Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 21:54, контрольная работа
Общество – это не просто совокупность отдельных людей. Среди больших социальных общностей классы, социальные слои, сословия. Каждый человек принадлежит к какой-либо из этих социальных групп или может занимать некое промежуточное (переходное) положение: оторвавшись от привычной социальной среды, он еще не полностью включился в новую группу, в его образе жизни сохраняются черты старого и нового социального положения1
1. Введение……………………………………………………………….....3
2. Понятие социальной группы………………………………………..….4
3. Сущность групповой динамики………………………………………...8
4. Коммуникация в группах………………………………………………..10
5. Лидерство в группах……………………………………………………..12
6. Коммуникация и власть………………………………………………….15
7. Давление, способствующее конформизму и исключение из группы...17
8. Взаимодействие в малой группе………………………………………...19
9. Заключение……………………………………………………………….21
10. Список литературы………………………………………………………23
Также задачей руководства является предотвращение конфликтов, которые могут возникать по разным причинам.
Коммуникация в группах.
Одной из важнейших проблем во многих группах являются коммуникационные связи между их членами. Коммуникация — это не просто языковое, письменное или индивидуальное общение. Она рассматривается прежде всего как основа структуры группы, показатель физической и социальной близости индивидов. Очевидно, что не все методы получения информации и ее распределения между индивидами могут приводить к эффективной работе группы. Многие из них отрицательно сказываются на ее сплоченности и возможности совместных действий. Это должно учитываться при управлении деятельностью группы. К числу факторов детерминирующих групповую эффективность относятся:
1) способность членов группы к развитию организационной структуры;
2) степень свободы, с которой личность может функционировать в группе, имея в виду, что независимость действий члена группы обусловлена не только доступностью получаемой информации, но также и всевозможными ситуационными моментами, действиями других членов группы и оценкой воспринимаемой субъектом ситуации;
3) насыщение или информационную перегрузку, испытываемую членами группы в позициях коммуникативной сети; причем особенно чувствительны к насыщению позиции, расположенные в центре сети, и сами централизованные сети, чем, кстати, нередко и объясняется меньшая эффективность централизованных сетей в решении сложных проблем;
4) уровень развития социальной группы, способный в ряде случаев, как свидетельствует материалы работ, выполненных в рамках стратометрической концепции коллектива, существенным образом влиять на взаимосвязь рассматриваемых переменных.
Эффективная коммуникация быстрее приводит к индивидуальной удовлетворенности деятельностью группы, позволяет ее членам наиболее полно выразить себя. Централизация коммуникации фокусирует внимание членов группы на специфических предметах и приводит к концентрации усилий
Таким образом, использование различных способов коммуникации в зависимости от ситуации и целей группы позволяет эффективнее решать практические проблемы.
Коммуникативное поведение как особая категория социальной коммуникации.
К этой группе относятся четыре основных категории — коммуникативная роль, коммуникативная сфера, коммуникативная ситуация и коммуникативная установка.
1) Коммуникативная роль как социологическая доминанта сопряжена с категорией социального статуса. Её признаки: "лидер -- рядовой". Между ролью и статусом существует двусторонняя связь.
2) Коммуникативная сфера - социально обусловленная область коммуникативной деятельности человека, имеющая свои функции, определяемые коммуникативными потребностями — необходимостью сообщить или получить некую информацию. Они связаны с общественной деятельностью людей, в основе коей лежат духовные связи и производственная деятельность разнообразного характера.
«Коммуникативная сфера актуализируется в сложной коммуникативной единице - дискурсе.1» Особенностью коммуникативной сферы является ее динамичность - способность многократного изменения тематического поля дискурса в зависимости от мотивированности коммуникантов.
3) Социальная коммуникативная ситуация - совокупность условий, в кои включены субъект и объект социальной деятельности и кои оказывают влияние на эту деятельность. В коммуникативном контексте социальная ситуация может быть уточнена как совокупность социально значимых условий актуализации коммуникации, кои способствуют или ограничивают взаимодействие коммуникантов и их взаимное воздействие. Для социальной ситуации определяющие 3 условия — место коммуникации, временная продолжительность и ориентация коммуникации и участники коммуникации, как непосредственные, так и окружающие, наблюдающие.
4) Коммуникативная установка обусловлена социопрагматическими факторами социальной коммуникации - воздействием на партнера с той или иной целью.
Установка и способ ее актуализации в значительной степени определяются социальной ситуацией. Она может быть выражена эксплицитно, то есть явно, непосредственно при помощи вербальных средств, или имплицитно — неявно, намеком при помощи стереотипного высказывания и невербальных средств.
Коммуникативное поведение - поведение индивида, направленное на передачу или прием информации посредством различных средств коммуникации.
1Энциклопедия социологии Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко Минск 2004
Лидерство в группах.
«Лидер (англ. - ведущий) - авторитетный член организации, малой группы или общества в целом, личностное влияние которого позволяет ему играть существенную роль в социальных процессах, ситуациях.1»
Лидерство - один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид или часть социальной группы выполняет роль лидера, т.е. объединяет, направляет действия всей группы, которая ожидает, принимает и поддерживает его действия.
Существует три основных теоретических подхода в понимании происхождения лидерства. «Теория черт» (иногда называется «харизматической теорией», от слова «харизма», т.е. «благодать», которая в различных системах религии интерпретировалась как нечто, снизошедшее на человека).
Лидером, согласно этой теории, может быть лишь такой человек, который обладает определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных психологических черт. Различные авторы пытались выделить эти необходимые лидеру черты или характеристики. В американской социальной психологии эти наборы черт фиксировались особенно тщательно, поскольку они должны были стать основанием для построения систем тестов для отбора лиц - возможных лидеров.
На смену теории черт пришло новое объяснение, сформулированное в «ситуационной теории лидерства». Теория черт в данной концептуальной схеме не отбрасывается полностью, но утверждается, что в основном лидерство - продукт ситуации. В различных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других по крайней мере в каком-то качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером. Таким образом, идея о врожденности качеств была отброшена, и вместо нее принята идея о том, что лидер просто лучше других может актуализировать в конкретной ситуации присущую ему черту (наличие которой в принципе не отрицается и у других лиц). Свойства, черты или качества лидера оказывались относительными.
Третий вариант был представлен в так называемой системной теории лидерства, согласно которой лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер - как субъект управления этим процессом. При таком подходе лидерство интерпретируется как функция группы, и изучать его следует, поэтому с точки зрения целей и задач группы, хотя и структура личности лидеров при этом не должна сбрасываться со счетов. Рекомендуют учитывать и другие переменные, относящиеся к жизни группы, например, длительность ее существования. В этом смысле системная теория имеет, конечно, ряд преимуществ. Они очевидны, когда речь заходит не просто о лидерстве, но о руководстве.
Большинство отечественных исследований лидерства осуществляется в рамках близких данной модели, хотя к ней добавляется нечто новое, продиктованное общими предпосылками исследования динамических процессов в группе: феномен лидерства в малых группах рассмотрен в контексте совместной групповой деятельности, т.е. во главу угла ставятся не просто «ситуации», но конкретные задачи групповой деятельности, в которых определенные члены группы могут продемонстрировать свою способность организовать группу для решения этих задач. Отличие лидера от других членов группы проявляется при этом не в наличии у него особых черт, а в наличии более высокого уровня влияния.
Проблема лидерства актуализировалась из-за ее важности в образовании, социально-групповой работе, управлении и особенно политике. Лидерство рассматривается и как наибольшая осведомленность, и как наибольший авторитет, и как законная власть. Все эти подходы позволяют утверждать, что лидер группы - это лицо, обладающее максимальным статусом.
Однако в зависимости от того, что мы понимаем под лидерством, надо пользоваться различными определениями статуса, трактуемого или как законная власть, или как "взвешенная" сумма оценок подчиненных, или как число намеренных выборов, сделанных членами группы в отношении одного из них.
Непосредственно с проблемой лидерства связана проблема авторитета в группе. Авторитет данного лица характеризуется индексом авторитета, равным числу людей, над которыми доминирует это лицо в группе.
В принципе социологические исследования позволяют изучать и типы лидерства, и уровни авторитета отдельных членов группы по разным проблемам. Однако оказывается, что для групп с большим числом членов сложность вычисления конечного распределения авторитета в группе возрастает настолько, что может превзойти возможности современных ЭВМ. В этом случае можно выделить только ожидаемый иерархический индекс равновесия.
Будучи по природе психологическим феноменом, лидерство, так же, как и авторитет, выступает формой организации отношений и управления ими. Обобщив ряд исследований по проблеме лидерства в разнообразных по специфике группах, можно представить общую схему анализа этого явления: структурные характеристики группы; механизмы реализации; динамика протекания групповых процессов. В эти три блока вписывается по существу вся проблематика лидерства.
В то время как посредством лидерства осуществляется организация и управление системой неофициальных отношений, руководство (формальное лидерство) оказывает (или может оказывать) влияние практически на все системы внутригрупповых отношений, и официальных и неофициальных. При условии реализации руководителем ведущих лидерских ролей (он принимает решение, "продает" решение, предлагает идеи, позволяет подчиненным действовать в определенных пределах норм, обеспечивает социальный контроль и т. д.) эффективность управления группами возрастает.
Таким образом, лидерство (руководство) можно рассматривать как системный феномен, предполагающий вероятностный характер связи между важнейшими переменными (показателями); как реализацию обмена в структуре взаимодействия "руководитель - группа (подчиненные) "; как когнитивный феномен, являющийся результатом социально-коммуникативных процессов, присущих руководителю и подчиненным.
1 Энциклопедия социологии Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко Минск 2004
Коммуникация и власть.
Общепризнанна сложность проявлений власти, их неоднородное присутствие в различных областях жизни общества. Это обстоятельство делает исследование власти крайне трудным и противоречивым делом, обусловливает необходимость использования различных методологических средств и подходов.
Выражением методологического плюрализма в осмыслении власти является наличие различных моделей ее эпистемологической репрезентации, в том числе волюнтаристской, лингвосемиотической, структуралистской, постмодернистской. Утверждение тех или иных моделей власти в установках исследователей и аналитиков, а также в общественном сознании происходит под влиянием многочисленных факторов. Их совокупное действие в различные периоды времени и в различных ситуациях формирует преобладающие парадигмальные конфигурации трактовок власти. Соответственно конфигурационным образом происходит демаркация политического в жизни общества, а в зависимости от трактовки места и роли политики в социуме создается картина статусов и взаимоотношений основных общественных субъектов и групп, регулятивов функционирования и факторов изменчивости общественного целого.
Актуальная парадигма власти всегда является изменчивой. Она образуется совокупным действием на сферу политического различных социально-культурных влияний. К ним относятся: эволюция представлений об общих принципах устройства общества; культурно-историческая динамика; динамика типов научной рациональности; факторы технологического развития; процессы глобализации и продолжающееся на их фоне активное цивилизационное и национально-культурное самоопределение народов, стран и обширных культурных регионов современного мира.
При рассмотрении указанных факторов должен учитываться не только простой факт их взаимодействия, но также траектория и направленность каждого из них, резонансы и проекций их когерентных отношений. На основе комплексного анализа парадигмалъной динамики политологических концепций представляется возможным утверждать, что в современной политологической мысли уже достаточно широко признана трактовка власти как коммуникаций. Это означает, что власть как возможность оказать воздействие на что-либо или на кого-либо только «на поверхности» общественных процессов проявляется как целесообразная совокупность регулятивных воздействий, иерархическая, силовая диспозиционная структура. В сущности же, власть представляет собой сложную систему коммуникаций как информационно-смыслового взаимодействия различных субъектов общественной жизни. Отличительными признаками власти как коммуникативного феномена можно назвать: 'сложный системный характер; информационное качество социальных взаимодействий; наличие развитых субъектов коммуникации; пространственно-временную соразмерность коммуникативного взаимодействия; вариативность и селективность действия субъектов коммуникации; социальную релевантность.
Приоритетное внимание к коммуникативной модели власти носит именно парадигмальный характер. Оно не связано с отрицанием других подходов к трактовке власти и политического, но предполагает рассмотрение многообразия явлений политической жизни под несколько модернизированным «углом зрения», приближенным к стандартам современного научного познания и его концептуальным образам.