Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 12:40, курсовая работа
С древних времен человека интересовали не только загадки и явления окружающей природы (извержения вулкана, смерчи и т.д.) но и проблемы, связанные с его собственным существованием, - почему люди не могут жить в одиночку, а лишь среди себе подобных. Мыслители и ученые древности пытались разобраться в этих вопросах и обратили свой взгляд на человека и общество, в котором он существует. Античная мысль дала новый толчок в исследованиях социальной сферы, заложили ряд элементов в фундамент основ социологии.
Введение 3
1. Государственный интерес как выражение общественных потребностей 5
1.1. Понятие государственного интереса 5
1.2. Взаимосвязь потребностей и интересов 6
1.3. Содержание и реализация государственных интересов …..……………………..7
2. Основные виды государственных интересов ………………………………………10
3. Государственные интересы в различных политических режимах ……………… ..12
Заключение ………………………………………………………………………………14
Список литературы ………………………………………………………………………15
- осуществление права как
- решение вопросов гражданства;
- введение справедливой системы налогов;
- участие в мировом разрешении социальных конфликтов;
- надежная охрана
Современные государственные интересы
выражаются в наработке научно-
На мировой арене, в
Государственные интересы получают свое
выражение и закрепление в
основном законе страны, ее Конституции,
а также в других законных и
подзаконных актах и
Цели государственного управления построены на принципе приоритета потребностей и интересов развития общества.
Государственные интересы подразделяются
По сфере их проявления:
- экономические
- политические
- социальные
- культурные (духовные)
По времени реализации:
- перспективные
- текущие
Основные виды государственных интересов:
- общественно-политические (охватывают
комплексное, целостное,
- социальные (отражают влияние
общественно-политических
- духовные (введение духовного
потенциала общества в
- экономические (утверждают
Политические интересы государства подразделяются на:
- международные
- внутриполитические
К международным государственным интересам относятся:
- умелое строительство
- сохранение и укрепление
- всемерное развитие международных структур, поддерживающих мир и спокойствие в глобальном и региональном масштабах;
- поддержание свободы,
Только благоприятная международная обстановка создает условия для созидательного развития любого государства.
Социальные интересы государства проявляются в:
- обеспечении на всей
- создание всего многообразия условий воспроизводства и развития человека, начиная с рождения новых поколений, их воспитания и образования и кончая сохранением памяти о предках;
- формирования социокультурного пространства, благоприятного для самореализации каждого человека, стимулирование творческого роста и использование его талантов и возможностей, проведение в жизнь принципа социальной справедливости;
Различия в социальном положении людей отражаются на специфике их интересов. Не учитывать эти интересы – означает наносить ущерб сотрудничеству различных социальных групп, а значит единству общества и стабильности государства.
В сфере экономической государственные интересы выражаются в:
- развитии производительных сил
общества как главного фактора
экономической
- регулировании экономики:
- сохранении среды обитания человека, снижении истощения не возобновляемых природных ресурсов, использование ресурсосберегающих технологий.
3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ
ИНТЕРЕСЫ В РАЗЛИЧНЫХ
В различных по типу политических режимах различаются не только сами по себе государственные интересы, их общая направленность, но и механизм реализации.
Демократия основана на верховенстве права в обществе, свободой людей, их равенстве в правах прирожденных свойств человека. Члены общества довольно принимают на себя определенные ограничения и обязуются подчиняться общим законам. При демократии источником законов выступает гражданское общество. Оно определяет собой государство, а не наоборот. При таком положении дел личность имеет приоритет над обществом.
Для демократии характерны следующие признаки:
- господство закона во всех сферах общественной жизни;
- исполнение законов
- судебная защита прав граждан и взаимная ответственность государства и личности.
Государственный интерес в условиях демократии заключается в стремлении оградить человека от государственного террора, насилием над совестью, мелочной опеки со стороны органов власти, гарантировать индивидуальную свободу и основополагающие права личности. Государство признано защищать свободу, безопасность и достоинство личности. Для того, чтобы народ мог контролировать государство и оно не превратилось в чудовище, господствующее над человеком, вводится институт разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной.
В условиях авторитаризма устанавливается личная диктатура. Даже если правление авторитарного лидера сочетается с деятельностью парламентских учреждений, с разделением властей, оппозицией, последние не носят действительно представительного характера. Самовластие ведет к тому, что государственные интересы в значительной степени персонифицируются как внутри страны, так и вне ее, не выражают подлинное волеизъявление народа. Строгая централизация власти по «вертикали», сверху до низу парализует демократические устои жизни, хотя нередко авторитарный режим способен удовлетворить определенные потребности и интересы людей за счет подъема экономики, помощи родственных сил извне. Пока сохраняются авторитарные порядки, государственные интересы выражают не совокупные потребности общества, всех его основных слоев, а потребности правящей элиты во главе с диктатором, опирающимся на бюрократию, военно-политический аппарат, олигархические группировки.
Тоталитаризм ведет к фактическому разрушению гражданского общества, его представительных демократических структур. Потребности и интересы формируются в узких рамках максимально возможного огосударствления основных институтов политической и духовной жизни под эгидой националистической, партийной и религиозной верхушки и вне реального воздействия общественности на государственную политику.
Расистские, сектантско-фундаменталистские режимы стремятся не только к увековечиванию собственной власти, но и распространению ее принципов на другие страны. Поэтому в государственных интересах таких режимов присутствуют мессианство, навязывание народам своего пути общественного развития.8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственный интерес является причиной деятельности государства, при выполнении своих функций и формируется исходя из потребностей государства и общества в целом.
Государство, являясь организацией, имеет свойство и тенденции изменяться. Происходят изменения в культуре, техническом развитии общества, меняются жизненные ориентиры общественных групп, происходят изменения в социально-экономической сфере. Внутренние потребности и взаимодействие со стороны внешнего окружения ставят перед управляемой системой новые задачи. Тем более что управление предполагает не только контроль, но и планомерное, организованное, скоординированное воздействие на объект управления. Данное воздействие позволяет удерживать систему в стабильном, благоприятном, состоянии нормального функционирования и успешного достижения цели.
Государственный интерес можно рассмотреть как формирование целей в процессе управления, как выполнение функций организации.
Изменения в деятельности
государства основывается на
изменении сферы государственно
Правильный учет интересов людей, нахождение наиболее целесообразных форм их сочетания, использование стимулирующей роли интересов имеют огромное значение для развития государства.
Сфера образования государственных
интересов – это объективные
отношения между субъектами деятельности.
Государственный интерес
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
2. Бабосов Е.М. Социология управления: Учебное пособие для студентов вузов. –
2-е изд., стереотип. – Минск: ТетраСистемс, 2001
3. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. – М.: Политиздат, 1986
4. Политическая энциклопедия в 2-х томах. Том 1. – М.: Мысль, 1999
дополн. – М.: Центр, 2001
6. Сиренко В.Ф. Обеспечение приоритета общегосударственных интересов. – Киев:
Наукова Думка, - 1987
7. Сиренко
В.Ф. Проблема интереса в
Наукова Думка, - 1980
1 Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: курс лекций. – 3-е изд., перераб. и дополн. – М.: Центр, 2001. – с. 224
2 Бабосов Е.М. Социология управления: Учебное пособие для студентов вузов. – 2-е изд., стереотип. – Минск: ТетраСистемс, 2001. – с. 288
3 Политическая энциклопедия. – М., 1999 – с. 453
4 Сиренко В.Ф. Обеспечение приоритета общегосударственных интересов. – Киев: Наукова Думка, - 1987 – с. 33
5 Сиренко В.Ф. Обеспечение приоритета общегосударственных интересов. – Киев: Наукова Думка, - 1987 – с. 35
6 Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. – М.: Политиздат, 1986 – с. 123
7 Атаманчук Г.В. Государственное управление. – М., - 2000 – с. 49-50
8 Сиренко В.Ф. Проблема интереса в государственном управлении. – Киев: Наукова Думка, - 1980 – с. 112