Интеллектуальная миграция в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 19:36, доклад

Описание работы

Поиск светлых умов ведется не только в столице и двух – трех крупных городах, кураторы программы стремятся привлечь молодых специалистов со всей России, чтобы выбрать действительно лучших. И создают все условия, чтобы самые талантливые и активные остались в Великобритании. Вероятность того, что молодые специалисты из России и стран СНГ, получив образование в лучших университетах, не захотят вернуться на родину, очень велика. Во-первых, они не найдут здесь таких условий, необходимые им для творческой и профессиональной реализации, и, конечно, из-за социально – экономических условий.

Содержание

1. Введение 3
2. Интеллектуальная миграция в России 5
3. Причины и последствия «утечки умов» из России 6
4. Анализ процессов интеллектуальной миграции в России 9
5. Заключение 20
6. Список литературы 24

Работа содержит 1 файл

Интеллектуальная миграция в России.doc

— 215.50 Кб (Скачать)

 

    Как  мы видим из Таблицы 6, самыми крупными поставщиками рабочей силы, в том числе квалифицированных специалистов из ближнего зарубежья, являются Казахстан – 27,8%, Украина – 22,8% и Узбекистан – 17,7% от общей численности квалифицированных иммигрантов в 2002г.

 

    В  2003г. заметно снизился поток интеллектуальной иммиграции из СНГ на 6429 чел., в основном за счет Казахстана, где приток кадров с высшим образованием уменьшился почти на 7% по сравнению с предыдущим годом, Украины – 2,6% и Кыргызстана 1,3%, а также по всем остальным странам мы наблюдаем хоть и небольшое, но уменьшение притока. Только приток из Туркмении значительно увеличился с 815 чел. в 2002г. до 1168 чел. в 2003г.

 

     Как  уже отмечалось выше, уменьшение  притока иммигрантов связано  с улучшением экономической ситуации в Казахстане и на Украине. А уменьшение потока иммигрантов из Кыргызстана, скорее всего, связано с изменением их планов в сторону Казахстана, в связи с территориальной близостью.

 

   В целом  же эмиграция из России имеет  явные признаки «утечки умов». Каждый пятый эмигрант в 90-е годы имел высшее образование, в том числе среди выбывших в Израиль – 30%, в США – более 40%, в Канаду – около 60%. И это при том, что доля лиц с высшим образованием в населении России едва превышала 13%.

 

    По  оценке российского специалиста по «утечке умов» И. Ушкалова, на 1 января 1996г. только в Израиль из России и других республик бывшего Советского Союза эмигрировали 110 тыс. ученых, не считая инженеров. Трудности достоверной оценки интеллектуальной эмиграции исследователь связывает, в том числе, и с неполнотой данных УВИР МВД о выезжающих «на постоянное место жительство». Обследование 16 НИИ РАН, проведенное в середине 90-х годов, выявило, что куда более распространенным является выезд ученых по временным контрактам.

 

    Самый  высокий процент эмигрантов с  высшим образованием (от общего  потока эмигрантов в соответствующую  страну) направляется в Канаду  – 56% в 1995г. и 53,9% в 2003г.  На втором месте – Австралия  – 51,3% и 45% соответственно, затем  США – 44,8% и 35,1%, Швеция – 41% и 35,4% и Израиль 30,2% и 32,3% соответственно. Эти страны, принимающие мигрантов из России, получают тем самым «обогащенные» по квалификационно- образовательному уровню трудовые ресурсы. Эта особенность (с повышенным содержанием образованной прослойки в эмиграционных потоках в эти страны) была отмечена Каменским А.Н. в статье «Проблема компенсирования утечки умов» на научно – практической конференции «Утечка умов и национальная безопасность», прошедший в 1998 году. Эти страны были образно названы «пожирателями умов». Вместе с тем, доля высококвалифицированных эмигрантов стала снижаться даже в эти страны. Причиной тому является стабилизация в России. Отсюда вывод, что облагороженный состав эмигрирует в кризисные периоды.

 

     Начиная  с 1992г. УВИР МВД РФ ввел новую форму сводки данных об эмигрантах, характеризующих эмигрантов: 1) по уровню образования и ученым степеням и, 2) по видам занятий (группировку по отраслям народного хозяйства). Это позволяет достаточно достоверно оценить число выезжающих квалифицированных специалистов: научных работников, преподавателей, ИТР, других специалистов, студентов. Использование этих данных дает возможность наиболее точно охарактеризовать «утечку умов» и оценить потери России.

 

    К  сожалению, после 1997 г. произошли изменения в разработке первичных документов статистической информации. Была введена новая структура официальных статистических данных по международной миграции в России. В результате чего сведения об образовательных характеристиках мигрантов и сфере их деятельности оказались не вошедшими в статистические бюллетени, особенно когда все большую значимость для характеристики миграционных процессов, оценки социально – экономических последствий миграции населения приобретает анализ именно качественных характеристик, к которым, безусловно, относятся уровень образования и сфера занятости. Эти изменения разрывают временные ряды и значительно затрудняют отслеживание динамики миграции высококвалифицированных специалистов.

 

    Рассмотрим  данные по качественному составу потоков кадров с высшим образованием. Рассмотрим данные Таблицы 8. (Существует разрыв в статистических данных с 1997-2002гг.).

 

     Из  данной таблицы видно, что в  последние два года, при увеличении  общего потока эмиграции, в  потоках эмиграции квалифицированных специалистов почти в три раза увеличилась доля лиц с научными степенями в потоке эмигрантов с высшим образованием по сравнению с 1996г. Причем эмиграция кандидатов наук увеличилась в 2002г. почти в 2 раза по сравнению с предыдущим годом, а количество докторов наук в 11 раз. Такая тенденция, возможно, связана с иммиграционной политикой стран «похитителей» умов. В последние годы развитыми странами ведется охота за «умами», в том числе молодыми. В результате чего увеличивается не только доля специалистов с высшим образованием, но и доля эмигрантов со степенью.

      Примерно треть всех работников  уезжают в США, в то время  как половина всех специалистов  по информационным технологиям  уезжает в Германию, а преподаватели  вузов распределяются между этими тремя странами примерно равномерно. В 1996г. потоки эмиграции во все страны заметно уменьшаются, кроме Канады, в которую увеличиваются эмиграция научных кадров и специалистов по информационным технологиям. Скорее всего, это связано с иммиграционной политикой Канады, направленной на привлечение и стимулирование кадров высокой и высшей квалификации, в том числе научных кадров.

 

     Именно  эти страны, в стремлении не  упустить преимущества, которые  сулит глобализация, умышленно ослабили  ограничения на въезд иностранцев, обладающих высшей квалификацией по самым приоритетным направлениям науки и технологий, и даже предприняли усилия по привлечению мигрантов профессионалов на постоянное жительство, т.е. проводят иммиграционную политику отбора высококвалифицированных специалистов. (Эпплеярд, 2002).

 

      Таким образом, процесс «утечки  умов» характеризуется, прежде  всего, эмиграцией с «обогащенной»  образовательной прослойкой и  его следствием является процесс  поляризации численности высококвалифицированных  кадров между страной «утечки умов» и странами – их получателями.

 

 

 

Заключение

 

     1. В последние годы проявилась  устойчивая тенденция постепенного  снижения масштабов выезда в  страны дальнего зарубежья, но  при этом увеличилась доля  высококвалифицированных специалистов с учеными степенями выезжающих в развитые страны. Распределение эмигрантов с высшим образованием по странам приема сохранилось аналогичным началу 90-х . Основными странами «пожирателями умов» являются США, Израиль, Германия. Вместе с тем численность выехавших в эти страны, а также их доля в эмиграционном потоке в страны дальнего зарубежья несколько снизилась в последние годы. С середины 90-х гг. российская эмиграция начинает охватывать такие страны как Канада, Австралия, Швеция, Финляндия.

 

    2. Продолжена разработка концепции компенсирования, предложенной А.Н. на научно – практической конференции «Утечка умов и национальная безопасность», прошедшей в 1998г. Она заключается в возможности компенсировать потери от «утечки умов» притоком интеллектуальной иммиграции из стран СНГ. Проанализированы процессы интеллектуальной миграции в России, на основании сравнения процессов, прошедших за 10 лет.

 

      3. Основными странами «поставщиками»  умов в РФ являются Казахстан  и Украина, за два года нетто  – миграция квалифицированных кадров только из этих стран составила 12345 чел. В 2003г. заметно снизился поток интеллектуальной иммиграции из СНГ на 6429 чел., в основном за счет Казахстана, где приток кадров с высшим образованием уменьшился почти на 7% по сравнению с предыдущим годом, Украины – 2,6% и Кыргызстана 1,3%, а также по всем остальным странам мы наблюдаем хоть и небольшое, но уменьшение притока. Только приток из Туркмении значительно увеличился с 815 чел. в 2002г. до 1168 чел. в 2003г. Уменьшение притока иммигрантов связано с улучшением экономической ситуации в Казахстане и на Украине. А уменьшение потока иммигрантов из Кыргызстана, скорее всего, связано с изменением их планов в сторону Казахстана, в связи с территориальной близостью. В связи с этим следует отметить, что России нужна иммиграционная политика, привлекающая интеллектуальные ресурсы.

 

      4. Отметим, что уровень образованности  в эмиграционных и иммиграционных  потоках гораздо выше, чем в  среднем уровень образования  в России и возможно, в том числе, благодаря накопленному потенциалу иммиграции лиц с высшим образованием, средний уровень образования в России заметно увеличился с 13,3% в 1994г. до 16% в 2002г.

 

       5. Экономические кризисы сказываются  на миграционных настроениях  квалифицированных специалистов, в эти периоды эмиграция из страны значительно увеличивается, а иммиграция значительно сокращается, как например, в период с 1998-2001гг. отрицательный прирост кадров с высшим образованием составил более 20% по сравнению с 1996г. – 18,7% и 2002г. – 17,5%. Характерны следующие причины увеличения вероятности миграции более образованных работников: меньше затрат на поиски работы с увеличением расстояния, большая способность к сбору и адаптации информации, существование типа образования (экономисты, врачи, медсестры) с высоким уровнем перемещаемого между странами человеческого капитала, предпочтение дохода и склонность к определенному риску по мере роста уровня образования.

 

     6. В целом же за 10 лет миграционный  прирост позволил почти в 3 раза компенсировать сокращение численности населения РФ и, соответственно, статистическую потерю высококвалифицированных кадров. Если иммиграцию рассматривать как фактор воспроизводства населения, то иммиграцию высококвалифицированных кадров можно рассматривать как фактор воспроизводства «качества» населения. В последние годы образовательный уровень иммигрантов стал выше по сравнению с предыдущими годами и гораздо выше среднероссийского уровня, однако этот процесс происходит стихийно и мы можем только предполагать, что происходит компенсация оттока умов. Но насколько эта компенсация «качественная». Ведь стране нужны не просто люди с высшим образованием, но было бы более эффективно привлекать высококвалифицированные кадры именно по приоритетным направлениям науки, технологий из которых и происходит отток в западные страны.

 

     7. Однако иммиграция высококвалифицированных  кадров пока не снижает остроты  «утечки умов» из России, прежде  всего, потому, что не сразу  и не всегда они получают  возможность профессиональной адаптации и адекватного трудоустройства.

 

      8. Существует много трудностей, с  которыми сталкиваются иммигранты  в России. Это многоступенчатая  и длительная процедура получения  гражданства, требования о регистрации  в трехдневный срок, с перерегистрацией через каждый три месяца, которые жестко отслеживаются и сопровождаются бесконечными поборами представителей правоохранительных органов. Возможно, было бы гораздо эффективнее для процесса адаптации, если иммиграция управлялась бы не силовыми ведомствами, а социальными, специально созданными ведомствами.

 

     9. Существует либерализованный подход, который предполагает снять все  барьеры для иммигрантов. (Караганов,  Российская газета, 17 марта 2005). Положительная  сторона этого подхода заключается  в разрешении демографической ситуации в России за счет количества иммигрантов и обеспечение экономики необходимыми трудовыми ресурсами. Он предлагает максимально облегчить получение гражданства и легализовать всех нелегальных иммигрантов. Привлекать неограниченное количество иностранной рабочей силы. Но этот подход не выделяет необходимость проведения политики по предоставлению преимуществ для высококвалифицированных специалистов, необходимым российской науке и экономике.

 

    10. В  связи с отсутствием данных  по эмиграции кадров с высшим образованием в 1997-2001гг., был впервые сделан расчет доли эмиграции лиц с высшим образованием на базе средневзвешенных данных за те годы, по которым имеются данные.

 

     11. Существует проблема несовершенства  статистического учета в России, которую следует разрешить введением в статистические сборники, бюллетени данных о специализации, об уровне квалификации, причинах миграции, которые имели место вплоть до 1997г., и только в 2002г. вновь появились сведения об уровне квалификации мигрантов, но при этом данные о специализации и причинах миграции, а также распределение квалифицированных специалистов по странам выхода/приема с указанием их квалификации отсутствуют и их необходимо восстановить. Следовало бы ввести также данные об особых достижениях в соответствующих областях, как эмигрантов, так и иммигрантов для более полного анализа. Возможно, в РАН ведется статистика по движению кадров, и публикация этих данных могла бы нам помочь сделать более полный анализ «утечки умов» и возможности ее компенсирования.

 

    12. Россия  могла бы компенсировать потери  от «утечки умов» притоком  высококвалифицированных иммигрантов  из стран СНГ, учитывая общность  языка, близость системы профессионального  образования, культурных и трудовых  традиций. Однако эта тенденция наталкивается на отсутствие продуманной концепции поощрительной миграционной политики в России, что определяет непоследовательность проводимых в этой сфере мероприятий, расхождение декларативных заявлений и практических действий. Провозглашается целесообразность формирования единого рынка труда в рамках СНГ, а на практике возводятся все новые препятствия в передвижении между государствами – членами. Обеспечение легитимного поля этой миграции и рациональное использование имеющейся у мигрантов квалификации может быть достигнуто только с помощью разумной, стратегически выверенной миграционной политики. Отсутствие такой политик – огромное упущение руководства России за прошедшие 10 лет. Если в России выход из экономического кризиса примет устойчивый характер, то основным источником пополнения ее трудовых ресурсов может быть только иммиграция. Следовательно, стратегическая миграционная политика России – это иммиграционная политика.

Информация о работе Интеллектуальная миграция в России