Интернет-зависимость в современном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 12:20, контрольная работа

Описание работы

Последние два десятилетия ознаменовались повсеместным распространением Интернета в профессиональной и в обыденной жизни миллионов людей. На сегодняшний день по количеству пользователей Интернета Россия занимает четвертое место в мире. В период с 2002 до 2008 год число Интернет-пользователей в России выросло с 8 % (8,7 млн. человек) до 31 % (37 млн. человек), а уровень суточной аудитории – с 2,1 млн. человек до 15,9 млн. человек. Таким образом, на сегодняшний день каждый третий житель России является пользователем Интернета, а каждый седьмой – посещает Интернет ежедневно. С помощью Интернета делаются покупки, происходит общение, распространяется информация, реализуются сексуальные и игровые пристрастия.

Содержание

Введение…………………………………………………………. 3-4 стр.
Цели,задачи, объекты исследования,……………………………5 стр
Понятие Интернет-зависимости.
её причины, типы, признаки, последствия………………............6-7 стр.
Особенности Интернет-зависимости в студенческой среде……7-10 стр.
Исследование………………………………………………………10 стр.
Борьба с интернет-зависимостью…………………………………11 стр.
Заключение…………………………………………………………12 стр.
Список литературы………………

Работа содержит 1 файл

Иследовательская работа.doc

— 83.50 Кб (Скачать)

ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет»

Институт  права, экономики и управления

Кафедра общей и экономической социологии 
 
 
 
 
 
 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

по дисциплине «Социология»

    на  тему «Интернет-зависимость в современном обществе» 
     
     
     
     
     

Оценка «_________________»              Выполнил:

Дата «___»   __________ 2011 г.                 Студента группы 261041

                   направление Юриспруденция,

                   курс 2

                   Загайнов Евгений Александрович

                    Проверила:

                    к.с.н., старший преподаватель

                    Ефимова Г.З. 
                 

Тюмень – 2011 г. 

Содержание

Введение…………………………………………………………. 3-4 стр.

Цели,задачи, объекты  исследования,……………………………5 стр

Понятие Интернет-зависимости.

её причины, типы, признаки, последствия………………............6-7 стр.

Особенности Интернет-зависимости  в студенческой среде……7-10 стр.

Исследование………………………………………………………10 стр.

Борьба с интернет-зависимостью…………………………………11 стр.

Заключение…………………………………………………………12 стр.

Список литературы…………………………………………………13 стр. 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Последние два  десятилетия ознаменовались повсеместным распространением Интернета в профессиональной и в обыденной жизни миллионов людей. На сегодняшний день по количеству пользователей Интернета Россия занимает четвертое место в мире. В период с 2002 до 2008 год число Интернет-пользователей в России выросло с 8 % (8,7 млн. человек) до 31 % (37 млн. человек), а уровень суточной аудитории – с 2,1 млн. человек до 15,9 млн. человек. Таким образом, на сегодняшний день каждый третий житель России является пользователем Интернета, а каждый седьмой – посещает Интернет ежедневно. С помощью Интернета делаются покупки, происходит общение, распространяется информация, реализуются сексуальные и игровые пристрастия.

Доступ в Интернет осуществляется с домашних компьютеров, с компьютеров в различных Интернет-кафе и даже с мобильных телефонов. Особенно популярными на сегодняшний день стали различные социальные сети, такие как vkontakte, «одноклассники» и другие, а также программа для общения ICQ. Они позволяют общаться не только со своими знакомыми, но и находить новых собеседников из других городов, а порою даже и стран. Некоторые социальные сети уже имеют десятки и даже сотни миллионов зарегистрированных пользователей, а 2007 год стал «годом социальных сетей в России», когда совсем недавно возникшие российские сети увеличили свою аудиторию до нескольких миллионов человек. Многих захватывают так называемые on-line игры, где участники в режиме реального времени действуют через созданный ими образ своего героя – ведут войны, отправляются в квесты, выполняют миссии. Участники при этом могут общаться между собой, объединяться в группы и армии. Это такие игры, как, например, «Perfect World» («Идеальный мир»), «World of Warcraft» («Мир Варкрафта»), «Lineage 2» («Происхождение 2») и другие.

В связи с  возрастающей в последнее время компьютеризацией и «интернетизацией» российского общества стала актуальной проблема патологического использования Интернета, обозначенная в зарубежной литературе Иваном Голдбергом и Кимберли Янг в конце 80-х годов прошлого столетия. Речь идет об Интернет-зависимости. Она определяется психологами как "навязчивое желание выйти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернета, будучи on-line".

Проблема зависимости  от сети Интернет достаточно молодая. В России она затрагивается в трудах таких учёных, как Жичкина А. (шкала Интернет-зависимости), Щепилина Е., (опросник «Восприятие Интернета»), И. Бурлаков (зависимость от компьютерных игр), Генисаретский О. и Носов Н., которые впервые в России упомянули понятие «виртуальная реальность», Войскунский А.Е., комплексно изучавший Интернет-зависимость, и многих других.

Основными пользователями Интернета в России на сегодняшний  день, по данным многочисленных социологических  опросов, являются молодые люди в  возрасте от 18 до 24 лет, большая часть которых - студенты. Интернет для них является не только информационным пространством, средством общения, но и зачастую средством ухода от реальности и получения удовольствия. Поэтому профилактика Интернет-зависимости в студенческой среде становятся особенно актуальной в последнее время, так как в большинстве своём именно среди студентов выявляется наибольшая часть Интернет-зависимых 
 
 
 
 
 

Цель данной работы – разработка профилактической программы Интернет-зависимости у студентов.

Объект  исследования – Интернет-зависимость.

Предмет исследования – особенности Интернет-зависимых студентов.

Задачи  исследования:

1  Анализ полученных в ходе исследования результатов;

Гипотеза  исследования: среди современных студентов будет выявлен высокий уровень Интернет-зависимых; у них будет наблюдаться высокий уровень тревожности, низкая самооценка, а также высокий уровень общительности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятие Интернет-зависимости, её причины, типы, признаки, последствия

Свободная энциклопедия Википедия определяет Интернет-зависимость как психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. Интернет-зависимость (Интернет-аддикция) относится к классу нехимических зависимостей. Определяя аддиктивное поведение как уход от реальности посредством изменения психического состояния, можно говорить, что создаваемая компьютером реальность, несомненно, изменяет психическое состояние, чем склонные к Интернет-аддикции личности и стали пользоваться. Компьютер становится фетишем, составной частью того или иного ритуала, заменяя собой наркотик, азартные игры и коллекционирование одновременно. Пользователь компьютера, склонный к аддикции, при использовании его находится в изменённом состоянии сознания - психологическом трансе. Застывшее лицо, уставленное на экран монитора, замедленная реакция (или её отсутствие) на внешние раздражители - вот признаки некоторых пользователей.

Первый  признак, безусловно, - слишком сильное увлечение интернет-ресурсами. При этом важна степень актуальности для вас посещения того или иного ресурса. Если вы ждете письмо и по этой причине постоянно проверяете почту – это одно. Если вы проверяете почту механически через каждые 15 минут в надежде обнаружить там что-то новое – это уже зависимость.

Другой  признак интернет-зависимости – потребность в он-лайн общении, увлечение социальными сетями, скайпом, аськой и т.д. Если засиживание в сети носит ежедневный характер и продолжается далеко за полночь, то можно с уверенностью говорить об интернет-зависимости. Если человека даже на работе тянет заглянуть в одноклассники и вконтакте, то это тоже зависимость. Если, проснувшись, человек первым делом идет к компьютеру – это зависимость.

Особо сложная форма интернет-зависимости наблюдается тогда, когда для человека социальные сети и другие формы обмена информацией в интернете становятся палочкой-выручалочкой на фоне отсутствия навыков нормального классического общения. Часто люди испытывают подобные трудности при общении с противоположным полом. Именно поэтому такую популярность получили блоги и прочие инструменты интернета. Сеть становится своего рода сублимацией нормального общения в виртуальное.

Конечно, по сравнению  с зависимостями от алкоголя и  наркотиков, Интернет-зависимость в  меньшей степени вредит здоровью человека, не разрушает его мозг, и казалась бы достаточно безопасной, если бы не явное снижение трудоспособности, эффективности функционирования в реальном социуме. Как наркотик, общение в Интернете может создавать иллюзию благополучия, кажущуюся возможность решения реальных проблем. Хотя, как показывают исследования московских психологов, многие Интернет-зависимые отдают себе отчет в том, что не получат реальной поддержки в сети и не расценивают Интернет как среду, гарантирующую общение. Вместе с психологическими и физическими изменениями, которые вызывает патологическое увлечение Интернетом, у Интернет-зависимого сужается круг интересов, все они постепенно начинают переходить в сферу виртуальной реальности, начинаются проблемы с общением в реальном мире, а в самых тяжёлых случаях Всемирная паутина настолько затягивает пользователя, что он перестаёт узнавать своих родных и уже неспособен вырваться из этих сетей самостоятельно. В этом случае помочь Интернет-зависимому уже может только психотерапевт. Именно поэтому Интернет-аддикция в последнее время выходит на первый план наряду с другими зависимостями, которые захватывают всё больше и больше людей в современном мире и всё более беспокоят психологов и врачей. 
 
 

Особенности Интернет-зависимости в студенческой среде

18-24 года –  средний возраст пользователей  сети и зависимых от неё.  Эти годы как раз приходятся  на годы юности и студенчества. Студенты чаще других групп  населения обращаются к услугам  «Всемирной паутины» по следующему  ряду причин.

Во-первых, это постоянная потребность в информации при подготовке к семинарам, экзаменам, выполнении заданий. Интернет предоставляет доступную, полную и разнообразную информацию. Развитая сеть «поисковиков», таких как Google, Yahoo, Yandex, Rambler и других облегчает поиск нужных сведений. Такая доступность и лёгкость получения нужной информации нередко вызывает привыкание и заставляет отказаться от поиска сведений в книгах, журналах и других источниках, оставляя в качестве приоритетного только Интернет.

Во-вторых, недостаток времени из-за учёбы для встреч с друзьями приводит к общению с ними при помощи Интернет – ICQ, e-mail или различных социальных сетей. Высокая социальная активность студенческого возраста выражается в поиске новых знакомств при помощи тех же услуг сети. Расширение возможностей для коммуникации в различных виртуальных группах позволяет получить определённый социальный статус, что является важным для студента. Общение и знакомства при помощи Интернет легки, необременительны, доступны в любое время. Компьютер и мобильный телефон помогают экономить время на общении с друзьями и знакомыми, позволяя для этого даже не выходить из дома. По той же причине недостатка времени Интернет становится отличным полем для поиска развлечений, расслабления, отвлечения от учёбы. Видео, картинки, музыка, игры, общение в чатах, на форумах, посещение различных увлекательных сайтов – всё это в изобилии представлено в сети Интернет. Немалую роль в этом играет и мода на Интернет, социальные сети и другие услуги «паутины»

В-третьих, свою роль играет высокая познавательная мотивация студенческого возраста. Интерес к научному поиску, стремление к знаниям, самообразованию, поиску новой информации отлично удовлетворяется Интернетом, содержащим информацию на любой вкус и запрос.

Студент, увлечённый Интернетом, приобретает проблемы с  учёбой и экзаменами. Посещая не относящиеся к делу сайты, часами проводя время в чатах, болтая со знакомыми и играя в игры вместо занятий, он выпадает из учебного процесса, а иногда и из реальности. Все интересы переключаются на Интернет и времяпрепровождение в нём, поэтому нередко студент останавливается в своём развитии. Его не интересует ничто, кроме всевозможных сайтов. Он не может контролировать время, проводимое в сети, поэтому у него часто не хватает времени на учёбу, а порою даже и сон. Накапливается усталость, проблемы из-за учёбы, что может привести к стрессу и нервным срывам. Обилие всевозможных готовых рефератов, докладов и других ресурсов сети, которые можно без проблем скачать, облегчают жизнь студентам. Но при этом страдает интеллект, отпадает необходимость искать информацию, обрабатывать и систематизировать её самостоятельно.

Из-за Интернет-зависимости  возникают и проблемы с общением. Желание общаться при помощи сети уже свидетельствует о трудностях в формировании и успешном осуществлении  межличностного общения в реальной жизни. Общение в сети «обижает»  реальное, настоящее общение, лишая возможности видеть своего собеседника, устанавливать с ним контакт, лишая общение эмоций, а иногда и просто вытесняя «реальное» общение с друзьями и близкими. Перед глазами Интернет-собеседников только монитор или экран мобильного телефона с никами, заменяющими реальные имена, и строками сообщений. Процесс общения в сети превращается в банальную передачу информации друг другу. Это бьёт по коммуникативным навыкам студента, возникают трудности при знакомстве с новыми людьми в реальности, взаимодействии с одногруппниками, преподавателями, друзьями и родными. При всей своей общительности студент теряет сами навыки общения с людьми.

Информация о работе Интернет-зависимость в современном обществе