Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 07:53, реферат
В современном мире большую роль в жизни делового человека играет имидж. Именно имидж оказывает огромное влияние на создание и развитие межличностных и общественных отношений. Характер этих отношений определяется степенью положительности того или иного имиджа. В работе органов государственной власти немаловажен характер отношений этих органов с обществом, в том числе с партнерами, гражданами.
ИМИДЖ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СМИ.
В современном мире большую роль в жизни делового человека играет имидж. Именно имидж оказывает огромное влияние на создание и развитие межличностных и общественных отношений. Характер этих отношений определяется степенью положительности того или иного имиджа. В работе органов государственной власти немаловажен характер отношений этих органов с обществом, в том числе с партнерами, гражданами.
Если органы государственной власти не располагают к себе население, то взаимодействие между ними посредством прямых и обратных связей будет неэффективным или совсем безрезультатным. Так как работа системы государственной власти является результатом функционирования всего государства, очень важно, чтобы органы государственной власти работали, используя максимум возможностей при минимуме затрат. Но этого нельзя достичь, если население не будет доверять представителям государственной власти (Вряд ли человек будет охотно взаимодействовать с каким-либо учреждением, организацией, если он где-то слышал или знает, что это самое учреждение работает недобросовестно по отношению к людям). Поэтому очень важно сформировать положительный образ органов государственной власти, в частности образ госслужащих, так как люди взаимодействуют с системой органов государственной власти посредством общения и работы с сотрудниками государственных учреждений.
Следовательно, имидж органов государственной власти, в том числе и представление о государственных служащих, влияет на функционирование всего государства, а положительный имидж способствует повышению эффективности работы не только государственных органов, но и государства в целом.2Однако в настоящее время имидж системы государственной власти в глазах россиян формируется в основном за счет сообщений, получаемых гражданами из средств массовой информации. Учитывая характер этих сообщений, можно заметить, что под влиянием СМИ у населения России сложился отрицательный образ органов государственной власти (так как очень часто в СМИ мы видим и слышим о том, как неэффективно работают властные структуры, как чиновников уличают в коррупции, как госслужащие хамят людям, приходящим к ним на прием, и почти нет сообщений о том, что наблюдается положительная динамика развития того или иного общественно важного явления, и эту положительную динамику обеспечивает работа государственных органов). Отрицательный имидж, в свою очередь, способствует возникновению и развитию определенных проблем в системе связей между государственной властью и населением, то есть проблем государства и общества. Поэтому формирование имиджа органов государственной власти является актуальной проблемой нашего времени. Для того чтобы определить характерные черты образа государственных служащих, сформировавшиеся в сознании населения, было проведено социологическое исследование. Методом сбора информации стало интервью, так как этот метод позволяет не только получить ответы на представленные в анкете вопросы, но также в процессе беседы понять, почему люди отвечают именно так, а не иначе. Респондентами стали жители республики Мордовия. Всего в опросе приняло участие 72 человека в возрасте от 18 до 65 лет. Опрашивались представители всех слоев населения.
Перед проведением исследования была выдвинута гипотеза: общее представление людей о государственных служащих и работе органов государственной власти негативное. Ни один из опрошенных не сказал, что органы государственной власти работают эффективно. 65% респондентов ответили, что органы государственной власти работают недостаточно эффективно, остальные 35% считают работу органов государственной власти абсолютно неэффективной. Следует отметить, что 37% опрошенных ответили, что современный чиновник порядочный, вежливый и честный, а остальные 63% представляют себе негативный образ чиновника, причем самое часто встречающееся качество госслужащего, по мнению этих 63% – меркантильность.
Однако, в глазах 37% опрошенных государственные служащие предстают как исполнительные, компетентные и порядочные люди, перед проведением исследования прогноз был та-ким, что людей, положительно отзывающихся о чиновниках, будет в 2 раза меньше. 97% опрошенных людей отметили, что идеальный государственный служащий должен быть компетентным, 80% считают, что порядочность – неотъемлемый признак хорошего госслужащего, 68% выбрали ответственность и коммуникабельность как необходимые чиновнику качества, а 55% полагают, что служащий в органах государственно власти должен быть сочувствующим.
Почти все опрошенные (98%) признали существование проблемы излишней бюрократизации отношений граждан с государством; все респонденты указали на существование таких проблем как коррупция и некомпетентность государственных служащих. Наиболее актуальными и часто встречающимися проблемами, по мнению респондентов, являются излишняя бюрократизация отношений органов государственной власти с гражданами и стремление чиновниками удовлетворить собственные интересы в ущерб интересов общества. Из этого следует, что люди не просто наслышаны о существовании проблем в органах государственной власти, они из собственного жизненного опыта знают, что таковые имеются. Следует отметить: несмотря на отрицательный образ госслужащего, сложившийся, в сознании жителей Мордовии, все 100 % опрошенных ответили, что согласились бы работать в органах государственной власти, если бы им предложили. Здесь наблюдается некоторое противоречие: почему люди стали бы работать в сфере деятельности, о которой у большинства из них сложилось плохое впечатление? Респонденты поясняли свое желание работать в органах государственной власти наличием у со служащих различных стимулов работы: льгот, достаточно высокой заработной платы, престижем профессии. К тому же, у людей складывается негативное впечатление об органах государственной власти именно из-за впечатления от общения и действий госслужащих. Что касается современного положения дел в сфере государственного управления, лишь 6% опрошенных довольны работой органов государственной власти. Предполагалось, что эта цифра будет выше в 7 раз. Однако, говоря о будущем функционировании органов государственной власти, ни один респондент не ответил, что изменения, которые произойдут через 10 лет (если произойдут) отрицательно скажутся на работе и взаимодействии органов государственной власти с населением. 63 % опрошенных считают, что последствия этих изменений будут положительными, остальные 37% полагают, что в результате изменений никаких последствий (ни положительных, ни отрицательных) не будет. Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что впечатление об органах государственной власти формируется за счет представления о государственных служащих. А имидж современного чиновника в глазах жителей Мордовии в основном негативный. Гипотеза исследования подтвердилась. Однако нельзя полагаться только на результаты опроса, проведенного в пределах одного города. Чтобы иметь достоверное и полное представление об образе органов государственной власти следует проанализировать сходства и различия результатов данного опроса населения с результатами экспертного опроса, проводимого Всероссийским центром изучения общественного мнения. Всероссийский центр изучения общественного мнения провел социологическое исследование на тему «Государственные служащие: тенденции развития кадрового состава федеральной гражданской службы». Исследование было проведено в форме экспертного опроса в ноябре-декабре 2008 года, в котором было опрошено 270 экспертов. По материалам данного опроса результаты исследования были опубликованы на сайте ВЦИОМ и в газете «Протестант». Автором статьи в газете «Протестант» является Тавокин Евгений Петрович – доктор социологических наук, профессор Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Чрезвычайно серьезно отнеслись эксперты к вопросу: «Какими качествами должен в наибольшей степени обладать работник государственных органов?». Ответы в порядке убывания значимости оцениваемых качеств представлены ниже:
– профессионализм – 92,8%;
– порядочность – 56,7%;
– ответственность – 53,6%;
– честность – 34,0%;
– умение работать с населением – 30,9%;
– взаимодействие с коллегами – 28,9%;
– творческий подход к делу – 16,5%;
– исполнительность – 11,3%;
– инициативность – 11,3% .
То есть самым
важным качеством, влияющим на работу
органов государственной
С негативным имиджем нужно бороться, изучая его и изменяя его составляющие. Изучением, формированием имиджа, результатами этого формирования занимается PR. Сочетание PR (Public Relations) в переводе с английского языка означает «общественные отношения». Общественные отношения или Связи с общественностью – «паблик рилейшнз» – во всем мире известны в качестве важного элемента деловых отношений. Сегодня мы можем говорить о PR как о новом роде деятельности, играющем важную роль в расширении границ управления в работе коммерческих фирм и банков, правительств и государственных служб, некоммерческих организаций и благотворительных фондов. PR – это неотъемлемая часть эффективного управления любой организованной формой деятельности, как частной фирмы, так и государства в целом. Поэтому в органах государственной власти следует создавать специальные подразделения, состоящие из профессионалов, занимающихся PR. PR-службы или отделы по связям с общественностью должны выполнять следующие функции:
1) создание
позитивного имиджа органов
2) обеспечение
благоприятной
3) нейтрализация конфликтов;
4) изучение общественного мнения;
5) курирование важных социальных связей;
6) анализ
воздействия организации на
Следовательно, деятельность PR-служб в структуре государственной власти должна быть связана с представлением различных сторон, компонентов, составляющих государственные интересы. Соответственно, и партнер, к которому она обращается, выступает гражданин, ассоциированный в какую-либо организацию, или в качестве индивидуального субъекта. Одной из главных целевых задач деятельности PR-служб и взаимодействующих с ними СМИ является формирование благоприятного имиджа политического лидера и (или) организации – будь то властная структура, включая государственную службу в целом, ее конкретное подразделение.
Задача создания имиджа состоит в том, чтобы ярко, образно высветить реальные достоинства объекта и «заретушировать» малопривлекательные . Созданный PR-специалистами имидж должен обладать определенной способностью к изменению, если этого требует сложившаяся социально-политическая ситуация (в этом случае особенно важен доступ к СМИ, и наличие или отсутствие коммуникационных барьеров, которые способны создать «не заинтересованные стороны»). Имидж можно направленно формировать, 6уточнять или переделывать с помощью модификации деятельности, поступков и заявлений социального субъекта . Цель создания благоприятного имиджа властных структур состоит в том, что властные структуры должны не только работать эффективно, но и все граждане должны быть убеждены в том, что они работают эффективно. В своей деятельности работники PR- служб должны учитывать факторы, влияющие на формирование имиджа. К таким факторам относятся:
1) СМИ. В
этой связи вопрос освещения
работы властных структур в
СМИ того, насколько успешно они
справляются с этой задачей,
приобретает первостепенное
2) Внешний вид и облик сотрудников (от часов до галстука), интерьер офиса, вплоть до шрифта табличек на дверях кабинетов. И плохо отремонтированный подвал, и грязная лестница врядли сослужит укреплению доверия к государственной службе.
3) Стиль общения,
принятый в государственном
4) Оставшееся наследие негативного имиджа, созданного со времен СССР.
5) Существование
нескольких объективно
а) «внутренняя
своя», для потребления правящей
элитой и верхним слоем наиболее
обеспеченных представителей власти,
которая создана для
б) «внешняя
чужая» предназначенная для
в) «внешняя своя», созданная так же правящей элитой и предназначенная для потребления гражданами.
При работе со СМИ следует учитывать, что информация, передаваемая ими посредством репортажей, статей и т.д. может быть воспринята неоднозначно. Организовывая пресс-конференцию, работник отдела по связям с общественностью должен заранее готовиться, все тщательно продумывать, организовывать так, чтобы представители СМИ остались довольны и пресс-конференцией, и ее результатами. Следует избегать двусмысленных выражений, непонятных речевых оборотов, резких высказываний, так как PR-агент не может проконтролировать, какая именно информация о вопросах, поднятых на 7 пресс-конференции, будет опубликована и будет ли она опубликована вообще. Поэтому его задача – преподнести информацию так, чтобы она дошла до конечного потребителя в том виде, какой требуется для эффективного процесса формирования успешного имиджа. Отдел по связям с общественностью должен активно участвовать в разработке концепции работы с гражданами.
Взаимодействие PR-отдела с работниками органов государственной власти должно происходить постоянно. В любом государственном учреждении должны быть этические нормативы (этический кодекс и т.п.); одежда государственных служащих должна быть не вызывающей, соответствующей их служебному положению; дизайн интерьера государственного учреждения должен быть светлым, простым, но все же показывающим, что здесь находятся представители государства, что это серьезное учреждение, занимающееся важными вопросами; со служащими регулярно должны проводиться тренинги, беседы и аттестации, подтверждающие их профессиональные навыки и умение правильно и вежливо общаться с людьми, причем, это касается не только руководителей и специалистов, но также обслуживающий персонал. Работникам службы по работе с общественностью стоит вносить свои коррективы в организацию рабочего процесса, давать рекомендации руководству государственного учреждения для изменения имиджа властных структур в лучшую сторону. К тому же, PR-служба должна следить за динамикой развития, изменения общественного мнения. Должны проводиться социологические исследования на основе опросов населения и экспертных опросов, а также на основании других социологических методов . Наряду с выявлением проблем в общественных отношениях, должны применяться методы оценки происходящих событий, нужно осуществлять прогнозирование, выявлять наиболее развивающиеся и влияющие на характер взаимоотношений государственных органов с обществом тенденции. На основании выявленных тенденций необходимо искать пути решения проблем, использовать нестандартные методы, отслеживать результаты и в зависимости от этих результатов координировать свою деятельность и давать рекомендации по координации деятельности государственных органов.
Информация о работе Имидж органов государственной власти в СМИ