Индивидуальное и политическое лоббирование интересов на российских и западных рынках

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:32, реферат

Описание работы

Целью настоящей работы является рассмотрение, во-первых, лоббизма, как организационное оформление групповых интересов; во-вторых, изучить, понять влияние лоббизма на политический процесс; и, в-третьих, рассмотреть особенности лоббизма в России и зарубежом.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Лоббизм и его особенности 5
1.1 Суть и специфика лоббирования 5
1.2 Виды, достоинства, недостатки лоббизма. Примеры лоббирования 14
Глава 2 Опыт лоббирования на примере разных стран 22
2.1 Опыт лоббирования в России 22
2.2 История развития и характеристика лоббизма в США 24
2.3 Анализ лоббистской деятельности в Европейских странах 30
Заключение 34
Список литературы: 37

Работа содержит 1 файл

доклад лоббирование интересов.docx

— 71.11 Кб (Скачать)

         Лоббисты в своей деятельности применяют различные средства, методы и механизмы продвижения интересов групп давления. Зарубежные исследователи выделяют следующие основные методы и направления лоббизма: личное представление аргументов соответствующему государственному органу; предоставление результатов исследований; выступление на слушаниях в комиссиях парламента; организация компании в прессе; воздействие на законодателя через контакты с его близким личным другом или лицом, пользующимся особым доверием; приглашение законодателя на вечеринки и развлечения; взносы денег на избирательные компании; участие в ведении политических кампаний; организация кампаний писем и телеграмм от избирателей; прямые взятки. Проанализировав данные методы, представляется возможным понять, что лоббизм в представлении западных исследователей является далеко не «чистой» деятельности, так как предполагает существование коррупции и взяточничества.

         Российские специалисты перечисляют следующие средства «цивилизованного лоббизма»[2]:

        – персональные контакты с представителями власти;

        – участие в заседаниях комитетов и комиссий парламента и министерств;

        – работа в экспертных группах по подготовке проектов документов парламента и правительства;

        – съезды и совещания предпринимателей с участием представителей власти;

        – участие в общественных слушания законопроектов в парламенте;

        – воздействие через общественное мнение и средства массовой информации;

       – доклады, послания со стороны бизнеса в сторону власти;

       – встречи с высшими руководителями государства.

         Здесь лоббирование выступают уже как хорошо организованная, налаженная деятельность профессионалов своего дела, имеющих в основе своей деятельности определенные методы, средства и цели. В труде А. Серебряного «Научный метод и ошибки» говорится, что метод – (от греч. μέθοδος – «путь сквозь») это систематизированная совокупность шагов, которые необходимо предпринять, чтобы выполнить определенную задачу или достичь определенной цели, способ постижения истины. Основная цель лоббистов – продвижение интересов группы давления в государственные структуры с целью достижения принятия последними определенных документов и законодательств, играющих в пользу первых[3]. Для достижения этой цели лоббисты, по мнению В. Королько, используют следующие методы:

             1.                Глубокое знание обсуждаемых вопросов. Лоббист должен быть экспертом в области политики и той сферы деятельности, в которой находится субъект, чьи интересы он продвигает. Если лоббист не является экспертов в данной области, то ему приходится получать недостающую информацию, в связи, с чем его работа будет заключаться еще и в:

         – формировании и постоянной поддержке связей со специалистами, профессионально занимающимися определенной проблемой;

        – сборе информации о тех, кто поддерживает то или иное решение обсуждаемой проблемы или выступает против;

        – изучении всех обстоятельств, связанных с данной проблемой в определенном регионе (избирательном округе);

        – сборе в отдельное досье публикаций, затрагивающих обсуждаемую проблему;  
     – исследовании позиций, занимаемых по данной проблеме разными законодателями; 
         – создании коалиций людей, организаций, работающих над данной проблемой.

          2. Личное знакомство с депутатами. Лицо, выполняющее функции лоббиста на пользу какой-либо организации, расположенной на территории того или иного избирательного округа, само тоже является избирателем. Как избирателю ему, прежде всего, нужно установить личный контакт с народным депутатом, представляющим именно этот округ, поскольку в число обязанностей депутата входим защита интересов своих избирателей. Через «своего» депутата можно быстрее повлиять на законотворческий процесс.

         3. Общение с депутатами. Лоббист должен постоянно поддерживать доверительные коммуникации с депутатами, используя знания и умения из области психологии и этики общения.

          Суть лоббирования также раскрывает понимание его технологий и форм. Технология (от греч. téchne – «искусство, мастерство, умение» и греч. логия – «изучение») – совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; способ преобразования данного в необходимое. Существует также понятие «социальной технологии», определяемой как совокупность методов и приемов, позволяющих добиваться результатов в задачах взаимодействия между людьми.

         Более широко социальную технологию можно определить как последовательность этапов социального взаимодействия, в ходе которой каждый субъект, участвующий во взаимодействии, реализует собственную управленческую стратегию по отношению к другим и формирует социальную действительность[4].

        Принято выделять следующие социальные технологии лоббирования:

         – через мобилизацию общественного мнения (использование массовых акций, организация массовых обращений к власти и кампаний в СМИ, а также судебных процессов)

        – использование избирательных кампаний (личное участие в выборах или выдвижение «своих» кандидатов, финансирование избирательных кампаний)

        – использование формальных контактов (разработка проектов нормативно-правовых актов и организация их обсуждений, консультирование представителей власти и экспертиза принимаемых решений, предоставление информации, участие в работе органов государственной власти)

       – использование неформальных контактов (организация и проведение конференций, круглых столов, использование личных связей, организация неформальных встреч).

         Таким образом, лоббирование представляет собой – процесс влияния заинтересованных сторон на официальные (формальные) институты управления с целью достижения своих целей с использованием определённых приёмов лоббирования, которые зависят от распределения реальной власти между управляющей и управляемой системами в государстве. Лоббирование имеет свои субъекты: группу давления, группу интересов, непосредственно самого лобби, в роли которого может выступать как отдельное лицо, так и организация, и властные структуры. Целью лоббирования является представительство и продвижение интересов какого-либо частного субъекта в государственных кругах с целью принятия последними ряда документов и законодательств, имеющих пользу лоббируемому субъекту. Данная цель достигается различными средствами и методами, которые имеют характерные отличия в разных странах из-за отношения к самому процессу лоббирования и законодательной базы, регулирующей данную деятельность.

  1.2 Виды, достоинства, недостатки лоббизма. Примеры лоббирования

             Лоббизм может проявляться в разных сферах и иметь соответственно различные виды. Например, в зависимости от того, в какой ветви власти решается вопрос, можно выделить законодательное, исполнительное и судебное лоббирование. Так как именно эти власти принимают стратегические и долгосрочные решения, поэтому они являются основной мишенью для лоббистов.

     По  мнению специалистов чаще всего лоббирование в Российской Федерации осуществляется в органах исполнительной власти. Это связано с тем, что кардинальные вопросы в нашей стране законодательной  властью пока еще решаются редко. Фактически это происходит через  президентские указы и постановления  Правительства, которые играют доминирующую роль в системе правового регулирования  и имеют прямое действие.

     В зависимости от того, на каком уровне власти происходит лоббирование, оно  может классифицироваться на федеральное (в системе высших органов государственной  власти) и местное (осуществляется в  республиканских, краевых, областных  органах).

     В зависимости от того в чью пользу решается вопрос, лоббирование может  подразделяться на следующие разновидности:

  • лоббирование различных социальных структур: общественных организаций, движений, партий, групп, слоев (профсоюзы, антивоен­ные и экологические движения, предпринимательские союзы и т.д.);
  • ведомственное лоббирование — лоббизм министерств, ведомств, государственных комитетов, отраслевое «продавливание» тех или иных интересов. Так, в Государственной Думе РФ существуют так называемые ведомственные депутаты, которые лоббировали и лоббируют в пользу, например, энергетического, агропромышленного или воен-нопромышленного комплексов и т.д.;
  • региональное лоббирование — воздействие на власть со стороны предсавителей республик, краев, областей, районов Крайнего Севера, Сибири, Урала, Дальнего Востока, Поволжья и прочих мест, выбивающих определенные льготы и преимущества для регионов.
  • иностранное лоббирование — влияние зарубежных «групп давления» либо национальных общин на те или иные государственные органы с целью добиться от них определенных решений.

     Предмет лоббизма – это то, ради чего осуществляется лоббистское давление, проводится лоббистская  кампания и пр. Согласно самой распространенной классификации существуют следующие  предметы лоббирования:

  • ресурс - в этом случае субъекты лоббирования пытаются получить финансовые ресурсы, распределение которых осуществляется государственными органами;
  • проблема – в этом случае субъекты лоббирования пытаются с помощью вовлечения государственных органов или отдельных политиков решить конкретные проблемы;
  • позиция – в этом случае субъекты лоббирования предпринимают определенные действия для того, чтобы получить определенный статус, позицию (например, позицию монопольного игрока на определенном сегменте рынка).

          Достоинства лоббизма:

     1) влияя на управленческие решения, он заставляет «держаться в форме» органы государственной власти и управления, в определенном смысле конкурирует, соревнуется с ними, придает им большую динамику и гибкость;

     2) выступает инструментом самоорганизации  гражданского общества, с помощью  которого мобилизуется общественная  поддержка или оппозиция какому-либо законопроекту, оказывается влияние на политику (лоббизм в этой ситуации - своего рода соперник бюрократии; в условиях становления рыночных отношений, когда государство часто устраняется от защиты интересов различных социальных групп и слоев, этот вакуум должен быть заполнен соответствующими структурами гражданского общества);

      3) создает возможности для обеспечения  интересов меньшинства, ибо выступает  в качестве специфической формы  проявления политического плюрализма;

     4) воплощает собой принцип свободы  социальных негосударственных структур: ассоциаций, общественных организаций,  слоев и т.п. 

     5) применяется как своеобразное  социально-политическое стимулирование, направленное на ускорение претворения  в жизнь тех или иных целей  и интересов, на побуждение  к конкретным действиям; 

     6) позволяет расширить информационную  и организационную базу принимаемых  решений и обратить внимание на «кричащие» проблемы (лоббирование выступает в виде системы аргументации, механизма подготовки и принятия соответствующих актов);

     7) лоббизм можно рассматривать  как инструмент взаимодействия  представительной и исполнительной  власти;

     8) лоббизм можно оценивать и  как более широкое средство  достижения компромисса, способ  взаимного уравновешивания и  примирения интересов, взаимовыгодного  сотрудничества.

     Недостатки  лоббизма:

     1) лоббизм может стать инструментом  приоритетного удовлетворения иностранных  интересов в ущерб интересам  государственным, т.е. реализоваться подчас как «непатриотическое» средство;

     2) он выступает иногда проводником  неправового воздействия (давления) на государственные органы, здесь уже надо говорить о преступных видах лоббизма (взяточничестве, коррупции и т.п.), которые «подтачивают» фундамент власти;

     3) может служить фактором развития  и защиты ведомственности, местничества, национализма и т.п., усиливать  крайние формы удовлетворения «специальных интересов»;

Информация о работе Индивидуальное и политическое лоббирование интересов на российских и западных рынках