Интегральная социология П.А.Сорокина

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 16:42, контрольная работа

Описание работы

В 1914 году Сорокин закончил университет с дипломом 1 степени и был оставлен для подготовки к профессорскому званию. Подготовка к профессорству заняла у Сорокина всего два года вместо положенных четырех. Кроме изучения огромного списка литературы, он по-прежнему много издавался, читал лекции по социологии в двух институтах, работал в созданном совместно с преподавателями кафедры социологии Психоневрологического института «Русском социологическом обществе памяти М.М. Ковалевского» (умершего 23 марта 1916 году) и даже успел написать научно-фантастическую повесть «Прачечная человеческих душ».

Содержание

1.Введение………………………………………………………………3


2.П. Сорокин о предмете, структуре и роли социологии…….……... 6


3.Социология реформ и революций П.Сорокина………………... . …9


4.Социальная стратификация и социальная мобильность……….…. 12


5.П. Сорокин о социокультурной динамике………………………….13


6.Заключение ………………………………………………………….. .15


7.Список использованной литературы……………..………………….16

Работа содержит 1 файл

1-соц.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

          Большое значение П. Сорокин придавал вопросам социального равенства. В 1917 г. в Петрограде вышла его книга «Проблема социального равенства». К этой проблеме он постоянно обращался в своих последующих работах. Указывая на сложный и многосторонний характер проблемы социального равенства, он считал, что главное в ней – это предоставление каждому человеку материальных и духовных благ «по его заслугам», т.е. «по степени его личного социально – полезного труда». Однако этим экономическим содержанием проблема социального равенства не исчерпывается. Важно, писал Сорокин, чтобы стало реальностью равенство всех перед Законом, равенство для занятия публичных должностей, право на равные политические блага – изобретательное право, свобода слова, печати, союзов, совести и т.д. Исключительное значение имеет «более или менее равномерное распределение знаний и образований», без чего, по его мнению, вообще невозможна эгалитарная, т.е. основанная на социальном равенстве, система общества.

          П. Сорокин был  глубоко убеждён в том, что  все возникающие в обществе проблемы следует решать на основе разумного  управления, сознательного решения социальных противоречий и предоставления каждому человеку возможностей для творческого самовыражения. Он был противником всяких социальных потрясений, в том числе революций, и выступал за нормальный, как он писал, эволюционный путь развития. В своём труде «Социология революции» он утверждал, что более или менее благополучное развитие общества после разрушающей его революции наступает благодаря его «возврату к своим ценностям, прошлым инстинктам и традициям, созидательному труду, сотрудничеству, взаимопомощи и единению всех его членов и социальных групп».

          В «Социальной и  культурной динамике» Сорокин анализирует  развитие культур народов, разрабатывает  теорию ценностей. Понятие «ценность» выступает как одно из важнейших в его социологии. С помощью этого понятия объясняется поведение индивидов и социальных групп, их взаимодействия по самым разным направлениям. Большое значение придаётся общечеловеческим ценностям, на основе которых возможно сотрудничество народов. Именно к этому всегда призывал П. Сорокин как учёный и общественный деятель. На склоне своих лет он выступил с идеей конвергенции, согласно которой в будущем капиталистический и коммунистический, как он писал, типы общества сольются в некое третье интегральное общество, которое «объединит большинство позитивных ценностей и освободится от серьёзных дефектов каждого типа». 

    5. Социальная и культурная динамика 

    В историю социологической мысли  Питирим Александрович Сорокин  вошел как создатель интегрального  направления в современной социологии, теории соц. стратификации и соц. мобильности, концепции флуктуации социокультурных систем. Жизненный и творческий путь Сорокина связан до 1922 года с Россией, а с 1923 года с США. В 1919 году Сорокин создает первый в России социологический факультет в Петроградском университете. Американский период его творчества был более длительным и плодотворным. Сорокин не только создает десятки крупных работ, но и социологический факультет Гарвардского университета, 12 лет возглавляет его, избирается президентом Американской социологической ассоциации. Сорокина по праву многие называют классиком социологии 20 столетия, а иногда говорят, что он совершил «коперниковскую революцию в социологии». Его основные труды:

    (Русские:)

    -- "Преступление и кара, подвиг  и награда";

    -- "Система социологии";

    -- "Общедоступный учебник социологии";

    (США:)

    -- "Социология революции";

    -- "Социальная мобильность";

    -- "Современные социологические  теории";

    -- "Социальная и культурная динамика";

    -- "Социологические теории сегодня".

    Интегрализм как своеобразная общая черта  творчества Сорокина окончательно сложился в трудах конца 30-40 годов, прежде всего  в его «Социальной и культурной динамике», в которой ярко и фундаментально показано циклическое развитие, флуктуация различных типов культур и соц. суперсистем в Европе почти за 3 тысячелетия.

    Понимая культуру в самом широком смысле как основу общественной жизни, Сорокин  соединил в единое целое все аспекты  социологического изучения общества. Культура и ее ценности – вот интегрирующий фактор и в самой общественной жизни и в ее социологическом исследовании. Социокультура у Сорокина не конгломерат разрозненных явлений, а единство, все элементы которого связаны, интегрированы, представляют собой систему, а ценность служит фундаментом всякой культуры.

    Социокультурные суперсистемы различаются прежде всего  своими основными ценностями. Вся  история у Сорокина предстает  как закономерная смена доминирования  в Европе 3 социокультурных суперсистем, 3 длительных этапов человеческой истории, своеобразных особых, уникальных цивилизаций:

    -- идеациональной,

    -- чувственной и 

    -- идеалистической. 

    В первой господствующее положение занимают религиозные ценности, бог – высшая истина, другие культурные системы (наука, искусство) подчинены теологии.

    Вторая  характеризуется господством материализма и чувственных форм познания, чувственных  ценностей.

    Третья  представляет собой интеграцию, синтез черт и ценностей двух других типов  культур на основе сочетания материалистических и религиозно-идеалистических взглядов и преобладания интуиции в познании, в связи с чем этот тип может рассматриваться как интегральный.

    Историческое  развитие представляет собой циклическую  флуктуацию указанных типов культур, связанных с тремя способами познания - рациональным, чувственным и интуитивным. Ими ограничиваются возможности человеческого познания, в истории культуры и общества не возникает и не может возникнуть чего-либо нового, история обречена на постоянное повторение, флуктуацию циклов, которые отличаются лишь в деталях. Современную культуру Сорокин относил к чувственной, находящейся в глубоком кризисе, связанным с усилением влияния материализма и эмпиризма. Выход он видел в нравственно-религиозном обновлении человечества, в переходе к "новой интегральной культуре", когда новые духовные ценности истины, красоты и добра выдвинутся на первый план.  

    6. Заключение 

    Социальная  стратификация и мобильность  всегда были одной из главных тем  его научных изысканий. Он написал  много трудов, посвященных этим проблемам. На сегодняшний день проблемы социальной мобильности и социальной стратификации очень актуальны, так как мы, имеем возможность, каждый день наблюдать за процессами перехода из одного социального слоя в другой, изменениями социального пространства индивида. Сталкиваясь с каналами и лифтами социальной мобильности, проходим через них, изменяем свое социальное положение, почти каждый день.

    Важнейшим, главенствующим вопросом социальной мобильности, к сожалению, являются деньги и материальные ценности. Многие живут по принципу «у кого деньги, у того и власть», с помощью денег человек может добиться почти любого социального положения. Главной целью людей стало так и осталось накопление богатства. В идеале, у Питирима Сорокина, человек продвигается по социальной лестнице благодаря своему таланту и способностям. К большому сожалению, в нашей жизни все совершенно иначе. Главенствующую роль занимают деньги, на сегодня они являются основным каналом вертикальной циркуляции.

    Работы  Питирима Сорокина о социальной мобильности и социальной стратификации важны для истории русской социологии. Он затрагивал самые главные проблемы общества, которые до него еще никто не затрагивал. Питирим Сорокин является одним из самых главных русских социологов, чьи труды продолжают иметь огромное значение не только русской, но и зарубежной в современной социологии.

    Питирим Сорокин относится к тому редкому  типу ученых, чье имя становится символом избранной им науки. На Западе он давно уже признан как один из классиков XX столетия, стоящий в одном ряду с О. Контом, Г. Спенсером, М. Вебером.

    Действительно, этот русско-американский социолог сделал огромный вклад в развитие общественной мысли и в развитие социологии как науки об обществе. 

    Список  литературы 

    Сорокин П.А Социальная стратификация и мобильность. // Питирим Сорокин. «Человек. Цивилизация. Общество». (Серия «Мыслители XX века»). М., 1992. С. 302-373.

    Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.1992год.

    Сорокин П.А. “Общедоступный учебник социологии”, Москва, Наука, 1994г

    Сорокин П.А. «Система социологии», т.2, М. 1993г

    С. Новикова, “История развития социологии в России”, Москва-Воронеж, 1996г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Социальная мобильность

    Социальная  мобильность, изменение индивидом  или группой социальной позиции, места, занимаемого в социальной структуре, связана как с действием законов общественного развития, классовой борьбы, обусловливающих рост одних классов и групп и уменьшение других, так и с личной деятельностью индивидов. Различают вертикальную социальную мобильность — движение вверх или вниз в системе социальных позиций. Горизонтальную социальную мобильность — передвижение индивида на одном и том же социальном уровне. По типологии социальная мобильность делится на межклассовую и внутриклассовую. Различают также главные и второстепенные, типичные и случайные, массовые и единичные её направления и каналы. Социальная мобильность выражает изменения социальных позиций в рамках одного поколения, двух (отцы и дети), трёх (деды, отцы и дети) поколений. В кастовом и сословном обществе социальная мобильность резко ограничена. Капитализм, разрушая сословные перегородки, порождает рост социальная мобильность «... В противоположность сословиям, классы оставляют всегда совершенно свободным переход отдельных личностей из одного класса в другой» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 2, с. 477). Разоряющиеся мелкие буржуа в основном пополняют ряды рабочего класса, часть выходцев из рабочих переходит в ряды интеллигенции и служащих. Отдельные выходцы из трудящихся становятся предпринимателями, буржуа. При социализме в результате глубоких социальных преобразований социальная мобильность значительно возрастает. В условиях социализма важное значение приобретает прогнозирование и управление процессами социальная мобильность. Главные направления социальная мобильность — переход из крестьянства в рабочий класс, из деревни в город, из групп преимущественно физического труда в состав интеллигенции и служащих: уменьшается слой низко квалифицированных рабочих и возрастает удельный вес слоев высококвалифицированных и полуквалифицированных рабочих. В буржуазной социологии теории социальной мобильности тесно связаны с концепциями социальной стратификации. Они направлены против марксистско-ленинской теории, отрицают обусловленность классовой структуры и классовой борьбы в условиях капитализма. Отношениями собственности и утверждают, что люди якобы могут «свободно» изменять свою социальную позицию в результате личных усилий. В действительности социально-экономические процессы в современном капиталистическом обществе приводят к закреплению позиций антагонистических классов, кастовости правящей элиты. Классовые битвы трудящихся, движение молодёжи, студенчества существенно подорвали основополагающие посылки буржуазных теорий социальная мобильность.

    1.1. Концепция социальной  мобильности; ее  формы 

    Под социальной мобильностью понимается любой переход  индивида или социальной группы из одной социальной позиции в другую. Существует два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью подразумевается переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Перемещение некоего индивида из баптистской в методистскую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи в другую, с одной фабрики на другую, при сохранении своего профессионального статуса, — все это примеры горизонтальной социальной мобильности. Во всех этих случаях "перемещение" может происходить без каких-либо заметных изменений социального положения индивида в вертикальном направлении. Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления перемещения существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая. В соответствии с этим есть нисходящие и восходящие течения экономической, политической и профессиональной мобильности. Восходящие течения существуют в двух формах: проникновение индивида из нижнего пласта в более высокий пласт; или создание такими индивидами новой группы и проникновение всей группы в более высокий пласт на уровень с уже существующими группами этого пласта. Соответственно и нисходящие течения также имеют две формы: первая заключается в падении индивида с более высокой социальной позиции на более низкую, не разрушая при этом исходной группы, к которой он принадлежал; другая форма проявляется в деградации социальной группы в целом, в понижении ее ранга на фоне других групп или в разрушении ее социального единства. В первом случае "падение" напоминает нам человека, упавшего с корабля, во втором — погружение в воду самого судна со всеми пассажирами на борту или крушение корабля. Случаи индивидуального проникновения в более высокие пласты или падения с высокого социального уровня на низкий привычны и понятны. Они не нуждаются в объяснении. Вторую форму социальною восхождения, опускания, подъема и падения групп следует рассмотреть подробнее. Следующие исторические примеры служат в качестве иллюстраций. Историки кастового общества Индии сообщают, что каста брахманов не всегда находилась в позиции неоспоримого превосходства, которую она занимает последние два тысячелетия. В далеком прошлом касты воинов, правителей и кшатриев не располагались ниже брахманов, они стали высшей кастой только после долгой борьбы. Если эта гипотеза верна, то продвижение ранга касты брахманов через все другие этажи является примером второго типа социального восхождения. Возвысилась вся группа в целом. До принятия христианства Константином статусы христианского епископа или христианского служителя культа были невысокими среди других социальных рангов Римской империи. В последующие несколько веков социальная позиция и ранг христианской церкви поднялись. Вследствие этого возвышения представители духовенства также поднялись до самых высоких страт средневекового общества. И наоборот, падение авторитета христианской церкви в последние два столетия привело к понижению социальных рангов высшего духовенства среди прочих рангов современного общества. Престиж папы или кардинала еще высок, но он, несомненно, ниже, чем был в средние века. Занимать высокое положение при дворе Романовых или Габсбургов до революции означало иметь самый высокий социальный ранг. "Падение" династий привело к "социальному падению" связанных с ними рангов. Большевики в России до революции не имели какого-либо признанного высокого положения. Во время революции эта группа преодолела огромную социальную дистанцию и заняла самое высокое положение в русском обществе. В результате все ее члены были подняты до статуса, занимаемого ранее царской аристократией. Подобные явления наблюдаются и в экономической стратификации. Так, до наступлений эры "нефти" или "автомобиля" быть известным промышленником в этих областях не означало быть промышленным и финансовым магнатом. Широкое распространение отраслей сделало их самыми важными промышленными сферами. Соответственно, быть ведущим промышленником — нефтяником или автомобилистом — значит быть одним из самых влиятельных лидеров промышленности и финансов.

Информация о работе Интегральная социология П.А.Сорокина