Интегральная социология П.А.Сорокина

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 20:58, контрольная работа

Описание работы

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - крупнейший ученый-социолог 20 века. Творческую деятельность Сорокина делят на два периода – русский и американский.

Содержание

1. Основные принципы социологии П.А. Сорокина, ее предмет и структура. Теория социальной стратификации и социальной мобильности, проблема социального равенства, реформ и революций………………………………..……………………………………2
2. Проблема социокультурной динамики – центральная тема в творчестве П. Сорокина……………………………………………………………………….16
3. Питирим Сорокин, изучая воздействие войн, голода, эпидемий, революций и других социальных катаклизмов на поведение людей, вывел закон «моральной и религиозной поляризации». Согласно этому закону люди реагируют на бедствия в зависимости от типа личности: либо ростом творческих усилий, становясь более религиозными, альтруистичными, либо самоубийством, психическими расстройствами, ожесточением, циничным восприятием окружающего мира. Закон также утверждает, что все великие религиозные и нравственные системы возникали и укреплялись в катастрофические для кого-либо общественные эпохи.
Прокомментируйте содержание данного закона с позиций современного общества. Находит ли он подтверждение?........................................

Работа содержит 1 файл

социология контр.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

      Сорокин выделяет её функции: «… она была и  остается реальной силой, которая может: остановить межличностную и межгрупповую агрессию; преобразовать враждебные отношения в дружеские; они также показали : что любовь порождает любовь, а ненависть порождает ненависть; что любовь может влиять на международную политику и умиротворять конфликты; что любовь  это дающая жизнь сила, необходимая для физического, ментального и морального здоровья; что альтруисты живут дольше, чем эгоисты; что у детей, лишенных любви, больше шансов стать морально и социально дефективными;  что любовь является сильным противоядием против преступных, патологических и суицидальных тенденций, против ненависти, страха и психоневрозов; что любовь выполняет важные познавательные и эстетические функции; что она является самой возвышенной и самой эффективной воспитательной силой для просвещения и морального облагораживания человечества; что она является сердцем и душой свободы и всех основных моральных и религиозных ценностей; что минимум любви абсолютно необходим для продления существования любого общества, и особенно для гармоничного социального порядка и созидательного прогресса; наконец, что в настоящий катастрофический момент истории рост «производства, распределения и циркуляции любви-энергии» и значительная альтруизация индивидов, институтов и культуры является необходимым условием для предотвращения новых войн и смягчения межличностных и межгрупповых раздоров».

      В нормальные, бескризисные времена, люди располагаются как бы в середине межполюсного пространства, являя собой  поверхностно религиозное и моральное  большинство. Однако, во времена «…великих кризисов… это большинство имеет тенденцию к поляризации…. Большинство уменьшается в пользу обоих противоположных полюсов». Причем  «Обычно негативная поляризация превалирует над позитивной начальный период бедственных времен, в то время как позитивная поляризация становится превалирующей на последнем этапе критического

периода и после  его завершения, при условии, что  общество, о котором идет речь, не погибает в катастрофе».

      Также необходимо отметить, что силы положительной  религиозной и моральной поляризации в нашем обществе постепенно усиливаются: возросло число искренне верующих, прорастают, пока слабые, ростки нового движения в сторону толерантности, воспитания доброты, возрождения нравственности. Естественно, пока еще доминируют силы негативной поляризации, но этот факт лишь подтверждает отмеченную Питиримом

Сорокиным закономерность о превалировании негативной поляризации  в начальные периоды кризисов. Закон моральной и религиозной поляризации находит своё  подтверждение Особенно ценной для существующей сейчас ситуации в России кажется положение Сорокина о том, что только глобальная ценностная переориентация внутри самого общества может стать гарантом его стабилизации, дальнейшего развития и процветания, что никакие отдельные меры в области экономики и политики не смогут помочь в устранении кризиса.

             Существует мнение, что гораздо проще судить об эпохах, от которых тебя отделяет определенные промежуток времени, потому что ошибочные  или правильные поступки выявляет история, а вот судить о современном тебе обществе задача совсем непростая, в большей степени,  потому что ты сам являешься элементом этого общества. Так же сложно говорить о сравнении типов личности  прошлого и изменяющегося настоящего одновременно с этим проблематично определить наиболее подходящую структуру общества (по моральным и региональным признакам), которая смогла бы наиболее лучшим образом перенести бедствия различного характера. Тем не менее, как и в предыдущие века, общество характеризуется различными типами личности, которые находятся в непрерывном взаимодействии друг с другом. Характерные качества каждой личности проявляются в моменты критических социальных ситуаций. Войны, катастрофы, эпидемии и т.д. – все это как раз и есть те самые критические события, которые «раскрывают» человека с позиции личности, открывая тем самым, все благородные и низменные черты человека.  

       Исходя  из того, что человеку свойственно  желание самовыражения, реагировать  на происходящее вокруг него и адаптироваться к новым условиям, во времена больших катаклизмов происходит переоценка всех ценностей (а может и создание новых) и переформировка общества, за счет сплочения социальных групп для выживания в новых условиях. В «катастрофических» условиях люди будут искать силы в религии, что бы выдержать испытания, в творчестве – умиротворение, а создание и культивация новых нравственных норм поможет избежать морального краха общества. А слабовольные, отчаявшиеся и потерявшие надежду на что-либо люди, несомненно, попытаются либо уйти из жизни, либо, воспринимая действительность в черном свете.

       Из  всего вышесказанного можно сделать  вывод – закон справедлив, более  того он будет работать в рамках современного общества, т.к. в обществе и по сей день, наличествует огромное число людей с выдающимися  личностными качествами, которые смогут поддерживать социум в локальных или глобальных катаклизмах. 
 
 
 
 

Список  используемой литературы:

  1. Сорокин П.А. Человек, Цивилизация, Общество. М., 1992.
  2. Сорокин П.А. Системы социологии. М., 1993.
  3. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. М., 1994.
  4. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М., 1997.
  5. Сорокин П.А. Моя философия – интегрализм. /Социологические исследования.1992.
  6. Сорокин П.А. Обзор циклических концепций социально-исторического процесса 1998.
  7. Сорокин П.А. Забытый фактор войны. 1999.
  8. Сорокин П.А. Условия и перспективы мира без войны. 1999.
  9. Голосенко И.А. Питирим Сорокин о внутренних нарушениях социального    порядка./Социологические исследования. 2000.
  10. Бондаренко В.М. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени./Социологические исследования. 1999.
 
 
 
 
 
 
 
 

          
 
 

Информация о работе Интегральная социология П.А.Сорокина