Государственный интерес: понятие и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 12:40, курсовая работа

Описание работы

С древних времен человека интересовали не только загадки и явления окружающей природы (извержения вулкана, смерчи и т.д.) но и проблемы, связанные с его собственным существованием, - почему люди не могут жить в одиночку, а лишь среди себе подобных. Мыслители и ученые древности пытались разобраться в этих вопросах и обратили свой взгляд на человека и общество, в котором он существует. Античная мысль дала новый толчок в исследованиях социальной сферы, заложили ряд элементов в фундамент основ социологии.

Содержание

Введение 3
1. Государственный интерес как выражение общественных потребностей 5
1.1. Понятие государственного интереса 5
1.2. Взаимосвязь потребностей и интересов 6
1.3. Содержание и реализация государственных интересов …..……………………..7
2. Основные виды государственных интересов ………………………………………10
3. Государственные интересы в различных политических режимах ……………… ..12
Заключение ………………………………………………………………………………14
Список литературы ………………………………………………………………………15

Работа содержит 1 файл

Государственный интерес понятие и виды.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

- осуществление права как системы   общеобязательных социальных  норм, в том числе прав и свобод граждан;

- решение вопросов гражданства;

- введение справедливой системы налогов;

- участие в мировом разрешении  социальных конфликтов;

- надежная охрана государственных  границ, оборона страны от возможной  агрессии.

Современные государственные интересы выражаются в наработке научно-обоснованной, всесторонне взвешенной политической стратегии развития страны, обоснование и определение ее главных приоритетов, а также темпов и пропорций развития экономической, социальной и прочих сфер развития общества; в стимулировании рыночных и других реформ, в поощрении общественно-полезной деятельности граждан и групп, обладающих различными социально-политическими статусами и ролями.6

 На мировой арене, в отношениях  с регионами государственные  интересы  осуществляются, исходя  из потребностей  национального  развития данной страны, с учетом интересов других государств,  общечеловеческих потребностей и ценностей.

Государственные интересы получают свое выражение и закрепление в  основном законе страны, ее Конституции, а также в других законных и  подзаконных актах и государственно-правовых документах. В рамках мирового сообщества деятельность государств регламентируется Уставом ООН, нормами и принципами  международного права.

 

 

  1. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ

 

Цели государственного управления построены на принципе приоритета потребностей и интересов развития общества.

Государственные интересы подразделяются

По сфере их проявления:

- экономические

- политические

- социальные

- культурные (духовные)

По времени реализации:

- перспективные

- текущие

Основные виды государственных интересов:

- общественно-политические (охватывают  комплексное, целостное, сбалансированное  и качественное развитие общества);

- социальные (отражают  влияние  общественно-политических интересов  на социальную структуру общества, взаимоотношения ее элементов, состояние и уровень социальной жизни людей);

- духовные (введение духовного  потенциала общества в реализацию  общественно-политических и социальных  интересов);

- экономические (утверждают систему  экономических отношений, обеспечивающих  материальную основу  общественно-политических и иных интересов);7

Политические интересы государства подразделяются на:

-  международные 

-  внутриполитические

К международным государственным  интересам относятся:

- умелое строительство взаимосвязей  с другими государствами по периметру своих границ;

- сохранение и укрепление сотрудничества  со всеми государствами;

- всемерное развитие  международных  структур, поддерживающих мир и  спокойствие в глобальном и  региональном масштабах;

- поддержание свободы, суверенитета  и исторического существования народов своей страны в рамках мирового сообщества. Человек реализуется в своем народе (нации), а народы – во взаимодействии с другими народами. Поэтому нельзя допускать «размывания» национальных ориентаций, ценностей, идеалов.

Только благоприятная международная обстановка создает условия для созидательного развития любого государства.

Социальные интересы государства проявляются в:

- обеспечении на всей территории  государства прав и свобод каждого человека и гражданина. Ведь именно с этой целью создается и поддерживается государство материально и духовно;

- создание всего многообразия  условий воспроизводства  и   развития человека, начиная с  рождения новых поколений, их  воспитания и образования и  кончая сохранением памяти о  предках;

- формирования социокультурного пространства, благоприятного для самореализации каждого человека, стимулирование творческого роста и использование его  талантов и возможностей, проведение  в жизнь принципа социальной справедливости;

Различия в социальном положении людей отражаются  на специфике их интересов. Не учитывать эти интересы – означает наносить ущерб сотрудничеству различных социальных групп, а значит единству общества и стабильности государства.

В сфере экономической государственные интересы выражаются в:

- развитии производительных сил  общества как главного фактора  экономической самостоятельности  страны;

- регулировании экономики: использование  механизмов взаимодействия государства  и экономики, которые «снимают»  тотальность государства  и  анархию рынка и дающих в итоге оптимизирующее общественное развитие;

- сохранении среды обитания  человека, снижении истощения не возобновляемых природных ресурсов, использование ресурсосберегающих технологий.

 

 

 

 

 

 

 

3.  ГОСУДАРСТВЕННЫЕ  ИНТЕРЕСЫ В РАЗЛИЧНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМАХ

 

В различных по типу политических режимах различаются не только сами по себе государственные интересы, их общая направленность, но и механизм реализации.

 Демократия основана на верховенстве права в обществе, свободой людей, их равенстве в правах прирожденных свойств человека. Члены общества довольно принимают на себя определенные ограничения и обязуются подчиняться общим законам. При демократии источником законов выступает гражданское общество. Оно определяет собой государство, а не наоборот. При таком положении дел личность имеет приоритет над обществом.

Для демократии характерны следующие признаки:

- господство закона во всех  сферах общественной жизни;

- исполнение законов государством  и его органами;

- судебная защита прав граждан  и взаимная ответственность государства и личности.

Государственный интерес в условиях демократии заключается в стремлении оградить человека от государственного террора, насилием над совестью, мелочной опеки со стороны органов власти, гарантировать индивидуальную свободу и основополагающие права личности. Государство признано  защищать свободу, безопасность и достоинство личности. Для того, чтобы народ мог контролировать государство и оно не превратилось в чудовище, господствующее над человеком, вводится институт разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной.

В условиях авторитаризма устанавливается личная диктатура. Даже если правление авторитарного лидера сочетается с деятельностью парламентских учреждений, с разделением властей, оппозицией, последние не носят действительно представительного характера. Самовластие ведет к тому, что государственные интересы в значительной степени персонифицируются как внутри страны, так и вне ее, не выражают подлинное волеизъявление народа.  Строгая централизация власти по «вертикали», сверху до низу парализует демократические устои жизни, хотя нередко авторитарный режим способен удовлетворить определенные потребности и интересы людей за счет подъема экономики, помощи родственных сил извне. Пока сохраняются авторитарные порядки, государственные интересы выражают не совокупные потребности общества, всех его основных слоев, а потребности правящей элиты во главе с диктатором, опирающимся на бюрократию, военно-политический аппарат, олигархические группировки.

Тоталитаризм ведет к  фактическому разрушению гражданского общества, его представительных демократических структур. Потребности и интересы формируются в узких рамках максимально возможного огосударствления основных институтов политической и духовной жизни под эгидой  националистической, партийной и религиозной верхушки и вне реального  воздействия общественности на государственную политику.

 Расистские, сектантско-фундаменталистские  режимы стремятся не только  к увековечиванию собственной  власти, но и распространению  ее принципов на другие страны. Поэтому в государственных интересах таких режимов присутствуют мессианство, навязывание народам своего пути общественного развития.8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Государственный интерес является причиной деятельности государства, при выполнении своих функций и формируется исходя из потребностей государства и общества в целом.

Государство, являясь организацией, имеет свойство и тенденции изменяться. Происходят изменения в культуре, техническом развитии общества, меняются жизненные ориентиры общественных групп, происходят изменения в социально-экономической сфере. Внутренние потребности и взаимодействие со стороны внешнего окружения ставят перед управляемой системой новые задачи. Тем более что управление предполагает не только контроль, но и планомерное, организованное, скоординированное воздействие на объект управления. Данное воздействие позволяет удерживать систему в стабильном, благоприятном, состоянии нормального функционирования и успешного достижения цели.

Государственный интерес можно рассмотреть как формирование целей в процессе управления, как выполнение функций организации.

 Изменения в деятельности  государства основывается на  изменении сферы государственного интереса. Разработка государственного интереса, по существу, является процессом принятия управленческого решения. Наличие проблемы и стремление к ее решению движущая сила разработки интереса.

Правильный учет интересов людей, нахождение наиболее целесообразных форм их сочетания, использование стимулирующей  роли интересов имеют огромное значение для развития государства.

Сфера образования государственных  интересов – это объективные  отношения между субъектами  деятельности. Государственный интерес отражает диалектику всеобщих, частных и корыстных интересов.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

 

  1. Атаманчук Г.В. Государственное управление. – М.: ОАО НПО Экономика, 2000

 

    2.   Бабосов Е.М. Социология управления: Учебное пособие для студентов вузов. –

            2-е изд., стереотип. – Минск: ТетраСистемс, 2001 

 

3.   Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. – М.: Политиздат, 1986 

 

       4. Политическая энциклопедия в 2-х томах. Том 1. – М.: Мысль, 1999

 

 

  1. Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: курс лекций. – 3-е изд., перераб. и

      дополн. – М.: Центр, 2001

 

      6.   Сиренко В.Ф. Обеспечение приоритета общегосударственных интересов. – Киев:

            Наукова Думка, -  1987

 

 

       7.  Сиренко  В.Ф. Проблема интереса в государственном  управлении. – Киев:

            Наукова Думка, -  1980 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: курс лекций. – 3-е изд., перераб. и дополн. – М.: Центр, 2001. – с. 224

2 Бабосов Е.М. Социология управления: Учебное пособие для студентов вузов. – 2-е изд., стереотип. – Минск: ТетраСистемс, 2001. – с. 288

3 Политическая энциклопедия. – М., 1999 – с. 453

 

4 Сиренко В.Ф. Обеспечение приоритета общегосударственных интересов. – Киев: Наукова Думка, - 1987 – с. 33

5  Сиренко В.Ф. Обеспечение приоритета общегосударственных интересов. – Киев: Наукова Думка, -  1987 –   с. 35

 

 

6 Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. – М.: Политиздат, 1986 – с. 123

7 Атаманчук Г.В. Государственное управление. – М., - 2000 – с. 49-50

8 Сиренко В.Ф. Проблема интереса в государственном управлении. – Киев: Наукова Думка, -  1980 – с. 112

 


Информация о работе Государственный интерес: понятие и виды