Гиперактивность

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 15:11, реферат

Описание работы

Гиперакти́вность — состояние, при котором активность и возбудимость человека превышает норму.

Работа содержит 1 файл

гиперактивность.docx

— 33.84 Кб (Скачать)

Гиперакти́вность — состояние, при котором активность и возбудимость человека превышает норму. В случае, если подобное поведение является проблемой для других, гиперактивность трактуется как психическое расстройство. Гиперактивность чаще встречается у детей и подростков, чем у взрослых людей, так как вызывается эмоциями.

Причины и симптомы гиперактивности

 

Причинами гиперактивности могут быть инфекции, родовые травмы, преждевременные или трудные роды. Другие возможные причины – свинцовое отравление, плохое или неправильное питание.

 

Статистически гиперактивность в 4 раза чаще встречается у мальчиков[1]. Это связано с тем, что мальчики рождаются крупнее, у них позже созревает мозг. Соответственно, больше возможностей получения внутриутробных и родовых травм. В настоящее время у школьников начальных классов распространенность синдрома составляет 3—10%.

 

Симптомы почти всегда появляются в возрасте 2-3 лет. Средний  возраст обращения к врачу  — 8—10 лет: в этом возрасте учеба  и работа по дому начинают требовать  от ребенка самостоятельности и  сосредоточенности. Подобное состояние  часто сопровождается нарушениями  сна, энурезом, нарушениями речи.

 

Гиперактивность часто сочетается с дефицитом внимания.

 

Для диагностики необходимо наличие шести из девяти признаков  из нижеупомянутых категорий.

 

Дефицит внимания:

Снижено избирательное внимание, неспособность надолго сосредоточиться  на предмете, деталях предмета, небрежные  ошибки;

Невозможность сохранять  внимание: ребенок не может выполнить  задание до конца, несобран при его выполнении;

Впечатление, что ребёнок  не слушает, когда к нему обращаются;

Имеет трудности с организацией своей деятельности, часто переключаются  с одного занятия на другое;

Ребёнок избегает или не любит задачи, требующих длительного умственного напряжения;

Частые потери нужных вещей;

Лёгкая отвлекаемость  посторонним шумом;

Повышенная забывчивость в повседневной деятельности.

 

Гиперактивность и импульсивность:

При волнении интенсивные  движения руками и ногами, ёрзания  на стуле;

Частые подъёмы с места;

Резкий подъём с места  и быстрый бег;

Невозможность участия в  спокойном досуге;

Ребёнок действует, как будто  «заведенный»;

Выкрики с места и другие шумные выходки во время занятий;

Попытки отвечать прежде, чем  был закончен вопрос;

Неспособность ждать своей  очереди в играх, во время занятий  и т.д.;

Вмешательство в разговор или деятельность других.

 

Смешанный: Встречаются признаки нарушения внимания и гиперактивности.

 

Согласитесь: спокойные, тихие  и послушные дети пугают! Сразу  начинаешь думать: "Ой, что это  с ним не так?" Но нормально  ли это, если ребенок 24 часа в сутки  скачет по головам своих ошалевших  родителей? И где граница между  нормой и "перебором"?

 

Активный ребенок - это  хорошо, это значит, что он, во-первых, здоров (стал бы больной скакать  по диванам!), а во-вторых, имеет в  своем распоряжении вполне адекватных родителей, которые не давят с  воспитанием, этикетом и прочей вредной  для детской психики ерундой. Он бегает и прыгает, ломает и складывает, разбрасывает и собирает, крушит и  строит, а еще дерется, кусается, танцует, поет, кричит - и все это  почти одновременно. Только став мамой  такого сокровища, понимаешь истинный смысл старой доброй присказки: "Какой  же ты хороший, когда спишь!"

 

 Но если это так  естественно, почему неврологи  в один голос называют гиперактивность патологией и так и норовят прописать непоседе успокоительные? Оказывается, есть большая разница между просто активностью и навязчивой перевозбудимостью.

 

Тест на гиперактивность

 

Похоже на детскую игру из серии "Найди 5 отличий"… Итак, Активный ребенок:

 

- Большую часть дня  "не сидит на месте", предпочитает  подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но если его заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и тот же пазл собрать.

 

- Быстро и много говорит,  задает бесконечное количество  вопросов.

 

- Для него нарушение  сна и пищеварения (кишечные  расстройства) - скорее исключение.

 

- Он активный не везде.  К примеру, беспокойный и непоседливый дома, но спокойный - в садике, в гостях у малознакомых людей.

 

- Он неагрессивный. То  есть случайно или в пылу  конфликта может и наподдать "коллеге по песочнице", но сам редко провоцирует скандал.

 

Гиперактивный ребенок:

 

- Он находится в постоянном  движении и просто не может  себя контролировать, то есть  даже если он устал, он продолжает  двигаться, а выбившись из сил  окончательно, плачет и истерит.

 

- Быстро и много говорит,  глотает слова, перебивает, не  дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы  на них.

 

- Его невозможно уложить  спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него часто кишечные  расстройства. Для гиперактивных деток всевозможные аллергии не редкость.

 

- Ребенок - неуправляемый,  при этом он абсолютно не  реагирует на запреты и ограничения.  И в любых условиях (дом, магазин,  детсад, детская площадка) ведет  себя одинаково активно.

 

- Часто провоцирует конфликты.  Не контролирует свою агрессию - дерется, кусается, толкается, причем  пускает в ход подручные средства: палки, камни…

 

Откуда ноги растут?

 

Главное отличие гиперактивности от просто активного темперамента в том, что это не черта характера ребенка, а следствие не слишком гладкого появления на свет и нарушений в грудничковом возрасте. В группу риска входят детки, родившиеся в результате кесарева сечения, тяжелых патологических родов, малыши-искусственники, родившиеся с маленьким весом, недоношенные. Учитывая, что экология и темп современной жизни сейчас оставляют желать лучшего, неудивительно, почему гиперактивные дети не редкость, а скорее норма нашей сегодняшней жизни. И стоит оговориться: не все дети, входящие в группу риска, обязательно являются гиперактивными! Да и впоследствии, если все "недоразумения" (беспокойность, истеричность, колики, нарушения сна) не исчезли до первого дня рождения малыша, то их не поздно привести в норму после.

 

Спокойствие, только спокойствие!

 

Что нужно сделать, чтобы  малыш избавился от "излишков" активности? Создать ему определенные условия жизни. Сюда входит спокойная  психологическая обстановка в семье, четкий режим дня (с обязательными  прогулками на свежем воздухе, где есть возможность порезвиться на славу). Придется и родителям потрудиться. Если вы сами - очень эмоциональны и  неуравновешенны, постоянно везде  опаздываете, торопитесь, то пора начинать работать над собой. Мы больше не несемся  сломя голову в сад, постоянно  поторапливая ребенка, стараемся поменьше нервничать и пореже менять планы "по ходу дела". Скажите себе: "Четкий распорядок дня" и постарайтесь сами стать более организованными.

 

А также воспользуйся такими советами:

 

- Малыш не виноват,  что он такой "живчик", поэтому  бесполезно его ругать, наказывать, устраивать унизительные молчаливые  бойкоты. Этим вы добьетесь  только одного - снижение самооценки  у него, чувство вины, что он "неправильный" и не может угодить маме  с папой.

 

- Научить ребенка управлять  собой - ваша первоочередная задача. Контролировать свои эмоции ему  помогут "агрессивные" игры. Негативные эмоции есть у каждого,  в том числе и у вашего  ребенка, только табу, скажите  ему: "Хочешь бить - бей, но не  по живым существам (людям,  растениям, животным)". Можно бить  палкой по земле, бросаться  камнями там, где нет людей,  пинать что-то ногами. Ему просто необходимо выплескивать энергию наружу, научите его это делать.

 

- В воспитании необходимо  избегать двух крайностей –  проявления чрезмерной мягкости  и предъявления ему повышенных  требований. Нельзя допускать вседозволенности: детям должны быть четко разъяснены  правила поведения в различных  ситуациях. Однако количество  запретов и ограничений следует  свести к разумному минимуму.

 

- Ребенка нужно хвалить  в каждом случае, когда ему  удалось довести начатое дело  до конца. На примере относительно  простых дел нужно научить  правильно распределять силы.

 

- Необходимо оберегать  детей от переутомления, связанного  с избыточным количеством впечатлений  (телевизор, компьютер), избегать  мест с повышенным скоплением  людей (магазинов, рынков и  пр).

 

- В некоторых случаях  излишняя активность и возбудимость  могут быть результатом предъявления  ребенку родителями слишком завышенных  требований, которым он по своим  природным способностям просто  не может соответсвовать, а также чрезмерного утомления. В этом случае родителям стоит быть менее требовательными, постараться снизить нагрузку.

 

- "Движение - это жизнь", недостаток физической активности  может стать причиной повышенной  возбудимости. Нельзя сдерживать  естественную потребность ребенка  поиграть в шумные игры, порезвиться,  побегать, попрыгать.

 

- Иногда нарушения поведения  могут оказаться реакцией ребенка  на психическую травму, например, на кризисную ситуацию в семье,  развод родителей, плохое отношение  к нему, определение его в несоответствующий  класс школы, конфликт с учителем  или родителями.

 

 

- Обдумывая рацион ребенка,  отдавайте предпочтение правильному  питанию, в котором не будет  недостатка витаминов и микроэлементов. Гиперактивному малышу больше, чем другим деткам необходимо придерживаться золотой середины в питании: поменьше жареного, острого, соленого, копченого, побольше вареного, тушеного и свежих овощей и фруктов. Еще одно правило: если ребенок не хочет есть - не заставляйте его!

 

- Подготовьте своему  непоседе "поле для маневров": активные виды спорта для него - просто панацея.

 

- Приучайте малыша к  пассивным играм. Мы читаем, а  еще рисуем, лепим. Даже если  вашему ребенку трудно усидеть  на месте, он часто отвлекается,  следуйте за ним ("Тебе интересно  это, давай посмотрим…"), но  после удовлетворения интереса  постарайтесь возвратиться с  малышом к предыдущему занятию  и довести его до конца.

 

- Научите малыша расслабляться.  Возможно, ваш с ним "рецепт" обретения внутренней гармонии - это йога. Для кого-то больше  подойдут другие методы релаксации. Хороший психолог подскажет вам,  что это может быть: арттерапия, сказкотерапия или, может, медитация.

 

- И не забывайте говорить  ребенку, как сильно вы его  любите.

 

И все, спросите вы, а как  же патологии и отклонения, которыми вас запугали в кабинете невролога? Риск есть, но успокоительными проблему не решить. Ведь что делают лекарства? Они подавляют активность ребенка, как бы тормозят его, но причина-то остается. Гиперактивность - это не болезнь, это небольшое отклонение от нормы, но при этом и махать на нее рукой, дескать, само пройдет, тоже не выход. Увы, может и не пройти. И тогда подросший ребенок начнет испытывать проблемы в школе, ему трудно будет строить отношения со сверстниками и старшими, и удержать его под заботливым маминым крылом вряд ли удастся.

 

Гипоактивный ребенок – полнейшая противоположность гипертимному ребенку. Такие дети обычно пассивны, малоподвижны, нерасторопны, они как правило остаются в тени своих более проворных товарищей. Новорожденный гипоактивный младенец очень удобен: он редко плачет и много спит. Он хорошо кушает и быстро набирает в весе. Он ничего не требует и всем доволен. Обычно родителям совершенно не приходит в голову бить тревогу из-за поведения ребенка до тех пор, пока тот не выходит «в люди» – не поступает в детский сад или школу. На выполнение каких-либо заданий такому ребенку требуется гораздо больше времени. Он начинает отсиживаться, “витая в облаках”, начинает постепенно отставать от своих сверстников. Между тем, гипоактивный ребенок только кажется ленивым или умственно неполноценным. Все дело в минимальной мозговой дисфункции (ММД), одним из проявлений которой может являться гиподинамический синдром. В итоге, у родителей возникает ощущение, что если такого ребенка постоянно не тормошить – он так и будет постоянно пребывать в своем сонном царстве

Советы родителям гипоактивного ребенка

- Для начала необходимо  определиться – действительно  ли в вашем случае имеет  место минимальная мозговая дисфункция. Может, медлительность и флегматичность  – просто особенности характера  вашего чада? Разобраться в этом  вопросе поможет нейропсихолог. Он и расскажет о том, как можно скорректировать ситуацию. Обычно, для тестирования таких детей используют методику Тулуз-Пьерона. Дети без ММД выполняют этот тест либо равномерно медленно, либо скорость постепенно нарастает. Точность выполнения задания, при этом, высокая.

 Картина выполнения  теста гипоактивными детьми с ММД – совсем иная. Она напоминает ступеньку, когда скорость резко возрастает, а точность выполнения задания – очень низка, на уровне патологии.

 

- Скорость реакций, личный  темп у такого ребенка - замедленны, ему постоянно требуется  время,  чтобы  «собраться с мыслями»  и «раскачаться».  Подстрахуйтесь, «подложите соломку»: знаете, что  в школе скоро будут проходить  таблицу умножения – начните  потихоньку заранее объяснять  ребенку новую тему. Собираетесь в поликлинику - заранее сообщите ему: «Через 10 минут нам нужно выйти из дома, чтобы успеть на прием»

 

- Перед родителями гипоактивного ребенка стоит непростая задача – им бывает трудно сдерживать раздражение, регулярно наблюдая, как долго их медлительное чадо возится, собираясь на прогулку или – не спеша, размазывает по тарелке кашу, вместо того, чтобы ее, наконец, съесть.

 Нелегко приходится  и воспитателям с учителями,  если в доверенном им детском  коллективе есть пассивный, заторможенный  малыш, ведь его приходится  все время подгонять. 

 Увы, бесконечно повторяемые  взрослыми фразы: «Сколько можно!»,  «Давай быстрей!», «Эх, ты, растяпа…» - не приносят результата. Наоборот, окрики и выговоры приводят лишь к тому, что маленький человек замыкается, теряет всякую уверенность в себе и становится еще более медлительным.

 

- С гипоактивным ребенком нужно как можно больше разговаривать, не отчаиваясь, если сам он в разговоре практически не участвует, ограничиваясь лишь короткими репликами. Как правило, он внимательно слушает, слышит и «мотает на ус».

 

- Гипоактивные дети, в большинстве своем, неспортивны и имеют склонность к лишнему весу. А значит – физическому развитию стоит уделить особое внимание. Вряд ли, конечно, ваше чадо  откликнется на предложение поиграть с ребятами в «салки-догонялки» во дворе. А вот повесить дома шведскую стенку или купить другой подходящий тренажер и замотивировать ребенка на регулярные занятия – в ваших силах.

 

- Создавайте ситуации, в  которых ваш ребенок мог бы  проявить свои сильные стороны,  быть успешным. Делая то, что у  него хорошо получается, он начинает  оценивать себя, как способного  и умелого, его самооценка растет. Как правило, такие дети с  удовольствием возятся с малышами, ухаживают за животными и растениями. Поручите ему какое-то задание  и не забудьте похвалить за  успехи.

Информация о работе Гиперактивность