Инвалидность как социальная проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:24, реферат

Описание работы

Актуальность темы исследования. В современном мире существует множество социальных проблем. Решение социальной проблемы предполагает установление причин, которые привели к ее возникновению. Какими бы разнообразными ни были социальные проблемы, все они обусловлены отсутствием или недостатком у людей средств для достижения преследуемых ими целей. Поэтому решение проблем, встающих перед людьми в их повседневной жизни, сводится к нахождению ими таких средств

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1.Теоретико-методологические основы изучения инвалидности
как социальной проблемы ……………………………………………………..6
1.1. Понятие «социальная проблема»…………………………………………..6
1.2. Современные классификации социальных проблем…………………….10
2. Особенности социальных проблем лиц с ограниченными
возможностями здоровья……………………………………………………....16
2.1. Причины инвалидности…………..................…………………………….16
2.2. Проблема доступности окружающей среды как
проблема инвалидов…..………………………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………...33
Список использованной литературы……………………………………….....36
Приложение

Работа содержит 1 файл

kursovaya_rabota_sotsialnie_problemi_invalidnosti.doc

— 266.50 Кб (Скачать)

В России в последние  годы многое сделано для решения  проблем инвалидов и инвалидности. Государственная политика в этом направлении основывается на прочном правовом фундаменте, прежде всего на базовом законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Действующее законодательство в отношении этой категории граждан носит разветвленный характер; в нем содержатся гарантии занятости и профессиональной подготовки людей с ограниченными возможностями, получения ими достойного образования, охраны здоровья, социальной и юридической защиты, интеграции и реабилитации, участия в политической, социальной и культурной жизни, предоставления необходимой информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Проблема доступности окружающей среды как социальная проблема инвалидов

 

Вопросы социальной поддержки  инвалидов постоянно находятся в поле зрения законодательной и исполнительной власти как на федеральном, так и на региональном уровнях. В принятых в последние годы решениях содержится развернутый комплекс мероприятий по улучшению социального положения инвалидов. В практической деятельности государства по реализации предусмотренных на законодательном уровне гарантий приоритетное внимание уделяется повышению уровня доходов людей с ограниченными возможностями, улучшению качества их жизни [18,с.44]

К условиям обеспечения достойного качества жизни инвалидов относится удовлетворение их потребностей. Эти потребности касаются различных социальных аспектов и личных сторон жизни и во многом совпадают с потребностями каждого гражданина. Схематично они представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Потребности инвалидов в разных сферах жизнедеятельности

С наступлением инвалидности у человека возникают реальные трудности  как субъективного, так и объективного характера при адаптации к  жизненным условиям. Инвалидам во многом затруднен доступ к образованию, трудоустройству, сфере досуга, бытовых услуг, информации и каналам коммуникации, общественный транспорт практически не приспособлен для пользования лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения. Все это способствует их изоляции и чувству отчуждения. Инвалид живет в более замкнутом, обособленном от остального общества пространстве. Ограниченность общения и социальной активности создает дополнительные психологические, экономические и другие проблемы и трудности для самих инвалидов и их близких. Существуют как социальные, так и экономические препятствия для близких взаимоотношений и заключения брака среди людей с инвалидностью.

Социально-психологическое  самочувствие большинства инвалидов характеризуется неуверенностью в завтрашнем дне, неуравновешенностью, тревожностью. Многие чувствуют себя изгоями общества, ущербными людьми, ущемленными в своих правах [11,с.60].

В России инвалидам во многом затруднен доступ к объектам социальной инфраструктуры - учреждениям здравоохранения, образования, культуры и спорта, бытовых услуг (парикмахерских, прачечных и т.п.), местам работы и отдыха, многим магазинам в связи с архитектурными и строительными барьерами, неприспособленностью общественного транспорта для пользования лицами с нарушениями опорно-двигательного аппарата и дефектами сенсорных органов.

Игнорирование потребностей инвалидов в обычной для каждого человека жизнедеятельности, недоступность социально значимых объектов снижают возможности лиц с физическими дефектами полноценно участвовать в жизни общества [19,с.50].

Созданию безбарьерной среды посвящены специальный  Указ Президента Российской Федерации  № 1156 от 02.10.92 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды  жизнедеятельности» и Постановление Правительства Российской Федерации № 1449 от 07.12.96 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры», а также ряд других подзаконных актов. В этих документах учтены потребности инвалидов при размещении застройки объектов социального и культурно-бытового обслуживания, создании условий доступности рабочих мест и обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерно-транспортной инфраструктуры. Предусмотрено введение в ведомственные нормативные акты в области строительства требований по проведению обязательной экспертизы проектно-сметной документации на застройку городов и других поселений, строительство и реконструкцию зданий и сооружений в части обеспечения доступности их для инвалидов. На органы Государственного архитектурно-строительного надзора возложен контроль за соблюдением требований доступности при строительстве и реконструкции зданий и сооружений. К этой деятельности рекомендовано привлекать общественные организации инвалидов [15,с.21].

В 1993 г. вышло Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении перечня категорий инвалидов, для которых необходима модификация средств транспорта, связи и информатики». Этот документ содержал конкретные регламентирующие нормы по приспособлению общественного и индивидуального транспорта для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата и инвалидов с нарушениями зрения, слуха и речи.

В западноевропейских и  некоторых других странах разработаны  и соблюдаются требования к оснащению  городского транспорта подъемными устройствами для посадки инвалидов на креслах-колясках, площадками, сиденьями, устройствами фиксации и крепежа, специальными поручнями и другим оборудованием, обеспечивающим их размещение и передвижение внутри транспортного средства. Практически всеми ведущими зарубежными авиакомпаниями предусматриваются специальные места для размещения инвалидов в воздушном транспорте. Удобство, комфортность и безопасность гарантированы инвалиду также на пассажирских морских и речных судах. При перевозке инвалидов железнодорожным транспортом в составах используются вагоны с широким коридором, специальным туалетом и местом для инвалидных колясок. Уделяется внимание и оборудованию вокзалов, станций, переходов и т.д.[11,с.73]

В России делаются первые шаги, как в области создания специализированных транспортных средств, так и в сфере организации транспортного обслуживания инвалидов, включая инвалидов с нарушением опорно-двигательных функций. В 1991 г. был изготовлен автобус ЛИАЗ-677, приспособленный для перевозки инвалидов и оборудованный специальным подъемным устройством. С 1990 г. в Россию начали поступать международные автобусы фирмы «Мерседес-Бенц-Тюрк» (Турция). Опыт их эксплуатации в экскурсионных перевозках инвалидов подтвердил эффективность установленного в них оборудования. Появились первые трамвайные вагоны и троллейбусы, начали производиться электрички, приспособленные для перевозки инвалидов с ограничением двигательных функций. Конечно, массовый выпуск этих специальных транспортных средств потребует немало затрат и времени. На Октябрьской железной дороге курсируют два пассажирских вагона, приспособленных для перевозки инвалидов в креслах-колясках. Они оборудованы двумя подъемниками и имеют одно купе, приспособленное для размещения одного инвалида с сопровождающим лицом. Кроме того, вагоны имеют специально оборудованный туалет.

На сегодняшний день только на морских и речных судах  не предусмотрены удобства для перевозки  инвалидов с нарушением двигательных функций [21,с.32].

Постановлением Правительства  РФ № 832 от 29.12.2005(ред.от 24.12.2008 № 978), утверждена и функционирует Федеральная комплексная программа «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010годы». Входящая в ее состав целевая программа «Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» напрямую направлена на решение вышеуказанных проблем [Приложение 1]. Она предусматривает проведение научных исследований и разработку с учетом потребностей различных категорий инвалидов требований доступности всех видов общественного транспорта и городской инфраструктуры.

Очень важным документом, определяющим правовые основы формирования безбарьерной архитектурной среды  для инвалидов, является Градостроительный  кодекс Российской Федерации. Он предусматривает  обеспечение доступа инвалидов  ко всем сооружениям и транспортным коммуникациям, к местам работы и отдыха, социокультурным центрам независимо от места их проживания в городских и сельских поселениях.

Разработаны меры по созданию для инвалидов социальной инфраструктуры, удобной для проживания. Предполагаются оборудование жилых домов средствами, удобными для перемещения инвалидов, т.е. специальными подъездными дорожками, подъемниками; создание реабилитационных комплексов со спортивными специальными тренажерами и бассейнами; адаптация средств индивидуального, городского и междугороднего пассажирского общественного транспорта, связи и информатики; расширение производства вспомогательных технических средств и бытового оборудования. В реализации программ предусмотрено участие ряда министерств и ведомств [Приложение1].

В настоящее время  во многих регионах России (в Калужской, Волгоградской, Новосибирской областях, г. Москве и др.) муниципальными органами активно проводятся мероприятия по реконструкции жилого и социального фонда, строительству специальных квартир для инвалидов в новостройках, специальному оснащению городского транспорта. Важно распространение передового опыта и ужесточение мер ответственности за выполнение принятых нормативно-правовых документов.

Безбарьерная среда  жизнедеятельности означает не только архитектурную и транспортную доступность, но и обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации. Основные гарантии государства на право получения необходимой информации отражены в ст. 14 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [1,ст.14].

В законе предусмотрена  государственная поддержка редакций и издательств, выпускающих специальную  литературу для инвалидов. Определенные виды материального стимулирования предусмотрены для редакций, программ, студий, осуществляющих выпуск аудио- и видеопродукции для инвалидов.

Выпуск периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы для  инвалидов, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля, обеспечение сурдотехникой предусмотрено финансировать за счет средств федерального бюджета [19,с.53].

Язык жестов официально признан средством межличностного общения. На телевидении, в кино- и  видеофильмах должна предусматриваться система субтитрирования или сурдоперевода, что практически не реализовывается, только некоторые телевизионные передачи сопровождаются субтитрами или синхронным переводом. В то же время в США почти по всем каналам идут передачи со скрытыми субтитрами, в Дании субтитрами снабжено 90% телепередач. Во многих странах выпускаются специальные программы для глухих.

Расширение доступных  для инвалидов информационных ресурсов библиотек, обеспечение тифлосредствами осуществлялось в рамках федеральной целевой программы «Культура России».

В Программе социально-экономического развития Российской Федерации, в число приоритетных направлений включено обеспечение доступности зданий и сооружений, средств транспорта, связи и информации наряду с другими вопросами реабилитации инвалидов.

К настоящему времени  создана достаточно полная правовая база, регламентирующая создание безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов. Однако практическая реализация законов и иных нормативных актов осуществляется медленно. Основными сдерживающими факторами выполнения поставленных задач выступают финансирование соответствующих программ, обеспечение проектировщиков, строителей и других участников инвестиционного процесса нормативно-методическими, рекомендательными и проектными материалами [11,с.74].

С другой стороны, недостаточно отработаны механизмы контроля и взыскания. Органы исполнительной власти субъектов федерации и муниципальных образований законодательно должны обеспечить ответственность проектировщиков и строителей за исполнение норм по приспособлению жилья, дорог и объектов социального и культурно-бытового значения к нуждам инвалидов. Проектные решения на новое строительство зданий и сооружений должны обязательно учитывать мнение общественных объединений инвалидов. Большое значение имеет также формирование общественного сознания, так как в создании безбарьерной среды должны участвовать не только государственные структуры, но и частные предприниматели, общественные и политические деятели [17,с.309].

Таким образом, рассмотрев инвалидность как социальную проблему, можно отметить, что основные сферы жизнедеятельности человека - труд и быт. Здоровый человек приспосабливается к среде. Инвалидам же надо помочь в адаптации: чтобы они свободно могли дотянуться до станка и выполнять на нем производственные операции; могли сами, без посторонней помощи выехать из дому, посетить магазины, аптеки, кинотеатры, преодолев при этом и подъемы, и спуски, и переходы, и лестницы, и пороги, и многие другие препятствия. Необходимо, чтобы они чувствовали себя на равных со здоровыми людьми и на работе, и дома, и в общественных местах. Это и называется социальной помощью инвалидам - всем тем, кто неполноценен физически или психически.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в работе мы отметили, что в современном мире существует множество социальных проблем. Решение социальной проблемы предполагает установление причин, которые привели к ее возникновению.

Из общего числа социальных проблем  социальной работы, проблема инвалидности является одной из наиболее острых и изучаемых, т.к. инвалидность - это социальное явление, избежать которого не может ни одно общество в мире. В начале XX в. данная проблема стала рассматриваться в системе координат «личность-способность к полноценной жизнедеятельности», были выдвинуты идеи о необходимости такой помощи, которая давала бы инвалиду возможность самостоятельно строить свою жизнь.

Современная трактовка  инвалидности связана со стойким  расстройством здоровья, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящим к ограничению жизнедеятельности и вызывающим необходимость социальной защиты и помощи. Основным признаком инвалидности считается недостаток физического ресурса, который внешне выражается в ограничении жизнедеятельности.

Традиционно инвалидность считалась медицинским вопросом, решение которого являлось прерогативой врачей. Доминировала точка зрения на инвалидов как на людей, не способных к полноценной общественной жизни. Однако постепенно в теории и практике социальной работы утверждаются и иные тенденции, нашедшие отражение в моделях инвалидности.

Информация о работе Инвалидность как социальная проблема