Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 17:05, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить институт СМИ в системе органов государственной власти.
Задачи курсовой работы:
Изучить сущность средств массовой информации;
Рассмотреть типологию СМИ;
Изучить функции СМИ;
Рассмотреть основные методы политического влияния СМИ;
Проанализировать роль СМИ в политической деятельности России.
ВВЕДЕНИЕ
Средства массовой информации
являются одним из важнейших институтов
современного общества. Они выполняют
многообразные функции: информируют,
просвещают, рекламируют, развлекают.
Очевидно, что они играют важную
роль в формировании, функционировании
и эволюции общественного сознания
в целом. Более того, восприятие и
интерпретация важнейших
Актуальность темы исследования
обусловлена все возрастающим влиянием
средств массовой информации (СМИ) на
политический процесс в условиях
динамично развивающейся
К сожалению, кризисное состояние
российского общества, вызванное
распадом территорий постсоветского пространства,
падением уровня жизни, ростом коррупции
и преступности накладывает серьезный
отпечаток на отношение общества
к СМИ, которые во многом дискредитировали
себя в глазах масс откровенной ангажированностью
властью и крупным капиталом.
Недоверие к средствам массовой
информации является серьезным препятствием
на пути развития демократии в современной
России. В этих условиях необходимо
налаживание новых
Объектом изучения выступает институт средств массовой информации.
Предметом изучения является
влияние органов
Цель курсовой работы: изучить институт СМИ в системе органов государственной власти.
Задачи курсовой работы:
Данная курсовая работа состоит из двух глав, введения и заключения. Первая глава посвящена понятию средств массовой информации, их типологии и функциям. Во второй главе описаны основные методы политического влияния СМИ на российское общество. В конце дан список используемой литературы.
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИНСТИТУТА СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
1.1 Понятие института средств массовой информации.
СМИ представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам. Согласно российским источникам, СМИ имеют следующие признаки:
Согласно ст. 2 закона РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-I «О средствах массовой информации» СМИ — это совокупность таких субъектов массовой коммуникации, как:
В последние десятилетия средства коммуникации претерпевают существенные изменения вследствие распространения спутниковой связи, кабельного радио и телевидения, электронных текстовых коммуникационных систем (видео-, экранных и кабельных текстов), а также индивидуальных средств накопления и печатания информации (кассет, дискет, дисков, принтеров).
Средства массовой информации, как сложно организованный объект, должны отвечать требованиям системного подхода:
В условиях реформирования общества внимание к типологии как к научному методу в журналистике заметно возросло. Это связано с активным развитием типологической структуры СМИ, с использованием этого метода в маркетинговых исследованиях.
Основой типологии является
расчленение систем объектов и их
группировка с помощью
В печати такой единицей является периодическое издание (газета, журнал), на телевидении – канал, телепрограмма, на радио – радиостанция, радиопрограмма. А для СМИ в целом – средство массовой информации.
Типология журналистики используется для сравнительного изучения существенных признаков СМИ. Такими признаками могут быть:
На типологическую структуру СМИ активно влияют материальные носители информации, формирующие информационные потоки в печати, на телевидении и радиовещании. Основой для формирования различных типов изданий, теле- и радиопрограмм могут быть и жанровые особенности информации («Роман-газета», «Аншлаг»), и ее автор (авторское телевидение) и др. Рассмотрим более подробно типологию средств массовой информации.
1.2. Типология средств массовой информации.
Средства массовой информации делятся на печатные, электронные и сетевые. Рассмотрим каждый из них.
1) Печатные СМИ.
Печать – наиболее древняя подсистема журналистики, зачаточные формы которой можно отыскать среди пражурналистских явлений. Они характеризуются ограниченным и непостоянным распространением изданий, адресованностью узкой аудитории, отсутствием печатной техники, позволяющей быстро тиражировать продукцию. Упоминания о первых газетах относятся к Древнему Египту. В России первая газета «Ведомости» стала выходить в 1703 году по указу Петра I. [1, стр. 43]
Плюсы печати:
Минус печати:
Классификация печатных СМИ (газет и журналов) возможна по многим параметрам. Рассмотрим следующее деление периодики, предложенное С. Корконосенко:
По мнению Л. Реснянской наиболее распространенным и актуальным является деление печатных изданий на универсальные и специализированные.
Универсальные реализуют модель «для всех обо всем». Это издания, реализующие все базовые функции СМИ и охватывающие все сферы общественной жизни. Самый большой класс в группе общероссийских газетных изданий представлен общественно-политическими или универсально-тематическими газетами. Таким газетам свойственна обращенность ко всем, предназначенность для всех, доступность каждому. Их универсальность проявляется в полифункциональности – реализации всех базовых функций СМИ и информационном охвате всех сфер общественной жизни. Именно универсальность во многом обеспечивает их устойчивость на информационном рынке, особенно в условиях, когда низкий платежеспособный спрос населения диктует ограничения в выборе газетной и журнальной продукции. Не случайно, что получившая широкое распространение «бесплатная пресса» активно использует преимущества универсального издания.
Специализированные издания могут иметь модели:
Как и другие средства массовой информации, общероссийские газетные издания квалифицируются по всем типологическим признакам, использующимся в типологическом анализе. Но ведущими, типоформирующими признаками для этой группы, обязательно учитывающимися в формуле издания, становятся ареал распространения и социальный адрес. Статус «общероссийской газеты» предполагает распространение издания на всей территории страны с целью установления широких социальных контактов.
2) Электронные СМИ.
Телевидение.
Будучи одним из наиболее совершенных на сегодняшний день средств отражения реальной действительности, жизни общества во всех ее проявлениях, телевидение в то же время представляет собой богатейший источник информации, удобный инструмент изучения общества, его развития. ТВ одновременно и отражает животрепещущие проблемы современности, и оказывает существенное влияние на возникновение определенных потребностей у тех или иных слоев общества. [2, стр. 52]
Рассмотрим типологию
телевидения на примере России. Если
все «разнообразие» советского телевидения
сводилось к делению на центральное
и местное вещание, то на изломе тысячелетий
телевидение характеризуется
Информация о работе Институт СМИ в системе органов государственной власти