Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:32, реферат
Целью настоящей работы является рассмотрение, во-первых, лоббизма, как организационное оформление групповых интересов; во-вторых, изучить, понять влияние лоббизма на политический процесс; и, в-третьих, рассмотреть особенности лоббизма в России и зарубежом.
Введение 3
Глава 1 Лоббизм и его особенности 5
1.1 Суть и специфика лоббирования 5
1.2 Виды, достоинства, недостатки лоббизма. Примеры лоббирования 14
Глава 2 Опыт лоббирования на примере разных стран 22
2.1 Опыт лоббирования в России 22
2.2 История развития и характеристика лоббизма в США 24
2.3 Анализ лоббистской деятельности в Европейских странах 30
Заключение 34
Список литературы: 37
Лоббисты в своей деятельности применяют различные средства, методы и механизмы продвижения интересов групп давления. Зарубежные исследователи выделяют следующие основные методы и направления лоббизма: личное представление аргументов соответствующему государственному органу; предоставление результатов исследований; выступление на слушаниях в комиссиях парламента; организация компании в прессе; воздействие на законодателя через контакты с его близким личным другом или лицом, пользующимся особым доверием; приглашение законодателя на вечеринки и развлечения; взносы денег на избирательные компании; участие в ведении политических кампаний; организация кампаний писем и телеграмм от избирателей; прямые взятки. Проанализировав данные методы, представляется возможным понять, что лоббизм в представлении западных исследователей является далеко не «чистой» деятельности, так как предполагает существование коррупции и взяточничества.
Российские специалисты перечисляют следующие средства «цивилизованного лоббизма»[2]:
– персональные контакты с представителями власти;
– участие в заседаниях комитетов и комиссий парламента и министерств;
– работа в экспертных группах по подготовке проектов документов парламента и правительства;
– съезды и совещания предпринимателей с участием представителей власти;
– участие в общественных слушания законопроектов в парламенте;
– воздействие через общественное мнение и средства массовой информации;
– доклады, послания со стороны бизнеса в сторону власти;
– встречи с высшими руководителями государства.
Здесь лоббирование выступают уже как хорошо организованная, налаженная деятельность профессионалов своего дела, имеющих в основе своей деятельности определенные методы, средства и цели. В труде А. Серебряного «Научный метод и ошибки» говорится, что метод – (от греч. μέθοδος – «путь сквозь») это систематизированная совокупность шагов, которые необходимо предпринять, чтобы выполнить определенную задачу или достичь определенной цели, способ постижения истины. Основная цель лоббистов – продвижение интересов группы давления в государственные структуры с целью достижения принятия последними определенных документов и законодательств, играющих в пользу первых[3]. Для достижения этой цели лоббисты, по мнению В. Королько, используют следующие методы:
1. Глубокое знание обсуждаемых вопросов. Лоббист должен быть экспертом в области политики и той сферы деятельности, в которой находится субъект, чьи интересы он продвигает. Если лоббист не является экспертов в данной области, то ему приходится получать недостающую информацию, в связи, с чем его работа будет заключаться еще и в:
– формировании и постоянной поддержке связей со специалистами, профессионально занимающимися определенной проблемой;
– сборе информации о тех, кто поддерживает то или иное решение обсуждаемой проблемы или выступает против;
– изучении всех обстоятельств, связанных с данной проблемой в определенном регионе (избирательном округе);
– сборе в отдельное досье публикаций,
затрагивающих обсуждаемую проблему;
– исследовании позиций, занимаемых
по данной проблеме разными законодателями;
– создании коалиций
людей, организаций, работающих над данной
проблемой.
2. Личное знакомство с депутатами. Лицо, выполняющее функции лоббиста на пользу какой-либо организации, расположенной на территории того или иного избирательного округа, само тоже является избирателем. Как избирателю ему, прежде всего, нужно установить личный контакт с народным депутатом, представляющим именно этот округ, поскольку в число обязанностей депутата входим защита интересов своих избирателей. Через «своего» депутата можно быстрее повлиять на законотворческий процесс.
3. Общение с депутатами. Лоббист должен постоянно поддерживать доверительные коммуникации с депутатами, используя знания и умения из области психологии и этики общения.
Суть лоббирования также раскрывает понимание его технологий и форм. Технология (от греч. téchne – «искусство, мастерство, умение» и греч. логия – «изучение») – совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; способ преобразования данного в необходимое. Существует также понятие «социальной технологии», определяемой как совокупность методов и приемов, позволяющих добиваться результатов в задачах взаимодействия между людьми.
Более широко социальную технологию можно определить как последовательность этапов социального взаимодействия, в ходе которой каждый субъект, участвующий во взаимодействии, реализует собственную управленческую стратегию по отношению к другим и формирует социальную действительность[4].
Принято выделять следующие социальные технологии лоббирования:
– через мобилизацию общественного мнения (использование массовых акций, организация массовых обращений к власти и кампаний в СМИ, а также судебных процессов)
– использование избирательных кампаний (личное участие в выборах или выдвижение «своих» кандидатов, финансирование избирательных кампаний)
– использование формальных контактов (разработка проектов нормативно-правовых актов и организация их обсуждений, консультирование представителей власти и экспертиза принимаемых решений, предоставление информации, участие в работе органов государственной власти)
– использование неформальных контактов (организация и проведение конференций, круглых столов, использование личных связей, организация неформальных встреч).
Таким образом, лоббирование представляет собой – процесс влияния заинтересованных сторон на официальные (формальные) институты управления с целью достижения своих целей с использованием определённых приёмов лоббирования, которые зависят от распределения реальной власти между управляющей и управляемой системами в государстве. Лоббирование имеет свои субъекты: группу давления, группу интересов, непосредственно самого лобби, в роли которого может выступать как отдельное лицо, так и организация, и властные структуры. Целью лоббирования является представительство и продвижение интересов какого-либо частного субъекта в государственных кругах с целью принятия последними ряда документов и законодательств, имеющих пользу лоббируемому субъекту. Данная цель достигается различными средствами и методами, которые имеют характерные отличия в разных странах из-за отношения к самому процессу лоббирования и законодательной базы, регулирующей данную деятельность.
Лоббизм может проявляться в разных сферах и иметь соответственно различные виды. Например, в зависимости от того, в какой ветви власти решается вопрос, можно выделить законодательное, исполнительное и судебное лоббирование. Так как именно эти власти принимают стратегические и долгосрочные решения, поэтому они являются основной мишенью для лоббистов.
По
мнению специалистов чаще всего лоббирование
в Российской Федерации осуществляется
в органах исполнительной власти.
Это связано с тем, что кардинальные
вопросы в нашей стране законодательной
властью пока еще решаются редко.
Фактически это происходит через
президентские указы и
В зависимости от того, на каком уровне власти происходит лоббирование, оно может классифицироваться на федеральное (в системе высших органов государственной власти) и местное (осуществляется в республиканских, краевых, областных органах).
В зависимости от того в чью пользу решается вопрос, лоббирование может подразделяться на следующие разновидности:
Предмет лоббизма – это то, ради чего осуществляется лоббистское давление, проводится лоббистская кампания и пр. Согласно самой распространенной классификации существуют следующие предметы лоббирования:
Достоинства лоббизма:
1) влияя на управленческие решения, он заставляет «держаться в форме» органы государственной власти и управления, в определенном смысле конкурирует, соревнуется с ними, придает им большую динамику и гибкость;
2)
выступает инструментом
3) создает возможности для
4)
воплощает собой принцип
5)
применяется как своеобразное
социально-политическое
6)
позволяет расширить
7)
лоббизм можно рассматривать
как инструмент взаимодействия
представительной и
8)
лоббизм можно оценивать и
как более широкое средство
достижения компромисса,
Недостатки лоббизма:
1)
лоббизм может стать
2)
он выступает иногда
3)
может служить фактором