Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 16:42, контрольная работа
В 1914 году Сорокин закончил университет с дипломом 1 степени и был оставлен для подготовки к профессорскому званию. Подготовка к профессорству заняла у Сорокина всего два года вместо положенных четырех. Кроме изучения огромного списка литературы, он по-прежнему много издавался, читал лекции по социологии в двух институтах, работал в созданном совместно с преподавателями кафедры социологии Психоневрологического института «Русском социологическом обществе памяти М.М. Ковалевского» (умершего 23 марта 1916 году) и даже успел написать научно-фантастическую повесть «Прачечная человеческих душ».
1.Введение………………………………………………………………3
2.П. Сорокин о предмете, структуре и роли социологии…….……... 6
3.Социология реформ и революций П.Сорокина………………... . …9
4.Социальная стратификация и социальная мобильность……….…. 12
5.П. Сорокин о социокультурной динамике………………………….13
6.Заключение ………………………………………………………….. .15
7.Список использованной литературы……………..………………….16
Всякая
Общество способно продуцировать значения, нормы, ценности, существующие как бы внутри социосознательных «эго», т.е. членов, составляющих общество. Поэтому любое общество можно понять и описать лишь через призму присущей ему системы ценностей, значений, норм, которые составляют единовременное культурное качество. Оно проявляется во всех сферах человеческой деятельности, порождая образцы культурной жизни.
П. Сорокин делает вывод о том что с помощью социоэмпирических исследований культурных качеств (значений, ценностей, норм), скрытых в социосознании индивидов и проявляющихся в их деятельности, можно обнаружить периоды человеческой истории, отличные друг от друга, т.е. различные цивилизации. Каждая из них уникальна и неповторима, переживает периоды зарождения, расцвета и упадка, происходит смена одних ценностей другими. Таким образом, он разработал цивилизационную теорию, в которой социокультура и цивилизация оказываются синонимами. В современной социологической теории наметилась тенденция чёткого разграничения этих двух понятий, что во многом обусловлено новыми качествами, характеризующими исторический прогресс.
В «Системе социологии» П. Сорокин подробно разъясняет научные принципы, на которых основан этот труд. Он считает, что 1) социология как наука должна строится по типу естественных наук. Ни о каком противопоставлении «наук о природе» и «наук о культуре» не может быть и речи. Различны объекты изучения тех и других наук, но методы изучения этих объектов одни и те же; 2) социология должна изучать мир таким, каков он есть. Всякий нормативизм, т.е. субъективное вмешательство в науку с позиций нравственных и других норм, должен быть изгнан из социологии. В этом смысле Истина должна быть отъединена от Добра, Справедливости и подобных принципов и норм; 3) социология должна быть «объективной дисциплиной», т.е. изучать реальные взаимодействия людей, доступные объективному измерению и изучению; 4) поскольку социология хочет быть опытной и точной наукой, она должна прекратить всякое «философствование» в смысле создания умозрительных, не доказанных наукой построений. В этом отношении, писал П. Сорокин, хорошая статистическая диаграмма стоит любого социально – философского трактата; 5) разрыв с философствованием означает и разрыв с идеей монизма, т.е. сведения любого явления к одному какому – нибудь началу. Ибо, как утверждал ещё М. Ковалевский, монизм в социологии – это попытка решать бесконечно сложные задачи общественных явлений по методу уравнения с одним неизвестным. Вместо монизма Сорокин провозгласил последовательный социологический плюрализм.
Таковы «основные
и руководящие принципы»
3.
Социология реформ и
революций П.Сорокина
В историю социологической мысли Питирим Александрович Сорокин вошел как создатель интегрального направления в современной социологии, теории социальной стратификации и социальной мобильности, концепции флуктуации социокультурных систем.
Социальный порядок в обществе – длительный процесс формирования системы прав и обязанностей индивидов, классов, общностей. Социальный порядок не данный факт, а результат взаимодействия человечества, развитие культуры. Нарушение этого порядка, баланса ведет к хаосу, нестабильности, смене ценностей.
Социология реформирования заключается в следующем:
-
любая реформа не должна
-
каждой реформе должны
-
каждая реформа должна
Социология революций заключается прежде всего в неприятии Сорокина войнам, любому проявлению насилия, нарушающему порядок в обществе. Три необходимых составных всякого революционного взрыва:
а) растущее подавление базовых инстинктов большинства населения, собственнический инстинкт;
б) всеобщий характер такого подавления;
в) бессилие групп порядка. Революция проходит 2 стадии:
- революционный взрыв;
- контрреволюция.
Революционный взрыв связан с подавлением естественных инстинктов, сопровождается голодом, насилием. Контрреволюция вызвана тем, что народ устал и хочет наконец порядка, который не принесла с собой революция первого типа.
Если
индивид не обладает твердыми убеждениями
по поводу того что правильно, а что
нет, если он не верит в Бога или
в абсолютные моральные ценности,
если он больше не питает уважения к своим
обязанностям, и, наконец, если его поиски
удовольствий и чувственных ценностей
являются наиважнейшими в жизни, что может
вести и контролировать его поведение
по отношению к другим людям? Ничего, кроме
желаний и вожделения. В таких условиях
человек теряет всякий моральный или рациональный
контроль и даже просто здравый смысл.
Что может удержать его от нарушения прав,
интересов и благосостояния других людей?
Ничего, кроме физической силы. Как далеко
зайдет его ненасытная жажда чувственного
счастья? Она зайдет ровно настолько далеко,
насколько позволяет противопоставленная
ей грубая сила других. Вся проблема поведения
индивида определяется соотношением между
его силой и силой, находящейся в руках
других. Это сводится к проблеме взаимодействия
физических сил в системе физической механики.
Физическая власть заменяет справедливость.
В обществе или ряде обществ, состоящих
из таких индивидов, неизбежным следствием
будет умножение конфликтов, жестокая
борьба, в которую оказываются вовлечены
как локальные группы и классы, так и нации,
и взрыв кровавых революций и еще более
кровавых войн.
Периоды перехода от одной фундаментальной
формы культуры и общества к другой, когда
рушится здание старой культуры, а новая
структура еще не возникла, когда социокультурные
ценности становятся почти полностью
«атомизированными», и конфликт между
ценностями различных людей и групп становится
особенно непримиримым, неизбежно порождают
борьбу особой интенсивности, отмеченную
широчайшей вариативностью форм. В рамках
общества она принимает в дополнение к
другим конфликтам форму роста преступности
и жестокости наказаний, особенно взрыва
бунтов, восстаний и революций.
В
ряде обществ она проявляет себя
в виде международных войн. Чем
более велик и глубок по своей
сути переход, тем больше насилия содержится
во взрыве революций, войн и преступности
и наказаний, если двое последних не потонут
в океане массовой жестокости войн и революций.
Такие периоды всегда оставались в памяти
как времена жестокости, грубости и зверства,
не сдерживаемых ничем, кроме взаимного
принуждения и обмана.
Еще одним следствием переходных периодов
является рост душевных болезней и самоубийств.
В перезревшей чувственной культуре общественная
жизнь становится такой сложной, борьба
за чувственное счастье - такой острой,
потребность в удовольствии настолько
нарушает ментальное и моральное равновесие,
что разум и нервная система множества
людей не могут выдержать огромного напряжения,
которому они подвергаются; поэтому они
становятся склонными к извращениям или
даже ломке личности. Будучи лишены общепринятых
норм и ценностей - научных или философских,
религиозных или моральных, или ценностей
какого-либо другого рода - и окруженные
хаосом конфликтующих норм и ценностей,
эти индивиды оказываются без какого-либо
авторитетного руководителя или надиндивидуального
правила. В этих условиях они неминуемо
становятся неустойчивыми и молятся на
случайный личный опыт, мимолетные фантазии
и конфликтующие чувственные импульсы.
Как лишенную руля лодку, оказавшуюся
в море, такого человека качает туда-сюда
силою обстоятельств. У него нет стандарта,
по которому можно понять, насколько последовательны
его действия и к чему он стремится, он
становится непоследовательным и неинтегрированным
комплексом случайных идей, убеждений,
эмоций и импульсов. Неизбежным следствием
этого является рост дезинтеграции и дезорганизации.
Ко всему этому необходимо добавить болезненный
шок, который беспрерывно разрушает его
разум и нервную систему среди хаотичной
и жестокой борьбы, сопровождающей переходный
период. Мы хорошо знаем, что необходимой
предпосылкой здравого и интегрированного
ума является присутствие социальной
стабильности и не вызывающих сомнения
общепринятых норм. Когда они начинают
разрушаться, за этим обычно следует возрастание
нервных срывов, и оба эти явления продолжают
прогрессировать. Нервные срывы являются
еще одним аспектом разрушения социокультурного
порядка .
«В
свете этой теории ясно, почему происходит
рост душевных болезней, особенно в
последние несколько
4.
Социальная стратификация
и социальная мобильность
Неоднородность
Меняя профессию или вид деятельности, своё экономическое положение или политические взгляды, человек переходит из одного социального слоя в другой. Этот процесс получил название Социальной мобильности. П. Сорокин подразделяет социальную мобильность на горизонтальную и вертикальную.
Горизонтальная
Объективной основой существования вертикальной мобильности выступает, в частности, экономическое неравенство людей, «которое выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых и бедных слоёв населения».
При этом люди, принадлежащие
к высшему слою в каком –
то одном отношении, обычно принадлежат
к тому же слою и по другим параметрам,
и наоборот. Представители высших
экономических слоёв
Как считал Сорокин, социальная мобильность – такое же естественное и неизбежное явление, как и социальная стратификация, на основе которой она существует. Это касается как восходящей, так и нисходящей социальной мобильности, в процессе которых люди перемещаются вверх по социальной лестнице. Он обосновал такое понятие, как «социальное пространство», суть которого раскрывается через понятия «высшие и низшие классы», «продвижение по социальной лестнице», «социальная дистанция» и др.