Исследование делинквентности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 08:31, реферат

Описание работы

Делинквентность (лат. delinquens, delinquentis — отклоняющийся) — в криминологии родовой термин для определения различных видов отклоняющегося поведения, связанных с нарушением правовых и нравственных норм.
Как и в любом исследовании, при изучении делинквентности принято использовать как количественные, так и качественные методы.

Содержание

1. Понятие делинквентности и методы ее исследования……………………..2
2. Криминологические исследования Клиффорда Шоу и Эдвина Сазерленда………………………………………………………………………..3
3. Криминологические исследования Уолтера Реклесса……………………..5
4. Исследование Фредерика М. Трэшера «Шайка» …………………………...7
5. Исследование Джона Ландеско «Организованная преступность в Чикаго»…………………………………………………………………………..11
6. Л. Вирт: «Введение в изучение преступности»……………………………...13
7. Краткий анализ и вывод……………………………………………………….15

Работа содержит 1 файл

РАБОТА.doc

— 116.50 Кб (Скачать)
 
 
МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

им.  М.В. ЛОМОНОСОВА

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ИССЛЕДОВАНИЯ  ДЕЛИНКВЕНТНОСТИ 
 
 
 
 
 

                                                                                        

    Выполнила

                                                                           студентка дневного отделения

                                                                                                                   304 группы:

Мурадян Юлианна

Преподаватель:

                                                                               Блинова М.С. 
 
 
 
 
 

Москва

  2010 

     Содержание

  1. Понятие делинквентности и методы ее исследования……………………..2
  2. Криминологические исследования Клиффорда Шоу и Эдвина Сазерленда………………………………………………………………………..3
  3. Криминологические исследования Уолтера Реклесса……………………..5
  4. Исследование Фредерика М. Трэшера «Шайка» …………………………...7
  5. Исследование Джона Ландеско «Организованная преступность в Чикаго»…………………………………………………………………………..11
  6. Л. Вирт: «Введение в изучение преступности»……………………………...13
  7. Краткий анализ и вывод……………………………………………………….15
 
 

 

  1. Понятие делинквентности  и методы ее исследования.

Делинквентность (лат. delinquens, delinquentis — отклоняющийся) — в криминологии родовой термин для определения различных видов отклоняющегося поведения, связанных с нарушением правовых и нравственных норм.

Как и  в любом исследовании, при изучении делинквентности принято использовать как количественные, так и качественные методы.

Количественные  исследования предназначены для изучения объективных, количественно измеряемых характеристик делинквентности. Они являются преимущественно описательными. Качественные исследования предназначено для получения с помощью специальной техники так называемой глубинной информации. Его можно назвать также интерпретационным. Качественное исследование позволяет получить информацию о мотивах людей с делинквентным поведением, их установках, то есть получить ответ на вопрос: «Почему?».

Большой вклад в исследования делинквентности  внесли такие известные социологи и криминологи, как Клиффорд Шоу, Уолтер Реклесс, Норман Хейнер, Фредерика М. Трэшера, Эдвин Сазерленд, Джон Ландеско, Л. Вирт и др. 

 

  1. Криминологические исследования Клиффорда  Шоу и Эдвина Сазерленда.

    В основе криминологического  исследовании Клиффорда Шоу (1930) и Эдвина Сазерленда (1939) лежит теория дифференциальной ассоциации. Эта теория изначально предназначена для объяснения индивидуального преступного поведения. Она включает в себя восемь основных постулатов:

1. Преступному  поведению учатся, а не наследуют;

2. Преступное  поведение усваивается в ходе  взаимодействия с другими людьми  в процессе общения;

3. Важнейшая  часть обучения уголовному поведению  совершается в группах, связывающих  своих членов тесными личными  отношениями. Внеличностные средства коммуникации (теле-, кино- и видеофильмы, газеты и журналы) играют в процессе усвоения криминального поведения не столь важную роль;

4. Овладение  криминальным поведением включает  в себя изучение способов совершения  преступлений, которые бывают и сложными, и простыми, а также специфических мотивов, влечений, оправданий и установок;

5. Рассматривая  закон в положительном и отрицательном  свете, преступники усваивают  особую направленность мотивов  и влечений. В одном обществе  индивидуум контактирует с людьми, которые единодушно относятся к нормам закона, как к неукоснительно исполняемым правилам жизни, а в другом - оказываются в окружении людей, которые в своих оценках отдают предпочтение нарушению законов;

6. Человек  становится преступником, когда  усваиваемые им определения, благоприятствующие преступности, перевешивают в его сознании образцы законопослушного поведения;

7. Усвоение  преступного поведения не ограничено  только процессом имитации, подражания; и последний постулат этой  теории

8. Хотя  преступность - это выражение общих потребностей и ценностей, объяснять ее только этими потребностями и ценностями нельзя, ибо и непреступное поведение также является выражением тех же самых потребностей и ценностей.

    Дальнейшим исследованием этой теории занимался ученик Эдвина Сазерленда Дональд Кресси. Из нее (дифференцированной ассоциации) Кресси сделал следующие выводы:

  • необходимо существенно улучшить практику и условия воспитания в семье, школе, профессиональном коллективе и группах совместного проведения досуга;
  • нельзя вместе содержать впервые осужденных вместе с рецидивистами;
  • группы ресоциализации нужно организовывать по принципу “...чтобы кого-то в чем-то убедить, нужно убедиться в этом самому...”;
  • можно создать и сохранять общество, лишенное преступности, благодаря системе поощрений.

      Опросы ведущих криминологов  показывают, что теория Сазерленда  имеет очень большое влияние,  хотя и вызывает споры.

 

  1. Криминологические исследования Уолтера Реклесса.

      Уолтер Реклесс (1961) – это известный криминолог, который является основоположником теории устойчивости. При построения своей теории Реклесс, в первую очередь, интересовался вопросом: «Почему живущий в крупном городе подросток, несмотря на высокий уровень преступности, не становится правонарушителем?» Ответом на этот вопрос, по его мнению, было то, что социальную устойчивость личности определяет внешний и, особенно, внутренний контроль, выражающийся во внутренней устойчивости. Ее отличают пять признаков:

1. Самовоспитание, то есть оценка себя как личности, заключается в способности самоконтроля, в умении оценить себя со стороны, в чем большую роль играет уважение закона;

2. Целеустремленность выражается в личном желании сделать социально преемлимую карьеру. Люди, поставившие перед собой долгосрочную цель, сохраняют иммунитет, неуязвимость по отношению к противоправности и преступности;

3. Самоконтроль может быть эффективным только тогда, когда цель является вполне реалистичной. Нереальные желания и стремление достичь цели, лежащей за пределами средств и возможностей, неизбежно ведут к нарушению внутренней устойчивости;

4. Стойкость - это свойство человека, позволяющее ему не предаваться гневу или отчаянию безнадежности, когда он не получает того, что хотел. Люди, чьи цели оказались за пределами их досягаемости, легко могут поддаваться разочарованию. Те, кто склонен к правонарушениям, обладают импульсивным, нетерпеливым характером, тогда как законопослушным людям это присуще в гораздо меньшей степени. Отсутствие фантазии и нетерпеливость вызывают у человека скуку, которая затрудняет реалистичное представление о прошлом, настоящем и будущем. Люди, склонные к преступности, всегда в большей степени нетерпеливы, лишены фантазии и реалистичного взгляда на вещи;

5. Характерным  признаком внутренней устойчивости  человека является идентификация с нормами права. Отношение правонарушителей к закону характеризуется его отрицанием, враждебностью к правоохранительным органам и праву.

     Ученые, которые разделяют точку зрения Уолтера Реклесса на теорию устойчивости считают, что удовлетворительное самовосприятие (собственное «Я», «сверх-Я», «Супер-Эго») можно считать чем-то вроде социально-психологической «прививки» против преступности.

    В свою очередь Гари Йенсен, также занимающийся криминологией, понятие “внутренней устойчивости”, введенное Реклессом, разложил на три составные части:

  • ценностное самоопределение;
  • способность самоконтроля;
  • уважение общепринятой морали.

    Он проверил свою концепцию  на более чем четырех тысячах  склонных и несклонных к преступлениям  учащихся средних школ и обнаружил, что преступники и не преступники различались между собой по всем трем характеристикам.

 

  1. Исследование Фредерика М. Трэшера «Шайка» (1927 г.).

     Перепись чикагских шаек выявила  наличие в городе и его окрестностях  1313 групп этого типа, состоящих по большей части из подростков и молодых людей в возрасте от 10 до 25 лет.  

    Исследование типичной среды  обитания шаек привело к выводу, что шайка — географически промежуточная группа, расцветающая в расщелинах, образуемых зонами бизнеса, промышленной и железнодорожной собственности. 

    Изучение процесса образования шаек (ganging) выявило происхождение шаек в игровых группах и схожих скоплениях мальчиков, которые легче всего формировались в многолюдных и дезорганизованных частях города. В ходе исследования выяснилось, что эти регионы во многих отношениях напоминают фронтир — и с экономической, и с культурной, и с моральной точки зрения. Эта корреляция шайки с дезорганизацией сообщества заставила заключить, что мы имеем дело с социально промежуточной группой. Обследование шаек в других городах и в других ареалах дало общее подтверждение этой интерпретации. 

    Социологическое понятие шайки: «Шайка — это промежуточная группа, сначала образующаяся спонтанно, а затем интегрируемая через конфликт. Для нее характерны следующие типы поведения:

  • встречи лицом-к-лицу,
  • кучкование,
  • перемещение в пространстве в качестве единого целого,
  • конфликт
  • и планирование.

Результатом этого коллективного поведения  становится развитие традиции, нерефлективной внутренней структуры, esprit de corps, солидарности, морального духа, сознания группы и привязанности к локальной территории. 

     С точки зрения развития, было  выявлено три типа шаек, хотя каждый тип плавно переходил в другой и между ними не было четких разграничительных линий.

  1. Рассеянный тип — был слабо сплоченной группой, находящейся на ранних стадиях интеграции.
  2. Уплотненный тип — представлял завершение процесса интеграции и, следовательно, обладал высокой степенью солидарности и морального духа.
  3. Конвенционализированная шайка — появляется, когда такая группа приобретает внешние характеристики клуба.
 
 

     Оказалось, что физические очертания города — часть «ситуационного комплекса» - является важным фактором, обусловливающим и направляющим жизнь шайки. 

     Изучение факторов расы и национальности  в шайке выявило, что шайка  в Чикаго является прежде всего  феноменом, свойственным детям  иммигрантов, родившихся за пределами  США. Ребенок иммигрантов обычно  ускользает от родительского  контроля и внешне американизируется.  

Информация о работе Исследование делинквентности