Институт СМИ в системе органов государственной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 17:05, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить институт СМИ в системе органов государственной власти.
Задачи курсовой работы:
Изучить сущность средств массовой информации;
Рассмотреть типологию СМИ;
Изучить функции СМИ;
Рассмотреть основные методы политического влияния СМИ;
Проанализировать роль СМИ в политической деятельности России.

Работа содержит 1 файл

kursach.docx

— 66.80 Кб (Скачать)
  • межгосударственные (ОРТ);
  • региональные («Юг России»);
  • местные (от областных телестудий до кабельных сетей микрорайона).
  1. По способу распространения телесигнала:
  • общенациональные (ОРТ, РТР);
  • сетевые («ТВ-6 Москва»);
  • местные.
  • По специализации программ (общие, специализированные, например, спорт).
  1. По форме собственности:
  • государственные;
  • негосударственные, среди которых имеются все разнообразные дозволенные законом формы собственности – частные (Рен-ТВ) и акционерные (2Х2 Телемаркет).

Что касается дифференциации, профилирования отечественных телеканалов  в процессе развития многопрограммности, то она протекает следующим образом:

  • по тематическому признаку: информация; музыка; кино; культура и искусство и т.д.;
  • по аудиторному (адресному) признаку: для детей; для молодежи; для женщин; для пенсионеров; для пожилых людей; для домохозяек и т.д.;
  • по национальному признаку: республиканская программа; программа для национальных групп населения; программа для проживающих вне территорий своих национальных образований;
  • по территориальному признаку: общегосударственная (интеграционная – межгосударственная, зарубежная, на зарубежную аудиторию) телепрограмма, местная (региональная, вплоть до кабельной сети поселка, микрорайона) программа;
  • по временному признаку: круглосуточные программы; программы, вещающие определенное время (или с плавающим графиком вещания);
  • по источнику финансирования:
  • государственный (бюджетный) телеканал;
  • платный (функционирующий за счет абонементной платы телезрителей либо подписной, по аналогии с печатной периодикой);
  • общественный (работающий за счет фондов общественных организаций, добровольных пожертвований предприятий и частных лиц); коммерческий (самоокупаемый, прежде всего за счет рекламы);
  • арендный (политическая партия, общественное движение, государственная или кооперативная организация, частное лицо или программная телефирма арендуют время у вещательной организации).

Радиовещание.

В условиях роста телевидения  радио не только не потеряло аудиторию, но и нашло пути для ее увеличения. В своем воздействии на слушателя  радио пошло дальше телевидения, в стремлении глубже дифференцировать программы, рассчитанные на определенную аудиторию. Значительная ее часть предпочитает теперь слушать те передачи, и при  этом постоянно, которые представляют для нее интерес. Современное радиовещание можно разделить на:

  • частные радиостанции;
  • общественные вещательные радиостанции и корпорации;
  • государственное вещание;
  • международное вещание.

На рубеже тысячелетий  сформировалась новая структура  радиовещания, возник широкий спектр разных по типам радиостанций. Наряду с государственным радиовещанием  стремительно развиваются коммерческие, частные и другие станции. Их появление  привело к качественно новой  ситуации в радиоэфире. Становление в кратчайшие исторические сроки (6-7 лет) негосударственного радио означало конец государственной монополии на радиовещание и появление рынка электронных масс-медиа.

В целом сегодня, по данным Федеральной службы России по телевидению  и радиовещанию, входящей в Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, в стране действуют около 1500 вещательных организаций, из них около 300 государственные.

К зоне государственного радиовещания примыкают и радиостанции, находящиеся  в муниципальной собственности. Таких станций насчитывается  более трехсот, причем число их постоянно  уменьшается.

Весьма небольшая группа радиостанций принадлежит некоммерческим и другим организациям.

По охвату аудитории как  государственные, так и негосударственные  каналы можно классифицировать следующим  образом:

  • общенациональные или центральные радиостанции, программы которых принимает и слушает население всей страны или большая его часть. К ним относятся:
  • государственные радиостанции: «Радио России», «Маяк»;
  • коммерческие каналы: «Русское радио», «Европа плюс», «Наше радио» и др.;
  • региональные радиостанции, вещающие на регионы (республики, края, области) и крупные города страны.
  • локальные, местные радиостанции, охватывающие ограниченную аудиторию небольших городов, поселков, населенных пунктов, сельских районов и т.п.

3) Сетевые СМИ.

Конец XX в. ознаменовался небывалым скачком в развитии глобальных информационных и коммуникационных технологий – третьим после открытия каналов передачи аудио- и видеосигналов, который коренным образом повлиял на развитие системы средств массовой информации. Вслед за радио- и телевещанием были изобретены сетевые технологии, основанные на ином, цифровом, способе передачи информации, которые привели к формированию новой среды для распространения потоков информации. Форма организации таковых каналов передачи информации получила название Интернет.

Интернет – система  соединенных компьютерных сетей  мирового масштаба, которая предоставляет  услуги по обмену данными. Другими словами, Интернет – это сеть сетей, которая  объединяет национальные, региональные и местные компьютерные сети, в  которых происходит свободный обмен  информацией.

Интернет стал и средством  общемирового вещания, механизмом распространения  информации, а также средой для  сотрудничества и общения людей, охватывающей весь земной шар. В отличие  от радио- и телевещания, основной функцией которых стало производство и  распространение массовой информации, Интернет оказался средой для коммуникации в более широком смысле слова, включающей межличностную и публичную  формы общения, как индивидуальную, так и групповую.

Все существующие в Интернете ресурсы можно разделить на две категории: профессиональные и любительские. По этому критерию, фактически, по типу учредителя, мы можем классифицировать сетевые издания с тем же успехом, что и печатные.

Деление прессы на новостную, информационную и аналитическую характерно, только для Сети. Впрочем, порой не с первого взгляда удается определить, к какой из этих категорий относится тот или иной проект. Разница состоит в том, что любая новость – это информация, однако не любая информация – новость.

Новостные сайты являются разновидностью сайтов информационных, однако специализируются, прежде всего, на оперативной подаче новостей. Классический пример новостных сайтов – информационные ленты, созданные в большом количестве информационными агентствами. Ленты  эти могут быть как общего характера, предлагающими подборку новостей по самым разным темам (Lenta.ru, rbc.ru), так и специализированными, отражающими новости экономики, политики или компьютерного рынка (www.finmarket.ru, cnews.ru).

Новую роль в Интернете  стали играть также информационные агентства (агентства новостей). Раньше они входили в инфраструктуру рынка СМИ, но сами по себе средствами массовой информации не являлись. Благодаря  Интернету они смогли из закулисных участников выйти в лидеры рынка, специализируясь на предоставлении краткой, но оперативной информации. Ценность таких ресурсов для пользователя заключается, прежде всего, в возможности  достаточно быстро получить сообщения  о событиях, однако за более подробной  информацией, а также за комментариями  по поводу случившегося приходится отправляться на сайты аналитического характера.

Типологическая палитра  средств массовой информации России изменилась за последнее десятилетие  достаточно основательно. Это объясняется  влиянием двух основных факторов: во-первых, переменами в социальной структуре  российского общества, которые уже  зашли достаточно далеко, во-вторых, новыми технологическими моментами, требующими изменений в типологии прессы не только в России, но и во всем мире.

В печатных СМИ в последние  годы прослеживается чёткий переход  от подписки к рознице. Чем выше в  составе читателей доля покупателей, тем реже в целом читают газету. Телевидение, будучи одним из наиболее совершенных на сегодняшний день средств отражения реальной действительности жизни общества во всех ее проявлениях, в то же время представляет собой богатейший источник информации, удобный инструмент изучения общества, его развития. ТВ одновременно и отражает животрепещущие проблемы современности, и оказывает существенное влияние на возникновение определенных потребностей у тех или иных слоев общества. Хотелось бы, чтобы появляющиеся новые каналы и типы каналов имели не только развлекательный уклон, но и поднимали культурный и нравственный уровень телезрителей.

Отечественное радио как  сложившаяся система общенациональных (федеральных), региональных и местных  каналов, различающихся по охвату аудитории, типам собственности, направленности и форматам вещания, популярности у слушателей.

Вместе с тем радиовещание продолжает развиваться в условиях жесткой конкурентной борьбы, коммерциализации и криминализации рынка СМИ, в  том числе и электронных, столкновения профессиональных, экономических и  политических интересов.

Небывалый скачок в развитии глобальных информационных и коммуникационных технологий привел к формированию сетевых  СМИ, которые развиваются с необычайной  скоростью.

Рассмотрев подробную  типологию средств массовой информации в России, перейдем к изучению их политических функций.

 

1.3. Политические функции средств массовой информации.

Функции СМИ разнообразны. В любом современном обществе они в той или иной форме  выполняют ряд общих политических функций. [20]

  1. Информационная функция является, пожалуй, важнейшей функцией СМИ. Она состоит в получении и распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях. К политической информации относятся те сведения, которые имеют общественную значимость и требуют внимания со стороны государственных органов или оказывают на них воздействие. На основе получаемой информации у граждан формируется мнение о деятельности правительства, парламента, партий и других политических институтов, об экономической, культурной и иной жизни общества.
  2. Образовательная функция - эта функция проявляется в сообщении гражданам знаний, позволяющих адекватно оценивать и упорядочивать сведения, получаемые из СМИ и других источников. Масс-медиа, сопровождая человека в течение всей его жизни, в том числе и после завершения учебы, в значительной мере влияют на восприятие им политической и социальной информации. При этом под видом политического образования у людей могут формироваться и псевдорациональные структуры сознания, искажающие реальность при ее восприятии.
  3. Функция социализации. Образовательная роль СМИ тесно связана с их функцией социализации и по существу перерастает в нее. Однако если политическое образование предполагает систематическое приобретение знаний и расширяет познавательные и оценочные возможности личности, политическая социализация означает интернализацию, усвоение человеком политических норм, ценностей и образцов поведения. Она позволяет личности адаптироваться к социальной действительности.
  4. Функция критики. Эту функцию в политической системе осуществляют не только масс-медиа, но и оппозиция, а также специализированные институты прокурорского, судебного и иного контроля. Однако критика СМИ отличается широтой или даже неограниченностью своего объекта, который составляют и президент, и правительство, и суд, и различные направления государственной политики, и сами СМИ.
  5. Контрольная функция - эта функция основывается на авторитете общественного мнения. Хотя СМИ, в отличие от государственных и хозяйственных органов контроля, не могут применять административные или экономические санкции к нарушителям, их контроль часто не менее эффективен и даже более строг, поскольку они дают не только юридическую, но и моральную оценку тем или иным событиям и лицам.
  6. Артикуляция и интеграция. СМИ не только критикуют недостатки в политике и обществе, но и выполняют конструктивную функцию артикуляции различных общественных интересов, конституирования и интеграции политических субъектов. Они обеспечивают представителям различных общественных групп возможность <span class="List_0020Paragraph__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; font-size: 14pt;

Информация о работе Институт СМИ в системе органов государственной власти