Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 13:41, курсовая работа
Цель исследования: изучить современное хосписное движение и его сущность.
Задачи исследования:
- изучить историю возникновения хосписов и формирование современного хосписного движения;
- проанализировать основные положения концепции хосписов;
- рассмотреть типы хосписов, а также группы людей, осуществляющих работу хосписов.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ХОСПИС КАК УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОКАЗАНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ПОМОЩИ БЕЗНАДЕЖНО БОЛЬНЫМ ЛЮДЯМ 5
1.1 История возникновения хосписов и формирование современного хосписного движения 5
1.2 Основные положения концепции хосписов 9
1.3 Особенности деятельности современных хосписных служб 13
ГЛАВА 2 ХОСПИСНАЯ ПОМОЩЬ В БЕЛАРУСИ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БЕЛОРУССКОГО ДЕТСКОГО ХОСПИСА 17
2.1 Формы и методы работы с детьми в условиях хосписа 17
2.2 Задачи и функции социального работника хосписа. Семья от установления тяжелого заболевания ребенка до его смерти 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
Наряду с испытываемыми физическими недостатками, неизлечимо больным детям свойственны определенные психологические особенности.
В первую очередь, это происходит из-за особенностей лечения этих заболеваний, которые в свою очередь вызывают побочные изменения в нервной системе и психике ребенка. Во-первых, дети вынуждены проводить долгое время в больнице; следовательно, они изолированы от нормального круга общения с близкими, родственниками, друзьями. Таким образом, из-за длительной суженности круга социальных контактов, у онкобольного ребенка могут возникнуть проблемы в общении. И в силу того, что его часто не понимают, существует опасность не быть принятыми сверстниками.
Кроме того, уверенность в наличии неизлечимого заболевания, длительность и болезненность проводимого лечения, и получения инвалидности, накладывает существенный отпечаток на психоэмоциональное состояние тяжело больного ребенка.
В условиях хосписа с такими детьми существуют следующие формы и методы работы.
1. Индивидуальная форма работы необходима на этапе установления контакта с ребенком, диагностики его особенностей. Иногда используется в случае застенчивости, недоверчивости ребенка или наоборот, его высокой агрессивности и неуправляемости поведения, в иных ситуациях, когда ребенок не может посещать группу. Может выступать частью комбинированного метода работы.
2. Семейная форма работы предполагает непосредственное участие всех или нескольких членов семьи в решении проблемы. Во многом проблемы детей возникают из-за неэффективных тактик воспитания, используемых родителями. Поэтому целостное разрешение подобных проблем невозможно как без коррекции детского, так и родительского поведения по отношению к ним.
3. Групповая форма работы предполагает помощь детям в разрешении проблем в группе сверстников, находящихся в подобной ситуации. Она направлена на развитие способностей:
адекватно оценивать себя и окружающих;
справляться с негативными эмоциями;
давать поддержку другим людям и принимать ее от окружающих;
понимать чувства других людей;
эффективно общаться.
Все это способствует лучшей адаптации ребенка в среде сверстников, семье, обществе.
В рамках вышеперечисленных форм работы, используются такие методы, как:
метод конструктивного диалога - ребенок обсуждает с социальным работником собственные проблемы и при его поддержке находит пути их разрешения;
игровая терапия – ребенок при содействии социального работника организует игру (придумывает сценарий, распределяет роли среди играющих, придумывает сюжет). В процессе игры происходит эмоциональное отреагирование, нахождение конструктивных моделей поведения;
арттерапия – рисование на свободную тему, прорисовывание своих страхов. Ребенок осуществляет серию рисунков по принципу от негативного к позитивному. В негативных дети «выплескивают» накопившийся отрицательный заряд, в позитивных формируют собственные ресурсы;
комбинированный рисуночно-игровой метод - ребенок рисует свою проблему, после чего озвучивает ее с позиции того или иного героя рисунка, либо, распределив роли, организует разыгрывание сценки по сюжету рисунка, пытаясь с помощью социального работника решить проблему.
Рисунок и игра позволяют глубже увидеть и осознать собственные проблемы и реакции. Прорисовав и проиграв сложную ситуацию в безопасных игровых условиях, ребенок имеет возможность снизить влияние травмирующей ситуации на собственную личность, найти пути разрешения проблемы [2, c. 13‑15].
Работники детского хосписа рассматривают подопечную семью как целостную систему и охватывают заботой не только больного ребенка, но и остальных членов семьи, т.к. при заболевании ребенка изменяется не только его жизнь, но и остальных членов семьи. Начиная работать с семьей, социальный работник, прежде всего, должен оценить ситуацию в семье, т.е. собрать как можно больше информации об обстановке в семье, о наличии социально экономических и психологических проблем, различных ожиданиях членов семьи и причинах обращения за помощью в хоспис.
Для этой цели составляется социальный паспорт семьи с описанием ее структуры, связей внутри семьи, истории ее развития, функционирования семьи, характеристикой ролевой деятельности его членов.
Профессиональные сотрудники хосписа сталкиваются с особыми проблемами, отличимыми от тех, с какими имеет дело работник аналогичного профиля в других службах. Специфика их труда заключается в оказании социальной помощи и психологической поддержки неизлечимо больным детям и их семьям.
Этот особый вид заботы с точки зрения философии хосписов помогает больному ребенку прожить оставшуюся жизнь без боли и страха, по возможности полноценно.
Также социальный работник-психолог хосписа выполняет ряд функций:
1) диагностическая:
изучение особенностей семьи, формирование личности больного ребенка в семье;
анализ степени влияния болезни на личность ребенка;
постановка социального диагноза (социальный паспорт);
2) прогностическая:
прогноз развития событий, процессов, происходящих в семье;
выработка определенной модели социального поведения;
3) правозащитная:
информирование семьи по имеющимся льготам;
использование законов и правовых актов для оказания помощи;
4) организационная:
привлечение различных организаций к оказанию различных видов помощи и социальных услуг;
координация различных общественных систем помощи семье;
5) психологическая:
консультирование членов семьи по имеющимся психологическим проблемам;
помощь в разрешении личных и социальных проблем;
коррекция межличностных отношений;
помощь в социальной адаптации личности и семьи;
организация групп взаимопомощи и поддержки для родителей, имеющих тяжело больных детей, для родителей перенесших смерть ребенка, для сиблингов, переживших смерть брата-сестры;
6) профилактическая:
предупреждение конфликтных ситуаций;
обучение членов семьи навыкам саморегуляции эмоциональных состояний;
7) материнская:
забота и уход за больными детьми, не имеющими родителей;
поддержка больного ребенка в ситуации неблагополучия в семье.
Очень часто социальный работник становится одним из самых важных людей в жизни больного ребенка. Работа детского хосписа предполагает установление тесного контакта между профессиональными сотрудниками и семьей больного ребенка, при условии сохранения индивидуальных границ жизни семьи [2, c.40-43].
Душевное благополучие ребенка, его поведение зависят от психического состояния близких может быть еще в большей степени, чем от его физического состояния.
У большей части родителей, чьи дети страдают угрожающими жизни заболеваниями, выявляются психические расстройства, которые обусловлены, прежде всего, хронической психотравмирующей ситуацией, переутомлением, нередко недоеданием, финансовыми, жилищными и другими бытовыми проблемами.
Коррекция психических нарушений у родителей является одной из важных функциональных задач социально-психологической службы детского хосписа, и необходима не только для восстановления их самочувствия, работоспособности, но и потому, что без психокоррекционной помощи семье невозможно формирование у нее адекватного отношения к болезни и лечению ребенка.
Родители часто забывают, что больной ребенок – это не только болезнь, но и развивающаяся личность. Они зацикливаются на болезни, испытывают тревогу, переживают, что он не такой как все. Семье, где есть больной ребенок, присуще гиперопека, которой родители часто окружают больных детей и которая не дает развиваться личности ребенка. Здесь важно помнить, что у ребенка и в болезни есть свои дела, свои увлечения и потребность в развитии.
Тяжелая болезнь часто накладывает отпечаток и на личность ребенка. Болезнь может изменить внешность. Это вызывает страдания: сравнивая себя со здоровыми (либо с собой в прошлом), ребенок может чувствовать свою ущербность. Столкнувшись со сложной ситуацией, такие дети предпочитают не проходить через нее, «набивая шишки», а убежать в иллюзорный мир, где все легко и приятно.
И здесь главная задача детского хосписа – помочь принять себя реального, научиться жить с максимальной эффективностью в ситуации ограниченных возможностей, тем самым, улучшив качество жизни этих детей [2, c.19-22].
Родителям ребенка, и самое главное - ему самому, необходимо постепенно, шаг за шагом, учиться адекватно воспринимать болезнь, найти в себе мужество жить с нею, причем жить полноценно. Каждая семья справляется с этим по-своему. Но есть непреложное правило, которое помогает близким безнадежно больного ребенка пережить горе - они должны быть вместе.
Важно, чтобы ребенок знал: вы в любой ситуации готовы помочь ему пережить боль[1, c.20-21].
Больному ребенку и его близким приходиться проходить через боль и страдания. Требуется много упорства, мужества и выносливости, чтобы принять факт неизлечимости болезни и жить с этим.
На начальной стадии заключения медиков носят утешительный или, по крайней мере, нейтральный характер, поэтому диагноз о неизлечимости болезни становится для родителей громом среди ясного неба.
В ходе лечения может наступить бессимптомный период (ремиссия), и тогда появляется надежда на выздоровление. Таким образом, жизнь ребенка и его семьи разделяется на этапы: ожидание, дополнительные обследования и связанный с этим страх обострения болезни. Это тяжелейшая психологическая нагрузка.
Если при дополнительном обследовании врачи установили обострение болезни или ее возобновление (рецидив), то для семьи наступает период еще более тяжелый, чем неутешительный диагноз. Каждому нужно разобраться, как вести себя в ситуации, когда рушится целый мир, когда всё, что было до этого - неправда и сплошное разочарование.
Когда окончательно выясняется, что болезнь вылечить нельзя, начинается новый, очень болезненный, период.
В этой ситуации ребенку поможет:
постоянное присутствие родных;
честные и открытые ответы на все его вопросы.
Родителям поможет:
честность медперсонала;
спокойные, откровенные и доброжелательные беседы с опытным специалистом: врачом, психологом, другими работниками больницы;
обсуждение и подготовка схемы обезболивание;
информация о том, что чудо не исключено.
Не следует забывать о братьях и сестрах. На них, как правило, в это время никто не обращает внимания. Между тем, оставшись наедине со своими проблемами, они чувствуют себя одинокими, брошенными. Их попытки помочь родителями часто просто не замечают и не вознаграждают.
Братьями сестрам поможет:
информированность о болезни и проблемах семьи;
присутствие человека, которому можно доверить свои мысли переживания. Это необязательно должны быть родители - они, как правило, заняты другими проблемами;
высокая оценка их помощи.
Даже когда неутешительный диагноз вынесен, жизнь продолжается. В этот крайне тяжелый период и ребенок, и его близкие нуждаются в участии и помощи окружающих. Кроме того, им нужно найти в себе силы и понять: последние мгновения жизни стоят того, чтобы провести их как можно более полноценно.
Но когда состояние ребенка постоянно ухудшается, оптимизм и надежда на "чудо", как правило, сменяются разочарованием, яростью и обидой. Настроение в семье постоянно меняется.
Больному и его семье в этот период поможет, если:
специалисты будут готовы в любой момент прийти на помощь;
окружающие будут прислушиваться к их просьбам, желаниями с пониманием относиться к перепадам в их настроении.
Признать факт существования смерти - пожалуй, самое трудное, что предстоит близким больного ребенка. Несмотря на это, они должны оставаться сильными и стараться всегда находиться рядом с ребенком - будь то дома или в больнице. Присутствие родного человека спасает его от страха и чувства одиночества. Важно также, чтобы ребенок знал: вы будете рядом с ним до конца.
Жизнь после смерти ребенка. Если раньше центром внимания семьи был больной ребенок, то после его смерти - скорбь о нем. Каждый скорбит по-своему, причем некоторые члены семьи способны осознать потерю близкого человека лишь спустя какое-то время.
Формальности и заботы, связанные с похоронами, становятся тяжелым испытанием для психологически и физически обессиленных родителей. Вместе с тем они отвлекают их от самого факта смерти.
Информация о работе Хоспис: содержание деятельности, принципы организации и управления