Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 15:11, реферат
Гиперакти́вность — состояние, при котором активность и возбудимость человека превышает норму.
Гиперакти́вность — состояние, при котором активность и возбудимость человека превышает норму. В случае, если подобное поведение является проблемой для других, гиперактивность трактуется как психическое расстройство. Гиперактивность чаще встречается у детей и подростков, чем у взрослых людей, так как вызывается эмоциями.
Причины и симптомы гиперактивности
Причинами гиперактивности могут быть инфекции, родовые травмы, преждевременные или трудные роды. Другие возможные причины – свинцовое отравление, плохое или неправильное питание.
Статистически гиперактивность в 4 раза чаще встречается у мальчиков[1]. Это связано с тем, что мальчики рождаются крупнее, у них позже созревает мозг. Соответственно, больше возможностей получения внутриутробных и родовых травм. В настоящее время у школьников начальных классов распространенность синдрома составляет 3—10%.
Симптомы почти всегда появляются в возрасте 2-3 лет. Средний возраст обращения к врачу — 8—10 лет: в этом возрасте учеба и работа по дому начинают требовать от ребенка самостоятельности и сосредоточенности. Подобное состояние часто сопровождается нарушениями сна, энурезом, нарушениями речи.
Гиперактивность часто сочетается с дефицитом внимания.
Для диагностики необходимо наличие шести из девяти признаков из нижеупомянутых категорий.
Дефицит внимания:
Снижено избирательное внимание,
неспособность надолго
Невозможность сохранять внимание: ребенок не может выполнить задание до конца, несобран при его выполнении;
Впечатление, что ребёнок не слушает, когда к нему обращаются;
Имеет трудности с организацией своей деятельности, часто переключаются с одного занятия на другое;
Ребёнок избегает или не любит задачи, требующих длительного умственного напряжения;
Частые потери нужных вещей;
Лёгкая отвлекаемость посторонним шумом;
Повышенная забывчивость в повседневной деятельности.
Гиперактивность и импульсивность:
При волнении интенсивные движения руками и ногами, ёрзания на стуле;
Частые подъёмы с места;
Резкий подъём с места и быстрый бег;
Невозможность участия в спокойном досуге;
Ребёнок действует, как будто «заведенный»;
Выкрики с места и другие шумные выходки во время занятий;
Попытки отвечать прежде, чем был закончен вопрос;
Неспособность ждать своей очереди в играх, во время занятий и т.д.;
Вмешательство в разговор или деятельность других.
Смешанный: Встречаются признаки нарушения внимания и гиперактивности.
Согласитесь: спокойные, тихие и послушные дети пугают! Сразу начинаешь думать: "Ой, что это с ним не так?" Но нормально ли это, если ребенок 24 часа в сутки скачет по головам своих ошалевших родителей? И где граница между нормой и "перебором"?
Активный ребенок - это хорошо, это значит, что он, во-первых, здоров (стал бы больной скакать по диванам!), а во-вторых, имеет в своем распоряжении вполне адекватных родителей, которые не давят с воспитанием, этикетом и прочей вредной для детской психики ерундой. Он бегает и прыгает, ломает и складывает, разбрасывает и собирает, крушит и строит, а еще дерется, кусается, танцует, поет, кричит - и все это почти одновременно. Только став мамой такого сокровища, понимаешь истинный смысл старой доброй присказки: "Какой же ты хороший, когда спишь!"
Но если это так
естественно, почему неврологи
в один голос называют
Тест на гиперактивность
Похоже на детскую игру из серии "Найди 5 отличий"… Итак, Активный ребенок:
- Большую часть дня
"не сидит на месте", предпочитает
подвижные игры пассивным (
- Быстро и много говорит, задает бесконечное количество вопросов.
- Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства) - скорее исключение.
- Он активный не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый дома, но спокойный - в садике, в гостях у малознакомых людей.
- Он неагрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может и наподдать "коллеге по песочнице", но сам редко провоцирует скандал.
Гиперактивный ребенок:
- Он находится в постоянном
движении и просто не может
себя контролировать, то есть
даже если он устал, он
- Быстро и много говорит,
глотает слова, перебивает, не
дослушивает. Задает миллион
- Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него часто кишечные расстройства. Для гиперактивных деток всевозможные аллергии не редкость.
- Ребенок - неуправляемый,
при этом он абсолютно не
реагирует на запреты и
- Часто провоцирует конфликты.
Не контролирует свою агрессию
- дерется, кусается, толкается, причем
пускает в ход подручные
Откуда ноги растут?
Главное отличие гиперактивности от просто активного темперамента в том, что это не черта характера ребенка, а следствие не слишком гладкого появления на свет и нарушений в грудничковом возрасте. В группу риска входят детки, родившиеся в результате кесарева сечения, тяжелых патологических родов, малыши-искусственники, родившиеся с маленьким весом, недоношенные. Учитывая, что экология и темп современной жизни сейчас оставляют желать лучшего, неудивительно, почему гиперактивные дети не редкость, а скорее норма нашей сегодняшней жизни. И стоит оговориться: не все дети, входящие в группу риска, обязательно являются гиперактивными! Да и впоследствии, если все "недоразумения" (беспокойность, истеричность, колики, нарушения сна) не исчезли до первого дня рождения малыша, то их не поздно привести в норму после.
Спокойствие, только спокойствие!
Что нужно сделать, чтобы малыш избавился от "излишков" активности? Создать ему определенные условия жизни. Сюда входит спокойная психологическая обстановка в семье, четкий режим дня (с обязательными прогулками на свежем воздухе, где есть возможность порезвиться на славу). Придется и родителям потрудиться. Если вы сами - очень эмоциональны и неуравновешенны, постоянно везде опаздываете, торопитесь, то пора начинать работать над собой. Мы больше не несемся сломя голову в сад, постоянно поторапливая ребенка, стараемся поменьше нервничать и пореже менять планы "по ходу дела". Скажите себе: "Четкий распорядок дня" и постарайтесь сами стать более организованными.
А также воспользуйся такими советами:
- Малыш не виноват,
что он такой "живчик", поэтому
бесполезно его ругать, наказывать,
устраивать унизительные
- Научить ребенка управлять
собой - ваша первоочередная задача.
Контролировать свои эмоции
- В воспитании необходимо
избегать двух крайностей –
проявления чрезмерной
- Ребенка нужно хвалить
в каждом случае, когда ему
удалось довести начатое дело
до конца. На примере
- Необходимо оберегать
детей от переутомления,
- В некоторых случаях
излишняя активность и
- "Движение - это жизнь",
недостаток физической
- Иногда нарушения поведения
могут оказаться реакцией
- Обдумывая рацион ребенка,
отдавайте предпочтение
- Подготовьте своему непоседе "поле для маневров": активные виды спорта для него - просто панацея.
- Приучайте малыша к
пассивным играм. Мы читаем, а
еще рисуем, лепим. Даже если
вашему ребенку трудно усидеть
на месте, он часто
- Научите малыша расслабляться.
Возможно, ваш с ним "рецепт"
обретения внутренней гармонии -
это йога. Для кого-то больше
подойдут другие методы
- И не забывайте говорить ребенку, как сильно вы его любите.
И все, спросите вы, а как же патологии и отклонения, которыми вас запугали в кабинете невролога? Риск есть, но успокоительными проблему не решить. Ведь что делают лекарства? Они подавляют активность ребенка, как бы тормозят его, но причина-то остается. Гиперактивность - это не болезнь, это небольшое отклонение от нормы, но при этом и махать на нее рукой, дескать, само пройдет, тоже не выход. Увы, может и не пройти. И тогда подросший ребенок начнет испытывать проблемы в школе, ему трудно будет строить отношения со сверстниками и старшими, и удержать его под заботливым маминым крылом вряд ли удастся.
Гипоактивный ребенок – полнейшая противоположность гипертимному ребенку. Такие дети обычно пассивны, малоподвижны, нерасторопны, они как правило остаются в тени своих более проворных товарищей. Новорожденный гипоактивный младенец очень удобен: он редко плачет и много спит. Он хорошо кушает и быстро набирает в весе. Он ничего не требует и всем доволен. Обычно родителям совершенно не приходит в голову бить тревогу из-за поведения ребенка до тех пор, пока тот не выходит «в люди» – не поступает в детский сад или школу. На выполнение каких-либо заданий такому ребенку требуется гораздо больше времени. Он начинает отсиживаться, “витая в облаках”, начинает постепенно отставать от своих сверстников. Между тем, гипоактивный ребенок только кажется ленивым или умственно неполноценным. Все дело в минимальной мозговой дисфункции (ММД), одним из проявлений которой может являться гиподинамический синдром. В итоге, у родителей возникает ощущение, что если такого ребенка постоянно не тормошить – он так и будет постоянно пребывать в своем сонном царстве
Советы родителям гипоактивного ребенка
- Для начала необходимо
определиться – действительно
ли в вашем случае имеет
место минимальная мозговая
Картина выполнения теста гипоактивными детьми с ММД – совсем иная. Она напоминает ступеньку, когда скорость резко возрастает, а точность выполнения задания – очень низка, на уровне патологии.
- Скорость реакций, личный
темп у такого ребенка - замедленны,
ему постоянно требуется
- Перед родителями гипоактивного ребенка стоит непростая задача – им бывает трудно сдерживать раздражение, регулярно наблюдая, как долго их медлительное чадо возится, собираясь на прогулку или – не спеша, размазывает по тарелке кашу, вместо того, чтобы ее, наконец, съесть.
Нелегко приходится
и воспитателям с учителями,
если в доверенном им детском
коллективе есть пассивный,
Увы, бесконечно повторяемые
взрослыми фразы: «Сколько
- С гипоактивным ребенком нужно как можно больше разговаривать, не отчаиваясь, если сам он в разговоре практически не участвует, ограничиваясь лишь короткими репликами. Как правило, он внимательно слушает, слышит и «мотает на ус».
- Гипоактивные дети, в большинстве своем, неспортивны и имеют склонность к лишнему весу. А значит – физическому развитию стоит уделить особое внимание. Вряд ли, конечно, ваше чадо откликнется на предложение поиграть с ребятами в «салки-догонялки» во дворе. А вот повесить дома шведскую стенку или купить другой подходящий тренажер и замотивировать ребенка на регулярные занятия – в ваших силах.
- Создавайте ситуации, в
которых ваш ребенок мог бы
проявить свои сильные стороны,