляющей, в  частности (самоощущение респондента  в жизни);

- вопросы, выявляющие  самопозиционирование, включенность/не включенность в различные формы политической жизни.

Полученные в ходе исследования данные представлены ниже. 

 

Распределение респондентов по половому признаку получилось пропорциональным: 48,8 % (жен.) и 51,3 % (муж.).

Удовлетворенность жизнью у  респондентов достаточно высока (74,8 %), несмотря на то, что уровень материального  благосостояния по большей части  оценивается как удовлетворительный (49 %) и несколько в меньшей степени  – как благополучный (45,8 %). Приведенные цифры, на наш взгляд,служат индикатором позитивного самоощущения респондентов в социальной реальности. Позитивность обусловлена не столько удовлетворенностью политической обстановкой в стране, сколько тем, что политика, как правило, не входит в спектр актуальных жизненных приоритетов – таких, как учеба, межличностные отношения, выбор профессиональной деятельности. Кроме того, социальная активность молодежи данного возрастного сегмента реализуется чаще всего в сфере развлечений и досуга.

Отсюда вытекает и сравнительно небольшой интерес к политике. Как видно из рис.1, большинство студентов интересуется политикой ситуативно – 66,8 %. 13,3 % стараются быть постоянно в курсе политической ситуации в стране и лишь 2% опрошенных заявили, что принимали личное участие в политической деятельности.

 

Рис. 1

Следующий этап исследования был направлен на выявление степени  политической активности и содержал вопрос о формах участия в политической жизни.

Формы участия допустимо  ранжировать по степени сознательной вовлеченности в политическую жизнь: от более активных (участие в митингах; подписание обращений; участие в  деятельности партий) до менее активных (участие в выборах, в проведении избирательных кампаний), зачастую не связанных с осознанным выбором  и содержащих манипулятивный компонент. Активность предполагает четкую формулировку гражданской позиции, осознание возможных негативных последствий, т.е. ответственность за свои действия; формы активного участия так или иначе связаны с нарушением зоны комфортности. Результаты опроса представлены в табл. 1, рис. 2.

Таблица № 1. Формы участия  в политической жизни

Варианты ответа

Число ответивших

% от числа опрошенных

участие в митингах, демонстрациях, пикетах  по поводу событий в жизни страны, региона, населенного пункта

69

17,3

подписание обращения, петиции по поводу событий жизни страны, региона, населенного пункта

13

3,3

участие в проведении избирательных  кампаний

40

10,0

участие в деятельности политической партии, политического движения

10

2,5

участие в выборах в органы власти различного уровня

102

25,5

нет, ни в чем подобном участвовать  не приходилось

178

44,5

затрудняюсь ответить

58

14,5

Итого

400

100,0 


 

 

Рис. 2

Несмотря на превалирующую  политическую индифферентность молодежи, процент студентов, принимавших  участие в политической жизни  в той или иной форме, составляет 58,5 %, что сопоставимо с долей  тех, кто не принимал никакого участия  – 44,5 %. Активное участие невелико, но оно присутствует. Таким образом, вопреки расхожему мнению, недостаточно оснований утверждать, что аполитичность молодежи носит тотальный характер.

Интересным представляется соотнесение пола респондентов и  форм участия (табл. 2).

Таблица № 2. Соотнесение пола респондентов и предпочитаемых форм участия в политической жизни

Формы участия в политической жизни

Пол

мужской

женский

В целом:

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

участие в митингах, демонстрациях, пикетах  по поводу событий в жизни страны, региона, населенного пункта

27

13,1

42

21,6

69

17,2

подписание обращения, петиции по поводу событий жизни страны, региона, населенного пункта

8

3,9

5

2,6

13

3,3

участие в проведении избирательных  кампаний

15

7,3

25

12,9

40

10,0

участие в деятельности политической партии, политического движения

7

3,4

3

1,5

10

2,5

участие в выборах в органы власти различного уровня

45

21,8

57

29,4

102

25,5

нет, ни в чем подобном участвовать  не приходилось

99

48,1

79

40,7

178

44,5

затрудняюсь ответить

34

16,5

24

12,4

58

14,5

Итого:

206

100

194

100

400

100


Среди девушек наблюдается  больший процент активного участия, т.е. участия в митингах, демонстрациях, пикетах – 21,6 %, тогда как среди респондентов мужского пола процент активного участия составляет 13,1 %.

Основной формой политического  участия является голосование на выборах – 25,5 %. Наименее популярны  среди молодежи такие формы, как  подписание обращений и петиций (3,3 %) и участие в деятельности политической партии (2,5 %).

Следующий этап исследования представлял собой анализ форм возможной  реакции студенческой молодежи на ухудшение  социально-экономических условий  жизни.

Таблица № 3. Формы возможной реакции на ухудшение социально-экономических условий жизни

Варианты ответа

Число ответивших

% от числа опрошенных

вступлю в политическую партию

17

4,3

приму участие в акциях протеста

84

21,0

никак не буду реагировать, буду терпеть  дальше

4

1,0

приму решение о выезде из России в другую страну

45

11,3

буду изыскивать способы дополнительного  заработка

161

40,3

поступлю так, как поступят мои  родители

26

6,5

как-то еще

0

0,0

затрудняюсь ответить

82

20,5

Итого ответивших:

400

100,0

Итого

400

100,0


Как видно из табл. 3, в  случае ухудшения социально-экономической  ситуации большая часть молодежи намерена опираться на собственные силы и изыскивать способы дополнительного заработка – 40,3 %.

Для объяснения доминирования индивидуалистической стратегии в решении социально-экономических проблем можно выдвинуть различные предположения. 1. Низкая эффективность государственного управления при решении конкретных социальных проблем. 2. Как следствие первого – недоверие молодежи к политическим институтам в социально-экономических вопросах. 3. Ощущение незначимости собственного участия, невозможности на что-либо повлиять. 4. Отсутствие осознания системного характера существующих проблем (осознания прямой связи между политическим управлением и положением дел в других сферах). Из приведенных предполагаемых причин наиболее значимой, на наш взгляд, является последняя.

Ухудшение социально-экономических  условий, таким образом, может носить системный характер и являться следствием кризиса политической системы. Если человек не обнаруживает данной причинно-следственной связи и полагает, что ухудшение связано с факторами не политического характера, то, заметим, попытка исправить ситуацию путем реализации собственных трудовых ресурсов (в дополнение к основной занятости) представляет собой вполне естественную, закономерную реакцию, не зависящую от принадлежности к той или иной социально-демографической группе. Проблема, таким образом, будет решаться на уровне следствий, а не причин. Очень важно, мы полагаем, именно осознание причин, которое создает мотивацию политического действия, т.е. поиска и применения доступных политических механизмов.

Формы возможной  реакции на ухудшение социально-экономических  условий жизни

Рис. 3

Протестные настроения продемонстрировал  каждый пятый респондент (всего 21 %). Причем более явственно протестные намерения декларируются девушками (24,7 %).

Вариант эмиграции рассматривают 11,3 % опрошенных. Среди них преобладают  юноши – 16 %.

Мы полагаем, что протестные намерения носят по преимуществу декларативный характер. Для реализации намерений, сопряженных, как мы упоминали  выше, с нарушением зоны комфортности, недостаточно ситуативного интереса к  политике – необходимо систематическое  отслеживание политической информации и ее минимальный анализ, что позволит выявить реальную причинно-следственную связь.

Немаловажным нам представлялось выяснить отношение молодого поколения  к закону (рис. 4).

В ответах на этот вопрос респонденты продемонстрировали высокий  уровень законопослушания (15,3 % и 46,5 %), что является отражением фундаментального общественного запроса на равенство  всех граждан перед законом. Следует  заметить, что подобный запрос фиксируется  различными социологическими службами на протяжении целого ряда лет.

Рис. 4

Интерес представляет тот  факт, что 30,5 % респондентов посчитали  справедливость более значимым критерием, чем закон. В противопоставлении закона справедливости мы усматриваем  проявление особенности национального  правосознания, для которого всегда существовал примат нравственного, христианского сознания над правовым. (В дореволюционной России это проявлялось в сосуществовании двух линий судопроизводства – «по закону» или «по совести». Право в России рассматривалось как нечто исходящее от государства, а не как нормы, выработанные самим обществом для разумного и добровольного ограничения произвола. Это дополнялось убеждением, что власть в любом случае не будет соблюдать закон.)

Информация о работе Исследование политических интересов и предпочтений молодежи