Инвалидность как социальная проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:24, реферат

Описание работы

Актуальность темы исследования. В современном мире существует множество социальных проблем. Решение социальной проблемы предполагает установление причин, которые привели к ее возникновению. Какими бы разнообразными ни были социальные проблемы, все они обусловлены отсутствием или недостатком у людей средств для достижения преследуемых ими целей. Поэтому решение проблем, встающих перед людьми в их повседневной жизни, сводится к нахождению ими таких средств

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1.Теоретико-методологические основы изучения инвалидности
как социальной проблемы ……………………………………………………..6
1.1. Понятие «социальная проблема»…………………………………………..6
1.2. Современные классификации социальных проблем…………………….10
2. Особенности социальных проблем лиц с ограниченными
возможностями здоровья……………………………………………………....16
2.1. Причины инвалидности…………..................…………………………….16
2.2. Проблема доступности окружающей среды как
проблема инвалидов…..………………………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………...33
Список использованной литературы……………………………………….....36
Приложение

Работа содержит 1 файл

kursovaya_rabota_sotsialnie_problemi_invalidnosti.doc

— 266.50 Кб (Скачать)


РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Филиал государственного образовательного учреждения высшего  профессионального образования  «Российский государственный социальный университет» в г. Тольятти Самарской  области

 

 

Кафедра теории и практики социальной работы

 

Специальность: Социальная работа

 

Форма обучения заочная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

Дисциплина: Теория социальной работы

 

Тема: «Инвалидность как социальная проблема»

 

 

 

 

 

                                                                                 

                                                                   Студентки 3 курса группы С /07

                                                                   Кульковой Е.А.

                                                                   Научный руководитель:

                                                                   проф., д.с.н. Щукина Н.П.

                                                                 Подпись руководителя______

 

 

 

 

 

 

Тольятти 2009

 

СОДЕРЖАНИЕ 

 

 

Введение………………………………………………………………………….3

 

1.Теоретико-методологические основы изучения инвалидности

 как социальной проблемы ……………………………………………………..6

1.1. Понятие «социальная проблема»…………………………………………..6

1.2. Современные классификации  социальных проблем…………………….10

 

2. Особенности социальных проблем  лиц с ограниченными 

возможностями здоровья……………………………………………………....16

2.1. Причины инвалидности…………..................…………………………….16

2.2. Проблема доступности окружающей  среды как  

проблема инвалидов…..………………………………………………………..26

 

Заключение……………………………………………………………………...33

Список использованной литературы……………………………………….....36

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  темы исследования. В современном мире существует множество социальных проблем. Решение социальной проблемы предполагает установление причин, которые привели к ее возникновению. Какими бы разнообразными ни были социальные проблемы, все они обусловлены отсутствием или недостатком у людей средств для достижения преследуемых ими целей. Поэтому решение проблем, встающих перед людьми в их повседневной жизни, сводится к нахождению ими таких средств [12,с.73].

История развития социальной проблемы инвалидности свидетельствует о том, что она прошла сложный путь - начиная от физического уничтожения, непризнания изоляции "неполноценных членов" до необходимости интеграции лиц с различными физическими дефектами, патофизиологическими синдромами, психосоциальными нарушениями в общество, создание для них безбарьерной среды. Иными словами, инвалидность сегодня становится проблемой не только одного человека или группы людей, а всего общества в целом.

    Знание причин  социального неравенства и способов  его преодоления- важное условие социальной политики, превратившееся на современном этапе в насущный вопрос, который связан с перспективами развития всего российского общества. Такие проблемы, как бедность, сиротство, инвалидность становятся объектом исследований  и практики социальной работы. Организация современного общества во многом противоречит интересам женщин и мужчин, взрослых и детей, имеющих инвалидность. Символические барьеры, выстраиваемые обществом, сломать порой гораздо сложнее, чем физические препятствия [31,с.6].

Степень разработанности  проблемы.   В целом ряде зарубежных  и отечественных учебных пособий дети и взрослые, имеющие инвалидность, изображаются объектами заботы – как своеобразное бремя, которое вынуждены нести заботящиеся о них близкие, общество и государство. Вместе с тем существует и другой подход, который привлекает внимание к жизненной активности самих инвалидов. Это формирование новой концепции  независимой жизни при одновременном акценте на взаимную помощь и поддержку в совместном совладании  с испытаниями, вызванными инвалидностью [31, с.6].

В современной науке  существует значительное количество подходов к теоретическому осмыслению социальных проблем инвалидности, социальной реабилитации и адаптации лиц с ограниченными возможностями. Разработаны также и методики решения фактических задач, определяющих специфическую сущность и механизмы этого социального феномена.

    Так, анализ  социальных проблем инвалидизации  в частности осуществлялся в  проблемном поле двух концептуальных  социологических подходов: с точки зрения социоцентристских теорий и на теоретико-методологической платформе антропоцентризма. На основе социоцентристских теорий развития личности К. Маркса, Э. Дюркгейма, Г. Спенсера, Т. Парсонса рассматривались социальные проблемы конкретного индивида посредством изучения общества в целом. На основе антропоцентристского подхода Ф. Гиддингса, Ж. Пиаже, Г. Тарда, Э. Эриксона, Ю. Хабермаса, Л. С. Выготского, И. С. Кона, Г. М. Андреевой, А. В. Мудрика и других ученых раскрываются психологические аспекты повседневного межличностного взаимодействия.

В настоящее время  интерес к социальным проблемам инвалидности не угасает и рассматривается в статьях таких авторов как: Е.Холостова, Е.Ярская-Смирнова, А.Панов, Т. Зорин, Е.Ханжин, М.Соколовская, Е.Миронова, в Самарской области- М. Целина, А. Хохлова, Л. Вождаева, Л.Катина, Т. Коршунова, Н.П. Щукина и др.

Для осмысления проблемной ситуации  анализа инвалидности как социального феномена (инвалидность с социологической точки зрения - это "ненормальная" норма или "нормальное" отклонение) важной остается проблема социальной нормы, с разных сторон изучавшаяся такими учеными, как Э. Дюркгейм, М. Вебер, Р. Мертон, П. Бергер, Т. Лукман, П.Бурдье.

 Анализ социальных  проблем инвалидизации в целом  и социальной реабилитации инвалидов  в частности осуществляется в плоскости социологических концепций более общего уровня обобщения сущности этого социального явления — концепции социализации.

Целью работы является анализ инвалидности как социальной проблемы, ее теоретическое осмысление.

Объект исследования – инвалидность как социальная проблема.

Предмет исследования –степень изученности социальных проблем инвалидности и возможности их решения.

    Для реализации  поставленной цели планируется  решение следующих задач:

1. уточнить понятие «социальная проблема»;

2. изучить современную  классификацию социальных проблем;

3.дать определение таких понятий, как: «инвалид», «инвалидность», «абилитация» «социальная реабилитация»;

4. изучить типичные причины возникновения инвалидности;

5.проанализировать проблему доступности окружающей среды, как типичной социальной проблемы инвалидности.

    Методологическую  основу исследования, понимаемую нами как совокупность методов сбора и обработки информации, составили методы анализа накопленного теоретического материала по данной тематике, труды специалистов, освещающих социальные проблемы инвалидности.

    Структура  курсовой работы определена в  соответствии с целью, основными  задачами  и включает введение, две главы, заключение, список  использованной литературы и  приложение.

 

 

  1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНВАЛИДНОСТИ КАК СОЦИАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМЫ
    1. Понятие «социальная проблема»

Опыт повседневной жизни, сообщения средств массовой коммуникации и данные социологических исследований свидетельствуют о том, что современное российское общество насыщено социальными проблемами в гораздо большей степени, нежели общество пятнадцатилетней давности. Бедность, безработица, преступность, коррупция, наркомания, распространение ВИЧ-инфекции, угроза техногенных катастроф - это далеко не полный перечень тех явлений, которые вызывают у населения тревогу и беспокойство.

Поиск ответов на вопросы  о том, какова природа феномена социальной проблемы, каким образом возникают социальные проблемы и какую роль они играют в процессах социальной трансформации, нелегок, но в конечном итоге приводит к неожиданным и порой захватывающим открытиям, позволяющим полнее понимать происходящее. Посредством исследования социальных проблем получают в конечном счете еще одну возможность проникновения в процессуальную природу общества, возможность увидеть, что общество - это не некая жесткая система, а процесс, постоянный поток социальных событий [20,с.30].

Традиционно под социальными проблемами понимались и понимаются некоторые "объективные" социальные условия - нежелательные, опасные, угрожающие, противоположные природе "социально здорового", "нормально" функционирующего общества. Задача соционома с традиционной точки зрения заключается в том, чтобы выявить это вредное условие, проанализировать его, установить те социальные силы, которые способствовали его возникновению, и, возможно, предложить определенные меры по исправлению ситуации. Традиционные подходы, таким образом, являются объективистскими, трактующими социальные проблемы как социальные условия [22,с.31].

Козлов А.А., отмечает, что определение социальной проблемы чревато трудностями по ряду причин. 1. С точки зрения культурного релятивизма то, что является социальной проблемой для одной группы, может не быть таковой для других групп. 2. Характер социальных проблем изменялся с течением времени наряду с изменениями в правовой системе и нравах общества. 3. Существует политическая сторона данного вопроса, когда определение некоторой "проблемы" может привести к осуществлению социального контроля одной группы над другой. Социологи отвергают обыденные представления об объективном статусе социальных проблем как некоей органической патологии, занимаясь выявлением социально конструируемых определений того, что составляет "проблему". Например, символические интеракционисты утверждают, что социальные проблемы не являются социальными фактами и что некоторые проблемы возникают лишь в результате процессов социального изменения, порождающего конфликты между группами. При этом одна группа может добиться общественного признания своего требования, согласно которому на поведение другой группы следует наклеить "ярлык" социальной проблемы. Средства массовой коммуникации, официальные органы и "эксперты" обычно преувеличивают серьезность социальных проблем, неадекватно реагируя на социальные требования. Понятие моральной паники иллюстрирует то, каким образом масс-медиа способствуют определению социальной проблемы, вызывая общественное беспокойство. Многие социологи критикуют официальные определения социальных проблем (в частности, в области социального обеспечения) за то, что эти проблемы представляются как результат личных характеристик индивидов, а не структурных особенностей социальной системы, на которую индивиды якобы не в состоянии оказывать значительное влияние [23,с.94].

Линия индивидуального или межличностного поведения является проблемой лишь в рамках социального контекста. Следовательно, прежде чем определять какую-либо линию поведения индивида как значительное отклонение от нормы, необходимо выяснить, угрожает ли она тем или иным институтам или убеждениям, ведет ли к нерациональному расходу ресурсов, а также в какой степени данный индивид вторгается в жизнь большого числа людей. Поэтому, когда какая-либо специфическая социальная проблема привлекает всеобщее внимание и рассматривается как повод для политического решения, необходимо разобраться, само ли явление меняет свою природу или же происходят изменения в обществе. Сказанное в первую очередь относится к таким серьезным социальным проблемам, как плохое обращение с детьми или с супругом (супругой), бегство подростков из дома, внебрачные дети, подростковая беременность и роды, венерические болезни, нарко- и токсикомания, бездомность, особенно в крупных городах. В то же время социальные проблемы следует рассматривать с учетом демографических сдвигов и структурных изменений в семье [30].

Литература, в которой  предпринимаются попытки объяснить, какие социальные проблемы существуют и почему они возникают и получают признание как таковые, написана с различных идеологических и профессиональных позиций.

Теоретики консенсуса считают, что "явление следует рассматривать в качестве социальной проблемы, если его считает таковой большинство людей..." (А. Этциони, 1976), и полагают, что в подобных случаях у групп, обладающих властными полномочиями, должна возникать обеспокоенность, основанная на определенных объективных фактах.

Представители структурно-функционального направления также подчеркивают социальные аспекты, но выделяют при этом существенные расхождения между социальными нормами и социальной действительностью. Нормы определяют институциональные установления, и общество реагирует на указанные несоответствия, исходя из своих потребностей в самозащите.

Теоретики конфликта считают, что источником большинства социальных проблем является "противозаконный социальный контроль и эксплуатация". Многие из приверженцев данного направления усматривают причину социальных проблем в капитализме. Марксистская версия этой теории в качестве причины называет высокую степень товарности общества, его потребительские ориентации. Существуют многочисленные разновидности этого подхода, некоторые из них смыкаются с фрейдизмом.

Представители символического взаимодействия и специалисты в области этнометодологии полагают, что у людей могут возникать проблемы и они могут выражать их через соответствующее поведение, поскольку не способны прийти к согласию относительно таких понятий, как мир, правильное поведение и т. п., а также из-за недостатка умения общаться и управлять общением. На поведение людей влияет и то, каким термином обозначаются поступки.

Информация о работе Инвалидность как социальная проблема