Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 23:08, реферат
Михаил Осипович Меньшиков родился 25 сентября 1859 г. в городе Новоржеве Псковской губ. в многодетной семье коллежского регистратора, происходящего из духовного звания. В 1864 семья Меньшиковых приобрела крестьянскую избу с огородом, где и поселилась из-за материальной стесненности. Начальное образование будущему публицисту дала мать, происходившая из обедневшего дворянского рода Шишкиных. После окончания Опочецкого уездного училища (1873), на средства дяди юного Михаила удалось устроить в Кронштадтское морское техническое училище, окончив которое в 1878 молодой моряк принял участие в ряде морских экспедиций, получив, таким образом, возможность ознакомиться с достопримечательностями европейских городов. Результатом путешествий стала вышедшая в 1884 первая книга очерков начинающего публициста «По портам Европы». Тогда же, как военно-морской гидрограф, он составляет гидро-графическо-штурманские работы «Руководство к чтению морских карт, русских и иностранных» (1891), «Лоция Абосских и восточной части Аландских шхер» (1894).
Множество крестьян, которые приходят в город, способны, в лучшем случае, «пройти обучение» в двух «институтах» — на фабрике или в казарме. В свободное от службы и работы время город манит доверчивых и жаждущих новых впечатлений крестьян не библиотеками и музеями, а кабаками и публичными домами. Но даже если бы у крестьян и была возможность познавательного отдыха, то нет гарантии в том, что крестьянин предпочел библиотеку кабаку. Постоянная монотонная и тяжелая фабричная работа и тяжелые условия жизни толкали людей к грубым, примитивным и жестоким развлечениям, в которых они искали возможность хотя бы на время «забыть» о своих тяготах. Меньшиков предупреждал о том, что, вступив на капиталистический путь развития, Россия не застрахована от тех социальных потрясений, которые вызвал на Западе рабочий вопрос. В России реальность жизни рабочего удручающая: вместо своего дома, где ты хозяин — чужое помещение, где живут другие семьи, невозможность нормальной (в том числе интимной) жизни. Отсюда — психология бродяги, маргинала, человека, которого окружают чужие люди и чужие вещи. Ко всему прочему — тягостное ощущение себя лишним человеком, оторванным от «корней» и «выброшенным» во враждебный мир. Человеком, который делает на работе то, что ему прикажут, не чувствуя личной заинтересованности в своем труде. О каком чувстве собственника, чувстве хозяина можно говорить в этом случае? «Инстинкт собственности в его чистой, благородной форме доступен только человеку, выделывающему предметы собственности для себя, а не покупающему их за деньги… Только та вещь истинно своя, в которую вложена часть самого себя…».
Однако, Меньшиков не идеализировал деревенскую жизнь. Деревня, по его мнению, была «отравлена» городской культурой. На смену волевым представителям русского крестьянства, способным и на бунт, и на подвиг, пришли их слабые потомки, способные только к пьянству и разврату, мечтающие при первой возможности уехать из деревни в большие города, не уважающие традиции и веру предков. На смену отмененному крепостному праву приходят новые «крепостнические отношения со стороны сильных людей». Свободная конкуренция помогает выживать сильнейшим, это, по Меньшикову, «дарвиновский отбор жизнеспособных». Государство, обеспечивая «свободу соревнования» тем самым обеспечивает и «свободу самоопределения каждого». Если одни используют эту свободу для государственного и своего блага, а другие бездельничают, пьянствуют и живут в нищете, то это еще не повод для возмущения таким положением вещей. Впоследствии в дневнике он разовьет эту мысль: «Подобно блондинам и брюнетам, верующим или неверующим, умным или глупым, типы бедных и богатых — рождаются. Кто по натуре своей богат, то даже родившись в подвале, он в большинстве случаев выберется из нищеты и добьется богатства … кто по натуре бедняк, то родившись в семье миллионера, он всю жизнь будет безотчетно стремиться к бедности». В каждом социальном слое, по мнению Меньшикова, должны выдвигаться профессионалы, прошедшие естественный отбор. Именно они и составят в итоге новую аристократию. Уже после Октябрьской революции Меньшиков вывел причину гибели России из «истощения власти», то есть аристократии, и перечислил способности, которыми должны были быть наделены истинные аристократы, «не по титулу только, а по существу». Это умение: «1) работать по 16 часов в сутки, 2) выносить всякую погоду, 3) не бояться никакой опасности, 4) одолевать настойчиво всякие затруднения, 5) радоваться, как древние герои и витязи, что судьба посылает сильного врага, искать его, а не прятаться от него».
Естественно, не обошёл Меньшиков и
еврейский вопрос. В своей статье
1909 г. «Правительство и евреи» он писал:
При всевозможных условиях еврей - ростовщик, фальсификатор, эксплуататор, нечестный фактор, сводник, совратитель и подстрекатель, человеческое существо низшего, аморального типа. Он ненавидит христианство не потому, что держится своей первобытной и грубой религии. Он органически чужд христианству, то есть по прирожденным нравственным, вернее - безнравственным инстинктам. Книжные метафизики этого не видят, а простонародье, в которое евреи вкраплены, на своей шкуре чувствует эти неизменяемые в веках еврейские недостатки. Так называемые гонения на евреев были вызваны не чем иным, как нестерпимым засильем еврейским и их хищничеством. Уже второе столетие всюду в Европе под влиянием метафизического законодательства нет и тени гонений, но паразитизм евреев именно теперь дошел до невероятной степени. При полном равноправии евреев в Америке полиции приходится свидетельствовать о двойной преступности этого племени, а страховым обществам - назначать для евреев двойные и тройные страховые взносы.
В этой же статье он называл евреев
народом «азиатским и желтокожим»,
демонстрируя расовый подход, набиравший
в ту пору популярность в Европе, особенно
в Германии.
Февральская революция 1917 закрыла газету
«Новое время» и оставила Меньшикова без
любимого дела. Публицист с семьёй переехал
на дачу на Валдае, практически полностью
лишившись средств к существованию. В
поисках заработка ему пришлось устроиться
на работу конторщиком.
Вероятно, именно антисемитизм вкупе с
монархизмом Меньшикова стал причиной
его гибели. 14 сентября 1918 года Меньшиков
был арестован сотрудниками ВЧК на своей
даче на Валдае.
Вот что пишет его жена Мария Владимировна
в своих воспоминаниях «Как убили моего
мужа,
М. О. Меньшикова, в г. Валдае Новгородской
губ»:
Я вернулась домой. Там мне передали письмо от мужа. Он писал, что был уже допрос всем арестованным. В одной камере с мужем сидели наши купцы: Н. В. Якунин, М. С. Савин, В. Г. Бычков, Я. Б. Усачев и двое юношей Б. Виноградов и Н. Савин. При допросе мужу сказали: «Можете быть покойны. Вы свободы не получите».
Он спросил: «Это месть?»
— Да, месть за ваши статьи, — был ему ответ.
Письмо было написано на клочке газетной бумаги. Бедный муж просил прислать детей в сад, прилегающий к тюрьме. Ему хотелось хоть издали посмотреть на своих малышей. Он писал, что каждый день в 12 ч. и в 4 ч. он подходит к окну, к решетке и смотрит, не гуляют ли в саду его детишки...
20 сентября Меньшиков был
После погребения мужа, я просила копию с приговора суда. Мне ее дали. В этом документе вина мужа была обозначена, как явное неподчинение Советской власти.
Зная, что это совсем неправда, я спросила выдавших копию.
— В чем же, однако, выразилось это неподчинение. Когда, кому и где он не подчинялся?
Мне ответили:
— Он подчинялся Совету из-под палки.
....
Казнили за неподчинение Советской власти, ни в чем однако не проявленное и ничем не доказанное. Но судьями были: Якобсон, Давидсон, Гильфонт и Губа... Несчастная наша Родина.
22 сентября 1918 г. в «Известиях
Всероссийского ЦИК советов
РАССТРЕЛ МЕНЬШИКОВА НОВГОРОД, 21 сентября. Чрезвычайным полевым штабом, в Валдае расстрелян известный черносотенный публицист Меньшиков. При нем найдено письмо князю Львову. Раскрыт монархический заговор, во главе которого стоял Меньшиков. Издавалась подпольная черносотенная газета, призывающая к свержению Советской власти.
Трагическая судьба
М.О. Меньшикова, дальнейшее вымарывание
из истории русской культуры, публицистики
и философии на долгие 80 лет его
имени (ни строчки текста, ни упоминания
ни одним словом – ничего!) должно
быть оценено как тягчайшее преступление
перед русским народом, тягчайшее обвинение
самому русскому народу, позволяющему
творить над собой такие насилия со стороны
жалкой кучки соплеменников иноземцев,
захвативших власть в России и вот уже
почти век издевающихся над русской нацией.
Представьте себе, что из французской
культуры были бы вычеркнуты Вольтер или
Монтень, из германской – Ницше или Шопенгауэр.
Этого невозможно представить. А с русской
историей и культурой такое делать можно
– и продолжать делать до сих пор.
Михаил Осипович Меньшиков реабилитирован
в 1993 году.
Чудом сохранились, пусть не полностью,
архивы Михаила Осиповича.
Несмотря на выселение всей большой семьи
из собственного дома во флигель, обыск
при аресте главы семейства, голодные
годы, Меньшиковы хранили бумаги, фотографии,
документы.
В 30-е годы, после того, как все Меньшиковы
уехали из Валдая в Ленинград, Мария Владимировна
стала частями передавать архив детям.
В 1934 г. после убийства Кирова начались
неприятности у Григория Михайловича,
старшего сына М. О. Меньшикова. Ему с женой
и малолетним сыном грозила тяжелая, дальняя
ссылка. Однако тогда он был оправдан.
Через год архивами Меньшикова заинтересовался
Литературный музей в Москве.
В 1937 г. старший сын М. О. Меньшикова
Григорий Михайлович был арестован. Долго
находился в «Крестах», как до того в Москве
на Лубянке, и был освобожден лишь в 1939
г.
Когда начались аресты, бумаги Михаила
Осиповича прятали кто как мог, и многие
материалы пропали, так как не всегда потом
их изымали из тайников.
Позднее разрозненные архивы стекались
к Ольге Михайловне Меньшиковой, которая
в 1927 г. вышла замуж за Бориса Сергеевича
Поспелова, сына сельского священника
из Подмосковья и уехала из Ленинграда.
Во время Великой Отечественной войны
Ольга Михайловна и Борис Сергеевич с
институтом, где он работал, уехали в эвакуацию.
Перед отъездом они тщательно спрятали
наиболее ценные бумаги и фотографии.
Но в дом, где оставались родители Бориса
Сергеевича, Сергей Дмитриевич и Ольга
Сергеевна Поспеловы и где хранились архивы,
пришли немцы. Опять разгром, раскиданные
книги, бумаги, сломанная мебель, крыша
изрешечена осколками снарядов, соседний
дом сгорел. Хорошо, что старики остались
живы, хорошо, что вновь чудом, но остались
в целости архивы М. О. Меньшикова.
Переписку и расшифровку дневников и писем
выполнила дочь М. О. Меньшикова Ольга
Михайловна Меньшикова в 1970—1980 гг.
Сегодня, пожалуй, как никогда актуально звучат его слова: “Не раз великая Империя наша приближалась к краю гибели, но спасало её не богатство, которого не было, не вооружение, которым мы всегда хромали, а железное мужество её сынов, не щадивших ни сил, ни жизни, лишь бы жила Россия”.
Да будет так!