Групповая динамика

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 10:57, доклад

Описание работы

Термин "групповая динамика" имеет несколько значений:
1. Модель формирования стадий малой группы (термин ввел Курт Левин);
2. Название исследований, посвященных проблемам формирования и развития малых групп.

Работа содержит 1 файл

групповая динамика.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

    контрольная - производительность труда.

  1. Организация труда

    Факторная характеристика - продолжительность и частота перерывов, дополнительный свободный день, завтраки за счет фирмы.

    Производительность  труда не снизилась и после  отмены этих условий.

  1. Социологи обратились к наблюдениям за рабочими и администрацией, к массовым опросам рабочих и беседам с администрацией. Им нужна была новая гипотеза. Они заметили факт группового поведения рабочих. Группы, которые имеют неформальных лидеров, группы, которые задают темп труда, способные контролировать трудовое и досуговое поведение своих членов. Было выявлено, что большое значение имеет характер взаимоотношений между рабочими и администрацией.
  2. Гипотеза: характер взаимоотношений в группах -- главный фактор производительности труда.

    ·  Оказалось, групповые нормы - главный фактор производительности труда.

Выводы из эксперимента:

Они стали известны благодаря трудам Э. Мэйо. Эти выводы легли в основу управленческой доктрины человеческих отношений.

Суть доктрины:

  • Индивидуальное вознаграждение труда должно быть дополнено вознаграждением групповым
  • Экономическое вознаграждение должно быть дополнено вознаграждением социально-психологическим. Это повышает удовлетворенность трудом.
  • Администрация должна склонять рабочих к сотрудничеству, используя некоторую демократизацию управления, манипулируя системой экономических и моральных поощрений.

Еще один метод  для изучения малых групп:

2. Метод социометрии  (Я. Морено)

Я. Морено говорил, что большую роль в жизни людей  играют неформальные отношения. Нужно  стремиться, чтобы формальная и неформальная структура общества совпадали. Для этого нужны специальные методы.

Социометрия - проект социальной науки в целом. Основная идея этого проекта - малая группа - модель общества, на ее примере видно, что для жизни людей важна  как объективная структура, создаваемая  функциональными обязанностями, так и структура эмоциональных отношений - структура эмоциональных отношений должна быть выявлена специальными методами.

Эмоциональные привязанности в группах распределяются неравномерно. Структура эмоциональных  привязанностей часто не совпадает с объективной структурой групп, не совпадение этих структур, как в малых группах, так и в обществе в целом, является источником конфликтов, ведет к появлению людей, лишенных богатства эмоциональных связей.

С т.з. Морено социометрия  не только метод изучения, но и народная социология, которая включает людей в социальное экспериментирование (Морено изобрел методы социодрамы и психодрамы, которые помогают человеку утвердиться в обществе, быть самим собой). Цитата, характерная для проекта Морено: в проекте Морено "само человечество становится экспериментатором, а бывший автократический экспериментатор становится одним из миллиардов совместно думающих участников". Социометрия в современной социологии - это метод изучения структуры неформальных отношений в малых группах. Он основан на том, что эмоциональные отношения в группах распределены неравномерно (как и доверие, авторитет, признание каких-то качеств и т.д.), а так же на том, что определение этих отношений связано с поведением людей в ситуациях выбора. В социометрии такую ситуацию создает спец. вопрос - социометрический критерий. Чем точнее определен критерий, тем точнее будут получены результаты.

По результатам  социометрического опроса заполняется  таблица, представляющая собой данные о сделанных и полученных выборах, т.н. социологическая матрица. Результаты опроса могут быть представлены графически в виде социограммы, наглядно представляющей структуру межличностных связей.

     Групповая динамика представляет собой взаимосвязи  членов группы и их внутригрупповое  взаимодействие. К ним относят  вопросы лидерства, принятия общего решения, конфликты и др. 

Б. Д. Карвасарский.Психотерапевтическая энциклопедия.

 

     ·  ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА

Совокупность  внутригрупповых социально-психологических  процессов и явлений, характеризующих  весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы - образование,  функционирование, развитие,  стагнацию, регресс,  распад, - называется Г. д. Иначе говоря, это учение  о силах, структуре и процессах, которые действуют в группе. Группа  при этом рассматривается как общность людей, характеризующаяся ограниченным числом членов (до 20 человек) , непосредственными контактами, распределением ролей и позиций, взаимозависимостью участников, общими целями, ценностями и нормами, а также постоянным составом.

Термин  Г. д. используется:

1) для  обозначения направления в изучении малых групп, основанного на принципах гештальт- психологии;

2) для  характеристики процессов, происходящих  в группе по мере ее развития  и изменения;

3) для описания причинно-следственных связей, объясняющих эти явления;

4) для  обозначения совокупности методических  приемов, используемых при изучении  социальных установок и межличностных  отношений в группе.

Термин  Г. д. имеет отношение  по крайней мере к трем психологическим дисциплинам. 1) В социальной психологии Г. д. представляет собой область исследований. Ее предметом является индивид  (влияние  группы на его чувстваповедение,  когнитивные процессы), сама группа (ее влияние как надындивидуального единства на индивида и другие группы), а также интеракция  и взаимоотношения между членами группы, группой и другими организациями (институтами). 2) Г. д. обозначает также совокупность методических приемов, используемых одновременно для обучения и социально-психологических исследований. В данном случае обучающиеся являются одновременно и участниками, и наблюдателями-исследователями группового процесса. Процесс  обучения происходит не только в когнитивной плоскости, но и в форме интенсивного собственного опыта. В этом плане Г. д. включается в педагогическую психологию. 3) Предметом Г. д. как области клинической психологии является теория  и технические приемы, направленные на изменение межличностных отношений в группе. Педагогические и клинические аспекты Г. д. объединяются в настоящее время  термином "прикладная Г.д.". Первые исследования в области Г. д. были начаты Левином (Lewin K., 1944).

В психотерапии Г. д. представляет собой научную  основу для психотерапевтического  процесса в группе, поскольку в  терапевтических группах находят  свое выражение все групповые  феномены. В этом смысле специфика групповой психотерапии как самостоятельного метода заключается в целенаправленном использовании Г. д. в лечебных, психотерапевтических целях. Применительно к групповой психотерапии Г. д. рассматривается как совокупность взаимоотношений и взаимодействий между участниками группы, включая и группового психотерапевта. Кратохвил (Kratochvil S., 1978) определяет Г. д. как совокупность групповых действий и интеракций, характеризующих развитие, или движение,  группы во времени, которая является результатом взаимоотношений и взаимодействий членов группы, их деятельности и воздействия внешнего окружения. Хек (Hock K., 1975) рассматривает Г. д. как процесс формирования, структурирования, развития и функционирования группы, который приобретает важное значение  для психотерапии. К характеристикам Г. д. относятся: цели и задачи группы; нормы  группы; структура  группы, групповые роли и проблема  лидерства; групповая сплоченностьнапряжение в группеактуализация  прежнего эмоционального опыта (проекция) ; формирование  подгрупп, фазы развития психотерапевтической группы

1. Цели  и задачи группы. Как правило, групповой психотерапевт  прямо не информирует участников о групповых целях. Формирование и принятие их членами группы создает основу для терапевтической активности. Определенная направленность действий позволяет участникам понять смысл  и осознать значение групповых действий, удовлетворяет индивидуальные потребности,  особенно при совпадении индивидуальных и групповых целей. Существенной проблемой в начале работы психотерапевтической группы является формирование собственно психотерапевтических целей и преодоление дисбаланса между общегрупповыми целями и довольно часто обнаруживающимися неконструктивными, "антипсихотерапевтическими" целями отдельных участников группы. Кратохвил следующим образом формулирует цели психотерапевтической группы: разобраться в проблемах каждого участника, помочь ему понять и изменить собственное состояние;  постепенно изменять слабую приспособляемость пациента, достигая адекватной социальной адаптации; предоставлять информацию о закономерностях интерперсональных и групповых процессов как основы для более эффективного и гармоничного общения с людьми; поддерживать процесс развития личности в смысле роста своего собственного личностного и духовного потенциала; устранять болезненные признаки и симптомы

2. Нормы  группы - это совокупность правил  и требований, "стандартов" поведения,  регулирующих взаимоотношения и  взаимодействия между ее участниками.  Групповые нормы определяют, что  допустимо и недопустимо в группе, желательно и нежелательно, правильно и неправильно. Нормы в ходе развития группы могут претерпевать изменения, особенно при возникновении новых сложных групповых ситуаций, но без их согласования не может быть организованной активности. Мерой интернализации участниками групповых норм может быть усилие, прилагаемое коллективом для их сохранения и защиты. К психотерапевтическим нормам обычно относят: искреннее проявление эмоций (в том числе по отношению к психотерапевту), открытое изложение своих взглядов и позиций, рассказ о своих проблемах, принятие других и терпимость по отношению к их позициям и взглядам, активностьстремление  избегать оценочных суждений и пр. Важная проблема в психотерапевтической группе - формирование собственно психотерапевтических норм и преодоление, изживание "антипсихотерапевтических".

3. Структура группы, групповые роли и проблемы лидерства. Структура группы является одновременно формальной и неформальной. Неформальная структура складывается гораздо медленней формальной, поскольку определяется интерперсональным выбором. Разные члены группы занимают различные позиции в иерархии популярности и авторитета, власти и престижа, осознают и исполняют различные роли. Шиндлер (Schindler R., 1957) описал четыре наиболее часто встречающиеся групповые роли. Альфа - лидер,  который импонирует группе, побуждает ее к активности, составляет программу, направляет, придает ей уверенность и решительность.  Бета - эксперт, имеющий специальные знаниянавыкиспособности,  которые требуются группе или которые она высоко оценивает. Эксперт анализирует, рассматривает ситуацию с разных сторон, его поведение рационально, самокритично, нейтрально и безучастно. Гамма - преимущественно пассивные и легко приспосабливающиеся члены группы, старающиеся сохранить свою анонимность; большинство из них отождествляется с альфой. Омега - самый "крайний" член группы, который отстает от коллектива по причине неспособности, отличия от остальных или страха. В психотерапевтической группе встречаются также и другие роли: противник, оппозиционер, монополист, монопольный оратор, моралист, мученик, квазипсихотерапевт, любимчик, шут, "козел отпущения", агрессор, провокатор, защитник, нытик, правдолюбец, блюститель демократии. Для невротических пациентов характерны достаточно стереотипные роли. Психотерапевтическая группа  предоставляет возможности для их выявления, коррекции и расширения ролевого диапазона и репертуара. Лидерство  в группе - важная составляющая Г. д., тесно связанная с проблемами руководства, зависимости, подчинения и соперничества. Отношение к психотерапевту, который является формальным лидером коллектива, в разные фазы развития психотерапевтической группы может быть различным и изменяющимся. Роль  неформального лидера в группе также не является стабильной, соперничество,  борьба за власть  занимают существенное место в групповом процессе. Во взаимоотношениях с лидером пациенты проявляют собственные амбивалентные тенденции и установки, связанные с проблемами ответственности, безопасности, самостоятельности, руководства, зависимости.

Информация о работе Групповая динамика