Интегральная социология Сорокина

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

Питирим Сорокин (1889 - 1968) - крупнейший русский, а затем американский социолог. Американцы, друга, но работы интегрируют их, так как всё его мировоззрение было пронизано «философией интегрального синтеза».безусловно, относят его к числу основателей американской социологии. На исторической родине имя учёного до недавнего времени запрещалось даже произносить. Два периода его творчества непохожи друг на
П. Сорокин, разработав систему социологии, в сущности выступил против предшествующей социологии, изучавшей «психические реальности». Он считал, что «социология должна строится по типу естественных наук», но в смысле объективности методов, а не тождества предметов исследования. Ни о каком противопоставлении «наук о природе» и «наук о культуре» не может быть и речи. Освобождение социологии от психологизма и субъективизма возможно, если она будет изучать только акты поведения, доступные наблюдению и измерению. При этом социология должна опираться на объективные методы, на измерение и качественные процедуры получения фактического материала. Приёмы интроспекции и «понимания» следует признать побочными, вспомогательными методами.

Содержание

1.1 Научная и преподавательская деятельность
1.2 Основные труды
1.3 Социология для Питирима Сорокина
1.4 Работа Сорокина «Моя философия – интегрализм»

Работа содержит 1 файл

социология.docx

— 34.92 Кб (Скачать)

   Социология практическая  изучает явления человеческого  взаимодействия с точки зрения  должного.

   Социология практическая, по  Сорокину, включает в себя социальную  политику. “Задачи практической  социологии ясны из самого  названия” - писал Сорокин. “Эта  дисциплина должна быть прикладной  дисциплиной, которая, опираясь  на законы, сформулированные теоретической  социологией, давала бы человечеству  возможность управлять социальными  силами, утилизировать их сообразно  поставленным целям”.

   В учении о строении  общества П.А. Сорокин пишет:  “Прежде чем перейти к описанию  строения населения или общества  в том сложном виде, в каком  они существуют, мы должны изучить  их в простейшем виде.” Он показывает, что простейшей моделью социального явления служит взаимодействие двух индивидов. Во всяком явлении взаимодействия имеются три элемента: индивиды, их акты, действия; проводники (световые, звуковые, тепловые, предметные, химические и т.д.).      Сорокин в своих ранних произведениях пытался интегрировать гуманитарное знание своего времени в единую унифицированную систему, которая с философской точки зрения стала разновидностью эмпирического неопозитивизма, социологически - синтез социологии и взглядов Спенсера на эволюционное развитие (подкрепленный взглядами русских мыслителей и западных - Тард, Дюркгейм, Вебер, Парето, Зиммель, Маркс), политически - это была форма социалистической идеологии, основанной на этике солидарности, взаимопомощи и свободы. Два периода в творчестве Сорокина ("русский" и "американский") сохраняют интегральную сущность всех его работ. Главное отличие молодого и зрелого Сорокина в глобализме осмысления социологических аспектов широко понимаемой им культуры.

   Сорокин предлагает наблюдательный  подход, вопрошая: "Какие группы  в человеческих популяциях являлись  постоянными и сильными группами?" И, в свою очередь, какие  ключевые значения, ценности и  нормы определяли их в историческом  контексте? На основании этого  подхода Сорокин различает типы, приведенные ниже, и утверждает, что они обусловливали основные линии социальной дифференциации и какое-то время определяли судьбу человечества.

 Классификация групп:

1. Важные односвязные группы (концентрируемые  вокруг главных ценностей)

А) Биосоциальные характеристики

1. Раса

2. Пол

3. Возрастные ценности

Б) Социокультурные характеристики

1. Родственные связи

2. Территориальная близость

3. Язык (национальность)

4. Государство

5. Занятие

6. Экономические 

7. Религиозные

8. Политические

9. Научные, философские, эстетические, образовательные, рекреационные,  этнические и другие идеологические  ценности

10. Характеристики элиты: лидеры, гении, исторические деятели

 

2. Важнейшие многосвязные группы (Комбинация двух или более). Каждая  группа в приведенной классификации,  в свою очередь, может быть  подразделена и охарактеризована  с точки зрения нескольких  вторичных черт. Например, группы  могут различаться размерами:  большие и маленькие. Они также  могут отличаться по протяженности  их организации, по типам социального  контроля и на основе их  стратификационных систем. Продолжительность жизни групп, способ, при помощи которого индивиды входят в группу и выходят из нее, также могут служить в качестве разграничителя групп.односвязных ценностей).

   Когда Сорокин рассуждает  о родственных характеристиках  односвязных групп, он опирается  на свои аналогии из области  химии. В химии родственность  определяется притяжением между  элементами, позволяющим образовывать  соединения. Сегодня химики могут  определять основные комбинации  родственных элементов. В социальном  знании такой возможности нет.  Сорокин обращает внимание (исследует)  двусвязные группы, оформленные  на основе таких родственных  связей как раса, принадлежность  к одному роду, пол, возраст  и территория. Отталкиваясь от этих основных соединений "социологической химии", он предлагает структурную модель усложнения группы.

 

1.4 Работа Сорокина «Моя философия – интегрализм»

 

 

 

В историю социологической мысли  Питирим Александрович Сорокин  вошел как создатель интегрального  направления в современной социологии, теории соц. стратификации и соц. мобильности, концепции флуктуации социокультурных систем.

 Интегральные и объединительные  парадигмы образуют постмодерн  в социологической науке. Одним  из первых, кто попытался ликвидировать противостояние между структурными и интерпретивными парадигмами был российско-американский социолог Сорокин, создавший интегральную социологию. Он предложил изучать общество, его явления с позиций как объективности социокультурных систем, находящихся в сложном движении – по горизонтали, вертикале и в виде флуктуации, так и с учетом субъективности – сложной, интегральной сущности человека, его ценностного мира.

 В работе «Моя философия  – интегрализм» социолог рассуждает о своем видении интегральной сущности человека, которая проявляется и раскрывается в его способностях отражать и анализировать мир с помощью интегрального использования каналов познания.

 Вместе с тем интегральное  существо человека проявляется  и в том, что он является  активным участником создания  творческого начала во вселенной.  Помимо неорганических и органических  явлений, которые существовали  до появления человека, человек  создал новую реальность –  суперорганический или культурный мир, имеющий компонент смысл. Среди смысловых ценностей суперорганического мира есть одна высшая интегральная ценность – единство Истины, Красоты и Добра. Человек весьма преуспел в добыче истины и в создании шедевров красоты. Однако за последние четыре столетия творчество в области Добра резко отстало от творческой деятельности в области Красоты и Истины.

 

                                             ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Интегральный подход позволил Сорокину описывать и индивидуальное поведение и культурную ценность, составляющую существо каждой социокультурной системы. Вглядываясь в будущее мира, Сорокин полагал, что господствующим типом возникающего общества и культуры будет тип специфический (не капиталистический и не социалистический), который объединит позитивные ценности и освободиться от дефектов каждого типа. Фундаментом конвергенции явятся не только политические перемены, но близость систем ценностей, права, искусства, спорта, досуга, семейных и брачных отношений... Сорокин мечтал о новой будущности через очищение и воскрешение культуры, будущности, основанной на альтруистической любви и этике солидарности. 

                                 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1.Барри В. Джонстон :  «ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЯ

 И СОЦИОЛОГИЯ ПИТИРИМА СОРОКИНА»

2.ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЙ СОЦИОЛОГИИ. СЛОВАРЬ

3. Голосенко И. А.  « ПИТИРИМ СОРОКИН КАК ИСТОРИК СОЦИОЛОГИИ»     журнал социологии и социальной антропологии 1998год. Том1. Выпуск 4.

4. Голосенко И. А. «Сорокин : судьба труды» .

5. ИНТЕГРАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ П.СОРОКИНА  СТРУКТУРНЫЙ ФУНКЦИОНАЛИЗМ 

 


Информация о работе Интегральная социология Сорокина