Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 19:52, контрольная работа
Общинные принципы жизнедеятельности восточных славян, практика осуществления защиты человека в системе рода и общины нашли отражение в конкретных формах помощи и взаимопомощи, среди которых основными были культовые с различными сакральными атрибутами; общинно-родовые в рамках рода, семьи, поселения; хозяйственные.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Помощь в отношении стариков.
Процесс инфатицида……………………………………………………….4
Помощь в отношении детей…………………………………………….....6
Помощь в отношении вдов………………………………………………...8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....10
СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………....13
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                              
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ 
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Филиал в г. Рузе Московской области
КАФЕДРА
«СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И СОЦИАЛЬНОГО ПРАВА»
По дисциплине: История социальной работы
На тему: Групповые нормы помощи в отношении стариков,
вдов, детей, процесс инфатицида.
Выполнила:  | 
  Степанова Е.В.  | 
Специальность:  | 
  040400.62 «Социальная работа»  | 
Форма обучения:  | 
  Заочная  | 
Курс:  | 
  1  | 
Проверил:  | 
  
Руза 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Процесс инфатицида……………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
Введение
Общинные принципы жизнедеятельности восточных славян, практика осуществления защиты человека в системе рода и общины нашли отражение в конкретных формах помощи и взаимопомощи, среди которых основными были культовые с различными сакральными атрибутами; общинно-родовые в рамках рода, семьи, поселения; хозяйственные.
Культовые формы, помощи и поддержки с различными сакральными атрибутами тесно связаны с мифологическим миром древних славян. Существенной особенностью является то, что мифологическое мышление славян связано с определенной моделью действий по защите и охране коллектива, отдельного индивида.
Общинно-родовые формы помощи и защиты в рамках рода, семьи, поселения связаны с языческим родовым пространством, в качестве которого выступала община. Она стала той основой, которая позволила после принятия христианства на Руси появиться церковной общине — приходу. Общинно-родовая форма помощи для нас интересна в аспекте поддержки наименее защищенных членов общности, каковыми являлись старики, женщины, дети. По сути, в период язычества была заложена традиция заботы о слабых и немощных.
К общинно-родовым (в рамках рода, семьи, поселения) формам помощи принято относить институт старцев, институт вдов.
Помощь в отношении стариков
«Институт старцев» появляется не сразу. Община постепенно предопределила отношение к людям, не являющимися активными участниками трудовой и коллективной жизни. Возможно, эта та стадия развития общины, когда достаточно точно дифференцировались статусы родства, сложились представления типа «этот свет» — «тот свет», «молодость — старость» и т. д. Причем по отношению к взрослому миру в одной социовозрастной группе находились старики и дети. Надо сказать, что первоначально половозрастное деление не связывалось с социовозрастным. Отношение к старикам такое же, как и к детям. Архаические народные представления о детях и стариках идентифицировали их как «чистых», не живущих половой жизнью, отсюда общность в одежде у тех и других, и одинаковое отношение к ним. Так, инфатицид (узаконенное убийство ребенка) — довольно характерное явление на ранних этапах развития общественных отношений (известен как в западной, так и отечественной истории), существовал не только в отношении детей, но и стариков (ранние страницы славянской истории).
«Отправление на тот свет» дряхлых и больных стариков имело различные формы: зимой их вывозили на санях и, привязав к лубку, спускали в глубокий овраг; отвозили в мороз в поле или степь, где и бросали; опускали в пустую яму; сажали на печь в пустой хате; везли куда-нибудь и добивали в огородах довбней; увозили в дремучий лес и там оставляли под деревом; топили.
Однако когда происходит  
социовозрастное  деление в общинной 
жизни и к представлению «
Формы поддержки стариков были различны. Исследование этнологческого материала показало, что там, где по какой-либо причине на помощь не приходила семья, заботу о стариках брала на себя община. Одним из вариантов поддержки стариков был специальный отвод им земель по решению общества, «косячка» , который давал возможность заготовки сена. В том же случае, когда старики окончательно «впадали в дряхлость», они призревались общиной. Старика определяли на постой к кому-нибудь на несколько суток, где тот получал ночлег и пропитание, затем он «менял» своих кормильцев. Такой вид помощи стал своеобразной общественной повинностью. Возможно, в древности формы поддержки были иными, но их видоизмененная архаическая форма сохранилась до конца XIX столетия.
До принятия христианства 
на Руси существовали и другие «закрытые» 
формы помощи, но все они связаны 
с «институтом старцев». К примеру, 
вариантом ухода на «тот свет» 
был добровольный уход из общины. Пожилые 
люди, которые не могли участвовать 
в трудовой деятельности, селились 
недалеко от общины, на погостах, строили 
себе кельи и жили за счет подаяния. 
Подобная форма милости существовала, 
по данным исследователей, вплоть до XVI 
в., о чем мы находим свидетельства 
в новгородских писцовых книгах, хотя 
к этому времени «
Помощь в отношении детей
Как уже отмечалось, старики 
и дети относились к одной социовозрастной 
группе. Типология «старых» и «малых» 
в некоторых случаях 
Можно предположить, что 
общность постепенно формировала и 
другие институты поддержки сирот 
в пределах своего родового, общинного 
пространства. Первоначально, наверное, 
это были чисто экономические 
мотивы, но они возникали в системных 
связях реципрокных отношений. Так, 
еще на стадии первобытной коммуны 
возникли связи между членами 
разных общин — дарообмен. Дар 
представлял собой переход 
Другая форма поддержки сироты — общинная, мирская помощь. Она по своему характеру совпадала с помощью «немощным старикам», когда ребенок переходил из дома в дом на кормление. Сироте могли также назначать «общественных» родителей, которые брали его на свой прокорм. Однако, если сирота имел хозяйство, община противодействовала усыновлению. Такие сироты назывались «выхованцами», «годованцами».
Помощь в отношении вдов
Начинаются складываться 
новые подходы к поддержке 
вдов. Они, как и старики и сироты, 
считались социально ущербными 
субъектами в родовой общине. Можно 
предположить, что оформление института 
вдов и его дальнейшая поддержка 
— явление исторически 
Появление института вдов у восточных славян происходит незадолго до принятия христианства. Не случайно, что «вдовицы» как особые субъекты выделяются в первых русских законодательных актах, к ним требуют особого внимания, в духовных наставлениях завещают им помогать и «оберегать» их.
Можно предположить, что первая форма помощи институту вдов развивалась во все той же парадигме дара — отдара в системе сакральных отношений. Как «чистые», находясь близко к миру смерти, вдовы обмывали и обряжали умерших. Это — древний вид языческой магии, в качестве же отдара они получали вещи покойного. Если верить Ахмеду Ибн Фадлану, то, согласно славянским обычаям, при погребениях, которые он сам наблюдал, имущество богатого человека разделялось на три части: «треть дают семье, за треть кроят ему одежду, и за треть покупают горячий напиток...» Учитывая, что соборование покойника было делом вдов, возможно, именно они и получали одну треть. Сельская община предоставляла им землю, на них распространялись такие же «льготы» мирского призрения, как и на стариков.
Не менее древний обычай — хождение за «навалным» (встречалась в прошлом веке на юге Украины). Он состоял в том, что нуждающейся женщине оказывали помощь продуктами, обычно осенью, после уборки урожая. При этом соблюдался своеобразный ритуал. Он включал в себя особым образом организованный приход в дом, которому будет оказана помощь: иносказательно приглашали в гости, а затем, когда «гости» приходили и приносили определенное количество запасов, предлагали им выпить и закусить.
Заключение
Таким образом, мы видим, что 
уже на стадии родовой общины зарождаются 
механизмы поддержки тех 
В основе хозяйственных форм помощи и взаимопомощи лежит «всякая взаимовыручка, в более узком, экономическом смысле — форма обмена, зародившаяся в первобытной общине с появлением в ней распределения по труду и личной собственности». Именно эти отношения Б. Малиновский обозначил понятием «реципрокация», когда материальные блага и услуги находятся в постоянной циркуляции между субъектами на основе их взаимных обязательств.
Ранние формы помощи и 
взаимопомощи первоначально носили 
ритуальный характер и до XIX столетия 
сохранялись в виде народных праздников. 
Исследователи, анализируя древнейшие 
земледельческие славянские праздники, 
связывают их с четырьмя временами 
года, каждому из которых соответствовали 
свои «братчины, ссыпчины, холки, посиделки, 
беседы, Николыцины» (как правило, эти 
праздники связывали с 
Если проанализировать различные формы крестьянских « помочей», то при всем их многообразии просматривается определенный сценарий, в котором сохранены остатки магических аграрных культов. Он состоит из следующих элементов: ритуальный договор (его обязательным элементом является «хлеб — соль и магарыч»), совместная трудовая деятельность в договоренные сроки и по завершению работ совместные трапеза, игры, танцы, катания. В народе «помочи» рассматривались как трудовой праздник, в котором принимало участие все сельское население независимо от социальной принадлежности селянина.
Среди различных видов 
«помочей» как специфической 
формы групповой поддержки 
Информация о работе Групповые нормы помощи в отношении стариков, вдов, детей, процесс инфатицида