Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 21:54, контрольная работа
Общество – это не просто совокупность отдельных людей. Среди больших социальных общностей классы, социальные слои, сословия. Каждый человек принадлежит к какой-либо из этих социальных групп или может занимать некое промежуточное (переходное) положение: оторвавшись от привычной социальной среды, он еще не полностью включился в новую группу, в его образе жизни сохраняются черты старого и нового социального положения1
1. Введение……………………………………………………………….....3
2. Понятие социальной группы………………………………………..….4
3. Сущность групповой динамики………………………………………...8
4. Коммуникация в группах………………………………………………..10
5. Лидерство в группах……………………………………………………..12
6. Коммуникация и власть………………………………………………….15
7. Давление, способствующее конформизму и исключение из группы...17
8. Взаимодействие в малой группе………………………………………...19
9. Заключение……………………………………………………………….21
10. Список литературы………………………………………………………23
Трактовка власти как коммуникации позволяет выдвигать корректные объяснительные схемы для новых, зачастую парадоксальных, явлений современной политической жизни, которые связаны, например, с изменением состава и взаимных зависимостей основных субъектов власти и политического процесса; с масштабными имитациями политической деятельности, возможностью «выпадения» декларируемых политических лидеров из сферы «политического»; видимой децентрализацией политической жизни в ряде стран при возникновении предпосылок для нового тоталитаризма.
Понятая как коммуникация, власть перестает рассматриваться только в реальном, определенном отношении «властитель — подданный»; В центре внимания оказывается коммуникация вообще, т. е. то, что подданный, так или иначе, знает о селективности поведения власти и о возможности своего выбора, активно коммуницирует по поводу этих возможностей, не выходя при этом за пределы.
Даже с помощью лаконичного эскиза коммуникативной модели власти могут быть сделаны интересные выводы для, так сказать, повседневного понимания власти и возможностей ее реализации. Во-первых, становится возможной демаркация власти от принуждения и насилия, причем последние проявляются в ситуациях дефицита власти как особого рода направляющей коммуникации.
Во-вторых, власть оказывается органически соединенной со свободой коммуницирующих агентов. «Власть становится более могущественной, если она оказывается способной добиваться признания своих решений при наличии привлекательных альтернатив действия или бездействий; С увеличением свобод подчиненных она лишь усиливается». В-третьих, обнаруживается значимость коммуникативной инфраструктуры социума (связь, транспорт средства массовой информации, различные форумы), которые, являются не «украшениями» власти, а ее необходимыми предпосылками.
Давление, способствующее конформизму и исключение из группы.
В какой мере люди склонны подчиняться требованиям группы? В 40-х годах Соломон Эш (1951) провел ряд важных экспериментов относительно воздействия группы на поведение ее членов. В первом эксперименте участвовали восемь ассистентов экспериментатора (которых заранее ознакомили с характером эксперимента и требованиями, предъявляемыми к ним) и один испытуемый, которому ничего не сообщили. Всем было дано задание сравнить один отрезок с тремя другими различной длины. Каждый член группы должен был сказать всей группе, какой из трех отрезков соответствует по длине первому. Ассистентов экспериментатора проинструктировали дать неправильный ответ. Таким образом, испытуемый, заранее не получивший никакой информации, должен был неожиданно оказаться в меньшинстве среди людей, которые были не согласны с его мнением.
Прежние исследования были сосредоточены на том, в какой мере люди подчиняются требованиям группы. Но теперь Эш с удивлением обнаружил, что две трети испытуемых отказались изменить свое мнение, хотя на них оказывали давление. Эш описал многие типы поведения этих диссидентов.
Некоторые испытуемые продолжали отстаивать свою точку зрения, в то время как другие становились неуверенными и обескураженными. Однако одна треть испытуемых полностью изменила свою точку зрения (несмотря на ее правильность, чтобы отвечать требованиям большинства. Готов ли испытуемый более решительно отстаивать свою точку зрения, если именно так поступали другие члены группы? Эш исследовал этот вопрос, включив в каждую группу двух других испытуемых. Он обнаружил, что, если человек ощущал хотя бы минимальную поддержку, воздействие со стороны группы значительно снижалось.
Эш организовал в последствие эксперимент таким образом, что партнер, оказавший поддержку диссиденту, неожиданно отказывался от своего мнения и присоединялся к большинству. Испытуемый, которому ничего не сообщали о характере эксперимента, снова оказывался в полном одиночестве. В этих случаях восстанавливалась власть большинства над индивидом. Далее Эш варьировал численность большинства: группа, не разделявшая мнения испытуемого, включала от 2 до 16 человек. Он обнаружил, что даже незначительное большинство (примерно 3 человека) стимулирует эффект конформизма.
Во время эксперимента, проведенного Эшем, некоторые испытуемые хотя бы на время были исключены из группы на том основании, что их (правильное) решение задачи противоречило (неправильному) решению большинством, Какой эффект оказало такое исключение на их чувство собственного достоинства? Чтобы ответить на этот вопрос, Юдит Уилкокс и Джон Митчелл (1979) провели эксперимент, в ходе которого испытуемым были даны следующие инструкции: "Вы один из шести человек, попавших в ситуацию, связанную с риском для жизни. Вы должны отстаивать свои права, свои доводы, жизнь, а также решить, кому не будет разрешено остаться с группой. Ситуация состоит в следующем: океанский лайнер натолкнулся на айсберг и затонул в водах Арктики. Шестерым, включая Вас, удалось вскарабкаться в небольшую спасательную шлюпку, но съестных припасов хватит только на пять человек, чтобы прожить восемь дней; за это время лодка доставит вас к ближайшему материку. Вся ваша группа должна решить, кто не сможет остаться в спасательной шлюпке. Через 30 минут путем тайного голосования вы примете решение о том, кто должен покинуть шлюпку". После подведения итогов голосования и беседы с каждым испытуемым было объявлено "решение", якобы принятое группой. Некоторым испытуемым сообщили, что они могут остаться в спасательной шлюпке, т.е. они были "приняты". Другим "исключенным" было дано распоряжение покинуть шлюпку. Затем с испытуемыми было проведено интервью, и они выразили свои чувства - чувство облегчения или обиды. Наконец, исследователь объяснил, что "результаты" эксперимента были определены методом случайного отбора и в действительности не отражали мнение группы.
Уилкокс и Митчелл констатировали понижение чувства собственного достоинства у "исключенных" испытуемых. Величина самооценки у "принятых" испытуемых не изменилась. (У "исключенных" испытуемых даже подпись уменьшилась по размеру. Исследователи полагают, что это могло быть вызвано понижением чувства самоуважения.)
Взаимодействие в малой группе.
«Малая группа - люди собраны вместе по роду деятельности, объединены по ситуации.1»
Малые группы являются частью непосредственной социальной среды, в которой осуществляется ежедневная жизнедеятельность человека и которая в значительной степени детерминирует его социальное поведение, определяет конкретные мотивы его деятельности, влияет на формирование его личности.
В малой группе определяющими являются непосредственные отношения и взаимодействия между ее членами, эмоциональный контакт, податливость или сопротивление групповому давлению, социально-психологическая совместимость и т. д.
Численность малых групп составляет, как правило, от трех до восьми человек, хотя их может быть и пятнадцать, и двадцать.
Но группы с численностью более двадцати человек обычно не определяются как малые. Причина этого состоит в том, что непосредственное взаимодействие (взаимодействие лицом к лицу) членов группы и личное воздействие, которые являются, отличительными чертами малой группы, проявляются со значительно меньшей вероятностью, когда взаимодействуют более двадцати человек. Малые группы обычно существуют довольно продолжительный период времени, их члены встречаются на более-менее регулярной основе, обычно в одном и том же месте. И хотя отдельные члены группы могут приходить и уходить, группа остается. Кроме того, группа обычно представляется ее членами как единое целое, в ней существует четкое разграничение ролей. И, наконец, группа обладает некоторой самодостаточностью, которая позволяет ей приспособиться к изменяющемуся окружению. Из этого следует, что далеко не все объединения численностью не более двадцати человек подпадают под определение малой группы.
Формальные и неформальные группы. В организациях существует множество делений малых групп. Одним из наиболее важных является деление на группы формальные и неформальные. Формальные группы - это обычно те группы, существование которых предусмотрено организацией. Формальной группе присущи: ясная и рациональная цель, определенные функции, основанная на иерархии структура, предполагающая наличие должностей, прав и обязанностей, определенных соответствующими правилами; формальные отношения между людьми обусловлены непосредственно их должностным положением, а не их личными качествами.
Неформальные группы возникают в организациях на основе общих интересов людей, дружеских связей или других общественных нужд. Неформальные группы не содержатся в штатном расписании организации. В них существуют свои неписаные правила и нормы, касающиеся допустимого поведения и обязанностей. Успешное функционирование как формальных, так и неформальных групп совершенно необходимо организации.
Первичные и вторичные малые группы и их роль в жизни общества.
Первичная малая группа отличается более высокой частотой и плотностью контактов между её членами.
К основным видам малых социальных групп относится:
1) малые социально-экономические группы людей, лично взаимодействующих в сфере труда, - малые трудовые коллективы (производственно-промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, учебные, воинские, научные, в сфере бытового обслуживания, искусства, здравоохранения, просвещения и семьи);
2) малые социально-политические группы людей, представляющие в данном коллективе интересы определенных социально-политических институтов, которые функционируют в рамках всего общества,- партийные, профсоюзные группы, бригадиры, мастера, начальники цехов, командиры, заведующие отделами, уполномоченные государством представлять его интересы в данном коллективе и другие;
3) любительские (самодеятельные) малые социальные группы, преимущественно в сфере свободного времени - коллективы художественной самодеятельности, но в тоже время группы хулиганов, пьяниц и т. д.;
4) малые возрастные группы, созданные на основе известного совпадения условий жизни, потребностей, привычек, интересов и т. д.;
5) группы, основанные на принадлежности к полу -женские и мужские (армейские, учебные, производственные и т. д.);
6)территориально-бытовые группы людей, объединенных по месту жительства и совместному использованию окружающей их материально-технической среды (жилищно-коммунально-бытовых удобств, помещений и тому подобное.
1 Энциклопедия социологии Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко Минск 2004
Заключение:
«Групповая динамика [от греч. dynamis - сила] - весь комплекс интрагрупповых социально-психологических процессов, феноменов, явлений, эффектов, раскрывающий психологическую природу существования малой группы, особенности ее жизнедеятельности, основные этапы ее жизненного пути и функционирования с момента зарождения до "умирания" и окончательного распада как единой, целостной общности.1»
Практически в каждой группе на всех этапах ее жизненного цикла, действуют факторы, усиливающие как сплоченность, так и напряжение.
точки зрения теории групповой динамики, развитие группы представляет собой последовательность ряда универсальных стадий, характеризующихся сконцентрированностью на определенных динамических процессах. В современной социальной психологии обычно выделяется пять таких стадий: формирование, смятение и конфликт, принятие ответственности и заключение соглашения, достижения и свершения, завершение.
«Первая динамическая стадия характеризуется обычно преобладанием сплоченности над напряжением (в противном случае, группа, скорее всего, попросту не "состоится") и сконцентрированностью участников на конкретизации целей совместной деятельности. При этом параллельно идет процесс формирования первичной неформальной структуры группы. Вполне очевидно, что в каждом конкретном случае такая структура будет отличаться определенным своеобразием. Вместе с тем она с достаточным основанием может быть сведена к универсальной трехчленной формуле: "герой" — "антигерой" — "электорат".
Практически в любой группе на первой динамической стадии очень быстро выделяется неформальный лидер. Как правило, такое "назначение" в значительной степени является результатом действия механизма проективной идентификации, то есть неформальным лидером оказывается человек, в чем-то отвечающий бессознательным архаичным образам "идеального героя" большинства членов группы.
Вторая стадия группового развития характеризуется резким смещением динамического баланса "сплоченность — напряжение" в сторону последнего и сконцентрированностью участников на межличностных отношениях. Это связано, прежде всего, с тем, что в процессе реального взаимодействия происходит постепенное разрушение "фантомов", связанных с распределением базовых ролей на первом этапе. Иными словами, реальной подоплекой многочисленных межличностных конфликтов, возникающих на данной стадии, как правило, является вопрос о власти и месте каждого участника в неформальной групповой иерархии.
Третья динамическая стадия характеризуется балансом сплоченности и напряженности на достаточно высоком уровне и сконцентрированностью участников на нормирование деятельности группы. На данной стадии фактически заново формируется интрагрупповая структура уже на рациональных и отчетливо рефлексируемых всеми членами сообщества основаниях. При этом, как правило, происходит фактическая интеграция формальной и неформальной власти в группе. Кроме того, формулируются четкие нормы, регламентирующие внутригрупповое взаимодействие, персональную ответственность за соблюдение которых принимает на себя каждый из членов группы.
На четвертой стадии группового развития сплоченность преобладает над напряжением, но последнее сохраняется на достаточно высоком уровне. Группа на данной стадии сконцентрирована на решении предметных задач, ориентированных на достижение общей цели. Важно понимать, что данная стадия жизненного цикла группы ни в коей мере не является бесконфликтной. Другое дело, что конфликты не носят здесь преимущественно личностный характер и, как правило, связаны с различием подходов к решению общей задачи.