Гендерный аспект в управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 17:02, реферат

Описание работы

Актуальность темы исследования. В древности один мудрец от имени мужчин сказал: «Мы правим миром, а женщины – нами». Сегодня на рубеже третьего тысячелетия это высказывание приобретает новый смысл, поскольку в последнее время отмечается значительное укрепление позиций женщин в системе общественных отношений. Американские экономисты Р.Петерсон и К. Вермейер назвали этот феномен «тихой революцией в мировом масштабе». Подтверждая и развивая данное определение, А. Бебель дал этому явлению название «революции, единственно победившей в этом столетии, которая прошла по всем странам и континентам»1.

Содержание

Программа исследования……………………………………………3
Результаты исследования…………….………………………………7
Библиографический список………………………………………….20

Работа содержит 1 файл

гендер в управлении.doc

— 102.50 Кб (Скачать)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЗАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Факультет социальной работы

Кафедра экономической теории и социальной работы 
 
 
 
 
 

Нищенко Анастасия Владимировна

студентка дневного отделения

группы 9501 
 
 
 

Гендерное исследование 

На  тему: «Гендерный аспект в управлении» 

По  дисциплине «Гендерология  и феминология» 
 
 

                                                    Научный руководитель:

                                                    к. ист. н., доцент

                                                    Р.Г. Петрова

                                                    _____________________

                                                    _____________________

 
 

                                                                                              
 
 

КАЗАНЬ 2011 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Программа исследования……………………………………………3
  2. Результаты исследования…………….………………………………7
  3. Библиографический список………………………………………….20
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ
 

     Актуальность  темы исследования. В древности один мудрец от имени мужчин сказал: «Мы правим миром, а женщины – нами». Сегодня на рубеже третьего тысячелетия это высказывание приобретает новый смысл, поскольку в последнее время отмечается значительное укрепление позиций женщин в системе общественных отношений. Американские экономисты Р.Петерсон и К. Вермейер назвали этот феномен «тихой революцией в мировом масштабе». Подтверждая и развивая данное определение, А. Бебель дал этому явлению название «революции, единственно победившей в этом столетии, которая прошла по всем странам и континентам»1.

     Актуальность  данной проблемы вызвала развитие гендерной экономики, одного из наиболее молодых направлений экономической науки. Гендерная экономика анализирует различия в экономическом положении мужчин и женщин и причины их возникновения. Заметим, что термин «гендер» в отличие от термина «пол» является амбивалентным и наиболее точно может быть переведен как «социальный пол», т.к. акцентирует внимание на социальных, а не биологических различиях между полами.

     Необходимость исследования гендерных аспектов менеджмента  обусловлена динамичным проникновением женщин в управление экономикой, появлением новой социальной кагорты «деловых женщин». Особенно заметны эти процессы в развитых странах. Например, в США женщинам принадлежит более 50% денежных средств, обращающихся в стране, на них выписаны 65% счетов, в их руках сосредоточены 57% ценных бумаг, 74% домов, на них приходится 88% общей покупательной способности2.

     В более сопоставимых с Россией  странах Центральной и Восточной  Европы женщины владеют более  чем 30% бизнеса, нанимают 25% рабочей  силы, составляют 55% обучающихся, около 25% зарабатывают больше мужей в семьях с двумя работающими. Доля женщин на министерских постах только за последнее десятилетие удвоилась – с 3,4 до 6,8%. Приведенные данные подтверждают заметный рост участия женщин в экономической жизни и позволяют прогнозировать перспективные сдвиги в этом направлении.

     Для России гендерные проблемы в экономике, в частности, участие женщин в  управлении, достаточно актуальны. В  первую очередь, это обусловлено  демографическими факторами: на протяжении многих десятилетий отмечается преобладание женского населения, в настоящее время доля женщин составляет примерно 55% и по ряду причин она будет расти и в будущем.

     Женщины, представляя большую половину электората, заметно влияют на общественный выбор. В последние годы они проникли в политическую среду, которая как никакая другая требует высокого профессионализма и ответственности. В экономике возникли новые сферы и формы занятости, связанные с развитием информационной и рыночной инфраструктуры, где женщины занимают достойное место. Несмотря на то, что за период с 1990 по 1998 годы, по данным Госкомстата РФ, из 12 млн. потерявших работу почти 8 млн. составили женщины (причем, из них более 70% с высшим и средним профессиональным образованием), число занятых женщин растет за счет проникновения в новые сегменты рыночной экономики. Так, в организациях, обеспечивающих функционирование рынка, среди специалистов по рекламе, имиджмейкеров их 40 – 50%, появились профессиональные группы женщин, обслуживающих избирательные компании и т.д.

     В условиях становления рыночной экономики  в России значительно расширяется  мелкий и средний бизнес, в котором  руководителями становятся женщины, стремящиеся  реализовать себя всесторонне. Эта  тенденция соответствует процессам, происходящим в странах с развитой рыночной экономикой, где женщины возглавляют примерно 30% малых и средних фирм. Предполагается, что в скором будущем эта доля составит 50% предприятий при одновременном увеличении их стоимости.

     Особое  значение вопрос о роли и месте женщины в системе менеджмента имеет для таких быстро расширяющихся видов деятельности, как гостиничное и ресторанное хозяйство, туризм, оптовая и розничная торговля, обслуживание, где доля женщин в общем числе работающих достигает 90%.

     Анализ контингента обучающихся в университетах в течение нескольких лет, а также сложившаяся демографическая ситуация в целом позволяют прогнозировать реальное возрастание женского компонента в экономике, и в частности, в управлении. Даже для руководителя-мужчины управление коллективом, в составе которого преобладают женщины, требует учета существенных особенностей.

     При рассмотрении данной проблемы необходимо выделить:

     Объект  исследования – роль женщины в системе управления.

     Предмет исследования – гендерный аспект в управлении.

     Цель исследования – изучить гендерный аспект в управлении.

     Задачи  исследования. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

     1) проанализировать доступные результаты  исследований гендерных аспектов в управлении;

     2) провести самостоятельное исследование методом контент-анализа.

     Интерпретация основных понятий  является важной составляющей  исследования, поэтому далее мы хотели бы осветить их.

     Гендер, во первых, это – различие между мужчинами и женщинами по анатомическому полу (общее понятие); во вторых, это социальное деление, часто основанное на анатомическом поле, но не обязательно совпадающее с ним(социологическое значение)3.

     Как утверждает одна из американских феминисток Джоан Скотт, «гендер – основная область, в которую или при помощи которой выражается власть»4.

      Гипотезы  исследования:

1) формирование стиля руководства и эффективность управления зависят от совокупности индивидуально-типологических качеств личности, а не от гендерной типизации.

2) гендерные различия влияют на содержательно-стилевые особенности управленческой деятельности (женщины более демократичны в управлении, чем мужчины).

     В данной работе в качестве теоретической и методологической основы были привлечены:

     – гендерный подход, который позволяет увидеть, как гендер влияет на управленческую сферу деятельности;

     – анализ исследования, который позволяет определить стереотипы женщин в сфере управления.

     План  исследования состоит  из:

  1. Разработки программы исследования;
  2. Составления выборки;
  3. Проведение анализа;
  4. Обработки результатов и написания аналитического отчёта.
 
 
 
 
 
  1. РЕЗУЛЬТАТЫ  ИССЛЕДОВАНИЯ
 

     Проведенный нами анализ показывает, что в современной  отечественной теории и практике менеджмента женщине отводится  весьма скромная роль. Женщины рассматриваются, скорее, как группа со специфическими интересами, чем как большая половина общества. Принцип равных прав и возможностей обоих полов формально декларируется, но почти не реализуется в сложившейся системе менеджмента.

     Известно, что положение женщины в обществе зависит от принятых в данной среде полоролевых стереотипов поведения, от традиционных для данного социума культурных, психологических и социальных стандартов. У нас принято различать традиционно мужские и женские роли – профессии, должности, сферы деятельности. Подчеркнем, что это деление, как правило, носит традиционно-бытовой, а не научно обоснованный характер, поскольку в большинстве случаев никак не связано с особенностями женской психики и интеллекта. Конечно, определенные ограничения могут регламентировать области женского участия, но они далеко не всегда имеют объективную основу.

     По  результатам проведенного анализа  есть основания утверждать, что в  нашей экономике сложилась гендерная  ассиметрия, приведшая к скрытой  дискриминации женщин в сфере  управления. Она весьма заметно проявляется при гендерном анализе различных уровней управления. Если в низших и средних звеньях доля женщин в аппарате управления бывает значительна и это ни у кого не вызывает удивления, то представительство женщин на высшем уровне управления крайне мало. Так, на рубеже 90-х годов женщины в составе директорского корпуса составляли всего 6 – 7%. Ныне доля женщин, достигших заметных успехов в карьере, по-прежнему невелика – различие с мужчинами составляет почти 4 раза при более высоком уровне образования. В высшем органе законодательной власти – Государственной Думе – женщины составляют около 10% депутатов.

     Весьма  характерным для общественного  мнения является то, что каждое новое  появление женщины на уровне высшего  руководства представляется чуть ли не как сенсация. При этом сама личность женщины вызывает повышенное внимание и воспринимается более критично, чем любой мужчина. Поистине горькая правда заключена в афоризме, что по сравнению с мужчиной женщина должна быть вдвое лучше, чтобы добиться вдвое меньшего.

     Заметим, что в Швеции – стране с одним из самых высоких в мире показателей степени участия женщин в экономической и политической жизни — доля женщин в парламенте достигает 42,7%, Финляндии – 33,5%, в Дании, Норвегии, Нидерландах – 36 – 37%. Понятно, что высокая эффективность скандинавской модели экономики определяется совокупным влиянием множества факторов, но, тем не менее, не является ли социальная направленность экономической политики на «всеобщее благоденствие» результатом именно женского участия в управлении?

     Скрытая дискриминация женского пола отчетливо  прослеживается при анализе управленческой литературы, где гендерный аспект занимает явно подчиненное положение. В подавляющей части трудов отечественных  и зарубежных экономистов как-то само собой подразумевается, что менеджер, специалист или подчиненный – обязательно мужчина и оценка поведения личности, анализ управленческих ситуаций, рекомендации по разработке управленческого решения, по этикету и прочему даются именно с мужских позиций. При этом особенности реакции женщины на внешнюю среду, мотивация ее поступков, личностные характеристики либо вообще замалчиваются, либо рассматриваются крайне ограниченно, в виде исключения из общепринятых правил. Употребляемые при этом выражения, например, «шеф в юбке», звучат весьма иронично. И даже президентская программа повышения квалификации управленческих кадров за рубежом практически полностью ориентирована на мужчин.

     Исследования  зарубежных специалистов также подтверждают выводы о гендерной дискриминации. По данным Э. Игли, по отношению к женщинам применяют «стеклянный потолок», который часто мешает им занимать посты руководителей проектов, выдвигаться в советы директоров и выполнять важные международные функции в компании. В 2000 г. женщины занимали только 6% директорских должностей в 500 крупнейших компаниях и получали за равносильный с мужчинам труд не более 70%.

     Хотя  вопрос о гендерных отличиях в  оплате труда и выходит за рамки данного исследования, приведем данные, подтверждающие дискриминацию женщин. В России в начале 90-х годов заработная плата женщин в среднем составляла 60 – 70% заработной платы мужчин, а в начале 2010., по данным ВЦИОМ, –  только 56%. Таким образом, средний размер заработной платы у женщин существенно меньше, чем у мужчин, причем этот разрыв имеет тенденцию к увеличению.

Информация о работе Гендерный аспект в управлении