Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 14:40, реферат
Актуальность работы заключается в том, что общественные перемены в России существенно изменили облик страны, содержание и формы государственности, смысл и технологию управления социальными процессами. Затронуты все стороны жизни людей как на уровне социальной структуры и социальных институтов, так и на уровне повседневных социальных практик. Эти грандиозные изменения не могли не породить феномена нарушения устоявшихся социальных связей, переоценки ценностей. Разрушены механизмы поддержания социального контроля в обществе и управления социальными процессами и на их месте строится иная управленческая система. При этом даже те сферы управленческой деятельности, которые сформировались как социальные инновации в новой России, силу длительности постсоветской трансформации претерпевают изменение, меняют содержание.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы заключается в том, что общественные перемены в России существенно изменили облик страны, содержание и формы государственности, смысл и технологию управления социальными процессами. Затронуты все стороны жизни людей как на уровне социальной структуры и социальных институтов, так и на уровне повседневных социальных практик. Эти грандиозные изменения не могли не породить феномена нарушения устоявшихся социальных связей, переоценки ценностей. Разрушены механизмы поддержания социального контроля в обществе и управления социальными процессами и на их месте строится иная управленческая система. При этом даже те сферы управленческой деятельности, которые сформировались как социальные инновации в новой России, силу длительности постсоветской трансформации претерпевают изменение, меняют содержание.
К таким сферам относится и государственная поддержка молодежи. Еще в середине 1980-х годов сама идея государственной поддержки молодежи была для российских условий не проработана и неясна, действия власти в отношении молодежи были частью политического курса и идейно-воспитательной работы КПСС, т.е. выступали не как консенсус общества в вопросе о воспроизводстве своих свойств в новых поколениях, а как партийная установка, обеспеченная мощными инструментами реализации. Принятый после нескольких лет дискуссии Закон СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» реализовал передовую концепцию молодежной политики, управленческий механизм которой основывался не на системе «обуздания молодежи», а на создании необходимых условий для самореализации молодого человека, поддержке общественно значимых инициатив молодежных общественных объединений. Этот механизм был практически сформирован уже после развала СССР и затем многократно перестраивался и в силу быстрой смены социальных реалий российского общества, и по причинам субъективного характера.
Объектом исследования является – государственная молодежная поддержка.
Предмет исследования – развитие и становление государственных программ поддержи молодежи.
Главной целью данного реферата является выяснение некоторых закономерностей становления ГМП как инновационной формы социализации молодежи, как особой части процесса становления ГМП в Российской Федерации, продолжение процесса осмысления пройденного пути реализации ГМП. Также необходимо рассмотреть молодежную политику на зарубежном уровне.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЕЖИ
Понять любое социальное явление и дать ему определение можно лишь при условии, если подойти к нему исторически, т.е. взять его в развитии, начиная с того момента, когда оно только возникло, проходя затем различные стадии становления и развития, вплоть до перехода в иное качество - распад, деградацию, гибель. Этот общий тезис справедлив и применителен к молодежной политике. Будучи фактором общественного развития, молодежная политика, несомненно, развивалась и сама по себе, претерпевая исторические трансформации во времени, достигая все новых качественных перемен и состояний.
§ 1. Социально-исторические предпосылки становления
Становление государственной молодежной политики в России с каждым днем привлекает все более пристальное внимание специалистов разных профессий. Потому что именно здесь сегодня идет реальный процесс рождения будущего России.
На первый взгляд, имеется достаточное количество литературы, в которой с разных позиций, в разных плоскостях рассматриваются проблемы молодежи, становления государственной молодежной политики. Представляется довольно простым шаг в сторону систематизации имеющихся источников (начиная с официальной статистики и заканчивая отдельными публикациями в периодической печати) и приведения имеющихся в них сведений в более стройную форму. Но опыт обращения к имеющемуся показал, что при более детальном рассмотрении мировоззренческих и методологических оснований, имеющихся в опубликованных работах, оказывается, что вся «доперестроечная» литература вообще не может быть использована, даже в качестве основания для критики, так как изменения носят принципиальный, мировоззренческий характер.
Из недавнего нашего прошлого (СССР) в наследство нам остался дух соперничества как сверхдержавы с другой сверхдержавой - США, и потому в массовом сознании нашего населения (это видно из массы сравнений, которые используют как молодежь, так и люди старшего возраста) существует стереотип сравнения положения дел у нас (теперь Россия) и «там», т.е., как правило, США и другие развитые страны.
Реальность положения дел в России такова, что нам было бы гораздо полезнее заглянуть, так сказать, на задворки развитого мира, посмотреть на страны, занимающие по уровню жизни места с 50 по 60. А это значит, что в складывающейся геосоциальной стратификации человечества нам суждено пока (а возможно и многие десятилетия) занять место не в верхней строке.1
Противоречивая ситуация в жизни нашей страны до предела обострила проблему передачи культурного наследия от одного поколения к другому. Этот процесс никогда не был автоматическим, он всегда предполагал активное участие в нем обеих сторон. Что мы находим и в официальной статистике - участия молодежи в деятельности общественных организаций, в основном это членство в ВЛКСМ. (10) Сегодня же мы с горечью (или злорадством) можем констатировать фактически полное отчуждение молодежи от всей истории советского периода. Практически разрушена старая система социальных координат, а это значит, что молодежь в большинстве своем не имеет представлений об истинно человеческих ценностях, не имеет своих собственных жизненных целей, а является объектом жесткой манипуляции со стороны различных социальных групп.
Можно построить
не одну логическую цепочку, позволяющую
проинтерпретировать цифры
деятельности к противоправной. Ведь раньше реально досуговая деятельность (здесь не говорится о видимой тенденции - закрытие подростковых клубов и т.д., речь идет о принципе) в подавляющем большинстве не была самоорганизующейся деятельностью. Государству было легче (дешевле) наштамповать массовиков-затейников в культпросветучилищах, основной задачей которых являлось занять молодежь хоть чем-нибудь, а вовсе не обучить эту молодежь организации собственного досугового пространства и времени.
Но суть проблемы,
в том, что мы пережили огромную социальную
ломку традиционного уклада и
переход от феодально-капиталистического,
в массе своей
Причем, этот процесс в нашей стране отнюдь не закончился, а в новой форме и на новом витке будет развиваться и дальше. Это означает следующее: мы длительное время, по разным идеологическим, мировоззренческим и т.д. обстоятельствам, абсолютизировали и идеализировали пролетариат и его ценности, тогда как в действительности мы имели в его рядах еще и массу маргиналов и люмпенов, не умеющих и не желающих ни трудиться, как пролетариат капитализма (у Маркса и Ленина пролетариат - наиболее квалифицированная и дисциплинированная сила, вымуштрованная самим капиталом), ни - соответственно - отдыхать, не говоря уже о желании участвовать в реальном управлении государством. В определенной своей части наши «пролетарии» - это вариант римского пролетария, требующего хлеба и зрелищ. Этот факт накладывает свой отпечаток на всю нашу социальную жизнь. В том числе и на молодежь.2
§ 2. Молодежная политика Российского государства на рубеже 20-21 веков
Государственная
молодежная политика в Российской Федерации
имеет свои корни. В условиях СССР
главным организационным
В последние десятилетия Россия переживает глубинную трансформацию государства, общества, массового сознания. Попытка изменить вектор развития государства и общества, ориентация на ценности демократии и социального партнерства, требуют уделения особого внимания развитию институтов гражданского общества, формированию самодостаточной, активной, социально успешной личности. Это, в свою очередь, ставит вопрос о продуманной, системной, эффективной молодежной политике, поскольку именно молодежь является той социальной группой, которая способна воспринять и стать носителем новых идей, ценностей, моделей поведения и отношений.
В истории формирования и развития государственной молодежной политики в современной России можно выделить несколько основных этапов.
Первый - зарождение государственной молодежной политики в новых российских условиях (1990-1996 гг.).
Второй - становление государственной молодежной политики (1997-2001 гг.).
Третий - стабилизация развития государственной молодежной политики (2002 г. - настоящее время).
Рассмотрим выделенные этапы более подробно.
В начале 1990-х гг. реализация государственной поддержки молодежи была сопряжена с объективными трудностями: во-первых, после распада Комсомола были приватизированы многие объекты молодежной инфраструктуры, была утрачена значительная часть финансирования из госбюджета и внебюджетных источников, что неминуемо сказалось на организации работы по месту жительства, в учебных заведениях, в трудовых и производственных коллективах; во-вторых, молодежная политика финансировалась по остаточному принципу, так как недооценивалась роль молодого поколения в реформировании России; в-третьих наблюдалась тенденция сокращения молодежных центров, оздоровительных лагерей, домов творчества, клубов, физкультурно-оздоровительных сооружений; в четвертых, средства массовой информации делали акцент на негативных сторонах положения молодежи, оставляя без внимания положительный опыт реализации молодежной политики по отдельным направлениям.
Начало реализации российской государственной молодежной политики было положено в 1990 году, когда в рамках Государственного Комитета по труду и социальным вопросам СССР было создано Управление по молодежной политике, начальником которого стал Е.Д. Катульский. Это управление существовало около года - до момента образования Комитета по делам молодежи при Совете Министров СССР, который возглавил В.И. Цыбух.4
В мае 1991 г. был принят Закон СССР «Об общих началах государственной молодежной политики».
Подготовка и принятие этого Закона сыграли важную роль в становлении современной государственной молодежной политики. В структуре государственных органов под его воздействием создавались комиссии, отделы по делам молодежи, которые занимались, в том числе разработкой комплексных целевых программ «Молодежь». Таким образом, к моменту принятия Декларации о суверенитете Российской Федерации в целом ряде регионов имелись государственные органы по работе с молодежью.
В июле-августе 1992 г. молодежные организации провели Общероссийскую акцию «Хотим быть услышанными», что явилось прологом к проведению 4 сентября 1992 г. встречи Президента РФ с представителями общероссийских детских и молодежных организаций, руководителями областных комитетов по делам молодежи.
По итогам этой встречи 16
сентября 1992 года был подписан Указ
Президента Российской федерации №1075
от 16 сентября 1992 г. «О первоочередных
мерах в области
В июне 1993 года было принято постановление Верховного Совета РФ «Об основных направлениях Государственной молодежной политики в РФ».
В целях улучшения положения молодежи в 1994 г. была утверждена первая Федеральная целевая программа «Молодежь России» (утверждена Указом Президента от 15.09.1994 г., №1922). Данная программа является одной из социальных программ федерального уровня, реализуемых органами государственной власти. Этот документ определяет содержание основных мероприятий по реализации ГМП, создающий правовые и организационные условия для координации усилий органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также оказывающий влияние на управленческие действия местного самоуправления.
В мае 1995 г. в Государственной Думе Российской Федерации прошли парламентские слушания «О реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации».
Федеральный закон
«О государственной поддержке
Кроме этого, в рассматриваемый
период были разработаны «Основные
направления государственной
В этот период цели, задачи и содержание деятельности государства в отношении молодежи оставались неопределенными и большинство практических мер, реализуемых в рамках ГМП, сводились к оказанию молодым людям социальной помощи и поддержке.
Основным содержанием второго этапа реализации государственной молодежной политики является деятельность федеральных, региональных и местных органов по делам молодежи по реализации основных направлений государственной молодежной политики. Безусловно, период с 1996 года по 2001 год является наиболее продуктивным с точки зрения деятельности органов по делам молодежи. Именно в этот период создаются инновационные технологии работы с молодежью, начинает формироваться сеть молодежных учреждений, являющихся экспериментальными площадками федеральных органов по делам молодежи и реализующих отдельные направления молодежной политики.
Информация о работе Государственная программа поддержки молодежи