Государственная программа поддержки молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 14:40, реферат

Описание работы

Актуальность работы заключается в том, что общественные перемены в России существенно изменили облик страны, содержание и формы государственности, смысл и технологию управления социальными процессами. Затронуты все стороны жизни людей как на уровне социальной структуры и социальных институтов, так и на уровне повседневных социальных практик. Эти грандиозные изменения не могли не породить феномена нарушения устоявшихся социальных связей, переоценки ценностей. Разрушены механизмы поддержания социального контроля в обществе и управления социальными процессами и на их месте строится иная управленческая система. При этом даже те сферы управленческой деятельности, которые сформировались как социальные инновации в новой России, силу длительности постсоветской трансформации претерпевают изменение, меняют содержание.

Работа содержит 1 файл

гос. программы поддержки молодежи.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

В мае 1998 года Комитет Российской Федерации по делам молодежи, председателем  которого в то время была Новикова Т.В., был упразднен. Взамен его создали Департамент по делам молодежи, который ввели в структуру Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Однако вскоре Комитет был воссоздан.

Таким образом, следует отметить, что в России в целом создана  вертикальная структура управления, с помощью которой государство осуществляет молодежную политику.

Во всех субъектах Российской Федерации имеются органы по делам молодежи. В 1997 г. Указом Президента РФ №890 от 15.08.1997 г. первая Федеральная целевая программа «Молодежь России» получила статус Президентской. Но из-за отсутствия системы управленческих органов по делам молодежи в субъектах Российской Федерации общая стратегия этой программы была нарушена.

В 1998 г. принимается новая  Федеральная программа «Молодежь  России (1998-2000 гг.)». Основной целью этой Программы являлось формирование и укрепление правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления и социальной самореализации молодежи.

В декабре 2001 года на заседании Правительственной комиссии по делам молодежи была одобрена «Концепция государственной молодежной политики в Российской Федерации». Согласно которой молодежь была определена как объект национально-государственных интересов, один из главных факторов обеспечения развития российского государства и общества, а государственная молодежная политика как внутренняя политика государства по регулированию отношений молодежи и государства, призванная поддерживать молодых людей, их привлечение к созидательному, активному участию в жизни общества и государства.5

Приведем некоторые  данные иллюстрирующие успехи в реализации государственной молодежной политики в рассматриваемый период.

1. Разработана и реализуется программа содействия занятости и предпринимательству молодежи. В рамках нее, ежегодно трудоустраиваются более 20000 молодых людей.

2. Осуществляется рост расходов государства на организацию летнего отдыха подростков и молодежи. Так, в частности, число отдохнувших в лагерях подростков выросло с 5, 1 млн. человек в 1998 году, до 9 млн. в 2001 г.

В ряде регионов эффективно работают программы по решению жилищных проблем молодежи. В 15 регионах РФ - в Ленинградской, Волгоградской, Пензенской, Кировской, Ростовской, Свердловской областях, республиках Башкоркостан, Бурятия, Калмыкия, Коми, Татарстан и др. действуют программы поддержки молодых семей в строительстве или приобретении жилья, полностью обеспеченные финансовыми ресурсами.

Сложилась система  эффективного партнерства государственных  органов по делам молодежи и общероссийских и межрегиональных общественных объединений. К наиболее крупным партнерам государства по реализации молодежной политики можно отнести: Общероссийскую общественную организацию Российского союза молодежи, Общероссийскую общественную организацию «Детские и молодежные инициативы», Общероссийскую общественную организацию «Союз молодежных жилых комплексов», Общероссийскую общественную организацию «Молодежный союз юристов Российской Федерации», Общероссийскую общественную организацию «Национальная молодежная лига» и др.

В РФ сложилась и активно действует система специализированных служб для молодежи. Так, в частности, на территории РФ действует более 100 служб трудоустройства и профориентации молодежи, около 2000 социальных служб (юридические консультации, «телефоны доверия», центры помощи молодым инвалидам, наркоманам и т.д.), 41 центр информации для молодых людей, 12 центров содействия малому предпринимательств.6

Таким образом, государственная молодежная политика - это, своего рода, интегрирование отдельных  программ и проектов, касающихся молодежи, в единое целое при усилении регулирующей роли современного государства. 7

На современном  этапе основной орган, координирующий управление молодежной политикой, - это  Министерство по физической культуре, туризму и молодежной политике. Здесь  принимаются решения о приоритетах ГМП, реализации программ и проектов, приведении различных мероприятий всероссийского уровня.

Следует отметить, что в связи с принятием  Федерального закона от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации вся ответственность, в основном за проведение конкретных мер, перекладывается на плечи субъектов Российской Федерации и на местные власти. А с 2006 г. финансирование ГМП осуществляется только через федеральную целевую программу.

Таким образом, можно утверждать, что управление молодежной политикой сталкивается с массой препятствий на всех уровнях  социальной организации российского  общества, в итоге концептуальные установки, даже самые передовые, остаются намерениями, а на практике осуществление мер в области молодежной политики оказывается малоэффективным. В этом смысле найти наиболее эффективные и адекватные способы управления молодежной политикой - актуальная задача для современного общества. Одновременно это и актуальная задача, которую ставит практика перед социологией управления.

Кроме того, ГМП  не может быть успешно реализована  без взаимодействия и сотрудничества самих молодежных организаций. Такое  объединение на федеральном уровне должно быть нацелено, с одной стороны, на защиту своих прав в области труда и образования, в социальной сфере, исходя из того, что задачи государства в отношении молодежи не всегда совпадают с объективными интересами самой молодежи. С другой - для достижения общих целей российского народа, общества, для обеспечения социальной безопасности.8

Таким образом, на современном этапе реализации ГМП наблюдается высокая активность субъектов Российской Федерации, активное участие молодежи в общественной жизни, что является важнейшим условием ее социального развития.

В то же время  имеется ряд проблемных моментов, среди которых большое количество несогласованности в работе региональных органов по делам молодежи, отсутствие Федерального закона «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации». На данном этапе необходима четкая система отношений между государством, обществом, социальными и возрастными группами молодежи. Недостатком также является отсутствие скоординированных действий различных отраслей и ведомств по делам молодежи.

В соответствии с этим для обеспечения социальной безопасности молодежи в современных  условиях необходимы:

• во-первых, оценка форм и различных технологий, реализуемых в рамках ГМП для решения проблем данной возрастной группы;

• во-вторых, на государственном уровне создавать условия для самореализации молодежи и стимулы для включения молодых в общественные процессы;

• в-третьих, комплексные исследования, направленные на мониторинг поддержки молодежи, проживающей в различных регионах.

Все это обосновывает необходимость поиска новой модели управления ГМП на уровне конкретного  региона с целью обеспечения  социальной безопасности молодежи, что  в свою очередь обеспечит социальное, культурное и экономическое воспроизводство и развитие страны не только сегодня, но и в будущем.9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 3. Зарубежный опыт молодежной политики

 

В настоящее  время большое внимание уделяется  изучению опыта ряда западных стран, которые в этом вопросе достигли поставленных целей. Поэтому анализ молодежной политики в западных странах играет также немаловажное значение для определения курса нашей молодежной политики, не отрицая при этом особенностей, сложившихся в нашей культуре и менталитете. То есть, необходим какой-то синтез западных течений и отечественных направлений по формированию целенаправленной государственной молодежной политики.

Мировые сообщества, начиная с 1950-60-х годов, проводят целенаправленную политику по отношению  к молодежи. Особая роль в этом процессе принадлежит Организации Объединенных Наций (ООН). В 1965 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята «Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами»; в 1985 г., объявленном Международным годом молодежи, были одобрены «Руководящие принципы для дальнейшего планирования и осуществления соответствующих последующих мер, касающихся молодежи: участие, развитие, мир»; согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1995 г. была принята Всемирная программа действий, касающаяся молодежи, до 2000 года и на последующий период; резолюцией 54/120 от 20.01.2000 была одобрена Лиссабонская декларация по молодежной политике и программам.

В данных документах на мировом уровне определяется основная цель молодежной политики - рассмотреть активное участие молодежи и молодежных организаций в общественной жизни на национальном уровне и во всемирном масштабе. Основываясь на этом положении, в развитых европейских странах (Германия, Нидерланды, Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, государства Скандинавии и др.) реализуется эффективная государственная молодежная политика. Формы ее проведения различны, однако общей тенденцией является широкое привлечение общественных организаций, а также активное участие федеральных органов в решении проблем различных категорий молодежи. (9)

В ряде стран  Запада молодежная политика рассматривается  как составная часть стратегии  социально-экономического развития, причем речь идет не только о расходах на конкретные молодежные программы, а об инвестициях, направленных на подготовку новой рабочей силы, на развитие производительных сил в целом.

Цель такой  молодежной политики всестороннее развитие личности молодых людей, их привлечение  к сознательному и активному  участию в жизни общества и  государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЮЧЕНИЕ

 

Исторический  опыт показывает, что проведение реформ и строительство новой жизни  могут быть эффективными и успешными  лишь при активном участии молодежи в этом процессе и в ее интересах. Для этого необходимо на государственном уровне решить назревшие молодежные проблемы, создать стимулы для включенности молодых в общественные процессы и тем самым расширить социальную базу преобразований.

Государственная молодежная политика - это один из важнейших  факторов национальной безопасности. От того, какая модель общественного и государственного устройства сложится в головах нынешних подростков и молодых людей, зависит будущее России. В связи с этим, задача государства создать условия для формирования социально-активной и социально-ответственной молодежи, имеющие четкие социокультурные принципы, высокий уровень рефлексии, желание развивать и оптимизировать окружающую социальную реальность. Все это задачи государственной молодежной политики, которая должна строиться, как особый «национальный проект», имеющий первоочередное значение.

В последнее  годы в России идея формирования и  реализации новой молодежной политики получает все большую поддержку  со стороны государства и общества.

Обществом признается социальная значимость молодежных организаций. В отличие от неформального сообщества (группы, компании, банды и т.д.) в организации молодому человеку предоставляется возможность стать субъектом права и социальной деятельности. Она включает субъекта в систему социальных отношений, помогает постигать новые социальные роли. Такие молодежные группы заявляют о наличии у них гражданской цели.

На встрече  с активистами молодежных движений России глава государства В.В. Путин  пообещал поддержку молодежным организациям: «Если потребуется помощь моя  или правительства, мы, конечно, это сделаем». (3) В.В. Путин призвал крупные молодежные организации помогать своим региональным коллегам. Он напомнил, что в России действует около 100 общероссийских и более 20 тысяч региональных детских и юношеских организаций. Глава государства позитивно оценил проведение Молодежного форума: «Надо такие мероприятия тиражировать, надо другим организациям помогать проводить их», - сказал Путин, предложив подумать о проведении слетов подобного тому, что организован на Селигере и в других местах.

В то же время  анализ российского законодательства, основных направлений государственной  молодежной политики на современном  этапе и механизмов их реализации, осуществленный во второй главе настоящей  работы, позволяет сделать вывод, что государственная молодежная политика реализуется в рамках отдельных направлений, но очевидно не достает целостного, системного подхода.

Представляется, что российское законодательство в  сфере молодежной политики, в целом, и в отношении молодежных организаций, в частности, нуждается в дальнейшем развитии и оптимизации.

Очевидно, что  единообразное понимание молодежной политики на всей территории России будет  возможно лишь после принятия федерального закона о молодежной политике, необходимость  в котором признается и учеными и практиками.

Вселяет надежду  только что утвержденная Указом Президента Российской Федерации Д.А. Медведевым новая структура Правительства  и федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с которой  образовано Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации. Во введении министерства, согласно Указу, находится Федеральное агентство по делам молодежи, в которое преобразован Государственный комитет РФ по делам молодежи. 10

Хочется верить, что процесс становления политики государства по отношению к молодежи и молодежным организациям в нашей стране в ближайшее время подойдет к завершению.

Информация о работе Государственная программа поддержки молодежи