Гендерные стереотипы

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 17:48, творческая работа

Описание работы

На протяжении всей человеческой истории мужчины старались быть более женственными, а женщины более мужественными, трудна дать однозначный ответ на то, что является причиной бритья бород у мужчин или ношение брюк у женщин. На мой взгляд, в современном обществе границы между полами все больше стираются, как в социальном плане, так и в биологическом. К слову современная порнография ориентирована только лишь на женское тело и по исследования британских социологов приведет к всеобщему возбуждению от женского тела, даже у женщин.

Работа содержит 1 файл

веревкин.docx

— 37.52 Кб (Скачать)

Государственный университет

гуманитарных  наук 

ИНСТИТУТ  СОЦИОЛОГИИ 

Работа студента 5 курса.

Верёвкина Олега 
 
 

Эссе  по дисциплине: «Гендерная социоолгия»

     На  тему: «Гендерные стереотипы» 
 

Дата сдачи
Оценка
Подпись преподавателя
Дата
 
 
 
 
 
 
 

Москва

2010 
 

      На  протяжении всей человеческой истории  мужчины старались быть более  женственными, а женщины более  мужественными, трудна дать однозначный  ответ на то, что является причиной бритья бород у мужчин или ношение брюк у женщин. На мой взгляд, в современном обществе границы между полами все больше стираются, как в социальном плане, так и в биологическом. К слову современная порнография ориентирована только лишь на женское тело и по исследования британских социологов приведет к всеобщему возбуждению от женского тела, даже у женщин.

      В своем эссе я попробую разобрать  понятие гендер и его стереотипизацию, и подумать о последствиях. 

      Гендер  и гендерное самосознание

      Пол – это определенность человека, возникающая из различной роли в  воспроизведении людей, сопровождающаяся первичными и вторичными половыми признаками и включающая в себя тип сексуальности  и половую идентичность. Примерно то же значение этого понятия предлагают отечественные и зарубежные толковые словари. «Пол – каждый из двух генетически  и физиологически противопоставленных  разрядов живых существ (мужчин и  женщин, самцов и самок), организмов». Пол (sex) – «физиологические, функциональные и психологические различия, которые  делят людей на мужчин и женщин». Половая принадлежность – это  важнейший признак человеческой телесности. Человек находится в  природе в первую очередь потому, что его тело есть природный, материальный феномен. Благодаря телу, мы не только имеем мир как объект, но и принадлежим  ему. Тело – это наша укорененность  в мире (М. Мерло-Понти). Таким образом, биологический пол есть понятие, которое характеризует главным  образом первичные и вторичные  физические признаки, характерные для  мужчин и женщин: органы размножения  и т. д. В отличие от пола, гендер – это определенность человека, возникающая в результате социокультурного наполнения полового диморфизма, имеющая  систему смыслосодержащих символов, включающая в себя полоролевые стереотипы, полоролевые нормы и гендерную идентичность. Это – определенный тип ментальности и тип социального поведения. Важнейшим признаком гендера является гендерное самосознание. Если термин «пол» используется для обозначения мужчин и женщин, то термин «гендер» осмысляется в категориях «мужественности» и «женственности». Признак пола делит людей на мужчин и женщин. Характерной особенностью этого признака является то, что им не только обладают, но и демонстрируют это обладание: телесные различия сами по себе не столь существенны, однако мужчины и женщины их постоянно акцентируют. Вместе с тем, уместно заметить, что каждый человек представляет собой определенный синтез черт мужественности и женственности как социально-ролевого плана, так и на уровне гендерного самосознания, при этом единство, взаимосвязь и взаимозависимость мужественности и женственности, мужской силы и женской красоты (мужской красоты и женской силы), создают особый нравственно-эмоциональный и эстетический фон, благоприятствующий общему развитию человека. Теоретически обоснованно рассматривать гендер, как комплексный механизм, как технологию, которая определяет субъект нормативности и регулирования того, кем должен стать человек в соответствии с социальными экспектациями. Вполне употребимо понятие «гендерные системы», которые включают в себя идеи, институты, поведение, формальные правила и другие социальные взаимодействия, приписываемые обществом человеку в соответствии с социокультурным полом. Пологендерный диморфизм был продемонстрирован в драматургической модели Э. Гофмана, который предложил интерпретировать процесс взаимодействия между мужчинами и женщинами как разновидность драматургического интеракционизма. В связи с этим исследователь вводит для описания социальных аспектов пола термин «гендерный дисплей»1, которым обозначает все культурные составляющие пола. Основу гендерного дисплея составляют социальные феномены институализации и ритуализации пола. Таким образом, гендер есть некая самоорганизующаяся система, включающая в себя конкретные символы, выработанные обществом в процессе своего развития, нормы и законы, регулирующие жизнь человека и общества, социальные институты, воплощающие в жизнь эти нормы, и, наконец, самоидентификацию личности, то есть понимание человеком самого себя и своего места в жизни общества, причем все это в нежесткой связи с его биологическим полом. Соглашаясь с призывами о необходимости осторожно вводить иностранные термины в отечественный научный лексикон, мы вместе с тем полагаем, что термин «гендер» необходим, он не является избыточным и не может быть заменен категорией «пол». Во-первых, он оправдал себя с концептуальной точки зрения, демонстрируя наглядно социокультурную, а не природную доминанту гендерной дифференциации. Во-вторых, и за пределами англоязычных стран уже сложилась традиция использования данного концепта – в нашей стране история его функционирования насчитывает уже около десяти – пятнадцати лет. В-третьих, гендерные исследования, показав возможность рассмотрения вопросов пола в более широком интеллектуальном контексте, связали их с анализом теории познания, экологических проблем, принципов организации господства и подчинения, способов конструирования картины окружающего мира и многих других. Нам представляется, что наиболее удобным и непротиворечивым в использовании терминов «пол» и «гендер» выглядит следующий подход к соотношению категорий: синонимом термина «гендер» является понятие социокультурного пола, где подчеркивается именно культурно-символическая составляющая данного феномена, а «пол» есть синоним «биологического пола». На наш взгляд, следует иметь ввиду, что эти термины обозначают скорее биологическую и социокультурную составляющие пола. Рассмотрим основные слагаемые термина гендер». Полоролевые стереотипы – это распределение прав и обязанностей в социальной сфере с учетом как половых различий, так и социокультурного разделения сфер маскулинности и феминности. Полоролевые нормы – это сложившиеся в обществе и предъявляемые индивиду стандарты (правила) выполнения социальных ролей во всех сферах социальной жизни. 

      Понятие и классификация  гендерных стереотипов.

      К представителям одного пола предъявляется  особый набор поведенческих норм и ожиданий, значительно отличающийся от требований к другому полу. Для этого используются специальные термины и слова, по-разному описывающие мальчиков и девочек, мужчин и женщин. Все это находит свое отражение в особых формах проявления общественного сознания - стереотипах.

      Традиционно, под словом стереотип понимают некую схему (клише), на основе которой происходит восприятие и оценка информации. Эта схема выполняет функцию обобщения некого явления, предмета или события, с ее помощью человек действует или производит оценку автоматически, не задумываясь.

      Понятие социального стереотипа означает способность человека обобщенно оценивать окружающий мир и служит основанием для его умозаключений и некритических выводов. Положительная функция социальных стереотипов состоит в том, что, действуя в условиях дефицита информации, они позволяют быстро реагировать на происходящие изменения, ускоряют процесс познания. Однако далеко не всегда социальный стереотип является отражением объективной реальности. Зачастую стереотипы оказывают консервативное воздействие, формируя в людях ошибочные знания и представления, которые, в свою очередь, негативно сказываются на процессах межличностного взаимодействия. Обобщение характеристик отдельных индивидов и распространение u1080 их на группу людей и явлений называется стереотипизацией. По мнению Э. Аронсона, «мыслить стереотипно – значит приписывать идентичные характеристики любому человеку в группе, не обращая внимания на реальные различия между членами этой группы» 2.

      Со  стереотипами различного рода мы часто  сталкиваемся в повседневной жизни, когда характеризуем того или  иного человека или группу людей  по каким-либо «общим» качествам  и свойствам. Например, суждение о  том, что «норвежцы спокойны и  медлительны, итальянцы экспрессивны и темпераментны», распространяется благодаря бытующим мнениям об особенностях «национального характера». Подобные суждения называют этническими стереотипами. Существуют расовые стереотипы, стереотипы в отношении представителей тех или иных профессиональных групп, носителей того или иного социального статуса. Например, «люди высшего класса более умные, чем из низшего сословия», или «все врачи – циники» и другие.

      Задумайтесь над тем, какие ассоциации возникают  у вас со словом «женщина»? А теперь – со словом «мужчина»? Наверняка, ваши ответы близки к тем, которые были получены в приведенном ниже примере. В рамках проекта «Влияние социальных факторов на понимание гендерных ролей», с целью выявления мнений о мужских и женских ролях было проведено групповое интервью.

      Его участники - жители Ташкента и Ферганы, обоих полов, разных возрастов и  разного уровня образования. На вопрос «Какие ассоциации возникают у вас  со словами «мужчина» и «женщина»?»  были получены следующие ответы. Слово  «женщина» чаще всего связывалось  с домом, материнством, домохозяйством, воспитанием детей и т.д. Понятие  же «мужчина» в большинстве случаев  ассоциировалось с функциями  опоры семьи и финансового  источника, ролями отца, воина и защитника  и т.п.

      Приведенный пример демонстрирует проявление так  называемых гендерных стереотипов, относящихся к различному восприятию и оценке качеств и свойств людей на основе их принадлежности к определенному полу.

      Рассмотрим  сначала само понятие гендерного стереотипа. По определению А.В.Меренкова, это «устойчивые программы восприятия, целеполагания, а также поведениячеловека, в зависимости от принятых в данной культуре норм и правил жизнедеятельности представителей определенного пола»3

      Другое  определение: «Гендерные стереотипы – это устойчивые для данного общества в данный исторический период представления о различиях между мужчинами и женщинами»4.

      Еще одно определение мы встречаем у  И.С.Клециной «Под гендерными стереотипами понимаются стандартизованные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское»5

        Итак, понятие «гендерные стереотипы»  подразумевают, во-первых, качества  и характеристики, с помощью которых  обычно описываются мужчины и  женщины. Во-вторых, в гендерных  стереотипах содержатся нормативные  образцы поведения, традиционно  приписываемые лицам мужского или женского пола. В третьих, в гендерных стереотипах  отражены обобщенные мнения, суждения, представления людей о том, чем же отличаются друг от друга мужчины и женщины. И, наконец, в-четвертых, гендерные стереотипы зависят от культурного контекста и той среды, в которой они находят свое применение.

      Все гендерные стереотипы можно разделить  на три группы.

      Первая  – стереотипы маскулинности / феминности (или фемининности). По-другому они называются стереотипами мужественности / женственности. Рассмотрим сначала, что означают понятия маскулинности (мужественности) и феминности (женственности). (В дальнейшем эти две пары понятий употребляются в тексте как синонимичные: мужественность – маскулинность, женственность – феминность).

      Основываясь на анализе значения термина «маскулинность», данное И.С.Коном можно следующим  образом описать значения, вкладываемые в понятия феминность и маскулинность.

      1. Понятия маскулинность и феминность  обозначают психические и поведенческие  свойства и черты, «объективно  присущие» (по выражению И.  Кона) мужчинам (маскулинность) или  женщинам (феминность).

      2. Понятия маскулинность и феминность  содержат различные социальные представления, мнения, установки и т.п. о том, какими являются мужчины и женщины, и какие качества им приписываются.

      3. В понятиях маскулинность и  феминность отражены нормативные  эталоны идеального мужчины и  идеальной женщины.

      Таким образом, гендерные стереотипы первой группы можно определить, как стереотипы, характеризующие мужчин и женщин с помощью определенных личностных качеств и социально-психологических свойств, и в которых отражены представления о мужественности и женственности. Например, женщинам обычно приписываются такие качества, как пассивность, зависимость, эмоциональность, конформность и др., а мужчинам – активность, независимость, компетентность, агрессивность и т.д. Как мы видим, качества маскулинности и феминности имеют полярные полюса: активность – пассивность, сила – слабость. По данным исследования Н.А.Нечаевой, традиционный идеал женщины включает такие свойства, как верность, преданность, скромность, мягкость, нежность, терпимость.

      Аналогичные результаты получены и в выпускной  работе студентки Национального  Университета, которая изучала идеальные  представления студентов о мужчине  и женщине. Так, большинство участников проведенного ею опроса отдало предпочтение свойствам и качествам, характеризующим  мужчину и женщину с традиционных позиций: женщина – мягкая, нежная, преданная, мужчина – активный, надежный, сильный6.

      Вторая  группа гендерных стереотипов связана с закреплением определенных социальных ролей в семейной, профессиональной и других сферах. Женщинам, как правило, в качестве основных отводятся семейные роли (матери, хозяйки, жены), а мужчинам – профессиональные. Как отмечает И.С.Клецина, «мужчин принято оценивать по профессиональным успехам, а женщин – по наличию семьи и детей».

      Внутри  отдельной сферы (например, семейной) набор ролей, приписываемых мужчине  и женщине, различен. В упомянутом выше исследовании «Влияние социальных факторов на понимание гендерных ролей» было опрошено 300 человек от 18 до 60 лет, и выявилась следующая дифференциация в распределении семейных обязанностей между супругами. Так, в качестве сугубо «женских» отмечались роли, связанные с уборкой в доме, приготовлением пищи, стиркой и глажением белья и мытьем посуды. Мужскими же функциями в семье, по мнению участников опроса, являются функции добывания денег, ремонтные работы по дому, вынос мусора. С утверждениями «Главное призвание женщины – быть хорошей женой и матерью» и «Мужчина – основной кормилец и глава семьи», отражающими традиционные представления о роли мужчины и женщины в семье, согласились более 90 % из числа всех опрошенных. Высказывания участников групповых интервью этого же исследования, продемонстрировали, что женщинам чаще всего отводится роль хранительницы семейного очага, которая, по мнению респондентов, «обеспечивает целостность семьи» и «поддерживает благоприятную атмосферу в доме». Мужчина же выполняет роль «опоры семьи», и эта роль имеет, скорее, руководящий характер: мужчина в семье занимается «постановкой стратегических целей», «управляет», «указывает», и, в целом, является «примером для подражания». При этом досуговые роли гораздо чаще приписываются мужчинам, чем женщинам (общение с друзьями за кружкой пива, отдых на диване, просмотр ТВ и газет, рыбалка, футбол и др.) Это было также подтверждено результатами исследования по изучению школьных учебников, которое показало, что мужские персонажи изображаются в ситуациях отдыха значительно чаще, чем женские7.

      Третья  группа гендерных стереотипов отражает различия между мужчинами и женщинами в занятиях определенными видами труда. Так, мужчинам приписываются занятия и профессии инструментальной сферы деятельности, имеющей, как правило, творческий или созидающий характер, а женщинам – экспрессивной сферы, отличающейся исполнительским или обслуживающим характером. Поэтому распространенным является мнение о существовании так называемых «мужских» и «женских» профессий.

      По  данным ЮНЕСКО, стереотипный перечень мужских занятий включает профессии архитектора, водителя, инженера, механика, исследователя и т.д., а женских – библиотекаря, воспитательницы, учительницы, телефонистки, секретарши и др. По мнению участников групповых интервью  исследования, в число «мужских» профессий входит большой набор специальностей промышленной, технической, строительной, военной, сельскохозяйственной и других сфер. Женщинам при этом традиционно отводятся занятия в сферах образования (учитель, воспитатель), медицины (врач, медсестра, акушерка), обслуживания (продавец, горничная, официантка). В научной сфере занятость мужчин связывается с естественными, точными, общественными областями, а женщин – преимущественно, с гуманитарными.

      Наряду  с подобным «горизонтальным» делением сфер труда на мужские и женские, существует и вертикальное деление, выражающееся в том, что руководящие должности в подавляющем большинстве занимают мужчины, а позиции женщин имеют подчиненный характер.

      Приведенная классификация гендерных стереотипов  не является исчерпывающей и, имея достаточно условный характер, предпринята для  простоты анализа. Из перечисленных  групп гендерных стереотипов  наиболее общими и универсальными являются стереотипы феминности/маскулинности. Стереотипы второй и третьей групп носят более частный характер, и охватывают, в большинстве случаев, семейную или профессиональную сферы.

      При этом описанные три группы гендерных  стереотипов тесно взаимосвязаны  между собой. По-видимому, можно выделить и другие виды гендерных стереотипов, используя различные основания  для их классификации.

      Функции гендерных стереотипов. Любые стереотипы выполняют определенные функции. Остановимся подробнее на функциях гендерных стереотипов. Итак, гендерные стереотипы реализуют следующие основные функции:

      • объяснительная функция,

Информация о работе Гендерные стереотипы