Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 22:27, реферат
Тема является актуальной потому что 1986 г. Гидденс выступил перед американской социологической общественностью с докладом «Девять тезисов о будущем социологии», в котором поставил вопрос об общетеоретическом кризисе социологии и о необходимости создания такой социальной теории, которая через «систематическое переустройство» могла бы адекватно отражать быстро меняющиеся тенденции современного мира.
Введение
Тема является актуальной потому что 1986 г. Гидденс выступил перед американской социологической общественностью с докладом «Девять тезисов о будущем социологии», в котором поставил вопрос об общетеоретическом кризисе социологии и о необходимости создания такой социальной теории, которая через «систематическое переустройство» могла бы адекватно отражать быстро меняющиеся тенденции современного мира.
В то время одни обществоведы заявляли о появлении нового типа социальной реальности, обозначая её как информационное или потребительское общество. Другие же — просто констатировали закат предшествующих тенденций общественного развития, именуя новую реальность посткапитализмом, постиндустриализмом, постмодернизмом и т.д. При этом в качестве критериев для разграничения современности от досовременности, как правило, использовались факты институциональных изменений, трансформации традиционных структур в структуры, в которых центральное место занимает информация и наука.
По мнению Гидденса, слабость подобного понимания современности состояла в том, что социальная реальность мыслилась как единое целое, характерное для всего мира, или как совокупность определенных единых принципов социального развития. В этом социолог усматривал одномерность в трактовках процесса трансформации традиционного общества в современное.
Сам Гидденс активно принялся за работу в соответствии со сформулированными «тезисами о будущем социологии». Уже в начале 90-х годов он пишет ряд работ: «Последствия современности», «Современность и самоидентичность», в которых выступает против широко распространенной теории постиндустриального общества. Основная слабость этой теории им виделась в том, что социальная реальность мыслилась как единое целое, характерное для всего мира, как совокупность определенных единых принципов организации и трансформации. В противоположность данной эволюционной по сути теории Гидденс предлагает прерывистую интерпретацию современного социального развития, под которой подразумевается то, что современные социальные институты являются уникальными, радикально отличными от институтов традиционного общества. При этом акцент им был сделан на том, что в истории человечества появились реальные альтернативные возможности будущего, выбор которых зависит собственно от действующих агентов, т.е. от нас самих.
1.Энтони Гидденс о будущем социологии.
Энтони Гидденс в своих лекциях обосновал девять тезисов о будущем социологии, в которых в определенной мере раскрыл логику функционирования и развития социологии в современных условиях и в ближайшей перспективе.
Девять тезисов Э.Гидденса о будущем социологии сводятся к следующим положениям:
1. Социология постепенно утратит социально-теоретический привкус минувшего столетия и будет самым теснейшим образом связана с конкретными социальными условиями, с "проектом" современности, что и даст ей самые благоприятные возможности для развития и наивысшего признания.
2. Возникнет теоретический синтез, который вновь придаст связность социологическим дискуссиям. Социальный мир - это мир, полный внутренней борьбы, мир, который пронизан разногласиями действующих в нем индивидов и групп, чьи мировоззрения различны, а интересы - противоположны. Эти факторы порождают различные социологические теории, ценность которых можно определить с помощью эмпирических наблюдений.
3. Главный объект социологического анализа будет существенно переосмыслен. Термин "общество" не является однозначным, так как в современных условиях существуют общества, находящиеся на различных ступенях социально-экономического и культурного развития. Поэтому усилия социологии должны сосредоточиться на изучении различных национальных государств и системах национальных государств.
4. Социология будет уделять большее внимание изучению мировой системы, чем до сих пор, так как сегодня многие отношения, связывающие отдельные государства, носят поистине глобальный характер.
5. Прежние междисциплинарные границы в социальных науках постепенно утратят былую четкость. Но это не значит, что внутри социальных наук должны исчезнуть особые зоны профессиональных интересов и профессиональной специализации. Здесь проводится идея связи социологии с комплексными знаниями, достигаемыми всеми гуманитарными дисциплинами. Социология в этом случае выступает как генерирующая наука, на что в свое время обращал внимание П.Сорокин.
6. Социологи вновь заинтересуются крупномасштабными долговременными процессами социальной трансформации. Это вызвано прежде всего возросшими темпами социальных изменений, происходящих в мире, в котором мы живем. Это мир, отличительной особенностью которого все явственнее становится всеохватывающая "системность".
7. Участие социологии в формировании практической социальной политики и проведении реформ станет более активным.
8. Социальные движения будут по-прежнему играть первостепенную роль в качестве стимула социологического воображения. Можно утверждать, что социальные организации и социальные движения - это два канала, с помощью которых в современном мире приводится в движение рефлексивное усвоение знания о социальной жизни. Социальные организации систематически аккумулируют и хранят социальную информацию, создавая, таким образом, стабильность условий для социального воспроизводства.
Социальные явления обладают более подвижным характером и более мощным преобразующим потенциалом, так как они противостоят сложившемуся положению вещей и специфическим образом сопряжены с реализацией новых социальных проектов. Таким образом, социальные движения - это не только источник напряжения и социальных перемен, которые должны анализировать социологи. Они способны указать на те особенности и скрытые возможности данного институционального порядка, которые не были известны прежде.
9. Социология по-прежнему останется предметом дискуссий. Дискуссионность социологии понимается двояко. Во-первых, в пределах дисциплины социологии невозможно достичь желанной цели - консенсуса относительно теории и интерпретации результатов исследования и, во-вторых, дисциплина сохранит и внешних своих оппонентов и недоброжелателей. Это недовольство теми, кто не боится обнародовать малоприятные истины или отстаивать такое понимание существующего положения вещей, которое противоречит мнению власть придержащих.
Краткий анализ содержания девяти тезисов Э.Гидденса о будущем социологии еще раз свидетельствует о взаимодействии социологии и общества, о воздействии общества на социологию и тех факторов, которые обусловливают ее природу, внутреннюю логику ее развития и особенности ее функционирования в различные исторические периоды.
В результате этого взаимодействия меняется образ социологии, который характеризуется мерою ее связи с различными социальными и естественными науками, а также взаимоотношением в ней теории и эмпирии.
Указанное взаимодействие обусловливает также выдвижение на первый план тех или других социальных проблем и способов их разрешения, смену разрабатываемой тематики.
Социальный спрос и внешний стимул оказывают влияние на социологию, трансформируясь в специфически социологическую проблему.
История мировой социологии свидетельствует о том, что необходимым фактором успешного ее развития является "открытость" общества, его демократичность.
В условиях жесткой регламентации и диктатуры, которые в наибольшей степени свойственны тоталитарным обществам, социология функционировать не может.
Сегодня к наиболее важным факторам развития социологии следует отнести готовность общества, а еще в большей мере готовность правящей элиты понимать (и обеспечивать) необходимость объективного анализа реальных процессов.
1.1 Характерные черты современности
Гидденс выделяет три основные черты, определяющие характер современности. Первая — крайний динамизм, неимоверно возросшая скорость изменения всех процессов в обществе. При этом социолог говорит не о формационных изменениях, и не об изменении структур и их функций, а о темпах изменений в социальных практиках, образцах поведения людей.
Вторая — это глобальность пространства, на котором происходят изменения, что несопоставимо со сферой изменения во всех досовременных обществах, так как практически все регионы мира социально и информационно втянуты во взаимодействие друг с другом.
Третья — внутренняя природа современных институтов. Появились социальные формы, которые ранее вообще не существовали (современное производство зависит главным образом от неживых источников энергии).
Гидденс конкретизирует эти положения. Характерной чертой современности, считает он, является принципиальное изменение системы контроля над средствами насилия. В домодерновых цивилизациях военная сила всегда играла самую важную роль в жизни обществ. Однако никакой правящий тиран не был в состоянии сохранять монопольным контроль над средствами насилия, так как войны и восстания постоянно его нарушали. Положение радикально меняется в государствах модерна — они успешно и длительно осуществляют монополию на средства насилия. Однако заметим, что после террористических актов в Америке данное положение, по крайней мере, ставится под вопрос.
Далее социолог отмечает, что современность существенным образом трансформирует характер взаимодействия людей, разделяя их во времени и пространстве. Отсутствие «привязанности» к какому-либо географическому месту, характерное для традиционных культур, заменяется тем, что индивид имеет возможность плюралистического выбора жизненных стратегий, предлагаемых абстрактными системами. Под абстрактными системами Гидденс понимает, во-первых, механизмы символических знаков (например, виртуальные деньги), позволяющие абстрагироваться от времени и пространства, совершать сделки «между множеством индивидов, которые никогда не встречались друг с другом физически». И, во вторых, — экспертные системы (услуги юристов, психотерапевтов, советников, разного рода технических специалистов), которые также способны влиять на характер взаимодействия людей, абстрагируясь при этом от времени и пространства.
В этой связи существенно меняется интимность в контексте повседневной жизни. В домодерновой культуре отношения родства являлись органи-зующим средством для стабилизации социальных связей во времени и пространстве, локальное сообщество было тем местом, которое обеспечивало интимную среду. Для модерна характерно иное — социальное взаимодействие людей все больше разделяется во времени и пространстве. Но возникли два новых фактора, поддерживающих их в таком виде: личные отношения дружбы или сексуальной интимности выступают средством стабилизации социальных связей; абстрактные же системы являются средством, стабилизирующим отношения в неопределенном пространственно-временном положении.
Переход от традиционного общества к современному сопровождается освобождением межличностных связей от зависимости внешних факторов — традиций, родства, материального обеспечения. Они обретают форму «чистой связи», которая имеет ценность для индивидов исключительно благодаря своему внутреннему содержанию. Её характерными чертами являются взаимные интересы, доверие, преданность индивидов друг другу. Общность жизненной истории более тесно сплачивает участников чистой связи, чем общность социальных позиций, являющаяся атрибутом традиционного общества.
Для современности характерна институциональная рефлексивность. Под рефлексивностью модерна социолог понимает постоянный пересмотр социальной реальности в свете новой информации или знания. Знания становятся фактором, который весьма влияет на характер трансформации как социальных институтов, так и моделей поведения индивидов.
Говоря об основных макросоциальных измерениях модерна, Гидденс особо выделяет постдефицитную экономику, которая становится возможной благодаря координации глобального порядка, созданию планетарной экологической службы. Имеет место гуманизация технологий. В политической сфере получает развитие участие непрофессионалов в управлении обществом через институты партиципативной демократии — демократические организации, экологические движения и т.д.
Вместе с тем Гидденс постоянно подчеркивает, что его концепция современности не сводится к макротенденциям. Она органично включает в себя микротенденции, которые являются микро не по значимости, а по уровню анализа социальной реальности — внутриличностных трансформаций.
Современность, считает социолог, качественно изменяет внутриличностные процессы. Если в традиционном обществе личность формировалась под влиянием набора последовательно сменяющих друг друга возрастных характеристик с четкими социальными параметрами, типичными для определенного локального сообщества, то в социализации современного индивида значительное место занимают абстрактные системы, которые предлагают постоянно расширяющийся набор педагогических и социопсихологических рекомендаций, что исключает однозначную определенность становления личности.
Одним из важнейших параметров современного общества является качественное возрастание рисков для его членов.
Риск — вероятность негативного события; возможность утраты, потери; гипотетическая вероятность наступления ущерба. Можно выделить три характерные черты риска: 1) неопределенность, связанная с возможными потерями или негативными последствиями; 2) сами негативные последствия или потери; 3) ценность или значимость этих потерь. Риск предполагает, что негативные проявления чего-либо могут наступить, а могут и не произойти. При принятии решений индивиды не в состоянии прогнозировать только положительные результаты, ибо могут сказаться непредвиденные последствия. Здесь неопределенность проявляется в том, какие факторы были учтены, а какие нет. Кроме того, важно учесть различные уровни риска, которые варьируются от того, чем можно пренебречь, до объективной вероятности негативного события.