Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 17:02, реферат
Актуальность темы исследования. В древности один мудрец от имени мужчин сказал: «Мы правим миром, а женщины – нами». Сегодня на рубеже третьего тысячелетия это высказывание приобретает новый смысл, поскольку в последнее время отмечается значительное укрепление позиций женщин в системе общественных отношений. Американские экономисты Р.Петерсон и К. Вермейер назвали этот феномен «тихой революцией в мировом масштабе». Подтверждая и развивая данное определение, А. Бебель дал этому явлению название «революции, единственно победившей в этом столетии, которая прошла по всем странам и континентам»1.
Программа исследования……………………………………………3
Результаты исследования…………….………………………………7
Библиографический список………………………………………….20
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Факультет социальной работы
Кафедра
экономической теории
и социальной работы
Нищенко Анастасия Владимировна
студентка дневного отделения
группы
9501
Гендерное
исследование
На
тему: «Гендерный аспект
в управлении»
По
дисциплине «Гендерология
и феминология»
КАЗАНЬ
2011
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность темы исследования. В древности один мудрец от имени мужчин сказал: «Мы правим миром, а женщины – нами». Сегодня на рубеже третьего тысячелетия это высказывание приобретает новый смысл, поскольку в последнее время отмечается значительное укрепление позиций женщин в системе общественных отношений. Американские экономисты Р.Петерсон и К. Вермейер назвали этот феномен «тихой революцией в мировом масштабе». Подтверждая и развивая данное определение, А. Бебель дал этому явлению название «революции, единственно победившей в этом столетии, которая прошла по всем странам и континентам»1.
Актуальность данной проблемы вызвала развитие гендерной экономики, одного из наиболее молодых направлений экономической науки. Гендерная экономика анализирует различия в экономическом положении мужчин и женщин и причины их возникновения. Заметим, что термин «гендер» в отличие от термина «пол» является амбивалентным и наиболее точно может быть переведен как «социальный пол», т.к. акцентирует внимание на социальных, а не биологических различиях между полами.
Необходимость исследования гендерных аспектов менеджмента обусловлена динамичным проникновением женщин в управление экономикой, появлением новой социальной кагорты «деловых женщин». Особенно заметны эти процессы в развитых странах. Например, в США женщинам принадлежит более 50% денежных средств, обращающихся в стране, на них выписаны 65% счетов, в их руках сосредоточены 57% ценных бумаг, 74% домов, на них приходится 88% общей покупательной способности2.
В
более сопоставимых с Россией
странах Центральной и
Для России гендерные проблемы в экономике, в частности, участие женщин в управлении, достаточно актуальны. В первую очередь, это обусловлено демографическими факторами: на протяжении многих десятилетий отмечается преобладание женского населения, в настоящее время доля женщин составляет примерно 55% и по ряду причин она будет расти и в будущем.
Женщины, представляя большую половину электората, заметно влияют на общественный выбор. В последние годы они проникли в политическую среду, которая как никакая другая требует высокого профессионализма и ответственности. В экономике возникли новые сферы и формы занятости, связанные с развитием информационной и рыночной инфраструктуры, где женщины занимают достойное место. Несмотря на то, что за период с 1990 по 1998 годы, по данным Госкомстата РФ, из 12 млн. потерявших работу почти 8 млн. составили женщины (причем, из них более 70% с высшим и средним профессиональным образованием), число занятых женщин растет за счет проникновения в новые сегменты рыночной экономики. Так, в организациях, обеспечивающих функционирование рынка, среди специалистов по рекламе, имиджмейкеров их 40 – 50%, появились профессиональные группы женщин, обслуживающих избирательные компании и т.д.
В
условиях становления рыночной экономики
в России значительно расширяется
мелкий и средний бизнес, в котором
руководителями становятся женщины, стремящиеся
реализовать себя всесторонне. Эта
тенденция соответствует
Особое значение вопрос о роли и месте женщины в системе менеджмента имеет для таких быстро расширяющихся видов деятельности, как гостиничное и ресторанное хозяйство, туризм, оптовая и розничная торговля, обслуживание, где доля женщин в общем числе работающих достигает 90%.
Анализ контингента обучающихся в университетах в течение нескольких лет, а также сложившаяся демографическая ситуация в целом позволяют прогнозировать реальное возрастание женского компонента в экономике, и в частности, в управлении. Даже для руководителя-мужчины управление коллективом, в составе которого преобладают женщины, требует учета существенных особенностей.
При рассмотрении данной проблемы необходимо выделить:
Объект исследования – роль женщины в системе управления.
Предмет исследования – гендерный аспект в управлении.
Цель исследования – изучить гендерный аспект в управлении.
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1)
проанализировать доступные
2) провести самостоятельное исследование методом контент-анализа.
Интерпретация основных понятий является важной составляющей исследования, поэтому далее мы хотели бы осветить их.
Гендер, во первых, это – различие между мужчинами и женщинами по анатомическому полу (общее понятие); во вторых, это социальное деление, часто основанное на анатомическом поле, но не обязательно совпадающее с ним(социологическое значение)3.
Как утверждает одна из американских феминисток Джоан Скотт, «гендер – основная область, в которую или при помощи которой выражается власть»4.
Гипотезы исследования:
1) формирование стиля руководства и эффективность управления зависят от совокупности индивидуально-типологических качеств личности, а не от гендерной типизации.
2) гендерные различия влияют на содержательно-стилевые особенности управленческой деятельности (женщины более демократичны в управлении, чем мужчины).
В данной работе в качестве теоретической и методологической основы были привлечены:
– гендерный подход, который позволяет увидеть, как гендер влияет на управленческую сферу деятельности;
– анализ исследования, который позволяет определить стереотипы женщин в сфере управления.
План исследования состоит из:
Проведенный нами анализ показывает, что в современной отечественной теории и практике менеджмента женщине отводится весьма скромная роль. Женщины рассматриваются, скорее, как группа со специфическими интересами, чем как большая половина общества. Принцип равных прав и возможностей обоих полов формально декларируется, но почти не реализуется в сложившейся системе менеджмента.
Известно,
что положение женщины в
По
результатам проведенного анализа
есть основания утверждать, что в
нашей экономике сложилась
Весьма характерным для общественного мнения является то, что каждое новое появление женщины на уровне высшего руководства представляется чуть ли не как сенсация. При этом сама личность женщины вызывает повышенное внимание и воспринимается более критично, чем любой мужчина. Поистине горькая правда заключена в афоризме, что по сравнению с мужчиной женщина должна быть вдвое лучше, чтобы добиться вдвое меньшего.
Заметим, что в Швеции – стране с одним из самых высоких в мире показателей степени участия женщин в экономической и политической жизни — доля женщин в парламенте достигает 42,7%, Финляндии – 33,5%, в Дании, Норвегии, Нидерландах – 36 – 37%. Понятно, что высокая эффективность скандинавской модели экономики определяется совокупным влиянием множества факторов, но, тем не менее, не является ли социальная направленность экономической политики на «всеобщее благоденствие» результатом именно женского участия в управлении?
Скрытая дискриминация женского пола отчетливо прослеживается при анализе управленческой литературы, где гендерный аспект занимает явно подчиненное положение. В подавляющей части трудов отечественных и зарубежных экономистов как-то само собой подразумевается, что менеджер, специалист или подчиненный – обязательно мужчина и оценка поведения личности, анализ управленческих ситуаций, рекомендации по разработке управленческого решения, по этикету и прочему даются именно с мужских позиций. При этом особенности реакции женщины на внешнюю среду, мотивация ее поступков, личностные характеристики либо вообще замалчиваются, либо рассматриваются крайне ограниченно, в виде исключения из общепринятых правил. Употребляемые при этом выражения, например, «шеф в юбке», звучат весьма иронично. И даже президентская программа повышения квалификации управленческих кадров за рубежом практически полностью ориентирована на мужчин.
Исследования зарубежных специалистов также подтверждают выводы о гендерной дискриминации. По данным Э. Игли, по отношению к женщинам применяют «стеклянный потолок», который часто мешает им занимать посты руководителей проектов, выдвигаться в советы директоров и выполнять важные международные функции в компании. В 2000 г. женщины занимали только 6% директорских должностей в 500 крупнейших компаниях и получали за равносильный с мужчинам труд не более 70%.
Хотя вопрос о гендерных отличиях в оплате труда и выходит за рамки данного исследования, приведем данные, подтверждающие дискриминацию женщин. В России в начале 90-х годов заработная плата женщин в среднем составляла 60 – 70% заработной платы мужчин, а в начале 2010., по данным ВЦИОМ, – только 56%. Таким образом, средний размер заработной платы у женщин существенно меньше, чем у мужчин, причем этот разрыв имеет тенденцию к увеличению.