Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 11:57, курсовая работа
Цель: Выявить отношение к представителям нетрадиционной сексуальной ориентации жителей г.Екатеринбурга 18-55 лет.
Для достижения данной цели предстоит решить следующие задачи:
Рассмотреть понятие гомосексуальность. Историю возникновения.
Рассмотреть понятие гомофобия. Определить сущность данного явления.
Выявить факторы, влияющие на возникновение и развитие гомофобии.
Изучить отношение людей к представителям нетрадиционной сексуальной ориентации.
Введение………………………………………………………………….………..3
Глава 1: Гомосексуализм: история, понятие, подходы к исследованию……..5
Глава 2: Гомофобия как социальное явление………………………………….14
Заключение……………………………………………………………………....20
Список литературы………………
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально-педагогический
университет»
Институт социологии и права
Кафедра социологии
Курсовая работа по дисциплине
«Методология и методика социологического исследования»
ГОМОФОБИЯ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
Исполнитель:
студентка гр. СЦс-205
Руководитель:
Канд. Социол. Наук, доцент,
зав.кафедрой социологии
Екатеринбург, 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1: Гомосексуализм: история, понятие, подходы к исследованию……..5
Глава 2: Гомофобия как социальное явление………………………………….14
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение А………………………………………………
Приложение Б………………………………………………
Введение
Проблема гомосексуальности
с самых ранних времен находится
в фокусе внимания исследователей.
Исследования различных аспектов гомосексуальности
неоднократно проводились во многих
демократических и заботящихся
о правах человека странах, но в России
тема сексуальности долгое время
относилась к числу табуированных
тем. Главная причина такой ситуации
– прочный общественный запрет,
практически одинаково сильный
и в дореволюционной, и в советской
России: говорить, писать, а тем более
исследовать сексуальную
В условиях развития общества,
его либерализации, негативным моментом,
тормозом является не гомосексуальность,
которая буквально понимается как
свобода выбора партнера, а гомофобия,
которая подразумевает под
Объект: жители г.Екатеринбурга в возрасте 18-55 лет.
Предмет: Отношение к гомосексуализму жителей г.Екатеринбурга в возрасте 18-55 лет.
Цель: Выявить отношение к представителям нетрадиционной сексуальной ориентации жителей г.Екатеринбурга 18-55 лет.
Для достижения данной цели предстоит решить следующие задачи:
Глава 1: Гомосексуализм: история, понятие, подходы к исследованию
Хотя, по данным Гвен Брауде, информация о гомосексуальном поведении зарегистрирована лишь в 70 обществах из 186, детально описанных в региональной выборке человеческих отношений (HRAF), это не означает, что в оставшихся обществах такое поведение отсутствует. Скорее всего, ему не придавали значения или исследователей не интересовала данная сторона жизни общества1.
Яков Ильич Гилинский в своей книге «Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений»» рассказывает о понятии гомосексуальности. Он говорит, что термин «гомосексуализм» был введен в научный оборот венгерским врачом К. Бенкертом в 1869 г., однако распространенность однополой любви известна издревле.
Гомосексуализм, как мужской, так и женский, существовал у первобытных народов Африки, Азии, Америки. Гомосексуальные отношений были распространены в Древней Индии, Египте, Вавилоне, а также в Древней Греции и Риме. В Греции мужской гомосексуализм именовался уранизмом – по имени богини Урании, родившейся от мужчины – бога Урана и считавшейся покровительницей однополой любви. И еще в середине XIX в. Гомосексуалистов называли «урнингами». Женский гомосексуализм получил название «лесбийская любовь» или «сафизм» - по имени древнегреческой поэтессы Сафо, жившей на острове Лесбос, и, по преданию, одержимой этой страстью. Гомосексуальные отношения именовались так же содомией («содомский грех») в связи с библейским сюжетом о городах Содоме и Гоморре, жители которых, наряду с прочими « отклонениями» предавались однополой любви2.
По сути, в Древней Греции
«сексуальные объекты подразделялись
не на мужчин и женщин, а на активных
и пассивных, агрессивных и покорных»
(Дэвид Хэлперин, 1986). Эротические
связи между мужчинами
Древние Римляне переняли
положительное отношение к
Самой терпимой к гомосексуализму страной в Азии была Япония. Мужской гомосексуализм тесно связывался с самурайским культом мужества и верности.
После падения Римской
Империи прослеживается постепенное
изменение отношения
В середине XIX века сексуальные контакты лиц одного пола считались преступлением в Пруссии и др. странах Европы. Однако, как показывают этнографические и исторические данные, в некоторых культурах наличие гомосексуального опыта было практически обязательной составляющей индивидуального опыта каждого члена группы4.
В зависимости от особенностей
объекта гомосексуальных
Гилинский приводит данные
различных исследований, по которым,
в современном мире устойчивую гомосексуальную
направленность имеют в среднем
1-6% мужчин и 1-4% женщин. Так, по А.Кинзи
(1935), в США исключительно
Яков Ильич говорит, что
даже если исходить из минимальных
показателей 1-2%, в России должно быть
не менее 1,5-3 млн человек устойчивой
гомосексуальной ориентации. Локальные
же исследования свидетельствуют о
значительно большем
Этиология гомосексуализма. Из всех видов девиантности истинный или врожденный гомосексуализм, по-видимому, наиболее «биологичен» по своей природе. Высказываются обоснованные сомнения в том, можно ли вообще гомосексуализм относить к социальным отклонениям. Однако ряд доводов, излагаемых ниже (социогенные разновидности гомосексуализма, наличие гомосексуальной субкультуры, реакция общества и государства на гомосексуальное поведение), позволяют традиционно рассматривать гомосексуализм в рамках девиантологии6.
По мнению зарубежных исследователей, существует две основные модели объяснения гомосексуализма (впрочем, их можно распространить и на другие формы девиантности): «сущностная» (essentialist model) и конструктивистская. Сторонники первой заняты поиском сущностных, специфических особенностей гомосексуального поведения. Вторая модель исходит из культуральной, социальной, исторической обусловленности выбора сексуальных предпочтений. При этом гомосексуальное поведение не менее легитимно, чем гетеросексуальное и не должно стигматизироваться. Сторонники социальной обусловленности гомосексуализма при его объяснении используют общие девиантологические теории: функционализм, конфликтные концепции, социального обучения, ярлыков и др.
Так же Гилинский повествует о генетической теории, которая исходит из генетической обусловленности гомосексуальной ориентации. При этом, в частности, используются результаты наблюдения за однояйцовыми (генетически тождественными) и двуяйцовыми близнецами (Ф. Каллмен, М. Хиршфельд, J. Bailey и R. Pillard и др.), эксперименты на рыбах и земноводных и др. Hamer с коллегами (1993), Ни с коллегами (1995) пытались найти «ген геев». Однако никаких достоверно установленных хромосомных отклонений у гомосексуалистов не выявлено. В частности, исследования Rice с коллегами не подтвердили результатов Hamer, Ни и др.
Эндокринные (гормональные) теории основываются на отдельных наблюдениях, свидетельствующих о том, что нарушения функций коры надпочечников могут приводить к гомосексуальным тенденциям. Это относится как к выработке у женщин мужских половых гормонов, так и к превышению содержания эстрадиола у гомосексуалистов мужчин. Однако, никаких репрезентативных данных, свидетельствующих о гормональных различиях лиц с гомо- и гетеросексуальными влечениями, не имеется. Об этом свидетельствуют и исследования M. Bahlburg с коллегами (1995).
Яков Ильич упоминает
о биологических теориях, к которым
относится и концепция анатомич
В целом биологические теории вызывают сомнение у многих исследователей (Parker, De Cecco, 1995). Вместе с тем ряд исследователей не сомневаются в наличии биологических различий лиц гомо- и гетеросексуальной ориентации, но и они считают недостаточно ясными пути влияния этих различий на факторы образования, опыта, среды (Huwiler, Remafedi).
Большой интерес, с точки зрения взаимодействия биологических и социальных факторов, представляют данные Г. Дернера с коллегами о том, что наличие нервных потрясений, стрессов во время беременности матери сопровождается снижением уровня тестостерона и повышает вероятность рождения мальчиков с последующими гомосексуальными стремлениями. В частности, в годы Второй мировой войны в Германии родилось значительно больше мужчин-гомосексуалистов, чем до и после войны. И хотя нейроэндокринная теория вызывает возражения как нейроэндокринологов, нейрофизиологов, так и психологов и психиатров, однако представляется перспективным дальнейший поиск возможного сочетания биосоциальных факторов в генезисе гомосексуальной ориентации.
А.М. Свядощ полагает, что врожденным является активный гомосексуализм у женщин и пассивный у мужчин, а ситуационным (реактивным) – активный у мужчин и пассивный у женщин.
Наконец, существует немало концепций, объединенных пониманием гомосексуализма как приобретенного в результате действия социально-психологических и социальных факторов: случайные впечатления, соблазн, совращение, лишение доступа к лицам противоположного пола, культурологические влияния и т.п.8.
Автор отмечает, что направленность сексуального влечения может быть не только гетеро- или гомосексуальной, но и бисексуальной (влечение к лицам обоего пола). Возможно одновременное наличие женских и мужских свойств, в том числе психологических, у одного индивида (андрогиния или бисексуальность в широком смысле слова).
Очевидно, и гомосексуализм,
и бисексуализм нормальны в том
смысле, что представляют собой результат
некоего разброса, поливариантности
сексуального влечения, сформировавшегося
в процессе эволюции человеческого
рода. Если бы все иные формы сексуального
поведения, кроме гетеросексуального,
были абсолютно патологичны, они
бы давно элиминировались в
Культурологический аспект и социальная реакция. Отношение к гомосексуализму в различных обществах и культурах неодинаково. В Древнем Риме оно было вполне терпимым. Более того, престижность гомосексуальных отношений среди римской знати могла способствовать «популяризации» этой наклонности. С установлением фашистского режима в Германии началось преследование гомосексуалистов, а Институт сексологии, основанный М. Хиршвельдом в 1918г., был разогнан нацистами9.