Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 16:50, реферат
Одним из первых социологический анализ города предложил Макс Вебера. Вебер в целом определяет город как селение, состоящее из тесно соприкасающихся домов, которое настолько велико, что в нем отсутствует специфическое для общества соседей личное знакомство друг с другом.
Помимо Вебера роль больших городов в обществе изучали такие немецкие социологи как Бюхер К., Зиммель Г.
Введение 3
ГОРОД КАК ОБЪЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ИЗУЧЕНИЯ 4
1.1. Состояние проблемы урбанистики 4
1.2. Проблема дефиниции города 5
1.2.1. Дефиниция города на социоструктурном основании 5
1.2.2. Дефиниция города на социокультурном основании 6
1.3. Проблема генезиса города 8
1.4. Методологические принципы изучения города 9
1.4.1. Принцип историзма 9
1.4.2. Принцип синергетики (самоорганизации) 10
1.4.3. Принцип антропологизма (антроптный принцип) 12
1.5. Город как феномен, как единство (взаимопереход) объектных и субъектных структур жизнедеятельности человека 14
1.5.1. Отношение к городу 14
1.5.2. Образ города – семантическая конструкция 15
2. ТЕНДЕНЦИИ УРБАНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА 16
2.1. Особенности российской урбанизации 16
2.2. Состав городов России 18
2.3. Урбанистическая концентрация 20
2.4. Урбанизация в период до и после распада СССР 20
2.4.1. Урбанизация в период до распада СССР 22
2.4.2. Новейшие тенденции в расселении 23
Заключение 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
Институт внешнеэкономических связей, экономики и права.
Кафедра философии.
Реферат на тему:
Город, как объект социологического анализа и основные тенденции урбанизации.
Выполнил студент
Проверил доцент
кафедры философии Урсу И.С.
Содержание
Введение 3
Заключение 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
Одним из первых социологический анализ города предложил Макс Вебера. Вебер в целом определяет город как селение, состоящее из тесно соприкасающихся домов, которое настолько велико, что в нем отсутствует специфическое для общества соседей личное знакомство друг с другом.
Помимо Вебера роль больших городов в обществе изучали такие немецкие социологи как Бюхер К., Зиммель Г.
У классиков марксизма городская проблематика присутствует в контексте рассмотрения положения рабочего класса в капиталистическом обществе. Большой город в этой связи, промышленный или торговый, рассматривается в качестве места, где в наиболее концентрированной форме протекает классовая борьба.Однако, настоящего расцвета городская социология получила в работах социологов Чикагской школы. Основными разработчиками именно городской проблематики в рамках данной школы стали Роберт Парк, Эрнст Берджесс и Луис Вирт. Работы Чикагской школы отличала прикладная направленность. Город, особенно большой город, – средоточие всех современных форм социальности и, следовательно, идеальное место для проведения социологических исследований.
Все, что наиболее характерно для современного общества, в той или иной форме представлено в городе и тех, кто его населяет: демографические процессы, социальные трансформации, встречи и переплавка культур, политические конфигурации, конфликты поколений, гендерные проблемы, маргинальность, преступность, девиантное поведение, суициды, разделение труда и профессии, научное познание, технологическое развитие, современные формы потребления, социальное неравенство, этнические и расовые конфликты и т.д. и т.п. В городе обнаруживаются все возможные типы личности и человеческого поведения. В той мере, в какой весь мир становится более или менее урбанизированным, социологи, проводящие исследования в городе, получают знание, полезное для объяснения структур и процессов современного общества и общества вообще.
Описание.
1.2 Проблема
дефиниции города
1.2.1. Дефиниция города на социоструктурном
основании
Урбанисты в поисках определения города
давно столкнулись с ситуацией сложной,
гетерогенной (состоящей из различных
по своим свойствам элементов), изменчивой,
индивидуальной социальной структурой
городов. В этом плане город определяют
как место концентрации социальных структур
(групп и институтов) и ролевых функций.
В качестве примера можно привести формулировки
известного отечественного урбаниста
Н.П. Анциферова: «Город есть место, приспособленное
для общежития социальной группы сложного
характера, внутренне дифференцированной
и получившей определенную правовую форму»
и английских урбанистов Н. Абекромби
и А. Ярда: «Городская жизнь характеризуется
масштабностью, высокой плотностью населения,
явно выраженной разнородностью социальных
групп, анонимностью, наличием дистанции
и формальных отношений между людьми,
необходимостью формального регулирования
человеческой деятельности, скорее с позиции
закона, нежели через сообщество и традиции».
В этих определениях содержатся и количественные
характеристики, и указание на административно–правовую
сторону городской жизни, но акцент сделан
на особенностях социальной структуры
и социальных отношений. Последнее является
качественным отличием города от деревни,
которое трудно замерять количественно,
но именно в этом плане различия особенно
очевидны. Однако это измерение не может
быть всегда применимо даже к современной
эпохе, так как и в наше время встречаются
города, преимущественно населенные людьми
не только однородных групп и страт, но
и одной профессии, а с другой стороны
– наблюдаются села с весьма дифференцированным
составом населения. То же явление наблюдается
особенно часто в европейских не городских
поселениях, где население может заниматься
трудовой деятельностью даже в другой
местности. На практике очень трудно провести
грань между городом, посёлком, городком,
пригородом, дачной местностью и другими
поселениями только на основании социальной
структуры проживающих. И тем не менее
именно по доминированию «городских»
видов деятельности до сих пор чаще всего
различают город и «не–город».
1.2.2.
Дефиниция города на
Продолжая линию поиска качественных
отличий города от не–города, урбанисты
уже давно обратили внимание на “притягательную
силу городов” (attraction). В художественной
литературе город представляется в виде
какой–то гипнотической силы, властно
манящей обывателя “околдованной” деревни
желанным, но невыполнимым призраком счастья.
Париж гипнотизирует героев Додэ и Золя.
“В Москву, в Москву!” повторяют чеховские
сестры. Город – это не только количественные
параметры проживания и деятельности,
но и особая социокультурная атмосфера
и обстановка.
Экономисты утверждают, что основным фактором
урбомиграционных процессов и количественного
роста городов является имеющиеся и создаваемые
в городах рабочие места. В упрощённом
виде их рассуждения выглядят так: сельское
хозяйство имеет свой предел интенсивности,
промышленность может развиваться бесконечно.
Доля истины (прежде всего в отношении
рабочих мест – да и то, далеко не во всех
случаях) здесь есть. Однако немалому числу
урбанистов представляется, что: 1) производственный
фактор является не единственной причиной
появления и развития города; 2) взаимодействие
урбанизационных и экономических процессов
неоднозначно и исторически изменчиво:
в своё время экономика была одним из факторов
появления города, современный город сам
порождает новые формы экономики; 3) развитие
промышленности имеет свои «пределы роста»
и негативные последствия не только для
экологического, но и социокультурного
пространства.
Города привлекают людей не только возможностью
трудиться и получать средства к существованию.
Помимо витальных потребностей у человека
есть потребность в личностном росте и
самореализации, в индивидуально–личностной
среде, в социально–психологическом комфорте,
другие социально–личностные и метафизические
потребности. Для их реализации города
предоставляют больше возможностей. Город
– искусственная среда обитания. Города
конструируются людьми исходя из собственных
личностных структур. Это понимали уже
в древности, о чём свидетельствует сложная
семантика слова «Град». Осмысляя это
обстоятельство урбанисты, и, в конечном
счёте, социологи, разрабатывали понятия
«среда обитания», «пространство социокультурной
активности», «городской образ жизни».
В настоящее время в урбанистской литературе
встречается выражение: «город как аттрактор
личности и сообщества», которое здесь
можно прокомментировать как идеальный
проект пространства жизнедеятельности.
Привлекательность городского пространства
для личности (особенно в современном
обществе) обусловлена тем, что город является
средой инновационной активности в силу
высокого уровня социокультурной динамики
и мобильности. Это социокультурные характеристики
городского пространства.
1.3. Проблема генезиса
города
Возникновение города нельзя объяснить
какой–либо одной причиной. М.Вебер писал,
что город возникает в результате «констелляции
ряда культурных условий» – наложения
множества обстоятельств разной природы
и, в определённом смысле, случайностей.
Но вся масса событий, которые породили
город, слилась в некоторую качественную
определённость – новую форму социокультурной
интеграции. Появилось пространство взаимодействия
нового типа. Почему появилось и в чём
его новизна? Социально–исторической
предпосылкой возникновения городов был
общий кризис, дестабилизация родовых
отношений, вызванные опять же многими,
в том числе и локально–индивидуальными
причинами: демографический рост деревни,
междоусобные войны и нашествия врагов,
различного рода миграции и др. вынуждало
людей уходить из общины в поисках лучшей
доли. Выбитые из традиционных социальных
структур, люди становились маргиналами.
Они собирались в каком–то месте, создавали
поселение и новое сообщество. Это было
очень пёстрое по своему составу сообщество,
и эта особенность получила название социокультурной
гетерогенности. Для своего нового поселения
люди выбирали особую территорию, которая
позволяла лучше решать вопросы защиты,
транспортно–торгового сообщения, организации
новых видов производственно–экономической
деятельности. Генезис города являл собой
предметно–территориальную форму интеграции
новых хозяйственных, социальных и коммуникативных
структур. Формирование города фактически
означало создание новых форм социального
общежития и нового образа жизни, хотя
бы уже потому, что в городе приходилось
считаться с инородными нравами, нормами.
В городе человек постоянно сталкивался
с чем–то новым и постоянно вынужден был
к чему–то приспосабливаться, что–то
изменять, создавать, развивать.
1.4. Методологические принципы изучения города
Город как точка изменений
социокультурного пространства, “увеличительная линза” социокультурных инноваций.
Город как утверждение принципа многообразия жизнедеятельности. Историзм в
изучении города как исследование процесса развёртывания сущностных характеристик
города через конкретные в историко-территориальном, а значит и социокультурном
плане формы.
Принципы синергетики (
параллельных временных измерений (хронотоп города). Случайность как результат
инновационной деятельности. Эмерджентность города как социокультурной системы.
Город как сложная, нелинейная и открытая система. Город как диссипативная
структура. Ауторепродукция как механизм урбанизации. Город как социогеном
цивилизации. Городская жизнь как перманентный разрыв с традицией.
Принцип антропологизма (антроптный принцип).
Горожане – их потребности, интересы, ценности, цели, особенности их
личности и поведения как гносеологический фокус (точкой концентрации исследовательских интересов) социологии города Город как особым образом
организованное, обитаемое, жизненное пространство-время, особая организация среды
обитания, континуум жизнедеятельности человека.
1.4.1. Принцип историзма
Cпособ изучения явлений в их возникновении и развитии, в их связи с конкретными условиями. Следование данному принципу означает рассмотрение исторических явлений в саморазвитии, то есть помогает установить причины их зарождения, выявить качественные изменения на различных этапах, понять, во что превратилось данное явление в ходе диалектического развития. Это дает возможность изучить любое явление с момента возникновения и проследить весь процесс его развития в исторической ретроспективе. Предполагает изучение прошлого с учетом конкретно-исторической обстановки соответствующей эпохи, во взаимосвязи и взаимомообусловленности событий, с точки зрения того, как, в силу каких причин, где и когда возникло то или иное явление, какой путь оно прошло, какие оценки давались ему на том или ином этапе развития.
1.4.2.
Принцип синергетики (
Основные принципы
Информация о работе Город, как объект социологического анализа и основные тенденции урбанизации