Гендерология и феминология

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 22:39, контрольная работа

Описание работы

Проблемы женщин, ее общественное и семейное положение, равенство мужчин и женщин. Женский бизнес. Женщина-политик. Степень участия женщин в структурах власти. ООН во всех документах придерживается строгого принципа - без участия и наделения властными полномочиями женщин не могут быть найдены надежные решения в обществе, которому угрожают социальные, экономические и иные проблемы.

Содержание

Введение 3
1. Женщина и бизнес 5
2. Роль женщины в политической жизни 11
Заключение 16
Список литературы 17

Работа содержит 1 файл

_Гендерология и феминология В5.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

      Гендерология  и феминология

      Вариант №5

Содержание

      Введение

      Философские и естественнонаучные исследования, литература и публицистика, изобразительное  искусство и религиозные трактаты извечно обращались к проблеме женщины, ее общественного и семейного  положения, равенства мужчин и женщин. В этом смысле конец XVIII в. был самым плодотворным, он заложил фундамент процесса осознания обществом женского вопроса. Французский философ-просветитель Ж.А.Кондорсе писал: «Одним из наиболее важных для общего счастья результатов прогресса человеческого разума, мы должны считать полное разрушение предрассудков, создавших неравенство прав между двумя полами, гибельное даже для того кому оно благоприятствует».

      Вторая  половина XX века явила миру новый  феномен политической жизни - своего рода прорыв женщин в высшие эшелоны  власти. В ряде стран Западной Европы, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки они взяли власть в свои руки. Процесс притока женщин в политику основательно поколебал сложившийся стереотип: политика - для мужчин, а семья, дети - для женщин. Но этот стереотип еще не сломлен. В целом, доля женщин на уровне принятия решений в большинстве стран остается низкой и далеко не соответствует их доле в населении и рабочей силе.

      Роль  женщины в политике зависит от господствующей в обществе идеологии, а также социально-экономических  и политических особенностей этапа развития страны.

      Как и почти 90 лет назад, сегодня актуально  звучат слова из петиции в I Государственную  думу: «Русская женщина во всех областях труда и забот, в деле развития и роста родины участвует наравне с мужчиной: в труде крестьянском,.. в работе фабричной,.. на поприще науки, литературы и искусства,.. в несении великих обязанностей воспитания будущих граждан. Она платит налоги и подати наравне с мужчиной и одинаково ответствует перед законом. Женщина должна иметь право на защиту своих интересов путем участия в законодательном собрании, решения которого близко касаются ее судьбы. Избранники земли русской, внесите обновление в жизнь женщин, признав за ними равные права для участия в служении Родине».

      1. Женщина и бизнес

      Карьера, равно как и интересная работа, является не столько реальной целью, сколько опознавательным знаком идеального места женщин в современном  мире. Отсутствие стремления к профессиональной карьере они объясняют тем, что  «объективно не подготовлены к руководящей роли» (39%

      женщин  указали на это), а почти 75% опрошенных соглашаются с тем, что зарплата соответствует их квалификации. Интересно, что западные женщины уверены  в обратном.

      Доказано, что женщины менеджеры ориентированы  на достижение успеха, и их мотивы разнообразны. Успешная карьера предполагает, в их понимании, помимо независимости и самостоятельности в работе, возможность творчества, самореализации, полного раскрытия своих профессиональных возможностей. При этом если в карьере для женщин наиболее важна свобода в принятии решений, то в жизни наиболее ценным является благополучие детей.

      Существующая  в управленческих кругах гипотеза о  том, что приход в бизнес женщин может  снять напряженность на рынке  труда, в современных условиях, по-видимому, несостоятельна. Бизнес-леди — это особый социальный тип женщин – носителей либеральных ценностей, с повышенной потребностью в самореализации, творческой самоотдаче, новаторов по своей природе. Как правило, такой тип женщин бывает востребован не только в предпринимательстве, но и в других сферах трудовой деятельности. Безработица на рынке труда - удел женщин совсем иного, непредпринимательского склада.

      Присущие  бизнес-леди ценности и качества не являются доминирующими и массовыми  у современных российских женщин, тем более у тех, кто оказался вытесненным по тем или иным причинам из сферы производства.

      Лишь  небольшая часть женщин, потерявших работу, может открыть свое дело и тем самым решить проблему своей  занятости. Со временем социальные качества, необходимые для предпринимательской активности, проявятся у новых поколений женщин, входящих в жизнь в условиях рынка. Ведь, не случайно, например, в США, каждое второе малое предприятие, а в Германии - каждое третье - возглавляет женщина.

      Во  всех странах превалирует мнение, что амбиции женщины должны быть направлены на то, чтобы выйти замуж за успешного бизнесмена (в России этот стереотип сейчас очень силен). Другой распространенный вариант - удовлетвориться тем, что она родила и вырастила детей. Но многим женщинам этого недостаточно, и они стремятся не только к семейной, но и к профессиональной реализации.

      Российские  женщины находятся еще в начале своего пути в большой бизнес, тогда  как в развитых странах они  заняли в нем заметное место. В  правительственном отчете о роли женского бизнеса в США (1996 г.) отмечается, что женщины управляют третьей частью всех

      американских  компаний, приносящих ежегодный доход 1,6 трлн дол., и этот доход увеличивается. Женский бизнес более устойчив: фирмы, созданные и управляемые женщиной, реже «терпят фиаско».

      Сравнительные мотивационные шкалы женского и  мужского бизнеса можно представить  следующим образом:

Мотивы  женщин Мотивы мужчин
Самореализация Прибыль
Интерес, содержание работы Самостоятельные решения
Материальная  надежность, деньги Желание руководить
Забота  о тех, кто рядом Карьера
Профессиональный  рост Самореализация
Самоутверждение Самоутверждение
 

      Женщины отмечали, что их мотивация в большей  степени. чем у мужчин, подвижна и  подвержена влиянию как личностного, так и организационных факторов: она зависит от состояния фирмы, состава команды, реализации поставленных целей. Так, у женщин-менеджеров старшей возрастной группы (45 лет и старше) на первом месте оказались профессиональный рост и стремление действовать в рамках собственных, достаточно высоких профессиональных требований1.

      Устойчивость  феномена «женский бизнес» в немалой степени зависит от того, с какой установкой приходят женщины в сферу предпринимательства: это дело жизни или случайное, вынужденное занятие.

      Как удалось установить, женщины-предприниматели делятся на три социальных типа. Первый - это убежденные бизнес-леди. Мотивация их выбора - внутреннее желание стать предпринимателем, интерес к этому виду деятельности, самые серьёзные намерения.

      Ко  второму, и самому многочисленному типу, относится половина дам- предпринимателей «по случаю». Своё решение они приняли спонтанно, под влиянием неожиданных случайных обстоятельств: по совету или примеру друзей, неожиданно возникшим благоприятным перспективам, газетной информации.

      И, наконец, третий тип - предприниматели  поневоле — женщины, которые оказались  вынужденными в силу различных неблагоприятных  обстоятельств открыть свое дело. Это самая малочисленная группа. Мотивация их выбора - реальная безработица  или угроза безработицы, отсутствие средств к жизни, невыплата зарплаты, а также давление извне, например: «надо было выкупать парикмахерскую, иначе она перешла бы в другие руки».

      Большая часть бизнес-леди ощущает неравенство  своих возможностей для достижения успеха в сфере предпринимательства по сравнению с мужчинами. Лишь треть полагает, что у мужчин и женщин шансы равные. Неравенство обусловлено, главным образом, существующими в обществе стереотипами. Во-первых, традиционным взглядом на женщину как на человека второго сорта, как на прислугу. «Мужчины не относятся к женщине как, к равному партнеру, приходится постоянно доказывать, что я лучше их». Во-вторых, двойной нагрузкой - дом и работа. «Женщина ко всему еще и мать, и жена».

      На  вопрос о том, встречаются ли женщины  в своей предпринимательской деятельности с дискриминацией по полу, женщины делятся на две, примерно равные, группы. Одна из них сталкивается с этим неприятным социальным явлением довольно часто или время от времени, другая - не встречается совсем.

      Не  обнаружилось единства и в вопросе о том, должна ли в стране быть разработана специальная социальная политика по поддержке женского предпринимательства. Хотя больше половины бизнес-леди полагает, что женщины-предприниматели должны стать объектом специальной социальной поддержки со стороны правительства (как, впрочем, и все остальные группы женщин, занятые в других сферах деятельности), все

      же  представительной оказалась и группа, которая полагает, что женщинам-предпринимателям не нужно устанавливать каких-либо особых прав. Есть и такое суждение: «Не умно устанавливать права по половому признаку». Оно принадлежит молодой преуспевающей бизнес-леди со столичным университетским физико-математическим образованием.

      В числе мер, необходимых для социальной защиты женского предпринимательства, упоминаются следующие: введение льготного кредитования, выделение ссуд, уменьшение налогообложения (хотя бы на один процент) по сравнению с мужчинами и др. Некоторые полагаются на естественный ход событий: «Не нужны специальные меры, наступит время и для женщин».

      В своей предпринимательской практике 2/3 группы бизнес-леди, попадая в  трудные конфликтные обстоятельства, сталкивается с необходимостью защищать свои интересы с помощью самых  различных социальных институтов. Наиболее часто они прибегают к помощи правоохранительных органов суд, милиция, авторитетов делового мира, местных органов власти. Весьма редки обращения за помощью в ассоциации предпринимателей. Есть и такие варианты: «В каждом конкретном случае поступаю по-разному - использую оптимальные варианты».

      По  ответам на вопрос, кто, по их мнению, мог бы защищать интересы женщин-предпринимателей наиболее эффективно, бизнес-леди разделились  на две почти равные группы. Одна из них считает, что каждый должен сам защищать свои интересы, не прибегая к посторонней помощи. Другая называет в разных сочетаниях ассоциацию женщин-предпринимателей, различного рода комитеты при Государственной Думе, местные органы власти и правоохранительные органы.

      Женский бизнес в большинстве своем располагается  на низовых ступенях предпринимательской пирамиды. Крупный бизнес, в котором идет крутая мужская игра, а предприниматели получают сверхприбыли, де-факто закрыты для женщин. Наиболее предпочтительная отраслевая сфера занятости женщин, где, кстати, они действуют более результативно, чем мужчины, касается традиционных женских ориентации и интересов - торговля материалами бытовой химии, верхней одеждой и бельем, косметическими средствами, бижутерией и пр.

      Судьба  женского бизнеса тесно связана  с состоянием дел в сфере предпринимательства в России в целом. Современный российский бизнес очень тяжел не только для женщин, но и для мужчин. Женщина-предприниматель, работающая как полноценный партнер мужчины в бизнесе, утрачивает свои «женские начала», все больше и больше приобретая манеры поведения маскулинного типа. Женщина и бизнес - своего рода взаимоисключающие понятия: либо ты женщина, либо ты - предприниматель.

      Женщины-предприниматели, сделавшие «нормальный бизнес» и утвердившиеся в нем - привлекательные деловые партнеры для многих предпринимателей-мужчин. Их обязательность, ответственность, интеллигентность, предсказуемость делают производственные контакты с ними предпочтительными.

      Таким образом, можно сделать главный  вывод о том, что новая сфера  экономической активности - предпринимательство - открывает перед женщинами не только новые возможности, но и порождает новые ограничения. Эти ограничения в одних случаях уходят корнями в глубокое прошлое и связаны с дискриминацией женщин по признаку пола, в других - обусловлены агрессивной природой современного рынка, требующего для достижения успеха тех качеств, которыми женщины, в силу своей биосоциальной природы, не располагают.

      2. Роль женщины  в политической жизни

      В общественном сознании утвердились  особые критерии оценки женщины-руководителя. К женщинам, занимающимися политической деятельностью, как правило, предъявляются более высокие требования, чем к мужчине-политику. Женщина должна иметь больше позитивных качеств, быть более трудоспособной, подготовленной интеллектуально, обладать большей интуицией. Как пишет Н. А. Зацепина, дважды избиравшаяся в Государственную Думу, «мужчина может выступать на пленарном заседании с каким угодно скандальным заявлением - с надрывом, криком, истерикой, вплоть до оскорблений, даже с глупостью. Это воспринимается в порядке вещей. А если подобное позволит себе женщина, ей сразу навешают ярлык: «Чего с нее возьмешь - женщина!»

Информация о работе Гендерология и феминология