Институт СМИ в системе органов государственной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 17:05, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить институт СМИ в системе органов государственной власти.
Задачи курсовой работы:
Изучить сущность средств массовой информации;
Рассмотреть типологию СМИ;
Изучить функции СМИ;
Рассмотреть основные методы политического влияния СМИ;
Проанализировать роль СМИ в политической деятельности России.

Работа содержит 1 файл

kursach.docx

— 66.80 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

Средства массовой информации являются одним из важнейших институтов современного общества. Они выполняют  многообразные функции: информируют, просвещают, рекламируют, развлекают. Очевидно, что они играют важную роль в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания в целом. Более того, восприятие и  интерпретация важнейших явлений  и событий, происходящих в стране и в мире в целом, осуществляются через и с помощью СМИ. [18]

Актуальность темы исследования обусловлена все возрастающим влиянием средств массовой информации (СМИ) на политический процесс в условиях динамично развивающейся информационной революции в современном обществе. Сегодня СМИ являются наиболее значимым фактором политической социализации масс, формирующим общественное мнение по самым важным политическим проблемам. Пресса, радио, телевидение, а в последние  годы и Интернет, стали реальной частью политического процесса. Управление и контроль над информационными  потоками становится важнейшей политической проблемой, поскольку тот, кто контролирует сегодня СМИ, может реально вмешиваться  в политический процесс и влиять на его развитие.

К сожалению, кризисное состояние  российского общества, вызванное  распадом территорий постсоветского пространства, падением уровня жизни, ростом коррупции  и преступности накладывает серьезный  отпечаток на отношение общества к СМИ, которые во многом дискредитировали себя в глазах масс откровенной ангажированностью  властью и крупным капиталом. Недоверие к средствам массовой информации является серьезным препятствием на пути развития демократии в современной  России. В этих условиях необходимо налаживание новых конструктивных механизмов взаимодействия между политической властью и массами, которые можно  развить в информационном обществе только с помощью информационных технологий, базирующихся на современной концепции средств массовой информации как политического феномена, играющего решающую роль в формировании общественного мнения.

Объектом изучения выступает  институт средств массовой информации.

Предметом изучения является влияние органов государственной  власти на общество с помощью средств  массовой информации.

Цель курсовой работы: изучить институт СМИ в системе органов государственной власти.

Задачи курсовой работы:

  1. Изучить сущность средств массовой информации;
  2. Рассмотреть типологию СМИ;
  3. Изучить функции СМИ;
  4. Рассмотреть основные методы политического влияния СМИ;
  5. Проанализировать роль СМИ в политической деятельности России.

Данная курсовая работа состоит  из двух глав, введения и заключения. Первая глава посвящена понятию  средств массовой информации, их типологии  и функциям. Во второй главе описаны  основные методы политического влияния СМИ на российское общество. В конце дан список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИНСТИТУТА СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

 

1.1 Понятие института средств массовой информации.

СМИ представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной  передачи с помощью специального технического инструментария различных  сведений любым лицам. Согласно российским источникам, СМИ имеют следующие признаки:

  • массовость (применительно к законодательству Российской Федерации, 1000 и более экземпляров для газет, журналов и рассылок);
  • периодичность, которая не должна быть меньше одного раза в год;
  • принудительность: один источник сигнала (вещатель, редакция) — много слушателей. [4, стр. 23]

Согласно ст. 2 закона РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-I «О средствах  массовой информации» СМИ — это  совокупность таких субъектов массовой коммуникации, как:

  • периодическое печатное издание: газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;
  • радиопрограмма, телепрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа;
  • иная форма периодического распространения массовой информации.[7]

В последние десятилетия  средства коммуникации претерпевают существенные изменения вследствие распространения  спутниковой связи, кабельного радио  и телевидения, электронных текстовых  коммуникационных систем (видео-, экранных и кабельных текстов), а также индивидуальных средств накопления и печатания информации (кассет, дискет, дисков, принтеров).

Средства массовой информации, как сложно организованный объект, должны отвечать требованиям системного подхода:

  • сохранять целостный характер, несмотря на существование разнообразных, отличающихся друг от друга СМИ, формируя единое информационное пространство для всех членов общества, постоянное информационное взаимодействие в общественной системе;
  • располагать совокупностью компонентов, каждый из которых активно взаимодействует со своей средой и друг с другом на основе присущих СМИ закономерностей;
  • иметь необходимый набор функций и так их реализовывать, чтобы удовлетворить информационные потребности личности, различных групп населения, общества в целом;
  • структура как способ связи компонентов должна располагать такой совокупностью различных газет, журналов, программ телевидения и радио, которые могут способствовать выполнению этих функций;
  • СМИ должны быть организованной системой, действующей в соответствии с развитием условий жизни общества, иметь для этого необходимые организационные отношения между участниками массовой информационной деятельности (отношения координации, дисциплины, ответственности и др.). Для осуществления организационных процессов необходимы соответствующие административно-управленческие структуры в составе редакций, издательств и др.

В условиях реформирования общества внимание к типологии как  к научному методу в журналистике заметно возросло. Это связано  с активным развитием типологической структуры СМИ, с использованием этого метода в маркетинговых  исследованиях.

Основой типологии является расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа. Тип определяется как разновидность, форма, модель, которая  характерна для той или иной группы предметов как единица расчленяемой в типологии реальности

В печати такой единицей является периодическое издание (газета, журнал), на телевидении – канал, телепрограмма, на радио – радиостанция, радиопрограмма. А для СМИ в целом – средство массовой информации.

Типология журналистики используется для сравнительного изучения существенных признаков СМИ. Такими признаками могут  быть:

  • характер аудитории средства массовой информации;
  • его предметно-тематическая направленность и иные черты, связанные с характером информации;
  • целевое назначение;
  • время выхода (утренняя, вечерняя газета, ночная программа телевидения);
  • периодичность (ежедневная газета, месячный журнал) и др.

На типологическую структуру  СМИ активно влияют материальные носители информации, формирующие информационные потоки в печати, на телевидении  и радиовещании. Основой для формирования различных типов изданий, теле- и радиопрограмм могут быть и жанровые особенности информации («Роман-газета», «Аншлаг»), и ее автор (авторское телевидение) и др. Рассмотрим более подробно типологию средств массовой информации.

 

1.2. Типология средств  массовой информации.

Средства массовой информации делятся на печатные, электронные и сетевые. Рассмотрим каждый из них.

1) Печатные СМИ.

Печать – наиболее древняя  подсистема журналистики, зачаточные формы которой можно отыскать среди пражурналистских явлений. Они характеризуются ограниченным и непостоянным распространением изданий, адресованностью узкой аудитории, отсутствием печатной техники, позволяющей быстро тиражировать продукцию. Упоминания о первых газетах относятся к Древнему Египту. В России первая газета «Ведомости» стала выходить в 1703 году по указу Петра I. [1, стр. 43]

Плюсы печати:

    • возможность быстрого ознакомления со всем массивом материалов, вошедших в номер;
    • возможность отложенного чтения – до удобного времени;
    • возможность воспринимать информацию в индивидуальном темпе (перечитывание, хранение).

Минус печати:

  • недостаток оперативности;
  • отсутствие непосредственной интерактивности;
  • дороговизна.

Классификация печатных СМИ (газет и журналов) возможна по многим параметрам. Рассмотрим следующее деление периодики, предложенное С. Корконосенко:

    • по региону распространения (транснациональная, национальная, региональная, местная пресса);
    • по учредителю (государственная и негосударственная пресса);
    • по аудиторной характеристике (возрастной, половой, профессиональный, конфессиональный признаки);
    • по издательским характеристикам (периодичность, тираж, формат, объем);
    • по легитимности (с точки зрения наличия разрешения на издательскую деятельность);
    • по содержательному наполнению (качественная и массовая).

По мнению Л. Реснянской наиболее распространенным и актуальным является деление печатных изданий на универсальные и специализированные.

Универсальные реализуют модель «для всех обо всем». Это издания, реализующие все базовые функции СМИ и охватывающие все сферы общественной жизни. Самый большой класс в группе общероссийских газетных изданий представлен общественно-политическими или универсально-тематическими газетами. Таким газетам свойственна обращенность ко всем, предназначенность для всех, доступность каждому. Их универсальность проявляется в полифункциональности – реализации всех базовых функций СМИ и информационном охвате всех сфер общественной жизни. Именно универсальность во многом обеспечивает их устойчивость на информационном рынке, особенно в условиях, когда низкий платежеспособный спрос населения диктует ограничения в выборе газетной и журнальной продукции. Не случайно, что получившая широкое распространение «бесплатная пресса» активно использует преимущества универсального издания.

Специализированные издания  могут иметь модели:

    • «для всех не обо всем» (тематическая профилизация прессы – «Спорт-Экспресс», «СПИД-инфо», «Финансовая Россия»);
    • «не для всех не обо всем» (ограничение аудитории и тематики – профессионально-отраслвые, женские, мужские, детские).

Как и другие средства массовой информации, общероссийские газетные издания квалифицируются по всем типологическим признакам, использующимся в типологическом анализе. Но ведущими, типоформирующими признаками для этой группы, обязательно учитывающимися в формуле издания, становятся ареал распространения и социальный адрес. Статус «общероссийской газеты» предполагает распространение издания на всей территории страны с целью установления широких социальных контактов.

2) Электронные СМИ.

Телевидение.

Будучи одним из наиболее совершенных на сегодняшний день средств отражения реальной действительности, жизни общества во всех ее проявлениях, телевидение в то же время представляет собой богатейший источник информации, удобный инструмент изучения общества, его развития. ТВ одновременно и отражает животрепещущие проблемы современности, и оказывает существенное влияние на возникновение определенных потребностей у тех или иных слоев общества. [2, стр. 52]

Рассмотрим типологию  телевидения на примере России. Если все «разнообразие» советского телевидения  сводилось к делению на центральное  и местное вещание, то на изломе тысячелетий  телевидение характеризуется более  сложной классификацией: [8, стр. 46]

  1. По способу трансляции:
  • эфирное (все вещательные организации, использующие традиционный способ распространения телесигнала от телевышки до телесистемы потребителя);
  • спутниковое (например, «НТВ плюс»);
  • кабельное (кабельные сети в городах России)
  1. По типу деятельности:
  • вещательные (осуществляющие телетрансляцию программ, в большинстве своем это универсальные телеорганизации, имеющие и собственное телепроизводство, и доступ к эфиру);
  • программопроизводящие (продюсерские фирмы);
  • дистрибьюторы (своеобразная инфраструктура телевещания).
  1. По принципу образования (из старых структур, новообразованные);
  1. По охвату аудитории:
  • общероссийское (РТР) – аналог Центрального телевидения (в еще большей мере это относится к следующему пункту);

Информация о работе Институт СМИ в системе органов государственной власти