Индивидуальное и политическое лоббирование интересов на российских и западных рынках

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:32, реферат

Описание работы

Целью настоящей работы является рассмотрение, во-первых, лоббизма, как организационное оформление групповых интересов; во-вторых, изучить, понять влияние лоббизма на политический процесс; и, в-третьих, рассмотреть особенности лоббизма в России и зарубежом.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Лоббизм и его особенности 5
1.1 Суть и специфика лоббирования 5
1.2 Виды, достоинства, недостатки лоббизма. Примеры лоббирования 14
Глава 2 Опыт лоббирования на примере разных стран 22
2.1 Опыт лоббирования в России 22
2.2 История развития и характеристика лоббизма в США 24
2.3 Анализ лоббистской деятельности в Европейских странах 30
Заключение 34
Список литературы: 37

Работа содержит 1 файл

доклад лоббирование интересов.docx

— 71.11 Кб (Скачать)

     4) лоббизм таит в себе немалую опасность «размывания» народовластных устоев общества, превращения демократических институтов в мощный инструмент отдельных властных групп;

     5) лоббистские мероприятия в определенных  условиях могут проявляться в  форме социальной несправедливости (как показывает социальная практика  некоторых западных государств, результативность лоббизма большого  бизнеса, благодаря финансово-материальным  возможностям, гораздо выше, чем  других субъектов, что может  дестабилизировать обстановку, дисбалансировать интересы социальных групп, содействовать росту напряженности в обществе);

     6) лоббизм зачастую блокирует действительно  нужные управленческие решения,  препятствует удовлетворению общественно  ценных интересов, сопутствуя  осуществлению интересов чиновничьих; 

     7) лоббизм иногда существенно мешает  стабильной и оперативной государственной  политике, ибо может быть направлен,  например, на постоянное перераспределение  бюджета (“перетягивание одеяла на себя”), на частую смену приоритетов, на усиление позиций одной ветви власти при одновременном ослаблении другой и т.п.;

     8) лоббизм может использоваться  и в более “прозаичных” целях  — как инструмент обогащения  отдельных слоев, элит.

                Российские специалисты, говоря о лоббировании в малом бизнесе, в частности, о лоббировании имиджа компаний, подчеркивают, что основными средствами в данной деятельности считаются[5]:

         – налаживание персональных контактов с представителями власти, в т.ч. участие в заседаниях комитетов и комиссий парламента и министерств, съезды и совещания предпринимателей с участием последних. Использование данного средства увеличивает количество информации, находящейся в руках лобби. Что позволяет проводить более эффективную работу с лоббированием имиджа. Знание ситуации – залог успешного лобби.

         – участие в общественных слушания законопроектов в парламенте и работа в экспертных группах по подготовке проектов документов парламента и правительства. Непосредственное участие лобби при обсуждении законопроектов и иных документов позволяет повлиять на общее мнение, выносимое по данным видам документации, что увеличивает шанс одержать победу и добиться подписания нужного закона или решения.

        – воздействие через общественное мнение и средства массовой информации. Средства массовой информации при формировании имиджа компании используются, в первую очередь, для работы с мнением масс и формированием устойчивого образа компании у целевых групп общественности. Сонаправленные с позицией компании мнения общественности, оказывающие давление на государственные структуры путем своего голоса на выборах или иными методами, влияют на принятие того или иного решения.

        – доклады, послания со стороны бизнеса в сторону власти. При лоббировании имиджа любой компании, необходимо лоббировать весь бизнес в целом. Для этого компания должна позаботиться о предоставлении информации государственным структурам о положении дел во всей сфере бизнеса, путем предоставления различной отчетной документации или проведения мероприятий для власти.

         Примеры лоббирования:

          1)Для иллюстрации некоторых средств лоббирования наглядным и интересным представляется пример с компанией МакДональдс, которая до 2005 г. осуществляла обширную программу создания сети закусочных быстрого обслуживания. При строительстве новых закусочных вблизи жилых кварталов, компания столкнулась с проблемой – общественным мнением местных жителей, которые с возмущение требовали прекратить строительство. Жалобы граждан могли отрицательно повлиять как на продолжение строительства, так и на судьбу проекта в целом. Но руководство компании МакДоналдс нашло выход из сложившейся ситуации. Оно не стало аппелировать к рассудку населения («важно развивать городской общепит, мы будем соблюдать санитарные нормы; в наших ресторанах запрещено употребление спиртного» и т.д.) – это было бы бесполезно. Все было сделано проще и изящнее, хотя и обошлось МакДональдсу дороже. Было объявлено, что учащихся близлежащих школ МакДональдс будет кормить бесплатными завтраками. Негодования жителей прекратились, а программа развития сети МакДоналдс получила поддержку.

           В данном примере показано как лоббируется имидж компании МакДоналдс средствами из группы работы над общественным мнением. Руководство сети ресторанов добилось поддержки у масс посредством корректировки своего позиционирования и в результате получило поддержку и со стороны властей. Стоит отметить, что возможно МакДоналдс использовал дополнительно и другие средства лоббирования своего имиджа, но они остались за гранью описываемого примера. Здесь явно использовались также такие средства как налаживание персональных контактов с представителями власти и лоббирование имиджа всей сферы общепита посредством предоставления отчетов и посланий со стороны бизнеса в сторону власти.

            2) Два года назад в последних  поправках в закон о торговле, которые правительство внесло  в Госдуму, содержится откровенное  лоббирование интересов иностранных  компаний. Многие эксперты уже  назвали это критической ошибкой.  История принятия «закона о  торговле» вышла на финишную прямую далеко не с тем результатом, который хотелось бы видеть отечественным производителям. Это связано с тем, что последние поправки серьезно уменьшают конкурентоспособность отечественных товаров. 
           Все дело в том, что по новому закону, для товаров, произведенных в России, премия за объем не может превышать 10%. Причем, для «социально значимых товаров» она не допускается в принципе. 
           Получается, что ритейлеры не смогут требовать с российских производителей более чем 10%-ную премию за объем. А вот с иностранными поставщиками все дело обстоит иначе. Ведь при покупке товара за границей подобных ограничений просто нет. Получается, что торговым сетям становится просто не выгодно покупать товар в России, ведь больше 10%-ого бонуса они все равно не получат. Экономисты говорят, что этим смогут воспользоваться иностранцы и предложить сетям свой товар на более выгодных условиях. Таким образом, отечественный аграрный сектор из-за несправедливости российских же законов может фактически оказаться на грани банкротства.  Если приглядеться со стороны, то понятно, что это вполне может быть так, потому что иностранцы, в первую очередь, отстаивают свои экономические интересы, а уже потом – интересы России. Но кто же мог стать лоббистом интересов торговых сетей (в том числе, и иностранных)?..  
           Вообще вся история с принятием «Закона о торговле» больше напоминала дуэль между Мипромторгом и Минсельхозом. В свое время в прессе встречались публикации о возможной отставки то Христенко, то Скрынник именно из-за непринятия этого закона. Даже бывшего главу Минсельхоза Гордеева отставили, по слухам, в том числе и за «пробуксовывание» принятия данного законопроекта. Принятие закона буксовало и в правительстве, и в Госдуме. Это связано с тем, что проект закона постоянно кочевал по кабинетам и дорабатывался в конфликтующих министерствах и, в конечном итоге, подвергался изменениям со стороны депутатов. И вот он наконец-то прошел во второе чтение с пресловутыми ограничениями для российских поставщиков. Зато закон весьма поможет торговым сетям – как отечественным, так и иностранным. В докладе Международного Института Политической Экспертизы (МИПЭ) и агентства «Minchenko GR consulting», посвященном анализу лоббистской борьбы вокруг принятия закона о торговле, отмечаются следующие преимущества, которые могут получить крупные иностранные сетевые компании, использующие формат гипермаркетов. Их не коснется запрет на приобретение новых площадей после достижения доли рынка в 25 %. Они приходят на рынок и делают один магазин, который сразу может получить долю в 90 % (например, «Мега»). Так же в выигрыше останутся и крупные иностранные компании - производители продуктов питания, которые тратят большие деньги на рекламу. В ситуации отмены бонусов у их продукции больше шансов быть купленной. В случае расширения действия статьи 16 и на непродовольственные товары, серьезный выигрыш получат, в первую очередь, крупные производители электроники, которые, по оценке экспертов, и так доминируют над сетями [14].

          Таким образом, лоббирование, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе определенные цели и средства достижения этих целей. Существует классификаций видов лоббирования, достоинства и недостатки лоббирования. Лоббирование не всегда имеет положительные результаты, что и показано в примерах.

 

Глава 2 Опыт лоббирования на примере разных стран

2.1 Опыт лоббирования в России

         Рассматривая феномен лоббирования в России, представляется возможным понять, что законодательное урегулирование данной деятельности намного отстает от США, но постепенно предпринимаются некоторые шаги. Г. Почепцов в книге «Паблик рилейшнз для профессионалов» пишет[6], что «Лоббирование является новой для нас, но достаточно развитой в западном мире отраслью». В России в начале 1995 года проводилась конференция по обсуждению проекта закона «О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти». Стоит отметить, что в разных источниках много говорится об особенностях российского лоббизма. Пожалуй, общее во всех них следующее: во-первых, «лоббизм в России существует», во-вторых, в качестве основного недостатка российского лоббизма все специалисты называют отсутствие законодательной основы, а, следовательно, его теневой характер. В результате на поверхности видны только само принимаемое решение и тот, кто его принимает. За кулисами лоббизма и в тени остаются настоящий заказчик, другие участники цепочки, материальное вознаграждение за конечный результат. В качестве третьей особенности лоббистской деятельности в России подавляющее большинство специалистов отмечает коррупцию, которая является следствием отсутствия соответствующей законодательной базы.

         Российский лоббизм можно охарактеризовать как спонтанно возникшее явление, развивающееся по непредсказуемым законам и включающее в себя самые различные силы. Общее правило заключается в томчто на федеральном уровне целесообразнее поднимать не собственные вопросы или бизнес-конфликты, а общеотраслевые (под предлогом улучшения всей лоббируемой отрасли).

         Необходимо отметить, что государственные служащие заинтересованы во взаимодействии с лоббистами, если последние снабжают их достоверной информациейпомогают решать организационные вопросыоказывают поддержку рабочим группам и т.д. Следует учитыватьчто первой обязанностью чиновника является улучшение показателей в подведомственной ему сфереПоэтому при проведении лоббистской кампании в Правительстве необходимо опираться на группы, которые хотели бы воровать на развитии, а не на деградации страны.

          Вместе с темещё до начала лоббистской кампании необходимо сделать ряд важных тактических шаговПервое – необходимо выявить группу лиц, слой, на который можно опереться при осуществлении своей программы. Без этого ни одно начинание не проходит, в то время как правильная ставка на ту или иную группу может обеспечить решающий перевес.

           На современном этапе – никакая компания или лоббистская структуракакой бы могущественной она ни была, не сможет самостоятельно организовать всю систему принятия решенийЦель лоббистов должна заключаться в проведении такой политикикак будто политико-административный рынок состоит из множества центров силы, пусть даже мы и уверены в нашем стратегическом превосходствеДля этого необходимо проводить консультациив которых акцент будет делаться не на отдаче немедленных политических предписанийа на совместном определении долгосрочных задач.

           Таким образомформулируем важный аспект федерального лоббизма: в силу масштаба задач и большого количества сильных конкурентов лоббисту необходимо уметь заключать союзы и идти на компромиссы (на региональном и муниципальном уровне это требование не столь категорично. Построение сети союзников начинается с принятия решения о необходимости продвижения законодательной или какой-либо иной нормативной или управленческой инициативы в органах государственной властиС принятием решения начинается первичное построение сети из заинтересованных лиц и их посредников на всех уровнях государственной власти в РФТакжедля облегчения прохождения своей инициативыжелательно представительство интересов в конкурирующей корпорации. В итоге строится сложная сеть заинтересованных лиц.

           На федеральном уровне критически важен стиль поведения крупного лоббиста. Даже если конкретная корпорация или бизнес-группа реализует свои лоббистские инициативы с эффективностью 100%то она должна стремиться не подогревать опасения более слабых конкурентов. Если уровень обеспокоенности рынка по поводу лоббистской мощи той или иной компании превышает определённый уровень, то запускается механизм заключения союзов «обиженных против фаворита». Нередко это приводит к выкидыванию вчерашнего фаворита политико-административного рынка на его задворки.

           Главная задача заключается не столько в достижении победы, сколько в сохранении постоянного стратегического прогрессаЛюбая поправка, лоббирующая интересы одной группы людей, ударяет по интересам другой. Попробуйте в первую очередь объединить «недовольных», выяснить их совместные возможности в области СМИ и «личного влияния». Исходя из этого, можно строить кампанию.

Информация о работе Индивидуальное и политическое лоббирование интересов на российских и западных рынках