Интегральная социология Сорокина

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

Питирим Сорокин (1889 - 1968) - крупнейший русский, а затем американский социолог. Американцы, друга, но работы интегрируют их, так как всё его мировоззрение было пронизано «философией интегрального синтеза».безусловно, относят его к числу основателей американской социологии. На исторической родине имя учёного до недавнего времени запрещалось даже произносить. Два периода его творчества непохожи друг на
П. Сорокин, разработав систему социологии, в сущности выступил против предшествующей социологии, изучавшей «психические реальности». Он считал, что «социология должна строится по типу естественных наук», но в смысле объективности методов, а не тождества предметов исследования. Ни о каком противопоставлении «наук о природе» и «наук о культуре» не может быть и речи. Освобождение социологии от психологизма и субъективизма возможно, если она будет изучать только акты поведения, доступные наблюдению и измерению. При этом социология должна опираться на объективные методы, на измерение и качественные процедуры получения фактического материала. Приёмы интроспекции и «понимания» следует признать побочными, вспомогательными методами.

Содержание

1.1 Научная и преподавательская деятельность
1.2 Основные труды
1.3 Социология для Питирима Сорокина
1.4 Работа Сорокина «Моя философия – интегрализм»

Работа содержит 1 файл

социология.docx

— 34.92 Кб (Скачать)

                                                СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                           2

ГЛАВА I. ИНТЕГРАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ СОРОКИНА     7

1.1 Научная и преподавательская деятельность                        7

1.2 Основные труды                                                               9

1.3 Социология для Питирима Сорокина                                10

1.4 Работа Сорокина «Моя философия – интегрализм»             13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                   14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                 15

 
                                                ВВЕДЕНИЕ

 

 

Питирим Сорокин (1889 - 1968) - крупнейший русский, а затем американский социолог. Американцы, друга, но работы интегрируют их, так как всё его мировоззрение было пронизано «философией интегрального синтеза».безусловно, относят его к числу основателей американской социологии. На исторической родине имя учёного до недавнего времени запрещалось даже произносить. Два периода его творчества непохожи друг на

    П. Сорокин, разработав  систему социологии, в сущности выступил против предшествующей социологии, изучавшей «психические реальности». Он считал, что «социология должна строится по типу естественных наук», но в смысле объективности методов, а не тождества предметов исследования. Ни о каком противопоставлении «наук о природе» и «наук о культуре» не может быть и речи. Освобождение социологии от психологизма и субъективизма возможно, если она будет изучать только акты поведения, доступные наблюдению и измерению. При этом социология должна опираться на объективные методы, на измерение и качественные процедуры получения фактического материала. Приёмы интроспекции и «понимания» следует признать побочными, вспомогательными методами. В связи с этим он выступил против нормативно - ценностного подхода в социологии, который «должен быть изгнан», ибо при таком подходе объективным мерилом становится сам исследователь, заменяющий изучаемые явления собственными представлениями.

   Игнорируя индивидуальные, внутрипсихологические процессы, П. Сорокин призывает описывать внешние факты, но не всю социальную жизнь. При этом выделяет три основные формы актов поведения людей: дозволенные, должные и рекомендуемые. Однако в последующие годы он отказывается от этой наивной схемы и формулирует исходный тезис о том, что социальное поведение основано на психофизических механизмах, что субъективные аспекты поведения суть «переменные» величины. В результате «коллективному рефлексу» он придаёт значение интегрирующего вектора всей общественной жизни.

   Центральной в его творчестве  является тема социокультурной динамики, в разработке которой основное понятие - «ценность». Он пишет, что «именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры». В своих работах П. Сорокин даёт определение и описание таких понятий, как «культурная интеграция», система культур: идеационная (умозрительная), чувственная, идеалистическая и смешанная; социальные процессы: их формы, социокультурные флуктуации. Он исследует флуктуации в системе культуры: в сфере искусства, науки, этики и права, соотношение между типами культур и типами личности, почему и как происходят социокультурные изменения.

   В широком смысле социокультурным он называет весь этот мир, который создан Человеком. Его составные части обобщённо можно отнести к духовной, материальной и социальной культуре. При этом использует интегрирующее их понятие «смыслы». Духовная культура представлена как идеологическая вселенная смыслов, материальная - как их воплощение, социальная культура - как действия и поступки, в которых индивиды и группы индивидов применяют эти смыслы. Социокультуру в узком понимании определяет как одну из цивилизаций, которую трактует как культурную сверхсистему. Она обладает своей ментальностью, собственной системой знаний, философии и мировоззрения, своей религией, искусством, нравами, законами, социальной организацией, социальными отношениями и собственным типом личности со свойственным только ему менталитетом и поведением. Культуру он исследует как более широкое, ёмкое понятие, включающее в себя и общество.

   Основными культурными качествами  в его социокультурной системе или суперсистеме являются такие понятия, как значение, норма, ценность. Изучение искусства, науки, религии, права и др. привело П. Сорокина к выводу, что существуют три суперсистемы, отличающиеся присущими им ценностями. В истории они периодически сменяют друг друга: идеалистическая и чувственная. Каждая из типов культуры характеризуется следующими признаками: 1) тем или иным пониманием реальности; 2) природой потребностей; 3) степенью удовлетворения потребностей; 4) способом их удовлетворения.

    Каждой суперсистеме  свойственны свои детерминирующие  культурные качества. В культуре  Запада средних веков, которую  он называет идеациональной (умозрительной), главной ценностью был Бог, ориентация на трансцендентное (сверхчувственное, потустороннее). Появление новых ценностей - чувственности, видимости, слышимости, осязаемости объективной реальности - привело в конце XII в. к распаду этой системы. В соединении с ценностями первого типа они дали новый тип культуры - идеалистический. Он просуществовал до XIV столетия и был переходным. Третий тип культуры - чувственный. Он базируется на эмпирических ценностях, на признании смысла объективной действительности, преобладающими являются ценности материального мира. Существует ещё один, смешанный тип культуры. Органически интегрируясь, он эклектически соединяет в себе характеристики всех предыдущих, которые сосуществуют в определённые периоды истории. Этот тип культуры связан с эпохой упадка.

   Культурную динамику П.  Сорокин видит в циклической  смене социокультурных типов. Современную ему культуру он относит к «чувственному» типу, но констатирует её кризисное состояние, обусловленное переходом от одного типа к другому. Им предлагается нравственно - религиозное возрождение, переход к новой, более творческой «умозрительной» культуре и разрабатывается целая программа преобразования системы ценностей, значений, норм.

   Всякая социокультурная система, по П. Сорокину, - это творение человека. Но и сам человек является существом интегральным, продуктом социокультуры, усвоившим определённые ценности. Любой человек вписан в социокультурную систему. Люди вступают в систему социальных отношений под влиянием бессознательных (рефлекторных), биосознательных (чувств голода, жажды) и социосознательных (значения, нормы, ценности) регуляторов. При этом бессознательное и биосознательное контролируется и регулируется социосознательным.

   Общество способно продуцировать  значения, нормы, ценности, существующие  как бы внутри социосознательных «эго», т.е. членов, составляющих общество. Поэтому любое общество можно понять и описать лишь через призму присущей ему системы ценностей, значений, норм, которые составляют единовременное культурное качество. Оно проявляется во всех сферах человеческой деятельности, порождая образцы культурной жизни.

   П. Сорокин делает вывод  о том что с помощью социоэмпирических исследований культурных качеств (значений, ценностей, норм), скрытых в социосознании индивидов и проявляющихся в их деятельности, можно обнаружить периоды человеческой истории, отличные друг от друга, т.е. различные цивилизации. Каждая из них уникальна и неповторима, переживает периоды зарождения, расцвета и упадка, происходит смена одних ценностей другими. Таким образом, он разработал цивилизационную теорию, в которой социокультура и цивилизация оказываются синонимами. В современной социологической теории наметилась тенденция чёткого разграничения этих двух понятий, что во многом обусловлено новыми качествами, характеризующими исторический прогресс.

   В «Системе социологии»  П. Сорокин подробно разъясняет  научные принципы, на которых  основан этот труд. Он считает,  что 1) социология как наука  должна строится по типу естественных наук. Ни о каком противопоставлении «наук о природе» и «наук о культуре» не может быть и речи. Различны объекты изучения тех и других наук, но методы изучения этих объектов одни и те же; 2) социология должна изучать мир таким, каков он есть. Всякий нормативизм, т.е. субъективное вмешательство в науку с позиций нравственных и других норм, должен быть изгнан из социологии. В этом смысле Истина должна быть отъединена от Добра, Справедливости и подобных принципов и норм; 3) социология должна быть «объективной дисциплиной», т.е. изучать реальные взаимодействия людей, доступные объективному измерению и изучению; 4) поскольку социология хочет быть опытной и точной наукой, она должна прекратить всякое «философствование» в смысле создания умозрительных, не доказанных наукой построений. В этом отношении, писал П. Сорокин, хорошая статистическая диаграмма стоит любого социально - философского трактата; 5) разрыв с философствованием означает и разрыв с идеей монизма, т.е. сведения любого явления к одному какому - нибудь началу. Ибо, как утверждал ещё М. Ковалевский, монизм в социологии - это попытка решать бесконечно сложные задачи общественных явлений по методу уравнения с одним неизвестным. Вместо монизма Сорокин провозгласил последовательный социологический плюрализм.

   Таковы «основные и руководящие  принципы» социологии П. Сорокина. Опора на реальный опыт и  научные данные - это исходные  позиции социологического позитивизма,  обоснованные О. Контом, Э. Дюркгеймом  и другими представителями этого  направления. П. Сорокин всегда  отстаивал их и развивал в  новых исторических условиях XX в.  на новом уровне научных знаний.

 

1.1 Научная и преподавательская деятельность

 

 

 

В 1914г. Сорокин окончил университет  и был оставлен для подготовки к профессорскому званию. После сдачи  экзаменов в конце 1915г., с начала 1917г. он становится “приват-доцентом”. Защита магистерской диссертации была назначена на март 1917г., но ее пришлось отложить в связи с Февральской  революцией 1917г. Сорокин оказался в  водовороте политических событий в  стране. 1918г. - самый бурный год в  жизни П. Сорокина. После ареста в  январе 1918г. он провел около трех месяцев  в Петропавловской крепости вместе с бывшими министрами Временного правительства. После освобождения он прибыл в Москву, а затем, как  член Учредительного собрания и Союза  возрождения России, в конце мая  отправился с антибольшевистской миссией  в Великий Устюг, Вологду и  Архангельск. Его миссия не увенчалась успехом, и он вынужден был 2 месяца скрываться в Северо-Двинских лесах. Здесь, вдали от цивилизации он много  размышлял о политике, революции  и самом себе и избавился от многих “соблазнительных иллюзий”. Именно тогда, вероятно, им было написано его  “отречение” - открытое письмо, в котором  он признает поражение эсеровской программы  и заявляет о своем выходе из партии эсеров.

   После этого Сорокин сдался  властям. В тюрьме, приговоренный  к расстрелу, он пробыл до  середины декабря 1918 г. 12 декабря  его вызвали на допрос и  ознакомили со статьей Ленина  “Ценные признания Питирима Сорокина”.  По личному распоряжению Ленина  Сорокина был доставлен в тюрьму  Московской ЧК и здесь освобожден. На этом политическая деятельность  Сорокина закончилась. Через несколько  дней после освобождения он  вернулся в Петроград и приступил  к чтению лекций в университете. Только в конце 1920г., на специальном  заседании факультета общественных  наук, Сорокина возвели в звание  профессора без магистерской  защиты. В 1922г. опубликована работа  Сорокина “Система социологии”,  которая была представлена на  публичный диспут в качестве  докторской диссертации.

   В “Системе социологии”  П.А. Сорокиным выдвигаются основные  принципы, на базе которых он  предлагал создать социологию. Он  разработал структуру социологии, главные её направления и основные  задачи каждого из них.

   “Социология представляет  науку, которая изучает жизнь  и деятельность людей, живущих  в обществе себе подобных, и  результаты такой совместной  деятельности”. “Социология изучает  общество с трех главных точек  зрения:

1)  его строения и состава

2)  данных в нем процессов  или его жизнедеятельности

3)  происхождения и развития  общества и общественной жизни  - таковы основные задачи изучения  социологии”

П.А. Сорокин писал: “Наша потребность  в социологических познаниях  огромна. В ряду многих причин, вызывающих наши настроения и плохую общественную жизнь, немалую роль играет наше социологическое  невежество… Голод и холод, разврат  и преступление, несправедливость и  эксплуатация продолжают быть спутниками человеческого общества. Только тогда, когда мы хорошо изучим общественную жизнь людей, когда познаем законы, которым она следует, только тогда  можно

рассчитывать на успех в борьбе с общественными бедствиями... Только знание здесь может указать...как нужно устроить совместную жизнь, чтобы все были и сыты и счастливы... Вот с этой практической точки зрения социология приобретает громадное значение”.

   В 1919 году Сорокин создает  первый в России социологический  факультет в Петроградском университете.  
1.2 Основные труды

 

 

 

(Русские:)

-- "Преступление и кара, подвиг  и награда";

-- "Система социологии";

-- "Общедоступный учебник социологии";

(США:)

-- "Социология революции";

-- "Социальная мобильность";

-- "Современные социологические  теории";

-- "Социальная и культурная  динамика";

-- "Социологические теории сегодня".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Социология для Питирима Сорокина

 

 

 

    Безусловно, как социолог Сорокин изучал общества, процессы и взаимоотношения в нем.  Но для этого  он использовал свои методы.

   Сорокин разделил социологию  на теоретическую и практическую. Теоретическая социология изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения сущего. Теоретическая социология подразделяется на:

1.  социальную аналитику, изучающую  строение, как простейшего социального  явления, так и сложных социальных  единств, образованных той или  иной комбинацией простейших  социальных явлений.

2.  социальную механику, изучающую  процессы взаимодействия людей  и тех сил, которыми оно вызывается  и определяется.

3.  социальную генетику; “Задача  генетической социологии - дать основные  исторические тенденции в развитии  общественной жизни людей”

Информация о работе Интегральная социология Сорокина