Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 15:11, реферат
Гиперакти́вность — состояние, при котором активность и возбудимость человека превышает норму.
- Постоянно выражайте свою уверенность в том, что он способен достигнуть вершин в деле, за которое взялся, поощряйте его: «Ты у меня молодец! У тебя все получится!»
- Выбирая школу и учительницу,
имейте в виду, что учебные
заведения, ориентированные на
юных вундеркиндов и те, где
обучение происходит по
- Не спешите отдавать
ребенка в первый класс раньше
времени – о том, чтобы
- Дома предоставьте ребенку
возможность работать в том
режиме, который будет для него
комфортным. Не стоит настаивать
на том, чтобы уроки делались
в один присест – обязательно
устраивайте перерывы в работе,
как только почувствуете, что
ребенок устал. Сидит с
Упражнения на развитие внимания
Так же, как и гиперактивные, гипоактивные дети обычно плохо удерживают внимание, имеют проблемы с памятью. Им тоже рекомендованы специальные корректирующие игры и упражнения/
Коррекция гиперактивного поведения
4.1 Работа психолога с
родителями гиперактивного
Коррекционная работа с семьей гиперактивного ребенка направлена, прежде всего, на то, чтобы обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка, помочь ему овладеть элементарными действиями самоконтроля и тем самым несколько сгладить проявления повышенной двигательной активности – значит изменить взаимоотношения его с близким взрослым, и прежде всего с мамой. Этому будут способствовать любое действие, любая ситуация, событие, направленные на углубление контактов, их эмоциональное обогащение.
Основной задачей психолога
и педагога становится изменение
отношения близких
Матери нужно объяснить,
что улучшение состояния
Конечно в зависимости от причин, для каждой семьи разрабатывается своя программа коррекции. Но, независимо от причин, все родители, имеющие гиперактивных детей должны [5].
Во-первых, усвоить одну важную аксиому нейропсихологии – мозг очень пластичен и максимально восприимчив с рождения до 9-10 лет. Вовремя проведенная коррекция обязательно приведет к восполнению дефицита развития.
Во-вторых, нельзя на ребенке «ставить крест». Проще всего махнуть рукой: «неумеха, лентяй, тупица», – и тогда не надо тратить сил, а можно просто сетовать: «не повезло с ребенком». Необходимо верить в своего малыша, и тогда вы ему сможете помочь.
В-третьих, как можно скорее начать коррекционную работу.
Родителям гиперактивных
детей следует дать общие рекомендации,
которые могут оказаться
1. В своих
отношениях с ребенком
2. Избегайте
повторения слов «нет» и «
3. Говорите сдержанно, спокойно, мягко.
4. Давайте
ребенку только одно задание
на определенный отрезок
5. Для
подкрепления устных
6. Поощряйте
ребенка за все виды
7. Поддерживайте
дома четкий распорядок дня.
Время приема пищи, выполнения
домашних заданий и сна
8. Избегайте
по возможности скопления
9. Во
время игр ограничивайте
10. Оберегайте ребенка
от утомления, поскольку оно
приводит к снижению
11. Давайте ребенку
возможность расходовать
12. Помните о том, что присущая детям с синдромом дефицита внимания гиперактивность хотя и неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.
Работа психолога и педагога должна быть направлена на активное взаимодействие ребенка с близким взрослым, на развитие способности как взрослого, так и ребенка почувствовать друг друга, сблизиться эмоционально.
В работе с родителями можно
предложить тренинг родительской компетентности
(ТРК), позволяющий родителям
· Преодоление непослушания и устранение вызывающего поведения ребенка;
·
Адаптация к эмоциональным
· Контроль над ситуацией, исключающий экспансию существующих проблем;
· Защита других членов семьи от воздействия неблагоприятных факторов.
Родителям в первую очередь рассказывают о специфике гиперактивности, чтобы они понимали биологическую основу этого расстройства. Кроме этого, родителей знакомят с общими принципами воспитания ребенка с гиперактивностью, учат их постоянно использовать свое влияние на ребенка, планировать и добиваться последовательности в своих действиях, не персонализировать проблемы ребенка и уметь прощать его.
Затем родителей обучают техникам, позволяющим изменять поведение ребенка. Они узнают, как идентифицировать те формы поведения, которые они хотят поощрить или предотвратить, как использовать поощрения и наказания для достижения определенных целей, как установить дома жетонную систему. Их учат умению замечать то, что ребенок делает хорошо, и умению хвалить ребенка за его достоинства и достигнутые успехи. Кроме этого, родители обучаются использовать систему штрафов (пенальти) за деструктивное поведение (таких как потеря привилегий или тайм-аут) и справляться с непослушанием в общественных местах. Родители также могут научиться использовать программы поощрения, основанные на системе школа-дом, при которых учителя оценивают их детей в карте ежедневной записи. Эти карты служат для того, чтобы дома родители использовали поощрения или наказания (обычно жетоны), учитывающие поведение ребенка в классе. И, наконец, родители учатся, как справляться с плохим поведением в дальнейшем, и посещают группы поддержки.
Родителям рассказывают о том, как ежедневно заниматься с ребенком так, чтобы эти занятия приносили совместное удовольствие. Они учатся так организовывать его деятельность, чтобы успех ребенка был максимален, а неудачи - минимальны. Например, если ребенку сложно выполнить задание, необходимо разбить его на несколько меньших частей и радоваться завершению каждой части. Родителей обучают также снижать собственную раздражительность путем релаксации, медитации или физических упражнений. Пониженная раздражительность и агрессия позволяют родителям реагировать на поведение ребенка более спокойно.
Многие исследования подтверждают
эффективность ТРК, который позволяет
справляться с проявлениями оппозиционного
и вызывающего поведения
Но, психолог и педагог
должны учитывать, что коррекция
родительского поведения и
4.2 Работа с гиперактивными детьми
Жизнь может быть очень
тяжелой для детей с
В процессе консультирования дети учатся находить и развивать свои сильные качества. Они начинают понимать, что иметь гиперактивность не означает быть плохим. Они обсуждают возникающие мысли и чувства, изучают паттерны собственного поведения и учатся адаптивным методам управления своими эмоциями. Обсуждение проблем и практические действия позволяют детям понять, что они могут измениться и жить более счастливо и продуктивно.
Для коррекции поведения, в консультировании гиперактивных детей дошкольного и младшего школьного возраста психологи и педагоги часто используют методы игровой терапии.
Например, Ю.С. Шевченко - доктор
медицинских наук, заведующий кафедрой
детской и подростковой психиатрии,
психотерапии и медицинской психологии
Российской Медицинской академии последипломного
образования и дефектологии предлагает
три группы развивающих игр для
детей с синдромом